Конспект лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций

Описание

Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:

Работа состоит из  1 файл

Конспект по философии.docx

— 389.57 Кб (Скачать документ)

Если учесть сложность  систем и состояний, изучаемых синергетикой Хакена, то станет ясно, что синергетический  подход Забуского (и как составная  часть его - синергия Улама) займет достойное место среди прочих средств и методов Х-науки. Иначе говоря, уповать только на аналитику было бы чрезмерным оптимизмом.

 В отличие от большинства  новых наук, возникавших, как правило,  на стыке двух ранее существовавших  и характеризуемых проникновением  метода одной науки в предмете  другой, Х-наука возникает, опираясь  не на граничные, а на внутренние  точки различных наук, с которыми  она имеет ненулевые пересечения:  в изучаемых Х-наукой системах, режимах и состояниях физик,  биолог, химик и математик видят  свой материал, и каждый из  них, применяя методы своей  науки, обогащает общий запас идей и методов Х-науки. Эту особенность Х-науки (если X - синергетика) подробно охарактеризовал Хакен: “Синергетика существует не сама по себе, а связана с другими науками по крайней мере двояко. Во-первых, изучаемые Синергетикой системы относятся к компетенции различных наук. Во-вторых, другие науки привносят в Синергетику свои идеи. Ученый, пытающийся проникнуть в новую область, естественно, рассматривает ее как продолжение своей собственной области науки. Итак, Х-наука делает первые шаги, и существует сразу не в одном, а в нескольких вариантах, отличающихся не только названиями, но и степенью общности и акцентами в интересах.

Синергетика понимается как:

1) парадигма – система  идей, принципов, образов, представлений,  из которых , возможно, со временем  вырастет фундаментальная научная  теория, или общенаучная теория, или даже мировоззрение; 

2) ряд частнонаучных  теорий (в физике, химии, биохимии, биологии, социологии, психологии и  других науках), объединяемых идеями  нелинейности, открытости, переходности, неравновесности процессов, идущих  в системах;

3) общенаучная теория (которая  пока еще складывается), т. е.  как теория диссипативных структур (в смысле Пригожина), либо теория  самоорганизующихся систем (в смысле  Хакена), либо теория переходных  процессов, взаимопревращения хаоса  и порядка и т. п. ;

4) новое мировоззрение,  преодолевающее господствующее  пока в науке мышление "ставшими", неизменными понятиями (платонистская  традиция) и утверждающее мышление, основанное на "становящихся", переходных, нестабильных, фрактальных  формах, образах. 

Мы исходим из оптимистического представления о перспективах синергетической  парадигмы (и как будущей общенаучной  концепции, и как зачатка нового мировоззрения). Подтвердить предположение  о возможности общенаучной теории можно, выделив теоретическое ядро (принципы), показав наличие не только описательной, объяснительной, но и  предсказательной функции, раскрыв  области верификации и фальсификации  для теории. С позиций “классической” (досинергетической) методологии науки  в столь обширных областях как  синергетическое знание можно выделить по крайней мере 3 уровня: частнонаучный, общенаучный и философский.

Частные теории сегодня  возникли (или складываются) в физике лазеров, турбулентности, в области  нелинейных феноменов химической динамики, в культурной (социальной) синергетике, психологии, педагогике.

Следующий уровень –  общенаучная синергетика. Она дает описание, объяснение и предсказание любого явления самоорганизации. Но такая теория имеет и метатеоретическую  функцию, т. е. она объясняет и  предсказывает (хотя бы в общих чертах) частные теории. Поэтому общенаучная  синергетика – одновременно и  метатеория.

Наконец, 3-й уровень синергетического знания – философский. Здесь элементы науки соединяются с элементами веры. Такое знание не может быть фальсифицировано.

Один из создателей синергетики Г. Хакен пишет: "Синергетика занимается изучением систем, состоящих из многих подсистем самой различной природы, таких, как электроны, атомы, молекулы, клетки, нейроны, механические элементы, фотоны, органы, животные и даже люди". Основной вопрос синергетики, по его мнению, "существуют ли общие принципы, управляющие возникновением самоорганизующихся структур и (или) функций" и Хакен дает утвердительный ответ.

 Синергетика ищет свой специфический язык. Закладывают его основы прежде всего принципы, общие для частнонаучных теорий, кроме того, принципы общенаучных теорий и, наконец, ведущие ценности (“столпы веры”) синергетического мировоззрения. Принципы частных (объектных) теорий, естественно, отличаются друг от друга вследствие различия предметных областей. Однако можно выделить ту часть принципов, которая едина для всех теорий и обозначить специфику теорий в области физики (и химии), биологии, социологии, психологии...

Согласно работе можно  выделить следующие 4 принципа частных теорий синергетики:

1. Нелинейность означает  несохранение аддитивности в  процессе развития представляемых  систем. Любое явление понимается  как момент эволюции, как процесс  движения по полю развития.

2. Неустойчивость означает  несохранение "близости" состояний  системы в процессе ее эволюции.

3. Открытость означает  признание обмена системы веществом,  энергией, информацией с окружающей  средой и, следовательно, признание  системы как состоящей из элементов,  связанных структурой, так и включенности  в качестве подсистемы, элемента  в иное целое. 

4. Подчинение означает, что функционирование и развитие  системы определяются процессами  в ее подсистеме ("сверхсистеме") при возникновении иерархии масштабов  времени. Это принцип "самоупрощения"  системы, т. е. сведения ее  динамического описания к малому  числу параметров порядка. 

К описанным 4 принципам  добавляются принципы специфические  для той или иной объектной  области – неживых систем, живых  организмов, человека. Так, для неживых (физических и химических) систем в  той или иной форме вводится принцип  нелокальности (дальнодействия, коррелированности  на расстоянии), означающий такое взаимодействие между элементами системы, которое  воспринимается как передача информации с бесконечной скоростью (о чем  напоминают прежде всего квантовомеханические неравенства Дж. Белла. Для живых (биологических и приближающихся к ним технических) систем вводится принцип биополя, определяющий особое поле, объединяющее элементы в целое  и направляющее развитие организма  к предустановленным образцам (аттракторам). Для человека может быть введен принцип  трансценденции (или самоактуализации). Он означает способность человека переступать  границу между природным, опытным  и внеприродным, выходить за рамки  любого возможного опыта.

Синергетика как научная дисциплина принципиально отличается от классических и неклассических теорий. Во-первых, она внутренне междисциплинарна, т. к. обобщая – соединяет физику с биологией, химию с социологией, математику с психологией и все эти науки друг с другом, причем обобщает в направлении нелинейности, сложности, самоорганизации, моделирования становящихся систем, переходных процессов, тонких фрактальных структур. Во-вторых (и это главное), в синергетике ведется внутренний диалог между платонистским и неплатонистским мышлением, осуществляется постоянный переход от одного дискурса к другому, не останавливаясь ни на одном, ни на другом полюсе.

Позиции диалектики усилились в связи  с развитием синергетики, которая вобрала в себя основные наработки не только диалектики, но и текстологии, общей теории систем, кибернетики и т.д. Синергетика - учение о взаимодействии, теория сложности, теория самоорганизации. Отличие синергетического взгляда от традиционного состоит в переходе от исследования простых систем к сложным, от закрытых к открытым, от линейности к нелинейности. Эти системы подвержены внутренним и внешним колебаниям, могут стать нестабильными.

 

  1. Законы и категории диалектики.

Различий категорий и  законов возникает на основе предмета отражения.  
1.а) Категории отражают общие связи, отношения, свойства и стороны объективной действительности;  
б) Законы отражают только всеобщие связи и отношения объективной  действительности, но не отражают свойства и стороны.                    
2. Категории и законы различаются по форме отражения.  
а) Категории являются особым видом внимания;  
б) Законы диалектики, представляют собой особый вид суждений.  
Закон - это понятие, которое выражает внутренне устойчивые существенные и необходимые, общие , повторяющиеся свойства и отношения действительности. Законы диалектики  универсальны, имеют неограниченную область проявления, фиксируют такие отношения и связи между явлениями, кот присущи как миру в целом, так и отдельным его сторонам и объектам. В этом их отличие от законов, изучаемых специальными науками. Здесь выделяются: 1. Специфические законы (термодинамические) 2. Присущие более широкому кругу явлений (з-н сохранения и превращения энергии) В природе законы реализуются бессознательно в результате объективного взаимодействия материальных тел. В обществе объективные соц. законы реализуются благодаря сознательной целенаправленной деятельности людей. Законы и категории имеют значения:

1. мировоззренческое, т.  е. отражают объективный мир  и человека в нем, раскрывают  его сущность.

2. гносеологическое - выступают  как ступени познания

3. логическое - как формы  мышления, в которых раскрываются  законы мира.

4. методологическое - т.  е. законы и категории - необходимое  условие для дальнейшего познания  и преобразования мира, для совершенствования  чел в мире.

5. ценностное - определяют  дух- практическую ценность мира и его фрагментов для человека.

Законы диалектики:

1) Закон единства и  борьбы противоположностей –  вскрывает проблему источника,  причины развития. Существовали  теория первоидеи, первотолчка,  однако, в  конце  концов, эти  идеи приводили к Богу. В диалектике  признается саморазвитие и   самодвижение, т.е.  каждый объект  мира  развивается  не в силу  каких-либо внешних причин, а в  силу наличия в себе противоположных  процессов. Основные понятия закона. Противоположности – это стороны,  моменты, тенденции единого, которые  допускают и взаимоисключают  друг друга. В развитии противоположностей  можно выделить следующие этапы:  тождественность, отличие, этап  выявленных противоречий, конфликт, разрешение противоречий. Тождество – категория, выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Противоречие – это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей. Основные виды противоречий. Внутренние – это противоречия, характерные для самих предметов и явлений, которые находятся внутри системы. Внешние – это противоречия между системами (предметами и явлениями). Основные – это противоречия, которые связаны с основой системы, оказывают решающее воздействие на ее развитие, а также объединяют противоречия воедино. Главные – это противоречия, которые на данном этапе, в определенных условиях определяют развитие. 2) Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений - вскрывает механизм диалектического развития, т.е. отвечает на вопрос: как, каким образом происходит развитие в природе и в человеческом сознании. Согласно этому закону, развитие происходит путем постепенных количественных изменений, а затем скачкообразного перехода к новому качеству. Свойства предмета – это способность его определенным образом соотноситься, взаимодействовать с другими предметами. Качество выступает как внутреннее основание всех свойств, присущих данной вещи, но это внутреннее основание проявляется только при взаимодействии данного предмета с другими предметами. Показывая переход количества в качество, Гегель обращал внимание на обратный процесс, выраженный этим законом, а именно, на переход качества в количество. Эти взаимопереходы Гегель рассматривал как бесконечный процесс, который, по его мнению, состоит в том, что количество, переходя в качество, отнюдь не отрицает качества вообще, но отрицает лишь данное определение качество, место которого одновременно занимает другое качество. Основные понятия закона. Качество – это философская категория, которая определяет неотделимую от бытия объекта существенную конкретность, целостность через органическое единство ее общих и специфических свойств. Количество – это философская категория, которая определяет величину, объем предметов, темп протекания процессов, степень наличия свойств и качеств предметов. Чаще всего количественная определенность выражается числом, которое позволяет охарактеризовать вещи, применить математические методы исследования. Количество выражает: 3) Закон отрицания отрицания - показывает направленность развития. Согласно этому закону, развитие представляет  собой процесс бесконечных отрицаний, в результате которых происходит поступательное развитие от простого к сложному, от низшего к высшему. Основные понятия закона. Отрицание - выражает определенный тип отношений между стадиями, состояниями развивающегося объекта. Отрицание представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового. Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития. Эти три закона диалектики достаточно раскрывают принцип диалектического развития, охватывая его со всех сторон.

Категории диалектики: единичное-особенное-общее; единичное-многое; часть-целое; система; структура; форма и содержание; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; сущность и явление.  Даем смысловое разъяснение категорий:

1) Единичное и общее. Свойства и связи, присущие только данному образованию, отсутствующие у других называются единичными. Единичное характеризует отдельный предмет ,явление, вещь, отличающуюся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных. Все то что неповторимо в явлении присуще только ему, отсутствует у других явлений, можно назвать единичным. Общее- то, что повторяется в других явлениях, что присущее не одному, а многим явлениям. Общее- это объективно существующее сходство единичных предметов, их однотипность, принадлежность к одной и той же группе.

    Общее существует  в отдельном, отдельное выражает черты общего. Над единичным "властвует" общее, которое безжалостно "заставляет" последовательно гибнуть единичное как переходящее во имя сохранения общего как что-то устойчивое; единичное умирает, но род живет.

  Всякое общение лишь  приблизительно охватывает все  отдельные предметы, которые имеют идентичное наряду с повторяющимися свойствами- неповторимое.

2) Явление и сущность. Эти категории позволяют осмыслить всеобщие связи бытия путем соотнесения поверхностных и глубинных уровней действительности.

Внешние, наблюдаемые, означаемые, более подвижные, изменчивые характеристики предмета называется явлением. Внутренние, глубинные, скрытые, относительно устойчивые характеристики предметов, определяющие их природу, называются сущностью. Эти явления выступают комплексно, как совокупность.  Одни утверждают: форма проявления и сущность вещей совпадают. Если это было бы верно, когда наука была бы излишней. Сущность вещей материальна, представляет собой совокупность свойственных ей необходимых сторон и связей, и существует она независимо от человеческого сознания. Существуя реально, она органически связана с явлением, раскрывает свое содержание только в нем, через него. Структурные связи - часть и целое; форма и содержание; элемент и структура.

 Расположение вещей  бывает:

а) либо структурное

б) либо хаотическое

Любая структура составляет целое, которое состоит из частей. Целое, в известной степени, рассматривается как результат сочетания частей того или иного предмета, а части - как такие "предметы", которые в своей совокупности образуют новые, сложные предметы. Такое утверждение примитивно, прямолинейно. Целое может быть и сбором составляющих частей, где части могут быть собраны спонтанно. Такое целое не представляет ценности. Целое должно иметь целостность. Целостность имеет различные типы:

Информация о работе Конспект лекций по "Философии"