Конспект лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций

Описание

Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:

Работа состоит из  1 файл

Конспект по философии.docx

— 389.57 Кб (Скачать документ)

На заре ХХ в. природа  рассматривалась А.А.Богдановым как  великий враг и в то же время  полный таинственного очарования друг человека, борющегося со слепыми силами стихийности. По мнению ученого, жажду  избавления от античеловеческих случайностей приходится ограничивать рамками экологического императива. Необходимым дополнением  “товарищеского сотрудничества” становится сотрудничество с природой. Богданов первым обрисовал возможности мирного  использования атомной энергии  и первым предупреждал человечество об опасности атомного уничтожения.

В методологическом плане  недопустимо преувеличение роли природы (это особенно характерно для  возникшей в XIX в. геополитики, например, расизм). Еще более некорректна  недооценка географических факторов. Ведь чем  более развитым становится общество, тем больше оно окружает себя второй, искусственной природой.

Во второй половине ХХ в. утверждается представление о необходимости  ограничивать бесконтрольное и непродуманное  употребление научно-технической мощи к природе, о необходимости сопоставлять цели деятельности с ее средствами и последствиями (идея коэволюции).

 Природа - совокупность  естественных условий существования  человечества, окружающий человека  динамический мир во всем многообразии  своих проявлений. Природа существует  по своим собственным, независимым  от человека основаниям и законам.  Культура как нечто противоположное  природе выступает как освоенная,  возделанная, преобразованная человеком  природа. Человек противостоит природе, одновременно он - ее часть и порождение. Объединяющим началом выступает труд, характеризующийся обменными процессами между обществом и природой.

Природа для человека: естественное условие его существования; поле для преобразования; объект познания; момент оценочного отношения с помощью понятий блага, красоты и т.д.; объект для проявления ответственности за сохранение той части природы, которая включена в орбиту человеческой деятельности.

По отношению к природе  наметилось несколько подходов.

Подход первый: а) природа  уступает культуре как нечто неоформленное, неорганизованное, неразумное. Отсюда вытекает необходимость господства человека над природой; б) природа - образец совершенства, превосходит  культуру, поэтому человек должен учиться у природы, подчиняться  ей.

Подход второй: а) природа - царство стихийных сил, хаоса, неподконтрольного  разумению; б) в природе господствует естественная необходимость, и нет  места своеволию.

Сформулированные положения  истины во взаимодополняемости, в мере проявления.

Понятие “природная среда” (природа) не тождественно с понятиями  “окружающая среда”, “естественная  среда”, “географическая среда”. В  окружающую среду помимо природных  включаются социальные, культурные, социально-психологические  факторы, традиции, условия формирования индивида и общества. Естественная окружающая среда охватывает гео- и  биосферу: материальные условия жизнедеятельности  человека; исходный объект производства; объект эстетического и нравственного  отношения. Географическая среда охватывает поверхность Земли. Это подсистема естественной среды обитания человека. Ныне в среду непосредственного  контакта общества с природой входит “ближнее” космическое пространство. Сбываются прогнозы космистов о  преодолении людьми границ географической оболочки, о расширяющихся возможностях человека в освоении природы.

Результатом производства является искусственная среда обитания, “вторая природа”. Созданные человеком  неодушевленные предметы и живые  организмы (растения, животные, выведенные или созданные человеком  благодаря  искусственному отбору или генной инженерии) есть техномасса. Масса живых организмов, существующих в естественных природных  условиях, еще не подвергшихся очеловечиванию, - биомасса. Сейчас искусственная среда  обитания на Земле значительно превосходит  естественную среду. Техногенное воздействие  человека изменяет целые геологические  структуры, создаются искусственные  водохранилища, изменяется атмосфера, климат и т.д.

Ноосфера (в переводе с  греческого – сфера разума) –  сфера взаимодействия природы и  общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития, является высшей стадией биосферы (планетарной  оболочки: живые организмы и неживые  вещества, охваченные живым), имеет  тенденцию к постоянному расширению. Человечество, вооруженное научной  мыслью, превращается в ведущую силу, определяющую эволюцию нашей планеты.

От молекулы и клетки до биосферы в целом осуществляется работа самоорганизации: в живой  природе постоянно происходят процессы, ведущие не только к повышению, но и к понижению уровня организованности, – процессы отмирания, распада, разложения и т.п., т.е. деградации органической материи. В целом жизнь можно  охарактеризовать как борьбу организованности, порядка с хаосом.

Живые системы обмениваются с окружающей средой энергией, веществом  и информацией, т.е. являются открытыми  системами. При этом живому, в отличие  от неживых систем, присуща способность  к упорядочению, к созданию порядка  из хаоса, т.е. способность противодействия  возрастанию энтропии. Взаимодействие социума и природы осуществляется через практически преобразующую  деятельность людей. В процессе производства происходит превращение предметов  и явлений природы в предметы, необходимые для удовлетворения человеческих потребностей.

Воздействие природы на общество осуществляется стихийно и  относительно устойчиво по сравнению  с быстро меняющейся общественной жизнью.

1. Природа - необходимая  предпосылка возникновения, составная  часть причин функционирования  и развития общества. Природа является естественной кладовой предметов труда. Она обеспечивает общество материалом для создания орудий труда. Природные силы многократно усиливают мощность человеческих сил. Человек пользуется механическими, физическими, химическими и иными свойствами вещей, чтобы в соответствии со своими целями применять их как орудия воздействия на другие вещи. При этом человек концентрирует рассеянные в природе ресурсы.

2. Природные факторы  существенно влияют на формы  и темпы исторического процесса. Природные циклы (время суток,  года) определяют ритм жизнедеятельности  людей и характер их труда.  Резкие колебания в природных  процессах (засухи, наводнения, тектонические  явления) способны уничтожить  плоды труда человека и затормозить  развитие общества. Результаты труда  во многом зависят от природных  условий. Недостаток природных  условий и ресурсов двойственен:  тормозит развитие общества; стимулирует  поисковую деятельность для нахождения  заменителей и более эффективных  направлений деятельности в условиях  международного разделения труда.

3. Природа существенно  влияет на формирование и развитие  общественного сознания. Происходит  его “экологизация”, т.е. осознание  человеком роли экологических  проблем в совершенствовании  социальных отношений. Человечество  осознает угрозу своему существованию  вследствие исчезновения природных  ресурсов и опасного для жизни  загрязнения среды его обитания. Ученые подсчитали, что можно  потреблять не более 1/10 доли  живого вещества на планете,  иначе процессы становятся невосполнимыми.

Воздействие общества на природу  целенаправленно, универсально и динамично.

1. Расширяются пространственные  границы освоения природы человеком.  Достигнут планетарный характер  производственно-хозяйственной деятельности. Человек вышел в ближний космос  и использует его в своих.  Происходит также дальнейшее  изучение и освоение природы  “вглубь”, открытие и использование  новых элементов, микропроцессов, ранее неизвестных свойств и  законов природы. Сейчас используются  все известные науке природные  элементы и много искусственных.  Широко применяются полимеры, ядерные  превращения, полупроводники, лазеры, биологические способы защиты  растений, очистки вод.

2. Человечество становится  мощной геологической силой. Повышается  интенсивность и эффективность  использования природных ресурсов (культивация земель, более полное  использование сырья и т.д.). Вместе  с тем, это приводит к исчезновению  ресурсов и загрязнению среды.

Причина экологических  трудностей усматривается также  в духовной сфере, в области мировоззренческого отношения к природе классов, обществ (Белл, Печчеи, Уайт и др.). Указывается, что для преодоления экологического кризиса необходимо совершенствование  морали и экологического сознания человека. При этом порой игнорируется, либо недооценивается роль материальных причин.

Современная наука комплексно осмысливает значение материального  и духовного факторов в решении  экологических проблем. Речь идет о  формировании экологической культуры, нового экологического мировоззрения. Это означает, во-первых, утверждение  принципа гармонии человека и природы, осознания человеком себя как  неразрывной частицы природы. Во-вторых, формируется принцип личной ответственности  каждого человека за все живое  на Земле.

 

  1. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации.

Воздействие общества на природу  целенаправленно, универсально и динамично.

1. Расширяются пространственные  границы освоения природы человеком.  Достигнут планетарный характер  производственно-хозяйственной деятельности. Человек вышел в ближний космос  и использует его в своих  целях (для создания уникальных  систем связи, в технологических  экспериментах, для геологической  разведки и картографических  съемок, для прогнозирования погоды  и т.д.). Происходит также дальнейшее  изучение и освоение природы  “вглубь”, открытие и использование  новых элементов, микропроцессов, ранее неизвестных свойств и  законов природы. Сейчас используются все известные науке природные элементы и много искусственных. Широко применяются полимеры, ядерные превращения, полупроводники, лазеры, биологические способы защиты растений, очистки вод.

2. Человечество становится  мощной геологической силой. Повышается  интенсивность и эффективность  использования природных ресурсов (культивация земель, более полное  использование сырья и т.д.). Вместе  с тем, это приводит к исчезновению  ресурсов и загрязнению среды.

Взаимодействие общества и природы носит исторический характер. Первобытные коллективы жили в тесном единстве со своей средой обитания, их зависимость от природы  на стадии присваивающего хозяйства  была полной. Было относительное тождество  общества и природы, перешедшее в  различие. В классовом обществе различие переросло в противоположность. Антагонистическое отношение к  природе при капитализме, особенно на стадии первоначального накопления капитала, в индустриальных технологиях, отсталость технологий в странах  “третьего” мира, бесхозяйственность в условиях “ничейной” собственности  при государственном социализме привели к экологическому кризису. Противоречие между безграничными  потребностями развития общества и  ограниченными возможностями биосферы - это основная причина экологического кризиса, принявшего глобальный характер. Требуются всеобщие усилия по его  устранению.

Однако эгоизм сравнительно небольшой части населения Земли  сталкивается с интересами остальных  людей. В наше время каждый человек, родившийся в “развитой” западной стране, потребляет в среднем в 20 раз больше ресурсов планеты, чем  житель государств “третьего” мира. Согласно оценкам экспертов ООН, такая  модель развития ведет “к рискам и  дисбалансам”, может привести цивилизацию  к краху. Действия, ставящие под вопрос само существование человечества, приобретают  характер антагонизма - между наиболее развитыми странами антагонизма  и остальным человечеством, по отношению  к которому осуществляется экологическая  неоколониальная политика.

Сторонники концепции  технократического оптимизма (Фурастье, Кан, Голдман, Наваки) объясняют экологические  трудности материальными причинами, недостаточно зрелым уровнем научно-технической  революции, несовершенством технологий. Отсюда вытекает вывод о необходимости  дальнейшего прогресса науки  и техники, но  без изменений  в общественном строе свободного предпринимательства.

Второй вывод идет от Руссо - “назад к природе”. Например, Форрестер и другие члены “Римского  клуба” предлагают прекратить или  затормозить рост материального  производства и населения мира. Это  означает отказ от достигнутого уровня развития производительных сил. У нас, как и везде в мире, также  имеются элементы “техницистского” (потребительского)  отношения к  природе, при котором социальные и экологические ориентиры игнорируются. Есть и проявления экологического натурализма (“назад к природе”), особенно после  катастрофы на ЧАЭС.

Причина экологических  трудностей усматривается также  в духовной сфере, в области мировоззренческого отношения к природе классов, обществ (Белл, Печчеи, Уайт и др.). Указывается, что для преодоления экологического кризиса необходимо совершенствование  морали и экологического сознания человека. При этом порой игнорируется, либо недооценивается роль материальных причин.

Современная наука комплексно осмысливает значение материального  и духовного факторов в решении  экологических проблем. Речь идет о  формировании экологической культуры, нового экологического мировоззрения. Это означает, во-первых, утверждение  принципа гармонии человека и природы, осознания человеком себя как  неразрывной частицы природы. Во-вторых, формируется принцип личной ответственности  каждого человека за все живое  на Земле. Возникает проблема достижения равновесия между познавательной и  практической деятельностью человека, его неутолимой жаждой познания и  преобразования и рациональной целостностью природной среды. В целом, современная  наука к экологической проблеме подходит с позиций реализма и  гуманизма, усматривает комплекс направлений: а) научно-технический прогресс, разработка и внедрение наукоемких экономико-эколого-человекосберегающих, экономически эффективных и одновременно человечески здоровых и экологически чистых технологий; б) всеобщее социальное переустройство в направлении роста гуманизма и 
демократии; в) перестройка международно-правовых, политических и культурных взаимоотношений между народами, международное сотрудничество в борьбе за выживание человечества; г) формирование новой экологической парадигмы, которая утверждает 
высшую ценность природы; д) формирование экологически воспитанного, компетентного и ответственного человека.

Информация о работе Конспект лекций по "Философии"