Философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2011 в 23:05, курс лекций

Описание

Учебное пособие написано в соответствии с новыми требованиями, содержащимися в государственных образовательных стандартах.
Рассмотрены вопросы истории философии, общетеоретическая основа философии и логика социальной философии.

Содержание

От составителя ………………………………………………………4
Тема 1. Философия, ее проблемы и роль в обществе……………….5
Тема 2. Возникновение философии. Античная философия ……….11
Тема 3. Философия Средневековья…………………………………..24
Тема 4. Философия эпохи Возрождения…………………………….34
Тема 5. Наука и философия Нового времени………………………..47
Тема 6. Немецкая классическая философия………………………...55
Тема 7. Русская философия XIX – XX вв…………………………...64
Тема 8. Возникновение и сущность
марксистской философии…………………………………...75
Тема 9. Главные направления современной западной
философской мысли ……………………………………….81

Работа состоит из  1 файл

Сборник философия ч1.doc

— 407.00 Кб (Скачать документ)

     Созданное трудами Галилея, Кеплера,  Декарта, Ньютона и других выдающихся  ученых  XVII в. опытное естествознание спустя два столетия стало ведущим фактором не только технического, но и социального прогресса. Естественно, что назрела потребность его философского осмысления. Начало складываться особое направление мысли – философия науки. Одной из школ  этого направления является позитивизм, получивший в XIX и особенно в ХХ в. широкое распространение  и оказавший заметное влияние на ряд отраслей культуры. В позитивизме выделяются четыре исторических этапа. «Первый» позитивизм возник в 30-е гг. XIX в. Его основоположником является О. Конт. Видными представителями этого течения были Г.Спенсер и Д.С.Милль в Англии, П.Л.Лавров и Н.К.Михайловский в России. «Второй» позитивизм сформировался в конце XIX в.  в связи с начавшейся революцией в физике, которая поставила ряд новых философских проблем, требовавших решения. Он получил название эмпириокритицизма, или махизма (по имени главы этой школы австрийского физика Э.Маха). Идеи махизма разделяли многие видные физики  начала ХХ-го в. (А.Пуанкаре, В.Оствальд, П.Дюгем и др.).  «Третий» позитивизм, или неопозитивизм, сложился  в 20-е годы  на основе деятельности Венского кружка по философии науки (М.Шлик, Р.Карнап, Л.Витгенштейн и др.). В нем выделяют две стадии: логическую (20 – 40-е гг.)  и лингвистическую (40 -60-е гг.). И, наконец, «четвертый» позитивизм – постпозитивизм – получил распространение в 60-е гг., хотя основополагающая работа К.Поппера была опубликована еще в 30-е гг. К этому  течению принадлежали Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд, М.Полани и др.

 Несмотря  на существенные различия исторических форм позитивизма, им  присущи общие  черты. Главное, что их объединяет, - это критика «метафизики», под  которой они понимают не только философское  знание, но и вообще все донаучные  и вненаучные виды знания (мифы, религии, народные приметы, обыденные представления). Провести демаркационную линию между наукой и метафизикой – вот задача позитивизма.Что же такое метафизика и что такое наука, в чем их различие? Метафизика, или первая философия, или онтология -  это учение о предельных основаниях бытия, учение о сущем, о субстанции мира, о первоначалах или первопричинах мира. Постижение таких начал осуществимо лишь путем умозрения, которое имеет внеопытный характер. В противовес метафизике естествознание Нового времени основывается на опыте, то есть наблюдении и эксперименте. Поэтому позитивисты как представители эмпиризма в теории познания объявили научным, то есть положительным (позитивным) только такое знание, которое имеет опытный характер, а все попытки раскрыть сущность и причины вещей объявили псевдонаучными. Наука, по мнению позитивистов, должна  выполнять две социально значимые функции: описание явлений и их предсказание. Вопросы типа «почему», «в чем сущность» в принципе недоступны науке и должны быть из нее изгнаны как метафизические. Таким образом, ценность традиционной философии для науки отрицается, поскольку «наука сама себе философия». Задача философии - лишь  обобщение знаний, даваемых частными науками, их систематизация. Эти радикальные взгляды на философию, сложившиеся у первых позитивистов, были смягчены в дальнейшем. В компетенции философии осталось решение логико-гносеологической проблематики науки, в частности, проблемы критериев истинности научного знания.        

     Неопозитивизм, сводивший задачи философии науки к логическому, а затем лингвистическому анализу языка науки, сформулировал  принцип верифицируемости научного знания. По мнению представителей этой школы, любое  знание можно представить в виде предложений, констатирующих отдельные факты, т.е.  указывающих на существование предмета или его свойства, или отношения между предметами. Такие предложения называются протокольными. Каждое протокольное предложение можно подтвердить или опровергнуть опытным путем. Предложение, не допускающее подобной проверки, не является научным, хотя и может быть осмысленным. Таким образом, верифицируемость (подтверждаемость) знания    кажется достаточно сильным критерием научности. Но этот критерий неприменим к суждениям общего характера, например, теоретическим высказываниям (математика, теоретическое естествознание). Заметим, что подтверждаться могут и далекие от науки суждения (предсказания астрологов, гадалок и пр.). Поэтому в постпозитивизме был введен критерий фальсифицируемости знаний.  Автор этого критерия К.Поппер выдвинул идею опровержимости любой научной теории. Другими словами, всякая теория – это всего лишь гипотеза. Это следует из того, что любое научное высказывание имеет границы применимости, и применение его к явлениям, выходящим за эти границы, покажет его несостоятельность. Например, применение законов классической механики к движениям с околосветовой скоростью приводит к противоречиям. Для описания таких процессов потребовалось создать релятивистскую механику.  Согласно Попперу, ученый должен стремиться не к подтверждению гипотезы, так как сколько бы мы ни ставили опытов по ее подтверждению, мы все равно не сможем перебрать бесконечное число частных случаев; напротив, ученый  должен подвергать ее все более строгим проверкам, и пока гипотеза не приводит к противоречиям, ее можно считать приемлемой, если же она не выдерживает проверок, от нее следует отказаться и заменить новой. Принцип фальсифицируемости является более сильным критерием научности, однако его практическое применение также наталкивается на большие трудности. В частности, опытной проверке можно подвергнуть частное суждение, а научные теории – это суждения общие. Недостатком обоих критериев является то, что все формы позитивизма, включая неопозитивизм и постпозитивизм, тяготеют к одностороннему представлению о науке только как об эмпирической деятельности, недооценивая теоретическую ступень научного познания.  

 В современной  западной философии существует несколько  религиозных направлений: неоавгустинианство (развивающее концепцию христианского богослова Августина Блаженного о божественной предопределенности всемирной истории), неопротестантизм (противополагающий всесилие бога низменности, ограниченности и неустранимой греховности человека), персонализм (признающий личность высшей духовной ценностью, но трактующий ее сущность и постижение лишь в причастности к божественной субстанции), нетомизм (рационализирующий богословие, подводя философский фундамент под религиозные догматы).

     Наиболее распространенным и  влиятельным является неотомизм, возведенный  в ранг официальной доктрины  католицизма в последней трети XIX в. К числу его признанных представителей относятся Ж.Маритен, Э.Жильсон (Франция), К.Раннер (ФРГ), Г.Веттер (Австрия), К.Войтыла (Польша).

      Неотомизм представляет собой  обновленный вариант томизма, учения средневекового  философа Томаса Аквинаса (Фомы Аквинского), который сочетал идеи Аристотеля с христианскими догматами.  

    Теоретики неотомизма полагают, что поднимаются над полярностью  материализма и идеализма и  создают принципиально новую философскую концепцию, называя ее «реализмом», поскольку она базируется на признании двух реальностей: материального мира и бога. Но эти реальности, по их мнению, неравноценны. Мир не мог возникнуть спонтанно. Материя пассивна и нуждается в активном начале. Поэтому сам факт существования мира с присущей ему целесообразностью ориентирует на признание творца. Таким образом, проблема бытия решается с позиций  объективного идеализма.

   В этом же русле рассматривается   вопрос о происхождении и сущности человека, с заметной переориентацией от трансцендентного к земному. Первостепенное значение приобретает проблема существования человека (в чем можно видеть некоторое сходство с экзистенциализмом). Если в томизме основные интересы были сосредоточены на космологии, на   соотнесении бога и мира, то сейчас  акцентируется внимание на взаимоотношениях бога и человека, человека и мира, личности и общества. Человек рассматривается не только в его отношении к богу и церкви,  но и в земном бытии. Антропологически ориентированные неотомисты в сферу своих исследований включают психологические, нравственные, межличностные отношения. Выдвигается тезис о том, что участие в земных делах вполне совместимо с верой в бога, так как бог вложил в человека творческий потенциал. Доминирующей становится идея преодоления разрыва между человеком и богом. Неотомисты не призывают к аскетизму и отречению от реальности, а пытаются найти  точки соприкосновения между божественным и человеческим. Появилась новая методологическая схема, основанная на триединстве бога, церкви и человека. Она конструируется на  признании взаимной связи и взаимообусловленности составляющих ее компонентов.

    Для антропологических концепций  неотомистов  характерно признание  социальной активности человека, популяризация идеи служения не только богу, но и человеку, т.е. факт обретения бога не означает отчуждения человека от мира. Иными словами, в их трактовке бытия  человека очевидна переоценка ценностей, ведущая к признанию необходимости синтеза христианских идей и исторических реалий. А это в свою очередь определяет магистральную линию современной  теологии – повсеместное внедрение религии в общественную жизнь, т.е. делается поворот от «теоретической теологии» к «практической».

     Для этой цели используется философский категориальный аппарат, «корректируются» законы диалектики. Так, рассматривая действие закона единства и борьбы противоположностей, нетомисты дают ему весьма оригинальную интерпретацию, противопоставляя диалектике аналектику – своеобразное толкование противоречий, которые якобы характеризуются не борьбой, а гармонией, опосредствованием, взаимодействием. Так, Лаксбринк и Огирман полагают, что открыли закон «сходства различий», суть которого сводится к признанию доминирующей роли сходства при анализе соотношения противоположностей. Абсолютизируя единство, общность, считая их первичными свойствами бытия, они трактуют различие как вторичное, производное, из чего делается совершенно необоснованный вывод о том, что источник возникновения различий находится вне пределов бытия, а следовательно,  нет возможности воздействовать на него. Иерархическая структура бытия также выводится при искажении соотношения бесконечного и конечного: бесконечный бог и сотворенные им конечные предметы  составляют исходный элемент мироздания. Неотомисты пытаются применить свою методологию и прежде всего аналектику к анализу общественной жизни, подчеркивая необходимость сглаживания  как идеологических, так и социальных  противоречий, но отнюдь не поисков путей их ликвидации.

    Онтологические принципы философии  неотомизма детерминируют гносеологические. Главная цель познавательной  деятельности человека  усматривается  в постижении божественной субстанции. Но поскольку бог находится   за пределами досягаемости, то  познание его обычными средствами невозможно. Отсюда делается вывод: что недостижимо разумом, постигается верой (бытие бога, присущие ему атрибуты, истины откровения). Познание же мира, являющегося воплощением премудрости господней, человек осуществляет благодаря разуму. Следовательно, неотомисты считают веру и разум двумя сторонами единого процесса познания, возрождая таким образом средневековую концепцию двойственной истины, полагая, что философия и в современных условиях должна быть связующим звеном между истинами науки и откровения, т.е. истинами, открытыми человеку богом. (См. об этом более подробно тему 3  данного пособия: обоснование Ф.Аквинским  роли философии как «служанки богословия» и его «рациональные доказательства» бытия бога).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Учебное издание 
 

Александр Леонтьевич Жуланов, Лилия Евгеньевна Зиновьева,

Михаил  Федорович Калашников (ответственный  редактор),

Елена Михайловна Калашникова, Александра Анатольевна  Краузе,

Владимир  Львович Семенов, Татьяна Анатольевна  Сыпачева.  
 
 

ФИЛОСОФИЯ 
 

Учебное пособие 

для студентов  педагогических вузов

заочной формы обучения

второе  издание 
 
 

Редакторы – Л.П. Сидорова, Л.Г. Подорова

Технический редактор – Е.Е. Покровская

Компьютерная  верстка А.А. Краузе 

ИБ № 110 

Изд.лиц. ИД № 03857 от 30.01.2001.

Подписано в печать 26.11.2003. Формат 60х84 1/16.

Бумага  типографская. Печать ризография.

Усл. печ.л.  12,0.   Уч.-изд.л. 11,0.

Тираж 150 экз. Цена договорная.

Заказ № 

Редакционно-издательский отдел

Пермского государственного педагогического  университета.

614990,  г.Пермь, ул.Сибирская, 24, корп. 2, ауд.71, тел.306-112. 

Отпечатано  на ризографе ПГПУ 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Философия