Конспект лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций

Описание

Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:

Работа состоит из  1 файл

Конспект по философии.docx

— 389.57 Кб (Скачать документ)

              а)  структурный тип целостности отражает связи строения.

              б)  функциональный тип целостности-принципы  действия.

              в)  генетический тип целостности  характеризует развитие.

Целое представляет собой  предмет, включающий в себя, в качестве составных частей, другие, органически связанные между собой предметы, и обладающие такими свойствами , которые не сводятся к свойствам составляющих его частей.

С категориями сущность и явление, часть и целое тесно связаны категории - содержание и форма. Под содержанием понимается категория материалистической диалектики, обозначающая совокупность всех взаимодействий и обуславливаемых ими изменений, свойственных явлению. Формой явления называется относительно устойчивая система связей моментов содержания, его структура.  Понятие "структура" обозначает способ сочетания и взаимосвязи элементов целого. Понятие "элемент" обозначает компоненты, составляющие какое-либо целое и находящиеся между собой в определённой взаимосвязи и взаимозависимости.

Понятие "часть" представляет собой характеристику, "винтик", "клеточку" целого.

Детерминизм-это учение о всеобщей взаимообусловленности объективных явлений. В основе этого утверждения - универсальная связь всех явлений. Исходной категорией детерминизма является понятие связи и взаимодействия. Сущность детерминизма раскрывается наиболее полно путём использования таких категорий, как "причина", "следствие","закономерность","сущность","явление","необходимость" и  случайность","свобода", "возможность","действительность".

Эти категории используются, как парные категории. Характеристики их:

1.Причина и следствие.

        а)  Причиной называется взаимодействие  материальных образований или  элементов, их составляющих, обуславливающее соответствующие изменения.

        б)  Следствием называются изменения,  возникающие во взаимодействующих  формах или материалы их образованиях  в результате их взаимодействия.

2.Необходимость и случайность.

        а)  Необходимостью называются свойства  и связи,  обусловленные внутренними причинами вещи, явления, внутренней природой элементов, составляющих материальное образование.

         б)  Случайностью называются свойства  и связи, имеющие причину своего существования в другом, обусловленные стечением внешних обстоятельств.

 

  1. Эволюция представления о природе в философии и науке.

Понятие "природа" - одно из важнейших философских понятий. Нельзя уяснить сущность многих фундаментальных  философских понятий, например общества, культуры, духа, сущности человека и  других, не рассмотрев их в соотношении  с природой. В сознании современного образованного человека слово "природа" ассоциируется главным образом  с двумя значениями: 1) природа  в смысле естественной среды обитания человека и 2) природа как объект специального научного исследования в  рамках целой совокупности так называемых естественных наук (естествознания). В  этих своих значениях термин "природа" восходит к латинскому слову "natura". Отсюда и "натуралисты" в смысле - исследователи ("испытатели") природы, и "натурализм" как философская  позиция, подчеркивающая всегда особую значимость именно "природы" при  рассмотрении и решении центральных  философских вопросов бытия и  познания, особенно бытия человека и человеческой культуры.

Более полный перечень существенно важных значений термина "природа".

1) Природа в смысле  внутренних особенностей, сущности  той или иной вещи (явления,  системы и пр.). Наличие и специфика  этого значения становятся особенно  очевидными при сопоставлении  таких выражений, как "красота  природы" и "природа красоты"; "явление природы" и "природа  явления" и т.д.

2) Природа в смысле  сущего в целом, во всем многообразии  его существования в мире. В  этом своем значении термин "природа"  соотносителен с такими понятиями  (а иногда и синонимичен им), как материя, Вселенная, космос, универсум и т.д.

3) Природа как материальное  начало в самом человеке. В  этом смысле "природа", "природное"  противопоставляется "духу", "духовному"  в человеке как основе его  нравственной свободы.

Эти значения выработаны задолго  до отмеченных выше двух привычных  нам сегодня значений термина "природа", которые появились на достаточно позднем этапе развития культуры и имеют свои конкретно-исторические и философские основания.

4) Природа как совокупность  естественных условий существования  человека, человеческого общества  и человеческой культуры и  как источник необходимых ресурсов (материальных, энергетических и  пр.) их существования.

5) Природа как объект  специального научного познания  в рамках целого комплекса  дисциплин - "наук о природе"  или "естественных наук" (естествознания). В этом своем значении понятие  "природа" формируется лишь  в Новое время, в период становления  промышленного капитализма и  науки в современном ее понимании  и носит ярко выраженный нормативный  характер.

Хотя понятие "природа" в значении сущего в целом, космоса  сыграло важную роль в развитии философии, особенно в античности, особое значение в обсуждении философских проблем  оно обрело после осознания важности таких противоположностей, как "природа - культура" и "природа - дух". По времени это совпадает с периодом гуманистического поворота в развитии древнегреческой философии. Уже  софисты стали придавать большое  значение различению того, что существует только "по природе", и того, что  существует "по положению", то есть по условным (принятым) мнениям, обычаям  и другим человеческим установлениям. К этой области условного они  относили все нравственные основы и  нормы личной и общественной жизни, лишая их таким образом внутренней обязательности. С другой стороны, начиная  с Сократа, в философии зарождается  линия на понимание нравственности, добродетели как того, что укоренено  в самой природе и затем  постигается естественным разумом  человека. С этой точки зрения к  условному относится как раз  все то, что создано самим человеком, все гражданские и культурные установления и учреждения, не исключая даже государства. Во второй половине XX века, однако, когда была осознана вся серьезность возможного глобального экологического кризиса и наивность любых крайних подходов к решению будущего человеческой культуры, стали вырабатываться более реалистические концепции и идеи: концепция коэволюции природы и общества, концепция устойчивого развития и другие.

Столь же далеко идущие последствия  имела и формулировка другой пары противоположностей - "природы" и "духа". Этот дуализм природы  и духа был воспроизведен в  Новое время, причем в двух наиболее влиятельных философских системах - в учениях Декарта и Канта. У Декарта указанный дуализм  существовал в виде представления  о двух субстанциях, лежащих в  основе каждой из этих областей бытия, а именно субстанции мыслящей и субстанции протяженной. Кант же противопоставил, во-первых, природу как царство  необходимых законов нравственной свободе человека, а, во-вторых, природу  как мир познаваемых в опыте  явлений непознаваемому миру "вещей  в себе". Эта дуалистическая установка  была в конце XIX - начале XX века воспроизведена в виде противопоставления "наук о природе" "наукам о духе" (по другой терминологии - "наукам о  культуре"), что вылилось в расхождение  двух культур - естественно-научной  и гуманитарной - и самым серьезным  образом сказалось на развитии общечеловеческой цивилизации в XX веке. В настоящее  время, однако, все более осознается, что именно современное развитие "наук о природе", возникновение  неклассических, а затем и постнеклассических научных концепций создает условия  для преодоления этого раскола  и выработки единого языка  для диалога двух культур.

Для правильного понимания  как содержания конфликта двух культур, возникшего на рубеже XIX и XX веков, так  и возможных путей его преодоления  необходимо ясно осознать исторический характер самого этого явления. Он мог  возникнуть только при совпадении целого ряда обстоятельств, среди которых  главным является понимание самой  природы как определенного исторического  продукта, что пришло на смену принципиально  иным ее пониманиям, на время как  бы отодвинутым концепцией природы  новоевропейской науки, но отнюдь не потерявшим своего значения до сих  пор.

В античности термин "фюсис" расширяется до понимания совокупности всего, что есть (существует), всего видимого космоса, причем природа (во втором отмеченном выше значении этого термина) в ее целокупности предстает перед человеком не только как "космос" в смысле порядка, упорядоченности, но и как жизненный рост, стремящийся к перемене форм, к переходу от одной формы к другой. Человек - и это принципиально важно - не противостоит таким образом понимаемой природе, а помещен в целокупность этой целенаправленной упорядоченности "физиса" (космоса). Именно на этом основании Аристотель делает вывод: все, что является противоположным природе, не может быть добрым (справедливым).

Иное понимание природы  вырабатывается в средневековой  христианской культуре. Природа, космос здесь имеют трансцендентный  источник своего происхождения, своего Творца (Бога), сотворившего природу  из ничего. Поэтому вплоть до XII века в средневековой Европе господствовал  символический менталитет, преобладало  целостно-символическое и чисто  религиозное видение природы. И  только с начала XIII века теологи  обратились, несмотря на понтификальный запрет, к изучению книг Аристотеля, астрономических, медицинских, математических трактатов, идей греческой и арабской философии, стремясь примирить их с  теологическими посылками. Наибольшего  успеха на этом пути, как известно, достиг Фома Аквинский, увидевший в физике и метафизике Аристотеля солидную рациональную базу для своих философских и  теологических построений.

И лишь в Новое время  под влиянием принципиально новых  запросов социальной практики, новых  задач и целей научного познания оформляется то принципиально новое  по сравнению с античностью и  средневековьем понимание природы, которое явилось предпосылкой бурного  развития естествознания XVII-XIX веков.

Именно реализация программных  методологических установок и привела  к выдающимся достижениям естественных наук в XVII-XIX веках, на основе которых  сформировалось понимание мира как  материи движущейся по необходимым  законам в абсолютном пространстве и времени. В таком мире все  осуществляется на основе причинно-следственных взаимодействий и подчиняется строго необходимым законам. Предлагалось изучать человека и продукты его деятельности как части этого мира. Это встретило сильнейшее сопротивление со стороны представителей гуманитарных наук и философов конца XIX-начала XX века, отстаивавших автономию гуманитарного знания, его самостоятельность и независимость от естествознания.

 

  1. Природа как среда обитания человека; взаимодействие общества и природы.

Природа - одна из сфер бытия, естественная часть мира, среда обитания человека. В ходе эволюции ослабевает непосредственная зависимость социума от природы, ибо человек повышает свою защищённость от её стихийных сил. Зато опосредованная зависимость, в связи с углублением контактов между обществом и природой, усиливается.

В древности силы природы  персонифицировались в образах  богов, человек ощущал свою слабость в противостоянии им. В античном мышлении природа понималась как подвижное целое, а человек как одна из ее частей. Идеалом считалось жить в согласии с природой. Начали складываться натуралистические теории, преувеличивавшие зависимость общества от природы. В средневековой христианской культуре природа ставилась ниже, чем человек, ибо последний мыслился в качестве образа и подобия Бога. Выступая как венец творения и царь природы, человек возвышался над нею. В эпоху Возрождения человек в природе открыл для себя красоту, источник радости, наслаждения. Подчеркивалось единство человека и природы. “Географическое” направление в Новое время было  выражено во взглядах Тэна, Тюрго, Ренана, Бокля, Бэра. Среди важнейших факторов общественного развития Г.Т.Бокль (1821-1862) назвал пищу, климат, почву и общий вид природы, т.е. ландшафт. В период становления промышленного капитализма целью науки и техники провозглашается господство над природой (Ф.Бэкон). Проблема природы широко обсуждалась в немецкой классической философии. И.В.Гете (1749-1832) был убежден в объективном характере законов природы.

Проблему единства человека с космосом, космического масштаба человеческой деятельности обсуждали  космисты XIX-XX вв. Одна ветвь русского космизма опиралась на фантастику и  теологию (Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев). Другая связана с прогрессом естествознания. В.И.Вернадский писал о роли биосферы и особенно ноосферы в истории  Земли и Вселенной. Ноосфера, по Вернадскому, – среда обитания человечества, управляемая научным разумом, качественно  новый этап в эволюции нашего космического дома. Основным фактором эволюции биосферы, ее перехода в ноосферу является человек. Классики марксизма подчеркивали связь  человека, природы и общества, природы  и истории, роль материального производства в обеспечении диалектического  противоречивого единства названных  элементов системы. Энгельс указывал на целенаправленный характер воздействия  общества на природу.

Маркс выделял в естественной среде обитания человека: а) естественные источники средств жизни (дикие  растения, плоды, животные и т.д.); б) естественные богатства, являющиеся предметами труда (уголь, нефть, энергия падающей воды, ветра и пр.). Первый вид богатств особенно важен для старта цивилизации,  второй - для высокоразвитого общества. Маркс конкретизировал влияние  природных условий на историческое развитие, на возникновение общественно-экономических  формаций.

Информация о работе Конспект лекций по "Философии"