Философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:10, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Философия" на украинском языке

Работа состоит из  1 файл

Шпора - Стислий переказ першоджерел з філософії (2).doc

— 472.00 Кб (Скачать документ)

"У всех и. п. есть  свое твердое ядро. Мы должны, напрягая изобретательность, развивать уже имеющиеся или выдвигать новые "вспомогательные" гипотезы, кот. образуют защитный пояс вокруг ядра. Защ. пояс должен выдержать главный удар со стороны проверок, защищая окостеневшее ядро, должен приспосабливаться, переделываться им, даже полностью заменяться, если того требуют интересы обороны. Если все это дает прогрес. сдвиг, проблему и.п. можно считать успешной".

"Классич. пример такой  прогр. – теория тяготения  Ньютона."

"Нужно, чтобы каждый  шаг и.п. направлялся к увелич содерж., … содействовал последовательно прогресс. теор. сдвигу проблем"… Прогресс в целом должен рассмат-ся как дискретно прогресс. эмпирический сдвиг…Рац. решение состоит в том, чтобы не допустить "опровержениям" переносить ложность на твердое ядро до тех пор, пока подкрепленное эмпирически содержание защитного пояса вспомогат. гипотез продолжит увелич-ся.

"Если отрицат. эвристика  определяет "твердое ядро" программы,  кот. полагается неопровержимым, то полож. эвристика складывается  из ряда доводов, более или менее ясных, и предположений, более или менее вероятных, направленных на изменение и развитие "опровержимых" вариантов программы". нимание Ученого сосредоточено на конструировании "моделей, соответ. тем инструкциям, какие изложены в позитив. части его программы".

Далее Лакатос приводит пример и.п. Ньютона, изменение ее под влиянием "контрпримеров" ("аномалий"), превращение контрпримеров в  подкрепляющие примеры : планетарная  система с точечным центром –  Солнцем и единств. точеч. планетой., затем модель, где Солнце и планеты – массивные сферы, потом – модель с "вращающимися шарообразными сферами", модель деформированных планет.

"Методология научных  и.п. объясняет относительную автономию науки"

Далее Лакатос показывает диалектику полож. и отриц. эвристики  в в и.п. на примерах "программы физика Праута,  в основе кот. идея о том, что все атомы состоят из атомов водорода, и Бора с основ. идеей о том, что световое излучение произ-ся электроном, перескак-им с одной внутриатомной орбитали на другую". Праут утверждал, что "атомные веса чистых хим. элементов явл-ся целыми числами". "Лишь спустя 100 лет после выдвижения в 1815 г. эта прог-ма стала краеугольным камнем теории строения атомов".

"Непротиворечивость должна  оставаться важнейшим регулятивным  принципом, обнаружение противоречий должно рассм-ся как проблема. …Если цель науки – истина, наука должна добиваться непротиворечивости, отказываясь от нее, наука, отк-ся от истины. "

"И.п. квантовой теории  в целом была "привитой программой" (привитой к предметным прог-м,  находившимся в противоречии, напр., прог-ма Бора к физике Максвелла)".

Лакатос указ-т 3 типичных случая отношений между процессом развития прог-мы и проц-м эмпирических проверок:

  1. "Последовательные варианты Н1…Н3 успешно предсказали одни факты и не могут предсказать другие; затем Н4 предск-ет некоторые новые факты. Это классичечкий пример, когда теория и эксперимент шествуют рядом".
  2. Одинокий ученый (напр. Бор) разработал последов-ть Н1…Н4, но он публикует только Н4. Н4. проверяют, и данные подтверждаются. "Тогда теоретик… оказ-ся идущим далеко впереди экспериментатора; перед нами период относит. автономии теор. процесса".
  3. Все эмпир. данные известны, когда выдвиг-ся Н1…Н4. Эта последо-ть не выступит как прогрессивный сдвиг поблемы., ученый должен работать над новыми гипотезами.

Далее Лакатос  выдвигает требования непрерывности  роста "Непрерывность в науке, упорство в борьбе за выживание некоторых  теорий, оправданность некоего догматизма можно объяснить только тогда, когда  наука понимается актом борьбы и.программ, а не отдельных теорий"

"Мой подход  предполагает новый критерий  демаркации между "зрелой наукой" состоящей из и.программ, и "незрелой  наукой", состоящей из затасканного  образца проб и ошибок…Зрелая  наука состоит из и. программ, которыми предсказыв-ся не только ранее неизвестные факты, но и предвосхищаются новые вспомогательные теории. Она обладает эвристической силой….В требовании непрерывного роста заключена моя рационал. реконструкция широко распространенного требования "единства" или "красоты" науки".

"Там, где  Кун видит парадигмы, я вижу  исследовательские программы"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15   Девiд Лайон

Iнформацiйне  суспiльство :проблеми та iлюзiї.

 

   Iнф.суспiльство  виражає iдеї нової фази в  iсторичному розвитковi передових  країн.Процес iнформатизацiх не залишає недоторканою жодну сферу соц.активностi.

   Iнф.технологiя  породжує новi моральнi проблеми.Найважливiйша  проблеиа - статусу самої iнформацiї.Тут  постає питання щодо правильного  спiв.мiж даними, iнформацiєю ,знаннями i мудрiстю.

   Iнф.сус-во має як iдеологiчний так i утопiчний аспекти.

   По-перше iнф. сусп-во  ставить питання про новi соцiальнi обставини,але зовсiм не втому  ракурсi.

 По-друге, технологiчна  конвергенцiя, яка виражена в  поняттi «iнф.технологiя»  є важливим  в соц.i технологiчному планi,вимагає системного аналiзу.

   По-третє - в  мiркуваннях щодо «iнф.сус-ва»  слiд пам`ятати ,що технiчний  потенцiал не є чимось неминучим.  Процес технiчного розвитку не  може продовжуватись без зворотнього  включення людского фактора.

  По-четверте: пр-ма «iнф.сус-ва» є як полiтичною, так i аналiтичною.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.  Лосев А. Диалектика и здравый смысл

Аксиомы диалектики: - движение. Разнокачественное движение не отрицает  само движение. Даже покой  требует времени, которое                                         движется.

- покой.Человек  движется с одной стороны; но остаёт одним и тем же человеком.

  • подвижной покой (ядро диалектики) Всему, что существует и мыслится, обязательно свойственный подвижной покой, можешь ли ты что- нибудь возразить.

Всё существующее и мыслящее обязательно есть всегда и всюду самотождественное различие. Таким образом, всё является подвижным покоем и самотождественным различием.    -  единство противоположностей

Вещь – неделимое  и нечленимое единство всех своих  признаков (стол), как бы они не относились к другим предметам, тоесть какими бы они ни были по отношению друг к другу противоположностями (стул, шкаф)

Признаки отражают на себе смысл целого, признаками которого являются, теряя свою противоположность. Таким образом, всё существующее (а значит и всё мыслимое) есть единство противоположностей.  Мир, взятый в целом, тоже есть сначасо единство всех своих внутренних противоположностей, а уже потом и все эти противоположности, но взятые в свете целого. Мир, как и вещь – неделимое единство всех составляющих его признаков, свойств, частей, явлений.

  • единство противоположностей, определённым образом направленное. Специфика стола в жизненной предназначености.
  • единство и борьба противоположностей.

Борьба – частное  выражение единства вообще, единство более сложное.

  • единство и борьба противоположномтей обязательно требует  такого становления, когда из простого количественного назревания возникают всё новые и новые количества, необяснимые.

Вечное становление  количественно – качесвенных  структур есть одновременно постоянная борьба, і. е. сплошное противоборство.

Наличие разума в живом  существе делает человека носителем  вісших ценностей. Разумность человека понимается как общественноличная  ценность. Человек есть личность, носитель личніх ценностей, и человек есть общество      ( взаимодействие личностей образует общество ).

Человека нет без  личности, личности без общества, общества без истории. Ч. – продукт исторического  развития, сгусток общественно- исторических отношений.  Таким образом, исторический процес развивается в виде постоянной смены количественно- качественных структур, і.е.в виде еволюционно-революционных изменений.

  • Абсолютное и относительное.

Человек и история  человека – вечная пр-ма свободы – диалектика свободы и необходимости, безусловно достижимая в каждый условный и относительный момент человеческой жизни.

Таким образом, абсолютная истина, как обсолютная свобода есть модель, программа и закон для  всякой потносительной единичности, кот. Каждій раз по своему решает свою историч. данную про неё программу абсол. и общечеловеч. освобождения. Всякая здравая диалектика – опіт решения вопроса об общечеловеч. освобождении.    Диалектика не сводится к релятивизму, т.е. признаёт относительность всех наших знаний не в смісле отрицаний обчект. знаний, а в смісле историч. условности пределов приближений наших знаний к єтой истине.

Подвижной покой  в своём максимально зрелом развитии оказівается единичной и относительной  свободой человекаи абсолютной истиной  общечеловеч. освобождения.

 

 

 

 

 

 

 

17.  Мамардашвили К. Мысль под запретом

(Беседы с  А. Энельбауэм)

Эти беседы записаны в форме диалога.

М.М. …А говорить о том, как я научился мыслить, как я стал мыслителем, было бы, наверное, самонадеянно; я скажу о себе скромнее – я пытаюсь мыслить, ни один человек не может знать, мыслит ли он на самом деле. Мышление требует почти сверхчеловеческого усилия, оно не дано человеку от природы, оно только может состоятся – как своего рода пробуждение или кра-воспоминание – в силовом поле между человеком и символом.

…Бессмертие –  это слово, речь; это искра воскресения  мертвого человека, это факт или  акт длящийся по сей день. Речь есть вечный акт, в котором мы участвуем  постольку, поскольку мы люди. Что  значит “поскольку мы люди?” Я питаюсь  показать, что человек – существо, не являющееся продуктом природы: природа не производит людей. По-настоящему мы рождаемся только во втором рождении. Второе рождение происходит там, где потенциальный человек сочетается с символом, и энергия этого сочетания, то есть усилие над самим собой, порождает в человеке человека. У Данте есть прекрасные слова о том, что рождение, как таковое не имеет души.

А.Е. А что  даёт ему душу?.

М.М. Речь!

М.М. …Человек существо идущее издалека. Человек – долгое существо; он выковывает себя во времени. Вся жизнь – это усилие во времени. усилие удержатся над некой исторической, человеческой точке. То что было философским движением моей юности можно свести к такой идее: Иисус Христос мог родиться сколько угодно раз, но если в один прекрасный день он не родится в тебе, ты погиб. Вы понимаете нет способа убить жизнь. Самый свирепый, самый тоталитарный режим, каким был режим советский, не сравнить в своей жестокости с нацистским, не смог искоренить жизнь.

ММ… вы не можете представить насколько привлекательно бывает простота тоталитарного мышления. Этот повсюду разлитый незаметный яд действует куда эффективнее грубой цензуры и прямого преследования. Он разъедает человека изнутри, проникая в подкору мозга.

А.Е. Вы открыли  для себя жизнь с помощью французких книг.

М.М … Жизнь  не только животное и материальное существование; это прежде всего  поиск смысла. Французы вносят в  мир свой вкус, свои прихоти и  капризы. Без каприза не будет  жизни вообще.

М.М… философия  считает себя одновременно мудростью  и искусством жить. Вершина этого искусства в том, чтобы жить «кстати».

М.М… Тоталитарное общество это мир незавертоппостей, это гигантская гробовая крышка, под  которой задыхаются пеудодутанные  мысли, неиспытанные чувства, непонятный смысл, неизваеченный опыт. Сам язык тоталитарного общества исключает возможность пробуждения. Ты можешь прожить и умереть, так и не обнаружить, что же было твоим чувством. У тебя были собственные чувства, но ты ни разу их не почувствовал; у тебя были свои мысли но ты их так и не додумал, был свой опыт – но ты не осмыслил его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18   С.Б. Крымский.

Контуры духовности: новые контексты идентификации

  Проблема  духовности начинает в современной  литературе вытеснять идеологические  претензии мировоззренческой проблематики. Ведь эти проблемы не только пересекаются, но и серьезно различаются по своему предметному полю.

Духовность не тождественна духовной жизни общества. Она выступает как способ самостроительства  человека, как выход к высшим ценностным инстанциям …….. и её менталитета, как призыв к свершению того, что не свершается естественным путём. Духовность – это способность переводить универсум внешнего бытия во внутреннюю вселенную личности на этической основе, способность создавать там внутренний имр, благодаря которому реализуется себе тождественность человека, его свободы от жестокой зависимости перед постоянно меняющимися ситуациями.

Информация о работе Философия