Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций
Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:
На заре ХХ в. природа рассматривалась А.А.Богдановым как великий враг и в то же время полный таинственного очарования друг человека, борющегося со слепыми силами стихийности. По мнению ученого, жажду избавления от античеловеческих случайностей приходится ограничивать рамками экологического императива. Необходимым дополнением “товарищеского сотрудничества” становится сотрудничество с природой. Богданов первым обрисовал возможности мирного использования атомной энергии и первым предупреждал человечество об опасности атомного уничтожения.
В методологическом плане недопустимо преувеличение роли природы (это особенно характерно для возникшей в XIX в. геополитики, например, расизм). Еще более некорректна недооценка географических факторов. Ведь чем более развитым становится общество, тем больше оно окружает себя второй, искусственной природой.
Во второй половине ХХ в. утверждается представление о необходимости ограничивать бесконтрольное и непродуманное употребление научно-технической мощи к природе, о необходимости сопоставлять цели деятельности с ее средствами и последствиями (идея коэволюции).
Природа - совокупность
естественных условий
Природа для человека: естественное условие его существования; поле для преобразования; объект познания; момент оценочного отношения с помощью понятий блага, красоты и т.д.; объект для проявления ответственности за сохранение той части природы, которая включена в орбиту человеческой деятельности.
По отношению к природе наметилось несколько подходов.
Подход первый: а) природа уступает культуре как нечто неоформленное, неорганизованное, неразумное. Отсюда вытекает необходимость господства человека над природой; б) природа - образец совершенства, превосходит культуру, поэтому человек должен учиться у природы, подчиняться ей.
Подход второй: а) природа - царство стихийных сил, хаоса, неподконтрольного разумению; б) в природе господствует естественная необходимость, и нет места своеволию.
Сформулированные положения истины во взаимодополняемости, в мере проявления.
Понятие “природная среда”
(природа) не тождественно с понятиями
“окружающая среда”, “естественная
среда”, “географическая среда”. В
окружающую среду помимо природных
включаются социальные, культурные, социально-психологические
факторы, традиции, условия формирования
индивида и общества. Естественная
окружающая среда охватывает гео- и
биосферу: материальные условия жизнедеятельности
человека; исходный объект производства;
объект эстетического и нравственного
отношения. Географическая среда охватывает
поверхность Земли. Это подсистема
естественной среды обитания человека.
Ныне в среду непосредственного
контакта общества с природой входит
“ближнее” космическое
Результатом производства является искусственная среда обитания, “вторая природа”. Созданные человеком неодушевленные предметы и живые организмы (растения, животные, выведенные или созданные человеком благодаря искусственному отбору или генной инженерии) есть техномасса. Масса живых организмов, существующих в естественных природных условиях, еще не подвергшихся очеловечиванию, - биомасса. Сейчас искусственная среда обитания на Земле значительно превосходит естественную среду. Техногенное воздействие человека изменяет целые геологические структуры, создаются искусственные водохранилища, изменяется атмосфера, климат и т.д.
Ноосфера (в переводе с
греческого – сфера разума) –
сфера взаимодействия природы и
общества, в пределах которой разумная
человеческая деятельность становится
главным определяющим фактором развития,
является высшей стадией биосферы (планетарной
оболочки: живые организмы и неживые
вещества, охваченные живым), имеет
тенденцию к постоянному
От молекулы и клетки до биосферы в целом осуществляется работа самоорганизации: в живой природе постоянно происходят процессы, ведущие не только к повышению, но и к понижению уровня организованности, – процессы отмирания, распада, разложения и т.п., т.е. деградации органической материи. В целом жизнь можно охарактеризовать как борьбу организованности, порядка с хаосом.
Живые системы обмениваются
с окружающей средой энергией, веществом
и информацией, т.е. являются открытыми
системами. При этом живому, в отличие
от неживых систем, присуща способность
к упорядочению, к созданию порядка
из хаоса, т.е. способность противодействия
возрастанию энтропии. Взаимодействие
социума и природы
Воздействие природы на общество осуществляется стихийно и относительно устойчиво по сравнению с быстро меняющейся общественной жизнью.
1. Природа - необходимая
предпосылка возникновения,
2. Природные факторы
существенно влияют на формы
и темпы исторического
3. Природа существенно
влияет на формирование и
Воздействие общества на природу целенаправленно, универсально и динамично.
1. Расширяются пространственные
границы освоения природы
2. Человечество становится
мощной геологической силой.
Причина экологических
трудностей усматривается также
в духовной сфере, в области мировоззренческого
отношения к природе классов,
обществ (Белл, Печчеи, Уайт и др.). Указывается,
что для преодоления
Современная наука комплексно осмысливает значение материального и духовного факторов в решении экологических проблем. Речь идет о формировании экологической культуры, нового экологического мировоззрения. Это означает, во-первых, утверждение принципа гармонии человека и природы, осознания человеком себя как неразрывной частицы природы. Во-вторых, формируется принцип личной ответственности каждого человека за все живое на Земле.
Воздействие общества на природу целенаправленно, универсально и динамично.
1. Расширяются пространственные
границы освоения природы
2. Человечество становится
мощной геологической силой.
Взаимодействие общества
и природы носит исторический
характер. Первобытные коллективы жили
в тесном единстве со своей средой
обитания, их зависимость от природы
на стадии присваивающего хозяйства
была полной. Было относительное тождество
общества и природы, перешедшее в
различие. В классовом обществе различие
переросло в противоположность.
Антагонистическое отношение к
природе при капитализме, особенно
на стадии первоначального накопления
капитала, в индустриальных технологиях,
отсталость технологий в странах
“третьего” мира, бесхозяйственность
в условиях “ничейной” собственности
при государственном социализме
привели к экологическому кризису.
Противоречие между безграничными
потребностями развития общества и
ограниченными возможностями
Однако эгоизм сравнительно
небольшой части населения
Сторонники концепции
технократического оптимизма (Фурастье,
Кан, Голдман, Наваки) объясняют экологические
трудности материальными
Второй вывод идет от
Руссо - “назад к природе”. Например,
Форрестер и другие члены “Римского
клуба” предлагают прекратить или
затормозить рост материального
производства и населения мира. Это
означает отказ от достигнутого уровня
развития производительных сил. У нас,
как и везде в мире, также
имеются элементы “техницистского”
(потребительского) отношения к
природе, при котором социальные
и экологические ориентиры
Причина экологических
трудностей усматривается также
в духовной сфере, в области мировоззренческого
отношения к природе классов,
обществ (Белл, Печчеи, Уайт и др.). Указывается,
что для преодоления
Современная наука комплексно
осмысливает значение материального
и духовного факторов в решении
экологических проблем. Речь идет о
формировании экологической культуры,
нового экологического мировоззрения.
Это означает, во-первых, утверждение
принципа гармонии человека и природы,
осознания человеком себя как
неразрывной частицы природы. Во-вторых,
формируется принцип личной ответственности
каждого человека за все живое
на Земле. Возникает проблема достижения
равновесия между познавательной и
практической деятельностью человека,
его неутолимой жаждой познания и
преобразования и рациональной целостностью
природной среды. В целом, современная
наука к экологической проблеме
подходит с позиций реализма и
гуманизма, усматривает комплекс направлений:
а) научно-технический прогресс, разработка
и внедрение наукоемких экономико-эколого-
демократии; в) перестройка международно-правовых,
политических и культурных взаимоотношений
между народами, международное сотрудничество
в борьбе за выживание человечества; г) формирование
новой экологической парадигмы, которая
утверждает
высшую ценность природы; д) формирование
экологически воспитанного, компетентного
и ответственного человека.