Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций
Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:
14. В XX в. обнаружилось, что разум не смог обеспечить гармонию и порядок в мире, не предотвратил мировые войны, экологические и демографические трудности. В условиях "переходного" состояния общества возникло ощущение безопорности во всех сферах жизни: в экономике, политике, морали и т. д. Во всепоглощающем плюрализме исчезла иерархия ценностей. Постмодерн в философии XX в. привел к отказу от парменидовой идеи бытия, где все изменяемое выводилось из неизменного, и востребовал гераклитовскую версию бытия (все течет, изменяется, движется). Современное мировоззрение ориентировано на восприятие жизни как она есть, в ее повседневности и обыденности.
Бытие является философской
категорией, обозначающей реальность,
существующую объективно, независимо
от сознания, воли и эмоций
человека. Проблема трактовки бытия
и соотношения его с сознанием
стоит в центре философского
мировоззрения. Можно
Первый период – мифологическое истолкование бытия.
Второй этап связан с рассмотрением бытия «самого по себе» (натуралистическая онтология).
Третий период начинается с философии
И. Канта. Бытие рассматривается
как нечто связанное с
В истории философии первую концепцию бытия дали древнегреческие философы 6 – 4 веков до нашей эры – десократики. Для них бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом.
В эпоху Возрождения получил общее признание культ материального бытия, природы, телесного. Возникает трактовка бытия как объекта, противостоящего субъекту как косной реальности, которая подчинена слепым, автоматически действующим законам (например, принципу инерции) и не допускает вмешательства каких-либо внешних сил.
Период классической науки и
философии можно
Установка на рассмотрение бытия как
продукта деятельности духа характерна
и для философии конца XIX –
начала XX веков. Основная тенденция
в развитии представлений о бытие
совпадает с тенденцией развития
научного знания, которое преодолевает
как натуралистичски-
Основные формы бытия:
1) С одной стороны существуют
неизменные формы бытия (
Отбросив мистическое и обобщив ценное в истории философии по проблеме сущего (сущее - субъект всякого бытия, абсолютное первоначало), мы приходим к следующему смыслу категории бытия:
1. "Полагание (существование,
бытийствование) вещей" здесь
и везде, теперь и всегда, с
внутренне присущими им
2. Единство многообразного мира
заключается в общности
3. Беспредельное существование
мира как разнообразного
Различают виды бытия - объективную и субъективную реальности. Первая охватывает все то, что существует вне и независимо от сознания. Объективная реальность предпослана сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей. Нарушение объективных законов оборачивается негативными последствиями, вплоть до катастрофических. Субъективная реальность есть сознание, мышление, духовный мир человека. Человеческая мысль, порождаемая реальностью, сама входит в ее состав и динамику, не растворяется в реальности без остатка. Субъективное есть элемент познавательного и ценностно-практического отношения человека к миру. Уникальность, активность, творчество, свобода, сознательный выбор, воля, способность создавать социально значимые цели и идеалы и т. п. - таковы некоторые существенные характеристики субъективного.
С точки зрения современной диалектико-материалистической философии основные сферы бытия составляют:
1. Система всех физических, химических,
биологических и
2. Произведенные человеком вещи,
освоенный человеком мир ("
3. Социум - совокупность всех социальных явлений и их связей в истории.
4. Бытие человека в мире вещей - люди в единстве общего и особенного в них ("третья природа"). Бытие человека комплексно и представляет собой: единство тела и души; природного, вещественного, социального и духовного; индивидуального и родового; личностного и общественного, общечеловеческого и классового, национального и т. д. Важнейшими формами бытия человека являются: предметно-практическая деятельность; практика социального созидания; политическая деятельность; самосозидание, самодеятельность. В жизни каждого человека все эти формы присутствуют, но в разной степени.
Итак, бытие включает в себя: материальное и духовное, неживое и живое, природно-натуральное и социально-преобразованное. Бытие пребывает в единстве и многообразии, как бесконечность в целом и ограниченность в отдельных вещах и состояниях, как объективность и субъективность, процессуальность и относительный покой, жизнь и смерть, реальность и потенциальность. С т.з. реальности бытия, (с т.з. статики и динамики одновременно) бытие выражается: 1) В бесконечном многообразии различных объектов. 2) В бесконечности связи между объектами. 3) В бесконечности свойств объектов. Т.о. в целом бытие – это не то что окружает человека. Бытие есть центральная философская категория для отображения целостности мира, но представленного как конкретное бесконечное многообразие объектов со всеми их связями и свойствами.
Категория материи не является тождественной категории бытия, а также понятию природы. Материя является частью бытия. В Марксистской философии материя отождествляется с бытием и поэтому категория материи была центральной, исходной. Из этого следует Марксистская философия — грубая форма материализма. Понятие материи шире, чем понятие природы, т.е. в это понятие включается и сам человек и биотехнические системы созданные им. Т.о. базовыми философскими категориями, составляющими основу всей системы философских категорий являются 3 категории:1) бытие. 2) материя. 3) дух. Т.о. бытие прежде всего представляется как соединение (единство) двух противоположных начал: материального и духовного. Понятие материи является понятием не физическим, а философским. Понятие материи есть результат обобщения всех понятий о материальном мире, начиная с обыденных понятий, так же понятий научных (естественных, технич, гуманит.наук). Понятие материи есть синтез всех понятий о материальном мире, поэтому в каждом материальном объекте существует несколько уровней информации: обыденной, естественно-научно., технической, гуманитарной и философской. Философский уровень – самый обобщающая информация о материальном объекте: 1) каждый материальный объект объективен, т.е. находится в бесконечных связях со всеми материальными объектами в мире. 2) находится в «прогрессивном» (релятивном) состоянии, т.е. находится в постоянной изменчивости. Каждый материальный объект течет. Это справедливо только для материальных объектов. 3) воспринимается человеком прежде всего через чувства: естественные и искусственные и только после этого через сознание. Через чувство материальный объект воспринимается односторонне, поверхностно, через сознание всесторонне и на уровне сущности. Т.о. материальные объекты даны человеку прежде всего через чувства, а категорию материи только через сознание, т.е. это есть абстракция, т.е. обобщение материального мира.
В многовековой истории развития
материалистического
Термин "материя" впервые встречается у Платона. В отличие от идеи, материю он представлял как нечто изменчивое, отождествлял с пространством, которое есть возможность любых геометрических фигур. Единичное бытие, полагал Аристотель, есть сочетание материи и формы. Наивные материалисты древней философии рассматривали материю как что-то целое: вода, воздух, огонь, электрон, атом. Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций атомы считали постоянными. Французские материалисты Ламетри, Дидро, Гельвеции, Гольбах доказывали, что природа никем не создана, вечна и подчиняется естественным причинам и закономерностям. Дидро высказал догадку о переходе от неощущающей материи к ощущающей. Гольбах и Руссо давали определение понятия материи, называя материей все, что воздействует каким-нибудь образом на человеческие чувства. Диалектический материализм рассматривает материю как бесконечно развивающееся многообразие объектов материального мира. Ф.Энгельс задолго до новых открытий в физике высказал мысль о том, что атомы не являются чем-то простым, мельчайшими частицами вещества. Открытия в физике на рубеже 19-20 вв. означали установление делимости атомов, их изменчивости, отсутствия преимущественных систем отсчета абсолютного пространства и времени. Была подтверждена идея о существовании отличительной от вещества формы материи. В.И. Ленин дал свое определение материи. '"Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". Основными структурными уровнями материи являются: неорганический мир (неживая природа), органический (биологические системы) и социальный мир (общество).
Существование любого материального объекта возможно только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Кроме внутреннего взаимодействия между элементами и частями происходит и взаимодействие объектов с внешним окружением. Они могут включаться в более сложные системы, становиться их элементами. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Все эти изменения, рассмотренные в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую характеристику бытия материального мира. Изменение в философии обозначается понятием движения. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращение элементарных частиц, и расширение Метагалактики, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни.