Конспект лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций

Описание

Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:

Работа состоит из  1 файл

Конспект по философии.docx

— 389.57 Кб (Скачать документ)

С точки зрения диалектического  материализма движение есть способ существования  материи, где взаимопроникают и  переходят друг в друга самодвижение (спонтанное), действие (сообщенное или  приобретенное движение как момент самодвижения) и отражение (сторона  движения, характеризующая взаимодействие отражаемого и отражающего). Материя не может существовать вне движения. Любой ее объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения. При их уничтожении объект прекращает свое существование, переходит в другие объекты, которые, в свою очередь, характеризуются определенным набором типов и форм движения. В обыденной жизни движение часто отождествляется с перемещением тел в пространстве. А так как одни тела могут перемещаться относительно поверхности Земли, а другие покоиться, то обыденное сознание противопоставляет эти два состояния - покой и движение, считая их как бы равноправными. Понятие покоя представляет собой обозначение тех состояний движения, которые обеспечивают стабильность предмета, сохранение его качества. Поэтому покой относителен, а движение абсолютно, оно есть неотъемлемое свойство, атрибут материи.

Правомерно говорить о  двух основных типах движения. Первый тип движения - это движение, когда сохраняется качество предмета. Но кроме него существует еще один тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, которые представляют собой особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета. Но может быть и более сложный процесс, когда благодаря взаимодействию объекты образуют новый объект.

В практике мы постоянно  сталкиваемся с этими процессами. В ходе развития производства человечество научается синтезировать из материалов природы все более и более  сложные системы. Процессы, связанные  с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые  и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях, характеризуются  как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем. При этом можно выделить две разновидности процессов  развития. Первая разновидность - это  процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации. Вторая - процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой  природе ярким примером первой разновидности  развития может служить эволюция звезд.

В рамках биологической  материи также можно обнаружить рассматриваемый тип. Пример тому - формирование новых видов животных и растительных организмов, последовательные стадии развития отдельных организмов и т.д. В общественной жизни в  качестве образца этой разновидности  развития выступает смена различных  ступеней развития общества. Наряду с данной разновидностью развития материи можно выделить вторую разновидность, связанную с переходом от качественных состояний, характерных для одного уровня организации материи, к качественному состоянию другого уровня ее организации. Формирование из элементарных частиц атомов и молекул, переход от неорганической природы к биологическим уровням организации, становление человека и его общественной жизни - все это примеры развития, сопровождающиеся усложнением уровней организации материи, появлением новых уровней организации, новых видов материи.

Соответственно иерархии форм материи существуют качественно  разнообразные формы ее движения. Открывая новые уровни организации  материи, наука соответственно обнаруживает и новые формы движения.

Прежде всего формы  движения можно разбить на три  блока соответственно трем важнейшим  этапам развития материи и трем возникшим  в этом развитии сферам материального  мира: неживой природе, живой природе, обществу. Неживую природу характеризует  взаимосвязь физической и химической форм движения, живую - биологическая, а общество - социальная форма движения. Наиболее значительные изменения в  связи с развитием науки были выявлены в соотношении механической, физической и химической форм движения. Наука XX века открыла новые формы  физического движения, неизвестные  в XIX столетии: процессы микромира, связанные  с превращениями элементарных частиц и взаимодействиями субэлементарного уровня; процессы мега-мира - галактические  взаимодействия и расширение Метагалактики. По-новому поставлена и проблема взаимоотношения  физической и химической форм движения: химическая форма движения, с одной  стороны, возникает из взаимодействий микромира, а с другой - является условием появления таких форм, как  молекулярно-физическое движение. Она  как бы обеспечивает переход от физики микромира к макрофизическим  процессам.

Механическое движение тел обусловливается глубинными процессами взаимопревращения элементарных частиц, сложными переплетениями сильных, слабых, электромагнитных и гравитационных взаимодействий. Механическое движение не связано с каким-либо отдельно взятым структурным уровнем организации материи. Это скорее аспект, некоторый срез, характеризующий взаимодействие нескольких таких уровней. Причем надо различать квантовомеханическое движение, характеризующее взаимодействие элементарных частиц и атомов, и макромеханическое движение макротел.

Современная наука внесла много нового и в понимание  природы биологического движения. Были уточнены представления о ее первичных  материальных носителях (кроме белковых молекул в качестве молекулярного  носителя жизни были выделены ДНК  и РНК). Сложилось представление  о целостности биосферы как условии  дифференциации и развертывания  всех уровней организации живой  материи и соответственно формирования различных подвидов биологической  формы движения.

Сведение сложных форм движения к простейшим называется механицизмом. Последний может выступать не только в форме сведения социальных, биологических, химических процессов  к механическому движению и его  законам, но и в более тонких формах. Попытки объяснить биологические  процессы только из закономерностей  физико-химического взаимодействия, а социальные процессы только из особенностей биологического развития человека - тоже разновидности механицизма.

Но, критикуя механицизм и  его различные проявления, нельзя забывать и об органической связи  между различными уровнями организации  материи, о том, что каждая высшая форма рождается из низшей и поэтому  ее нельзя понять, если игнорировать эти  ее генетические связи с низшей формой. Игнорирование генетических связей между качественно различными формами  движения может привести к серьезному искажению истины при научном  исследовании тех или иных объектов материальной действительности. Прослеживание  связей между различными формами  движения материи на основе данных современной науки позволяет  создать целостную картину их развития во Вселенной (Метагалактике). На его разных этапах возникают все  новые уровни организации материи  и соответствующие им формы движения, причем появление каждой новой формы  движения связано с состоянием развивающейся  Вселенной как целого.

   Все формы движения материи между собой взаимосвязаны. Особенности взаимосвязи: движение не исчезает бесследно, а наблюдается переход одной формы материи в другую; высшие включают в себя низшие формы, но в «снятом» виде (как побочные явления).   Каждая форма имеет свой носитель движения, о чем говорит, что высшие формы не сводятся к низшим, а низшие – к высшим, т.к. одно включает другое. Простые формы движения материи могут характеризоваться как сложные только в том случае, если их рассматривать в сложных полях (гравитационные, ядерные и т.д.).

Мысль о необходимой  взаимосвязи материи и движения – одна из традиционных в истории  философии (Зенон Элейский, Н.Кузанский, Дж.Толанд – идея самодвижения материи, Г.Башляр).

 

  1. Пространственно-временная организация бытия.

          Зададимся вопросом, каков смысл  категорий "пространство" и  "время".

Предельно общие свойства, выражающие структурную организацию материального мира, - свойства объектов быть протяженными, занимать место среди других, граничить с другими объектами - выступают как первые, наиболее общие характеристики пространства. Если их абстрагировать из действительности, отделить от самих материальных объектов, то мы получим представление о пространстве как таковом. Именно так и складываются представление о пространстве и понятие пространства, возникающие как результат активного взаимодействия человека с внешним миром, в ходе которого выявляются перечисленные выше предельно общие особенности его структурной организации.

Материальный мир состоит  не только из структурно расчлененных объектов. Эти объекты находятся  в движении и развитии, они представляют собой процессы, которые развертываются по определенным этапам. В них можно  выявить некоторые качественные состояния, некоторые стадии, сменяющие  одна другую. Смена этих стадий может  характеризоваться определенной повторяемостью. Одна стадия по сравнению с другой стадией может наступать быстрее  или позже. Такие особенности  процессов характеризуются понятием длительности. Сравнение различных  длительностей может стать основой  для количественных мер, выражающих скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Если эти характеристики абстрагировать от самих процессов  и рассмотреть отношения длительностей  как некоторые самостоятельные  признаки процессов, то мы получаем представление  о времени как таковом. Представление  о времени и понятие времени  имеют смысл лишь постольку, поскольку  мир находится в состоянии  движения и развития; если бы материя  была вне движения, понятие времени  не имело бы смысла.

Для того чтобы произвести отсчет времени, мы всегда находим какой-то квазипериодический, то есть повторяющийся  в некоторых основных чертах, процесс, который рассматриваем как эталон и с ним сопоставляем непериодические, более сложные процессы. В нашем  организме существует множество  периодических процессов, которые  выступают в функции часов. По ним как бы измеряется длительность внешних процессов. Оказывается, что  все организмы имеют как бы встроенные внутрь себя биологические  часы, в функции которых выступают  различные жизненные ритмы - периодически возникающая и затухающая активность клеток и отдельных органов. "Биологические часы", то есть периодические ритмические циклы, есть у любого организма. Они есть и у животных, и у растений. С их помощью организм приспосабливается к внешней среде, к ее ритмам: смене дня и ночи, времен года. Чувство времени развивается в процессе этого приспособления. Важно, однако, что в основе этого чувства лежит примерно тот же принцип, какой лежит и в основе образования понятия времени, - это сравнение, сопоставление различных процессов движения: одного, функционирующего как эталон, и другого, сравниваемого с этим эталоном.

Категории пространства и  времени выступают как предельно  общие абстракции, в которых схватывается структурная организованность и  изменчивость бытия. Пространство и  время - это формы бытия материи.

Форма является внутренней организацией содержания, и если в  качестве содержания выступает материальный субстрат, то пространство и время  будут формами, которые его организуют. Вне этих форм материя не существует. Но сами пространство и время также  не существуют в отрыве от материи. Только в абстракции мы можем отделить их от материального мира.

В истории философии  было 2 подхода понимании пространства и времени:

1. Субстанциональный: рассматривает  пространство и время, как самостоятельные  сущности (Ньютон)

2. Реляционный (Декарт  и Лейбниц), пространство и время  рассматриваются как формы существования  вещей. Лейбниц отождествлял пространство  и время с гравитационным полем.  Она была подтверждена теорией  относительности Эйнштейна. Здесь  пространство и время - это  объективные независящие от человека  формы бытия материи, но они  неразрывно связаны с материей  и ее движением, (мат движение, пространство и время зависят  друг от друга).

То или иное понимание  пространства и времени складывается в зависимости от характера взаимодействия материи и движения, движения и  покоя.

Свойства: всеобщие (объективность, безграничность) и специфические (у  каждого свои). Фундаментальные свойства: размерность (пространство трехмерно (изотропно)), время одномерно и  анизотропно (однонаправлено).

Создание теории относительности  было тем шагом в понимании  природы пространства и времени, который уточнил и конкретизировал  философские представления о  пространстве и времени. Специфика  Теории относительности Эйнштейна  доказала, что в реальном физическом мире пространства и времени –  интервалы меняются при переходе от одной системе отсчета к  другой. При увеличении относительной  скорости движения системы отсчета  пространственные интервалы сокращаются, а временные растягиваются. Теории относительности Эйнштейна доказала, что в природе существует единое пространство и время.

Пространство и время  – формы существования материи.

Пространство – форма  бытия материи, характеризующая  ее структурированность, дифференцированность, взаимное расположение, протяженность, соразмерность, объем, величину, форму  тел мира.

Время – форма бытия  материи, характеризующая ее изменчивость, длительность существования объектов и последовательность смены их состояний. Время противоречиво: течет непрерывно и длится прерывно из-за конечности каждого акта изменения (момент). Трем модусам времени – прошлому, настоящему и будущему – соответствуют три  состояния сознания: память, созерцание и творчество.

Информация о работе Конспект лекций по "Философии"