Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Философия" на украинском языке
"У всех и. п. есть свое твердое ядро. Мы должны, напрягая изобретательность, развивать уже имеющиеся или выдвигать новые "вспомогательные" гипотезы, кот. образуют защитный пояс вокруг ядра. Защ. пояс должен выдержать главный удар со стороны проверок, защищая окостеневшее ядро, должен приспосабливаться, переделываться им, даже полностью заменяться, если того требуют интересы обороны. Если все это дает прогрес. сдвиг, проблему и.п. можно считать успешной".
"Классич. пример такой прогр. – теория тяготения Ньютона."
"Нужно, чтобы каждый шаг и.п. направлялся к увелич содерж., … содействовал последовательно прогресс. теор. сдвигу проблем"… Прогресс в целом должен рассмат-ся как дискретно прогресс. эмпирический сдвиг…Рац. решение состоит в том, чтобы не допустить "опровержениям" переносить ложность на твердое ядро до тех пор, пока подкрепленное эмпирически содержание защитного пояса вспомогат. гипотез продолжит увелич-ся.
"Если отрицат. эвристика
определяет "твердое ядро" программы,
кот. полагается
Далее Лакатос приводит пример и.п. Ньютона, изменение ее под влиянием "контрпримеров" ("аномалий"), превращение контрпримеров в подкрепляющие примеры : планетарная система с точечным центром – Солнцем и единств. точеч. планетой., затем модель, где Солнце и планеты – массивные сферы, потом – модель с "вращающимися шарообразными сферами", модель деформированных планет.
"Методология научных и.п. объясняет относительную автономию науки"
Далее Лакатос показывает диалектику полож. и отриц. эвристики в в и.п. на примерах "программы физика Праута, в основе кот. идея о том, что все атомы состоят из атомов водорода, и Бора с основ. идеей о том, что световое излучение произ-ся электроном, перескак-им с одной внутриатомной орбитали на другую". Праут утверждал, что "атомные веса чистых хим. элементов явл-ся целыми числами". "Лишь спустя 100 лет после выдвижения в 1815 г. эта прог-ма стала краеугольным камнем теории строения атомов".
"Непротиворечивость должна
оставаться важнейшим
"И.п. квантовой теории
в целом была "привитой программой"
(привитой к предметным прог-м,
Лакатос указ-т 3 типичных случая
отношений между процессом
Далее Лакатос
выдвигает требования непрерывности
роста "Непрерывность в науке,
упорство в борьбе за выживание некоторых
теорий, оправданность некоего
"Мой подход
предполагает новый критерий
демаркации между "зрелой
"Там, где Кун видит парадигмы, я вижу исследовательские программы"
15 Девiд Лайон
Iнформацiйне суспiльство :проблеми та iлюзiї.
Iнф.суспiльство
виражає iдеї нової фази в
iсторичному розвитковi
Iнф.технологiя
породжує новi моральнi
Iнф.сус-во має як iдеологiчний так i утопiчний аспекти.
По-перше iнф. сусп-во
ставить питання про новi
По-друге, технологiчна конвергенцiя, яка виражена в поняттi «iнф.технологiя» є важливим в соц.i технологiчному планi,вимагає системного аналiзу.
По-третє - в
мiркуваннях щодо «iнф.сус-ва»
слiд пам`ятати ,що технiчний
потенцiал не є чимось
По-четверте: пр-ма «iнф.сус-ва» є як полiтичною, так i аналiтичною.
16. Лосев А. Диалектика и здравый смысл
Аксиомы диалектики:
- движение. Разнокачественное движение
не отрицает само движение. Даже покой
требует времени, которое
- покой.Человек движется с одной стороны; но остаёт одним и тем же человеком.
Всё существующее и мыслящее обязательно есть всегда и всюду самотождественное различие. Таким образом, всё является подвижным покоем и самотождественным различием. - единство противоположностей
Вещь – неделимое и нечленимое единство всех своих признаков (стол), как бы они не относились к другим предметам, тоесть какими бы они ни были по отношению друг к другу противоположностями (стул, шкаф)
Признаки отражают на себе смысл целого, признаками которого являются, теряя свою противоположность. Таким образом, всё существующее (а значит и всё мыслимое) есть единство противоположностей. Мир, взятый в целом, тоже есть сначасо единство всех своих внутренних противоположностей, а уже потом и все эти противоположности, но взятые в свете целого. Мир, как и вещь – неделимое единство всех составляющих его признаков, свойств, частей, явлений.
Борьба – частное выражение единства вообще, единство более сложное.
Вечное становление количественно – качесвенных структур есть одновременно постоянная борьба, і. е. сплошное противоборство.
Наличие разума в живом существе делает человека носителем вісших ценностей. Разумность человека понимается как общественноличная ценность. Человек есть личность, носитель личніх ценностей, и человек есть общество ( взаимодействие личностей образует общество ).
Человека нет без личности, личности без общества, общества без истории. Ч. – продукт исторического развития, сгусток общественно- исторических отношений. Таким образом, исторический процес развивается в виде постоянной смены количественно- качественных структур, і.е.в виде еволюционно-революционных изменений.
Человек и история человека – вечная пр-ма свободы – диалектика свободы и необходимости, безусловно достижимая в каждый условный и относительный момент человеческой жизни.
Таким образом, абсолютная истина, как обсолютная свобода есть модель, программа и закон для всякой потносительной единичности, кот. Каждій раз по своему решает свою историч. данную про неё программу абсол. и общечеловеч. освобождения. Всякая здравая диалектика – опіт решения вопроса об общечеловеч. освобождении. Диалектика не сводится к релятивизму, т.е. признаёт относительность всех наших знаний не в смісле отрицаний обчект. знаний, а в смісле историч. условности пределов приближений наших знаний к єтой истине.
Подвижной покой
в своём максимально зрелом развитии
оказівается единичной и
17. Мамардашвили К. Мысль под запретом
(Беседы с А. Энельбауэм)
Эти беседы записаны в форме диалога.
М.М. …А говорить о том, как я научился мыслить, как я стал мыслителем, было бы, наверное, самонадеянно; я скажу о себе скромнее – я пытаюсь мыслить, ни один человек не может знать, мыслит ли он на самом деле. Мышление требует почти сверхчеловеческого усилия, оно не дано человеку от природы, оно только может состоятся – как своего рода пробуждение или кра-воспоминание – в силовом поле между человеком и символом.
…Бессмертие – это слово, речь; это искра воскресения мертвого человека, это факт или акт длящийся по сей день. Речь есть вечный акт, в котором мы участвуем постольку, поскольку мы люди. Что значит “поскольку мы люди?” Я питаюсь показать, что человек – существо, не являющееся продуктом природы: природа не производит людей. По-настоящему мы рождаемся только во втором рождении. Второе рождение происходит там, где потенциальный человек сочетается с символом, и энергия этого сочетания, то есть усилие над самим собой, порождает в человеке человека. У Данте есть прекрасные слова о том, что рождение, как таковое не имеет души.
А.Е. А что даёт ему душу?.
М.М. Речь!
М.М. …Человек существо идущее издалека. Человек – долгое существо; он выковывает себя во времени. Вся жизнь – это усилие во времени. усилие удержатся над некой исторической, человеческой точке. То что было философским движением моей юности можно свести к такой идее: Иисус Христос мог родиться сколько угодно раз, но если в один прекрасный день он не родится в тебе, ты погиб. Вы понимаете нет способа убить жизнь. Самый свирепый, самый тоталитарный режим, каким был режим советский, не сравнить в своей жестокости с нацистским, не смог искоренить жизнь.
ММ… вы не можете
представить насколько
А.Е. Вы открыли для себя жизнь с помощью французких книг.
М.М … Жизнь не только животное и материальное существование; это прежде всего поиск смысла. Французы вносят в мир свой вкус, свои прихоти и капризы. Без каприза не будет жизни вообще.
М.М… философия считает себя одновременно мудростью и искусством жить. Вершина этого искусства в том, чтобы жить «кстати».
М.М… Тоталитарное общество это мир незавертоппостей, это гигантская гробовая крышка, под которой задыхаются пеудодутанные мысли, неиспытанные чувства, непонятный смысл, неизваеченный опыт. Сам язык тоталитарного общества исключает возможность пробуждения. Ты можешь прожить и умереть, так и не обнаружить, что же было твоим чувством. У тебя были собственные чувства, но ты ни разу их не почувствовал; у тебя были свои мысли но ты их так и не додумал, был свой опыт – но ты не осмыслил его.
18 С.Б. Крымский.
Контуры духовности: новые контексты идентификации
Проблема
духовности начинает в
Духовность не тождественна духовной жизни общества. Она выступает как способ самостроительства человека, как выход к высшим ценностным инстанциям …….. и её менталитета, как призыв к свершению того, что не свершается естественным путём. Духовность – это способность переводить универсум внешнего бытия во внутреннюю вселенную личности на этической основе, способность создавать там внутренний имр, благодаря которому реализуется себе тождественность человека, его свободы от жестокой зависимости перед постоянно меняющимися ситуациями.