Конспект лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций

Описание

Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:

Работа состоит из  1 файл

Конспект по философии.docx

— 389.57 Кб (Скачать документ)

Различают реальное (объективное), субъективное (перцептуальное, отраженное реальное в сознании человека) и  концептуальное (теоретические модели описания реальных пространства и времени) пространство и время. Таковыми являются трехмерное эвклидово пространство, четырехмерное пространство-время  теории относительности, многомерное (n-мерное) пространство-время.

На разных уровнях организации  материи имеются разные структуры  пространства и времен.

 

  1. Диалектика как философская теория развития; исторические формы диалектики.

 Диалектика как учение о единстве противоположностей. Диалектика - это учение о том, как могут быть и бывают тождественными противоположности, и при каких условиях они бывают тождественны. 
     Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам. 
Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики - научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления. Всё, что происходит в мире, а именно: изменение, движение и развитие - подчиняется законам диалектики. Диалектика как наука составляет душу марксизма, представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума. 
      Чтобы понять диалектику, надо выяснить некоторые исходные положения. Диалектика как термин используется в смысле отражение всеобщих законов движения и развития объективной действительности. 
      Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях: 
1) Под диалектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность. 
2) Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании. 
3) Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения. Называется учением о диалектике, теорией диалектики. 
       Диалектика может быть материалистической и идеалистической. Мы рассматриваем материалистическую диалектику. Материалистическая диалектика представляется в виде целостной системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго определённое место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями. Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности, всеобщих форм бытия, диалектических закономерностей движения и развития. 
Диалектика как категория имеет ряд характеристик. Диалектика-наука о наиболее общих законах всякого движения. 
     Ныне в науке аксиоматично и бесспорно положение о том, что наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и поэтому, в результате, противоречия между ними быть не может. 
     У ранних греческих натурфилософов диалектика мышления выступала как интуитивное созерцание сущего. В этом ограниченность – не было теоретического анализа бытия. Достоинством является целостный взгляд на природу, доверие к объективности. Выдающимся диалектиком являлся Гераклит, который утверждал, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Природа есть непрерывный поток изменений, мир есть процесс, все существующее изменяется. Термин «диалектика» впервые применил Сократ, свой метод обнаружения истины в диалоге путем столкновения и согласования различных суждений он назвал диалектикой. Платон под диалектикой понимал метод анализа и синтеза понятий. Понятия есть результат вспоминания душой идей, которые она когда-то созерцала в сверхчувственном мире, еще не будучи связанной с человеческим телом. Диалектика – метод вспоминания, собеседования, доказательства мнений, определений. У Платона диалектика не только метод отыскания истины, но и учение о мире истинного бытия как сферы вечных и неизменных идей. Аристотель считал, что диалектика имеет дело с вероятностным знанием. Стремясь познать сущность вещей через их понятия, он в центр поставил отношение общего к частному, создал систему логики, главную задачу которой видел в установлении правил получения достоверных выводов из определенных посылок. Школа стоиков (конец IV в. до н.э. – II в. н.э.) различала в логике риторику (науку хорошо говорить при помощи связных суждений) и диалектику (науку правильно спорить при помощи рассуждений).

В средние  века диалектика развивалась как  искусство спора. П.Абеляр считал, что  цель знания – истина, а диалектика есть искусство для различения истины и лжи.

В истории  философии долгое время господствовало представление о периодичности  процессов природы с возвратом  к исходному пункту. Например, элеаты. Д.Вико (1668-1744) сформулировал теорию исторического круговорота общества: каждый народ проходит в своем  развитии три эпохи – божественную, героическую и человеческую, возвращаясь  после зрелости к упадку, к первоначальному  состоянию. Таким образом, утверждению  диалектики препятствовала господствовавшая  идея круговорота.

Открытия  в естествознании и плодотворные философские гипотезы разрушали  образ неизменности природы. Декарт (XVII в.), Кант (XVIII в.), Ламарк, Лейель и  др. Христианское мировоззрение, выдвинув представление о направленности во времени (жизнь есть ожидание пришествия спасителя, она развернута от прошлого в будущее), также способствовало преодолению идеи круговорота. Еще одна трудность в утверждении диалектики заключалась в абсолютизации покоя, прерывности объектов бытия, что зафиксировано в философских рассуждениях. Например, у элеатов, Платона. Обогащение концепции диалектики связано с выдвижением Ф.Вольтером и Ж.-Ж.Руссо идеи исторического развития, включающего этапы революционных преобразований. Ж.Кондорсе (1743-1794) дополнил эти взгляды учением о непрерывном прогрессе как преобладающей форме общественного развития.

Немецкая  классическая философия подняла  статус диалектики до уровня научно-рационального  философского метода. Целостную концепцию развития с позиций объективного идеализма разработал Гегель, он систематизировал понятийный аппарат диалектики. Гегель выделил принципиальные идеи универсальной связи явлений, единства противоположностей и развития через диалектические отрицания. Источник развития имеет логическую, духовную природу. По словам Ленина, Гегель в диалектике понятий угадал диалектику вещей.

У Маркса в «Капитале» единая материалистическая диалектика выступает во взаимосвязанных  формах – объективной и субъективной, т.е. в виде диалектики развития самого объекта, а также ее отражения  в сознании познающего субъекта. Субъективная диалектика выступает как логика и гносеология. Энгельс утверждал, что диалектика головы есть отражение  форм движения реального мира как  природы, так и истории. Энгельс  в «Анти-Дюринге» проследил исторические пути развития диалектики, объяснил проявление законов и категорий диалектики в неживой природе, обществе, духовном творчестве, показал их значение для  науки. В «Диалектике природы» он провел диалектико-философскую обработку  открытий естествознания.

В целом  К.Маркс и Ф.Энгельс синтезировали  диалектику и материализм, устранили  противоречие между гегелевским  диалектическим методом и его  идеалистической системой, подвели  под диалектику культурно-исторический и конкретно-научный фундамент.

Развивая  материалистическую диалектику, В.И.Ленин  в работе «К вопросу о диалектике»  выделил проблему источника движения, единство и борьбу противоположностей как суть диалектики. Ленин развивал диалектику применительно к политике.

Зарубежная  философия ХХ в. акцентирует внимание на отдельных сторонах диалектики. Например, экзистенциалисты – человеческое бытие, неотомисты – сосуществование  Бога и природы и т.д.

В современной  литературе наметились два подхода  к диалектике – скептический и  оптимистический. К.Поппер, один из представителей первого подхода, говоря о пользе диалектического метода, утверждал, что он – всего лишь один из возможных  способов мышления, который не следует  догматизировать, превращать в умозрительную  схему. Поппер выдвинул метод проб и  ошибок как универсальный, в котором  диалектика может рассматриваться  как частный случай.

Диалектический  метод не претендует на единственно  верные ответы на все вопросы. Однако он эффективен при анализе сложных  развивающихся систем в единстве с другими способами научного познания (Г.Башляр, И.Пригожин).

 

  1. Основные принципы диалектики.

  Диалектика одновременно является и теорией и методом. Материалистическая диалектика, общая теория развития, как и любая другая наука, представляет собой систему принципов, законов и категорий. Принципы – это всеобщие и универсальные идеи, подходы, которые обозначают направление теории, обосновывают и раскрывают содержание понятий и суждений в познании. Они составляют основу теории диалектики. 1) Принцип объективности и всеобщности. Этот принцип вытекает из материалистического разрешения основного вопроса философии, материального единства мира и из понимания сознания как отражения бытия материи. Сознание не только отражает мир. С помощью сознания человек создает гипотезы и образно мыслит. Но в ходе деятельности он сначала должен сконцентрировать внимание на бытии самого предмета, процесса, раскрыть объективные законы движения и развития. При этом нельзя забывать о единстве противоположностей — материи и сознания. Объективное по содержанию сознание остается субъективным образом объективного мира. Требование всеобщности и универсальности связано с единством природы, общества и мышления. 2) Принцип всесторонности. Главный недостаток метафизики — односторонность рассмотрения вещей и процессов. Диалектика исходит из того, что каждая вещь, явление — это множество связей и отношений. Принцип всесторонности нельзя рассматривать упрощенно, как необходимость и возможность познать явление сразу. Следует иметь в виду, что знания человека всегда относительны, постоянно развиваются. Принцип всесторонности предостерегает нас от попытки превращения относительных знаний в абсолют, догму. Итак, если подведя итог - согласно принципу всесторонности, в мире  нет  явлений  и  процессов, которые не  были  бы  связаны друг с другом, причем эта связь может носить различный характер. 3) Принцип развития. Это, по существу, главный принцип материалистической диалектики, ибо ее можно определить как науку о развитии. Принцип развития синтезирует, объединяет все остальные принципы диалектики. Развитие — это движение и изменение, но таких признаков для определения термина недостаточно, потому что движения и изменения могут быть не связанны с качественными изменениями, а выражаться только в количественных. Значит развитие — это направленные, необратимые качественные изменения системы, обусловленные противоречиями. Поскольку в философии существовали и существуют два противоположных метода — диалектика и метафизика, постольку и развитие можно характеризовать с двух противоположных позиций. Однако заметим, что развитие не есть развитие "вообще". В философии выделяются две главные линии развития: прогресс и регресс. Прогресс (от лат. — движение вперед, успех) — направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от самого простого к более сложному, совершенному. Регресс (от лат. — обратное движение) — такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему.

Принцип– это сложная, концентрированная форма знания, аккумулировавшая в себе основную направленность исследования, его "дух". К таким принципам обычно относят принцип развития, принцип всеобщей связи, принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического.

Принцип развития является прямым следствием признания движения основным свойством (атрибутом) материи  Принцип всеобщей связи неотделим  от принципа развития, как бы раскрывает условие реализации первого принципа. Принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания выражает единство законов развития, тотальность  процесса развития, захватывающего природу, и человеческое мышление, и общество. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному аккумулируют в  себе познавательную возможность законов  и категорий диалектики, он организует процесс познания. "Абстрактное" и "конкретное" имеют несколько  значений. Конкретное - это отражение  объективной действительности системе  понятий, это теоретическое воспроизведение  единства проявлений, свойств, связей предмета. Абстрактное – это вырванное  из общей связи, общей логики развития предмета, воспроизведение какой-то одной его сторон и противопоставляющее  одну сторону другим. Принцип единства логического и исторического  помогает понять, как конкретное в  действительности трансформируется в  конкретное в познании. Логическое – это теоретическое воспроизведение  закономерностей реального развития. Историческое – процесс развертывания  действительности во времени во всем многообразии ее конкретных форм.

 

  1. Диалектика и синергетика.

 

    У ранних греческих  натурфилософов диалектика мышления  выступала преимущественно как  интуитивное созерцание бытия.  В этой ограниченности есть  и свое достоинство: доверие  к объективности, целостный взгляд  на природу. Выдающимся диалектиком  является Гераклит - нельзя дважды  войти в одну и ту же реку. Природа представляет собой непрерывный  поток изменений, мир есть процесс,  следовательно изменяется не просто кое-что, а все существующее. Термин "диалектика" впервые применил Сократ - метод обнаружения истины в диалоге путем столкновения и согласования различных, часто противоположных суждений. Платон - диалектика - метод анализа и синтеза понятий. Понятие - результат вспоминания душой тех идей, которые она когда-то созерцала в сверхчувственном мире, еще не будучи связанной с человеческим телом. Аристотель - диалектика имеет дело не с истинным, а с вероятностным знанием. Диалектика как искусство спора развивалась в средние века. Абеляр - цель знания истина. Диалектика - искусство для различения истины и лжи. В античной и средневековой философии господствовало представление о периодичности процессов природы с возвратом к исходному пункту - это препятствовало утверждению диалектики.

Обогащение концепции  диалектики связано с выдвижением  Вольтером и Руссо идеи исторического  развития, включающего этапы революционных  преобразований. Немецкая классическая философия подняла статус диалектики до уровня научно-рационального философского метода. Гегелем выделялся принцип идеи универсальной связи явлений, единства противоположностей и развития через диалектическое отрицание. Отрицательные черты гегелевской диалектики - чрезмерная абстрактность и идеализм. Исправление человеком диалектики Маркс назвал "переворачиванием". У Маркса единая Материалистическая диалектика выступает в 2 различных, но взаимосвязанных формах - объективной и субъективной, т е. в виде диалектик развития самого объекта, а также отражением ее аналогов в сознании познающего субъекта. Субъективная диалектика выступает как логика и гносеология. Энгельс проследил пути исторического развития диалектики. Диалектическое понимание мира - это антидогматизм. В целом Маркс и Энгельс синтезировали диалектику и материализм, преодолели рассогласованность между гегелевским диалектическим методом и его метафизической системой, подвели под диалектику культурно-исторический и конкретно-научный фундамент. Ленин выделил проблему источника движения, единство и борьбу противоположностей как суть диалектики. Зарубежная философия 20 в. акцентирует внимание на отдельных сторонах диалектики. Неотомисты - усматривают диалектику в сосуществовании Бога и природы с момент акта творения мира. Сейчас наметились 2 подхода к диалектике : 1. скептический - Поппер - универсальный метод = метод проб и ошибок, где диалектика - частный случай. 2. оптимистический

Синергетика - лишь одно из возможных, но далеко не единственное значение X. Термин “синергетика” происходит от греческого “синергена” - содействие, сотрудничество. Предложенный Г. Хакеном, этот термин акцентирует внимание на согласованности взаимодействия частей при образовании структуры как  единого целого.

Заглянув в энциклопедии последних изданий, мы с вероятностью, близкой к единице, обнаружим  в них не синергетику, а “синергизм”. Фигура умолчания объясняется не только новизной термина “синергетика”, но и тем, что X - наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации  и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной  природы, еще далека от завершения и  единой общепринятой терминологии (в  том числе и единого названия всей теории) пока не существует. Синергетику  Хакена легко описать: все, что о  ней известно, содержится в множестве Synergetics = {x1, x2, . . . xn}, где xi - i-й том  выпускаемой издательством Шпрингера  серии по синергетике . Множество  это конечно, но число элементов  в нем быстро возрастает. Синергетика Хакена имела своих “предшественниц” по названию: синергетику Ч. Шеррингтона, синергию С. Улана и синергетический подход И. Забуского. Ч. Шеррингтон называл синергетическим, или интегративным, согласованное воздействие нервной системы (спинного мозга) при управлении мышечными движениями. И. Забуский пришел к выводу о необходимости единого синтетического подхода. По его словам, “синергетический подход к нелинейным математическим и физическим задачам можно определить как совместное использование обычного анализа и численной машинной математики для получения решений разумно поставленных вопросов математического и физического содержания системы уравнений”.

Информация о работе Конспект лекций по "Философии"