Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций
Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:
Согласованное, взаимодополняющее развитие человека, общества и природы в их единстве (коэволюция) - таков магистральный путь развития.
Интерес к проблеме человека (философской антропологии) вызван расширением и углублением знаний о мире.
Древнефилософский образ
человека космоцентричен. Платон видел
в человеке «двуногое существо без
крыльев с плоскими когтями, восприимчивое
к знанию, основанному на рассуждениях».
Здесь выделены физические и духовные
признаки человека. Аристотель считал,
что человек есть общественное животное,
наделённое разумом, совершенствующееся
в справедливом государстве. Аристотель
дал типологию различных «
Помимо идеи о совершенствовании
индивида путём его включённости
в государство (общественное целое),
проводилась мысль о
В средневековой философии человек рассматривался как образ и подобие Бога, как момент движения к Богу. С другой стороны, сохранялся взгляд, что человек – разумное животное (двойственность: он владеет божьим даром – свободой воли, однако плоть и земная жизнь человека греховны).
Эпоха Возрождения провозгласила идею величия, свободы, достоинства, могущества разума человека. Гуманизм открыли и отстаивали А.Данте, Ф.Петрарка, Леонардо да Винчи, Т.Мор, Э.Роттердамский, Н.Макиавелли, Д.Бруно, Ф.Бэкон, Ф.Скорина и др.
В Новое время внимание обращалось на внутренний мир человека. Философы Нового времени пытались раскрыть природные основы человека. Т.Гоббс утверждал, что физические и духовные способности, основные качества людей могут реализоваться в государстве, построенном на основе общественного договора. Б.Паскаль предвосхитил идею своеобразия познания человека по сравнению с природой. Д.Локк важную роль придавал формированию гармонии физического и духовного начал личности («В здоровом теле здоровый дух»).
Представители классической немецкой философии стремились преодолеть механицистскую трактовку в понимании человека. Гегель полагал, что свою духовную сущность человек реализует, преодолевая природность, через включение в многообразие отношений общественной жизни (семья, собственность, государство, право и т.д.). По мнению Л.Фейербаха, сущность человека в значительной мере определяется его телом, а сам человек обладает разумом, сердцем и волей, способными к любви. Человек, включая и природу как свой базис, является универсальным и высшим предметом философии. В этом подходе, наряду с достоинствами, существуют и недостатки: отсутствует исторический взгляд на человека, не объясняется, почему у разных людей столь различно содержание их духовной жизни.
Русская философия XIX в. рассматривала человека в концепциях «философии тотальности» и «философии индивидуальности». Первое направление представляли славянофилы, которые считали, что подлинно нравственный субъект, сочетающий личностное и коллективное начала, возможен только в рамках крестьянской общины как идеального «нравственного мира». Западники ориентировались на западноевропейскую цивилизацию, личностное начало, критиковали православие.
К.Маркс и Ф.Энгельс
развили общематериалистическую идею
детерминации человека объективной
природной и социальной реальностью.
Эта концепция дополнена
Представители антропологической философии, особенно экзистенциализма, основной темой своих размышлений избрали существование, духовный мир человека. Экзистенциалисты считают, что гуманизм находится под угрозой из-за технизации общества и человека, опасности ядерной войны, марксистской доктрины, абсолютизирующей всеобщность труда и техники.
В условиях ускорения общественного
прогресса происходит обновление религиозной
философии в направлении «
Современных зарубежных теоретиков волнуют вопросы смысла бытия и ценностных ориентаций человека, путей его самореализации.
В целом, современная социально-
Итак, история философской
мысли зафиксировала: открытие человеком
самого себя в его взаимодействии
с космосом, миром, обществом и
самим собой, источники активности
человека; не только включенность в
социально-природное целое, но и
саморазвитие человека, относительно
независимого от внешнего мира; наличие
особых сущностных сил человека, единство
в нем космосо-природно-
Становление человека (антропогенез) и формирование общества (социогенез) в совокупности составляют антропосоциогенез, который длился 3-3,5 млн. лет. В соответствии с эволюционно-трудовой теорией считается, что человек произошёл от обезьяны.
Для поведения предков человека (гоминидов) характерно: а) инстинктивное поведение; б) решающая роль генетической наследственности; в) стадный образ жизни; г) биофизиологическое разделение функций.
Согласно гипотезе, преодоление
недостатков биологического способа
поведения предков человека и
сильно ухудшавшиеся условия их обитания
подтолкнули к появлению
Уже в 60-е гг. XIX в. Геккель,
Гексли и Фохт сформулировали одно
из затруднений трудовой теории происхождения
человека – «недостающего звена»,
морфологически определённой формы
между обезьяноподобными
Ряд исследователей, скептически относящихся к трудовой теории происхождения человека, особое внимание обращают на духовный фактор появления человека. Преимущество человека состояло не в том, что он стал использовать орудия, а в том, что он изначально являлся использующим главным образом свой ум самосовершенствующимся животным.
В ряде случаев животные осуществляют орудийную деятельность, содержащую в себе «ручной интеллект» или «практическое мышление» (А.Н.Лентьев). В предметно-практической деятельности человека воплощаются физические и духовные способности человека, развивается мышление, речь, самосознание и различные способности. В физическом и умственном развитии человека фактор труда имеет решающее значение:
а) рост числа связей и их усложнение (человек – орудие труда – предмет труда – природа);
б) результат труда по времени отделяется от непосредственного трудового акта;
в) в процессе труда человек познавал внешние связи и внутренние свойства вещей, развивал свои аналитико-синтетические способности;
г) вместе с формированием руки увеличивался и усложнялся человеческий мозг;
д) в процессе труда ослаблялась инстинктивная основа поведения, формировалась воля, интеллект, потребности человека.
В процессе труда формируется
социокультурное объединение
Таким образом, труд, мышление и речь сформировали человека.
В зависимости от материально-трудового фактора американский учёный Л.Морган (1818-1888) выделил в истории человека три исторических эпохи – дикость (применение огня, охота, изобретение лука), варварство (гончарное ремесло, приручение животных и возделывание полезных растений, плавка железной руды) и цивилизацию (изобретение буквенного письма, создание огнестрельного оружия).
К.Маркс и Ф.Энгельс в основу классификации истории положили экономический базис во всей его глубине, рассматривая развитие средств производства и их влияние на характер общественных отношений (общественное разделение труда: скотоводство от земледелия; деньги; умственного от физического).
Труд – важнейшее системообразующее понятие, не только политико-экономическое, но и социокультурное.
Один из факторов антропосоциогенеза – нравственность. Нравственно-социальные нормы возникли как выражение ценностного поведения (запреты на кровосмесительство, на убийство сородича, требование поддержания жизни любого из членов рода, позднее – человеческого рода в целом и животных).
Важную роль в становлении человека и общества сыграло производство людей самими людьми (демографический фактор). Продолжение человеческого рода как биосоциальный процесс находится в органическом единстве со сферой производства средств к жизни и средой обитания. Главные черты качества народонаселения – здоровье, психофизиологический комфорт жизни, динамичность стиля поведения в единстве со стабильностью.
В ходе антропосоциогенеза человек выступает как продукт и одновременно творец обстоятельств. Отсюда следует ряд подходов к человеку.
Объектно-генезисный подход выявляет факторы формирования человека: а) макросреда (космические, экологические, демографические, социально-экономические, политические условия жизни); б) микросреда (семья, трудовой коллектив); в) социальные общности людей, межличностное общение; г) общественные и политические организации, партии; д) система обучения и воспитания; е) средства массовой информации и учреждения культуры.
К.Маркс в «Тезисах о Фейербахе» определил человека как совокупность всех общественных отношений. Однако человек соотнесен не только с обществом, но и с Универсумом, со всей Историей, с другим человеком как индивидуальным бытием Космоса.
З.Фрейд подчёркивал роль бессознательного, доказывал, что культура выводится из бессознательных влечений человека.
Субъективно-функциональный подход раскрывает включённость человека в главные сферы деятельности, общения и познания и характеризует его как производительную, социально-политическую и духовную силу общества.
Биологизаторские (натуралистические) концепции человека абсолютизируют роль естественных начал в человеке. Социологизаторские теории представляют человека лишь как слепок с окружающих его социальных отношений.
Природно-общественное в человеке воплощено в единстве тела и души. Действия человека регулируются не только телесными потребностями, но и социальными – обществом, историей, духовно-нравственными мотивами и пр.
Человек включён в два мира – природы и общества. Биологическое в человеке является исходным, хотя и недостаточным началом для объяснения истории и самого человека. Оно представлено в виде задатков и способностей, влечений. Социальное в человеке выражено в том, что он воплощает в себе всё богатство общественного развития, является продуктом системы обучения и воспитания. Динамичность и жизнеспособность общества во многом зависит от максимальной реализации индивидами своих задатков. Генетические и социальные различия выступают фактором прогресса человека.
По сравнению с социальным
биологическое более
В целом, совершенствовать социальные условия и биологические возможности человека надо одновременно, обеспечивая их оптимальное взаимодействие.
Духовность есть приверженность доброте, любви, милосердию, состраданию и терпимости, совести, красоте, свободе и чести, верности идеалам, стремлению раскрыть тайны бытия и смысла жизни.
Духовность человека проявляется:
1) в уникальности человеческой индивидуальности;
2) в сопричастности к универсальности,
к целостности природы и
Утрата смысла жизни всегда рассматривалась как одна из величайших трагедий, как потеря главной точки опоры. В центре внимания культуры всегда стояли задачи разумного обустройства общественной жизни, поддержания соответствия между обществом и природой, гармонизацией внутреннего мира человека. В поиске гармонии люди отдают предпочтение либо внешней (материальное процветание, слава, успех), либо внутренней гармонии (дух). Очевидно, смысл жизни заключается не в противопоставлении внутренней и внешней гармонии, а в их взаимодополняемости. Смысл жизни для человека – во всестороннем развитии своих способностей, внесении личного вклада в прогресс общества и культуры через улучшение собственного статуса (материального и духовного).