Конспект лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций

Описание

Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:

Работа состоит из  1 файл

Конспект по философии.docx

— 389.57 Кб (Скачать документ)

14. В XX в. обнаружилось, что разум  не смог обеспечить гармонию  и порядок в мире, не предотвратил  мировые войны, экологические  и демографические трудности.  В условиях "переходного" состояния общества возникло ощущение безопорности во всех сферах жизни: в экономике, политике, морали и т. д. Во всепоглощающем плюрализме исчезла иерархия ценностей. Постмодерн в философии XX в. привел к отказу от парменидовой идеи бытия, где все изменяемое выводилось из неизменного, и востребовал гераклитовскую версию бытия (все течет, изменяется, движется). Современное мировоззрение ориентировано на восприятие жизни как она есть, в ее повседневности и обыденности.

  Бытие является философской  категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо  от сознания, воли и эмоций  человека. Проблема трактовки бытия  и соотношения его с сознанием  стоит в центре философского  мировоззрения. Можно вычленить  несколько периодов в трактовке  бытия. 

Первый период – мифологическое истолкование бытия.

Второй этап связан с рассмотрением  бытия «самого по себе» (натуралистическая  онтология).

Третий период начинается с философии  И. Канта. Бытие рассматривается  как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека. В ряде направлений современной  философии делается попытка переосмыслить  онтологический подход к бытию, который  исходит уже из анализа человеческого  существования. Существо развития научного и философского знания заключается  в том, что человек все более  сознает себя как субъекта всех форм своей деятельности, как творца своей  социальной жизни и форм культуры.

В истории философии первую концепцию  бытия дали древнегреческие философы 6 – 4 веков до нашей эры – десократики. Для них бытие совпадает с  материальным, неразрушимым и совершенным  космосом.

В эпоху Возрождения получил общее признание культ материального бытия, природы, телесного. Возникает трактовка бытия как объекта, противостоящего субъекту как косной реальности, которая подчинена слепым, автоматически действующим законам (например, принципу инерции) и не допускает вмешательства каких-либо внешних сил.

Период классической науки и  философии можно охарактеризовать как период натуралистически-объективистских  концепций бытия, где природа  рассматривается вне отношения  к ней человека, как некоторый  механизм, действующий сам по себе.

Установка на рассмотрение бытия как  продукта деятельности духа характерна и для философии конца XIX –  начала XX веков. Основная тенденция  в развитии представлений о бытие  совпадает с тенденцией развития научного знания, которое преодолевает как натуралистичски-объективистскую  трактовку бытия, так и субстанциальный  подход к нему. Это выражается, в  частности, в широком проникновении  в научное мышление таких категорий, как функция, отношение, система  и т. д. Это движение науки во многом  было подготовлено критикой представлений  о бытие как субстанции, осуществленной в гносеологии, например, в работах  немецкого философа-неокантианца Э. Кассирера.

 

  1. Основные формы и диалектика бытия.

Основные формы бытия:

1) С одной стороны существуют  неизменные формы бытия (метафизическая  действительность): геометрические  формы, математические и т.д.  и изменяемая форма бытия, которая  связана прежде всего с материальным  миром, причем эта форма находится  в изменении. Сфера информации, сфера знаний. 2) Существует материальная  и идеальная форма. Существуют  также синтетические формы бытия. 3) Выделяются как реальные формы  так и гипотетические (представленные  только в сознании человека). К  реальным формам относят: природу,  человечество, сам человек, биотехнический  мир («вторая природа»), а также  это 3-я форма называемая экологической.  В совокупности реальные формы  бытия составляют для человека 1-ю вселенную». «2-я вселенная»  представлена в гепотетических  формах бытия (от сл. Гипотеза). Это также мировой дух, неземные  цивилизации, бог, мистическая  реальность, духовная оболочка, порождаемая  единым человечество. Вывод: реальные  и гипотические формы бытия  в совокупности представляют  для человека мировой  закон  расширения вселенной.

   Отбросив мистическое и обобщив ценное в истории философии по проблеме сущего (сущее - субъект всякого бытия, абсолютное первоначало), мы приходим к следующему смыслу категории бытия:

1. "Полагание (существование,  бытийствование) вещей" здесь  и везде, теперь и всегда, с  внутренне присущими им свойствами.

2. Единство многообразного мира  заключается в общности законов  и категорий диалектики независимо от того, материальны или идеальны явления мира. Смысл бытия выражается в противоречии конечного и бесконечного, общего и отдельного, целого и части, возможности и действительности, необходимого и случайного и т. д.

3. Беспредельное существование  мира как разнообразного целого  есть сочетание изменчивых и  относительно стабильных вещей  и состояний. Рефлексия над  изменчивостью привела к появлению понятия времени, выражающего движение, становление бытия конечных вещей и существ и их превращение в относительное небытие. Выделяются уровни бытия - актуальное и потенциальное, которые предстают как взаимообусловливающие стороны единого бытия. В современном понимании актуальное - это наличное бытие в данном пространственно-временном интервале. Потенциальное бытие содержит в себе возможности реализации в зависимости от условий.

Различают виды бытия - объективную  и субъективную реальности. Первая охватывает все то, что существует вне и независимо от сознания. Объективная реальность предпослана сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей. Нарушение объективных законов оборачивается негативными последствиями, вплоть до катастрофических. Субъективная реальность есть сознание, мышление, духовный мир человека. Человеческая мысль, порождаемая реальностью, сама входит в ее состав и динамику, не растворяется в реальности без остатка. Субъективное есть элемент познавательного и ценностно-практического отношения человека к миру. Уникальность, активность, творчество, свобода, сознательный выбор, воля, способность создавать социально значимые цели и идеалы и т. п. - таковы некоторые существенные характеристики субъективного.

С точки зрения современной диалектико-материалистической философии основные сферы бытия составляют:

1. Система всех физических, химических, биологических и астрономических  образований, вещи и процессы "первой природы". Данная природа - объективная и первичная реальность, ибо: а) человек и его дух рождаются благодаря непреходящей природе и после того, как природа Земли задолго существовала без человека; б) после возникновения человеческого рода огромная часть природы по-прежнему пребывает как самостоятельная, полностью независимая от человечества реальность.

2. Произведенные человеком вещи, освоенный человеком мир ("вторая  природа"), природно-социальная реальность. Здесь не перестают действовать  законы первой природы, сплетающиеся с преобразующими действиями, сознанием людей.

3. Социум - совокупность всех социальных  явлений и их связей в истории.

4. Бытие человека в мире вещей  - люди в единстве общего и  особенного в них ("третья природа"). Бытие человека комплексно и представляет собой: единство тела и души; природного, вещественного, социального и духовного; индивидуального и родового; личностного и общественного, общечеловеческого и классового, национального и т. д. Важнейшими формами бытия человека являются: предметно-практическая деятельность; практика социального созидания; политическая деятельность; самосозидание, самодеятельность. В жизни каждого человека все эти формы присутствуют, но в разной степени.

Итак, бытие включает в себя: материальное и духовное, неживое и живое, природно-натуральное и социально-преобразованное. Бытие пребывает в единстве и многообразии, как бесконечность в  целом и ограниченность в отдельных вещах и состояниях, как объективность и субъективность, процессуальность и относительный покой, жизнь и смерть, реальность и потенциальность. С т.з. реальности бытия, (с т.з. статики и динамики одновременно) бытие выражается: 1) В бесконечном многообразии различных объектов. 2) В бесконечности связи между объектами. 3) В бесконечности свойств объектов. Т.о. в целом бытие – это не то что окружает человека. Бытие есть центральная философская категория для отображения целостности мира, но представленного как конкретное бесконечное многообразие объектов со всеми их связями и свойствами.

 

  1. Эволюция представлений о материи в философии и науке.

     Категория материи не является тождественной категории бытия, а также понятию природы. Материя является частью бытия. В Марксистской философии материя отождествляется с бытием и поэтому категория материи была центральной, исходной. Из этого следует Марксистская философия — грубая форма материализма. Понятие материи шире, чем понятие природы, т.е. в это понятие включается и сам человек и биотехнические системы созданные им. Т.о. базовыми философскими категориями, составляющими основу всей системы философских категорий являются 3 категории:1) бытие. 2) материя. 3) дух. Т.о. бытие прежде всего представляется как соединение (единство) двух противоположных начал: материального и духовного. Понятие материи является понятием не физическим, а философским. Понятие материи есть результат обобщения всех понятий о материальном мире, начиная с обыденных понятий, так же понятий научных (естественных, технич, гуманит.наук). Понятие материи есть синтез всех понятий о материальном мире, поэтому в каждом материальном объекте существует несколько уровней информации: обыденной, естественно-научно., технической, гуманитарной и философской. Философский уровень – самый обобщающая информация о материальном объекте: 1) каждый материальный объект объективен, т.е. находится в бесконечных связях со всеми материальными объектами в мире. 2) находится в «прогрессивном» (релятивном) состоянии, т.е. находится в постоянной изменчивости. Каждый материальный объект течет. Это справедливо только для материальных объектов. 3) воспринимается человеком прежде всего через чувства: естественные и искусственные и только после этого через сознание. Через чувство материальный объект воспринимается односторонне, поверхностно, через сознание всесторонне и на уровне сущности. Т.о. материальные объекты даны человеку прежде всего через чувства, а категорию материи только через сознание, т.е. это есть абстракция, т.е. обобщение материального мира.

В многовековой истории развития материалистического мировоззрения  можно выделить два основных, хотя и взаимосвязанных, но все-таки достаточно четко различающихся между собой  подхода к определению понятия  материи. Один из них, получивший широкое  распространение уже в Новое  время, идет по линии определения  понятия материи в контексте  того, как оно относится к сознанию. Французские материалисты эпохи  Просвещения (П. Гольбах, К. А. Гельвеций  и др.) выработали понимание материи  как всего многообразия предметов, которые, существуя независимо от человека, доступны ему с помощью органов  чувств. Другая традиция в подходе  к определению материи, также  получившая развернутое выражение  у философов-материалистов эпохи  Просвещения  - это понимание материи  именно как субстанции, основы всего  существующего в мире. Такое понимание  материи как субстанции не противоречит ее пониманию как реальности, доступной  человеку через ощущения. Эти два  внешне различных подхода к определению  понятия материи на самом деле есть как бы два угла зрения на одну и ту же реальность, выделяемые с  целью решения определенных мировоззренческих (материя основа всего) и гносеологических (материя постигается через ее проявления) проблем. Чтобы установить, какую методологическую роль способно играть понятие материи в развитии науки, научного познания природы, общества, человека, сознания, культуры, важно  определить, каким конкретным содержанием  может быть наполнено понимание  материи в качестве субстанции. И  здесь опять-таки следует выделить две, но теперь уже существенно различающиеся  между собой традиции. Одна из них, наиболее древняя, склонна трактовать субстанциальность материи (роль материи  как субстанции) в качестве именно исходного "субстрата", "материала", из которого как бы "построены" все другие тела во Вселенной. Классическим выражением такого понимания материи  явился атомизм таких античных мыслителей, как Левкипп и Демокрит. Эта  идея атомистического строения всех тел во Вселенной была затем воспринята наукой Нового времени и сыграла  выдающуюся роль в ее развитии. Другая традиция в понимании субстанциальности  материи (ярким представителем которой  в эпоху Просвещения был Д. Дидро) ориентирована на понимание  ее как бесконечно развивающегося многообразия мира в его единстве. С этой точки  зрения материя как субстанция существует не "до" и не "наряду" с  другими телами, явлениями, процессами и т.д., а только в самом этом многообразии конкретных явлений и  только через них. И если в задачу конкретных наук входит исследование свойств конкретных же объектов мира (от элементарных частиц до метагалактики в целом), то в задачу философии - исследование всеобщих свойств материи, обеспечивающих единство объектов мира и, главное, делающих возможным их качественное многообразие вплоть до появления таких высших форм организации, как жизнь, разум, общество, культура, дух, ценности.

Термин "материя" впервые  встречается у Платона. В отличие от идеи, материю он представлял как нечто изменчивое, отождествлял с пространством, которое есть возможность любых геометрических фигур. Единичное бытие, полагал Аристотель, есть сочетание материи и формы. Наивные материалисты древней философии рассматривали материю как что-то целое: вода, воздух, огонь, электрон, атом. Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций атомы считали постоянными. Французские материалисты Ламетри, Дидро, Гельвеции, Гольбах доказывали, что природа никем не создана, вечна и подчиняется естественным причинам и закономерностям. Дидро высказал догадку о переходе от неощущающей материи к ощущающей. Гольбах и Руссо давали определение понятия материи, называя материей все, что воздействует каким-нибудь образом на человеческие чувства. Диалектический материализм рассматривает материю как бесконечно развивающееся многообразие объектов материального мира. Ф.Энгельс задолго до новых открытий в физике высказал мысль о том, что атомы не являются чем-то простым, мельчайшими частицами вещества. Открытия в физике на рубеже 19-20 вв. означали установление делимости атомов, их изменчивости, отсутствия преимущественных систем отсчета абсолютного пространства и времени. Была подтверждена идея о существовании отличительной от вещества формы материи. В.И. Ленин дал свое определение материи. '"Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". Основными структурными уровнями материи являются: неорганический мир (неживая природа), органический (биологические системы) и социальный мир (общество).

 

  1. Движение как способ бытия материи.

    Существование любого материального объекта возможно только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Кроме внутреннего взаимодействия между элементами и частями происходит и взаимодействие объектов с внешним окружением. Они могут включаться в более сложные системы, становиться их элементами. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Все эти изменения, рассмотренные в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую характеристику бытия материального мира. Изменение в философии обозначается понятием движения. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращение элементарных частиц, и расширение Метагалактики, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни.

Информация о работе Конспект лекций по "Философии"