Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций
Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:
а) структурный тип целостности отражает связи строения.
б) функциональный тип
в) генетический тип целостности характеризует развитие.
Целое представляет собой предмет, включающий в себя, в качестве составных частей, другие, органически связанные между собой предметы, и обладающие такими свойствами , которые не сводятся к свойствам составляющих его частей.
С категориями сущность и явление, часть и целое тесно связаны категории - содержание и форма. Под содержанием понимается категория материалистической диалектики, обозначающая совокупность всех взаимодействий и обуславливаемых ими изменений, свойственных явлению. Формой явления называется относительно устойчивая система связей моментов содержания, его структура. Понятие "структура" обозначает способ сочетания и взаимосвязи элементов целого. Понятие "элемент" обозначает компоненты, составляющие какое-либо целое и находящиеся между собой в определённой взаимосвязи и взаимозависимости.
Понятие "часть" представляет собой характеристику, "винтик", "клеточку" целого.
Детерминизм-это учение
о всеобщей взаимообусловленности объективных
явлений. В основе этого утверждения -
универсальная связь всех явлений. Исходной
категорией детерминизма является понятие
связи и взаимодействия. Сущность детерминизма
раскрывается наиболее полно путём использования
таких категорий, как "причина", "следствие","закономерность","
Эти категории используются, как парные категории. Характеристики их:
1.Причина и следствие.
а)
Причиной называется
б)
Следствием называются
2.Необходимость и случайность.
а)
Необходимостью называются
б) Случайностью называются
Понятие "природа" - одно из важнейших философских понятий. Нельзя уяснить сущность многих фундаментальных философских понятий, например общества, культуры, духа, сущности человека и других, не рассмотрев их в соотношении с природой. В сознании современного образованного человека слово "природа" ассоциируется главным образом с двумя значениями: 1) природа в смысле естественной среды обитания человека и 2) природа как объект специального научного исследования в рамках целой совокупности так называемых естественных наук (естествознания). В этих своих значениях термин "природа" восходит к латинскому слову "natura". Отсюда и "натуралисты" в смысле - исследователи ("испытатели") природы, и "натурализм" как философская позиция, подчеркивающая всегда особую значимость именно "природы" при рассмотрении и решении центральных философских вопросов бытия и познания, особенно бытия человека и человеческой культуры.
Более полный перечень существенно важных значений термина "природа".
1) Природа в смысле
внутренних особенностей, сущности
той или иной вещи (явления,
системы и пр.). Наличие и специфика
этого значения становятся
2) Природа в смысле
сущего в целом, во всем
3) Природа как материальное начало в самом человеке. В этом смысле "природа", "природное" противопоставляется "духу", "духовному" в человеке как основе его нравственной свободы.
Эти значения выработаны задолго до отмеченных выше двух привычных нам сегодня значений термина "природа", которые появились на достаточно позднем этапе развития культуры и имеют свои конкретно-исторические и философские основания.
4) Природа как совокупность
естественных условий
5) Природа как объект
специального научного
Хотя понятие "природа"
в значении сущего в целом, космоса
сыграло важную роль в развитии философии,
особенно в античности, особое значение
в обсуждении философских проблем
оно обрело после осознания важности
таких противоположностей, как "природа
- культура" и "природа - дух". По
времени это совпадает с
Столь же далеко идущие последствия
имела и формулировка другой пары
противоположностей - "природы" и
"духа". Этот дуализм природы
и духа был воспроизведен в
Новое время, причем в двух наиболее
влиятельных философских
Для правильного понимания
как содержания конфликта двух культур,
возникшего на рубеже XIX и XX веков, так
и возможных путей его
В античности термин "фюсис" расширяется до понимания совокупности всего, что есть (существует), всего видимого космоса, причем природа (во втором отмеченном выше значении этого термина) в ее целокупности предстает перед человеком не только как "космос" в смысле порядка, упорядоченности, но и как жизненный рост, стремящийся к перемене форм, к переходу от одной формы к другой. Человек - и это принципиально важно - не противостоит таким образом понимаемой природе, а помещен в целокупность этой целенаправленной упорядоченности "физиса" (космоса). Именно на этом основании Аристотель делает вывод: все, что является противоположным природе, не может быть добрым (справедливым).
Иное понимание природы
вырабатывается в средневековой
христианской культуре. Природа, космос
здесь имеют трансцендентный
источник своего происхождения, своего
Творца (Бога), сотворившего природу
из ничего. Поэтому вплоть до XII века
в средневековой Европе господствовал
символический менталитет, преобладало
целостно-символическое и
И лишь в Новое время под влиянием принципиально новых запросов социальной практики, новых задач и целей научного познания оформляется то принципиально новое по сравнению с античностью и средневековьем понимание природы, которое явилось предпосылкой бурного развития естествознания XVII-XIX веков.
Именно реализация программных методологических установок и привела к выдающимся достижениям естественных наук в XVII-XIX веках, на основе которых сформировалось понимание мира как материи движущейся по необходимым законам в абсолютном пространстве и времени. В таком мире все осуществляется на основе причинно-следственных взаимодействий и подчиняется строго необходимым законам. Предлагалось изучать человека и продукты его деятельности как части этого мира. Это встретило сильнейшее сопротивление со стороны представителей гуманитарных наук и философов конца XIX-начала XX века, отстаивавших автономию гуманитарного знания, его самостоятельность и независимость от естествознания.
Природа - одна из сфер бытия, естественная часть мира, среда обитания человека. В ходе эволюции ослабевает непосредственная зависимость социума от природы, ибо человек повышает свою защищённость от её стихийных сил. Зато опосредованная зависимость, в связи с углублением контактов между обществом и природой, усиливается.
В древности силы природы персонифицировались в образах богов, человек ощущал свою слабость в противостоянии им. В античном мышлении природа понималась как подвижное целое, а человек как одна из ее частей. Идеалом считалось жить в согласии с природой. Начали складываться натуралистические теории, преувеличивавшие зависимость общества от природы. В средневековой христианской культуре природа ставилась ниже, чем человек, ибо последний мыслился в качестве образа и подобия Бога. Выступая как венец творения и царь природы, человек возвышался над нею. В эпоху Возрождения человек в природе открыл для себя красоту, источник радости, наслаждения. Подчеркивалось единство человека и природы. “Географическое” направление в Новое время было выражено во взглядах Тэна, Тюрго, Ренана, Бокля, Бэра. Среди важнейших факторов общественного развития Г.Т.Бокль (1821-1862) назвал пищу, климат, почву и общий вид природы, т.е. ландшафт. В период становления промышленного капитализма целью науки и техники провозглашается господство над природой (Ф.Бэкон). Проблема природы широко обсуждалась в немецкой классической философии. И.В.Гете (1749-1832) был убежден в объективном характере законов природы.
Проблему единства человека с космосом, космического масштаба человеческой деятельности обсуждали космисты XIX-XX вв. Одна ветвь русского космизма опиралась на фантастику и теологию (Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев). Другая связана с прогрессом естествознания. В.И.Вернадский писал о роли биосферы и особенно ноосферы в истории Земли и Вселенной. Ноосфера, по Вернадскому, – среда обитания человечества, управляемая научным разумом, качественно новый этап в эволюции нашего космического дома. Основным фактором эволюции биосферы, ее перехода в ноосферу является человек. Классики марксизма подчеркивали связь человека, природы и общества, природы и истории, роль материального производства в обеспечении диалектического противоречивого единства названных элементов системы. Энгельс указывал на целенаправленный характер воздействия общества на природу.
Маркс выделял в естественной
среде обитания человека: а) естественные
источники средств жизни (дикие
растения, плоды, животные и т.д.); б)
естественные богатства, являющиеся предметами
труда (уголь, нефть, энергия падающей
воды, ветра и пр.). Первый вид богатств
особенно важен для старта цивилизации,
второй - для высокоразвитого общества.
Маркс конкретизировал влияние
природных условий на историческое
развитие, на возникновение общественно-