Конспект лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций

Описание

Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:

Работа состоит из  1 файл

Конспект по философии.docx

— 389.57 Кб (Скачать документ)

Согласованное, взаимодополняющее  развитие человека, общества и природы  в их единстве (коэволюция) - таков  магистральный путь развития.

 

  1. Учение о человеке в структуре философского знания.

      Интерес  к проблеме человека (философской  антропологии) вызван расширением  и углублением знаний о мире.

Древнефилософский образ  человека космоцентричен. Платон видел  в человеке «двуногое существо без  крыльев с плоскими когтями, восприимчивое  к знанию, основанному на рассуждениях». Здесь выделены физические и духовные признаки человека. Аристотель считал, что человек есть общественное животное, наделённое разумом, совершенствующееся в справедливом государстве. Аристотель дал типологию различных «уровней»  души, выделив растительную, животную и разумную души. Растительная ведает функциями питания, роста и размножения. У животной души к этим функциям прибавляется ощущение и способность  желания. Разумная душа, которой обладает лишь человек, наделена, помимо перечисленных  функций, высшей из способностей –  рассуждением и мышлением. В человеке бессмертен только разум: после смерти тела он сливается с вселенским разумом.

Помимо идеи о совершенствовании  индивида путём его включённости в государство (общественное целое), проводилась мысль о счастливой  и добродетельной жизни путём  освобождения человека от власти внешнего мира, от социально-политической сферы.

В средневековой философии  человек рассматривался как образ  и подобие Бога, как момент движения к Богу. С другой стороны, сохранялся взгляд, что человек – разумное животное (двойственность: он владеет  божьим даром – свободой воли, однако плоть и земная жизнь человека греховны).

Эпоха Возрождения провозгласила  идею величия, свободы, достоинства, могущества разума человека. Гуманизм открыли  и отстаивали А.Данте, Ф.Петрарка, Леонардо да Винчи, Т.Мор, Э.Роттердамский, Н.Макиавелли, Д.Бруно, Ф.Бэкон, Ф.Скорина и др.

В Новое время внимание обращалось на внутренний мир человека. Философы Нового времени пытались раскрыть природные основы человека. Т.Гоббс утверждал, что физические и духовные способности, основные качества людей могут реализоваться в государстве, построенном на основе общественного договора. Б.Паскаль предвосхитил идею своеобразия познания человека по сравнению с природой. Д.Локк важную роль придавал формированию гармонии физического и духовного начал личности («В здоровом теле здоровый дух»).

Представители классической немецкой философии стремились преодолеть механицистскую трактовку в понимании  человека. Гегель полагал, что свою духовную сущность человек реализует, преодолевая природность, через  включение в многообразие отношений  общественной жизни (семья, собственность, государство, право и т.д.). По мнению Л.Фейербаха, сущность человека в значительной мере определяется его телом, а сам  человек обладает разумом, сердцем  и волей, способными к любви. Человек, включая и природу как свой базис, является универсальным и  высшим предметом философии. В этом подходе, наряду с достоинствами, существуют и недостатки: отсутствует исторический взгляд на человека, не объясняется, почему у разных людей столь различно содержание их духовной жизни.

Русская философия XIX в. рассматривала  человека в концепциях «философии тотальности» и «философии индивидуальности». Первое направление представляли славянофилы, которые считали, что подлинно нравственный субъект, сочетающий личностное и коллективное начала, возможен только в рамках крестьянской общины как идеального «нравственного мира». Западники ориентировались  на западноевропейскую цивилизацию, личностное начало, критиковали православие.

К.Маркс и Ф.Энгельс  развили общематериалистическую идею детерминации человека объективной  природной и социальной реальностью. Эта концепция дополнена развивавшейся  в рамках идеализма идеей человеческой активности, деятельности. Одновременно Маркс открыл тенденцию возрастания роли субъективного фактора в истории.

Представители антропологической  философии, особенно экзистенциализма, основной темой своих размышлений  избрали существование, духовный мир  человека. Экзистенциалисты считают, что  гуманизм находится под угрозой  из-за технизации общества и человека, опасности ядерной войны, марксистской доктрины, абсолютизирующей всеобщность  труда и техники.

В условиях ускорения общественного  прогресса происходит обновление религиозной  философии в направлении «антропологического  поворота».

Современных зарубежных теоретиков волнуют вопросы смысла бытия  и ценностных ориентаций человека, путей его самореализации.

В целом, современная социально-философская  мысль называет ряд закономерностей  развития сущностных сил человека: их непрерывное усложнение; опережающее развитие способностей как показатель качественного изменения личности; увеличение степени свободы развития человека; рост основательности исторического действия.

Итак, история философской  мысли зафиксировала: открытие человеком  самого себя в его взаимодействии с космосом, миром, обществом и  самим собой, источники активности человека; не только включенность в  социально-природное целое, но и  саморазвитие человека, относительно независимого от внешнего мира; наличие особых сущностных сил человека, единство в нем космосо-природно-биологического, социального и духовного, гармонию тела и духа, физического и духовного; гуманность как наиболее характерное проявление человека; противоречивость человека, единство в нем объекта и субъекта истории.

 

  1. Проблема антропогенеза в философии и науке.

    Становление человека (антропогенез) и формирование общества (социогенез) в совокупности составляют антропосоциогенез, который длился 3-3,5 млн. лет. В соответствии с эволюционно-трудовой теорией считается, что человек произошёл от обезьяны.

Для поведения предков  человека (гоминидов) характерно: а) инстинктивное  поведение; б) решающая роль генетической наследственности; в) стадный образ  жизни; г) биофизиологическое разделение функций.

Согласно гипотезе, преодоление  недостатков биологического способа  поведения предков человека и  сильно ухудшавшиеся условия их обитания подтолкнули к появлению принципиально  нового, социального способа существования  предчеловека и превращению его  в человека. Для скачка в общественный способ существования предки человека имели необходимые биологические  предпосылки: мозг; прямохождение; развитую кисть руки, способную совершать  трудовые операции; гортань, способную  издавать членораздельные звуки; взгляд, позволяющий видеть в трёх измерениях и ориентироваться в пространстве; развитие сложных образцов поведения  и приспособления к различным  условиям среды; длительная опека родителями детей, приводившая к лучшему  биологическому созреванию и обучению; относительная устойчивость сексуального влечения, влияющая на качество потомства. От приспособления к природе он перешёл  к её преобразованию, труду. Начало изготовления орудий труда – исторический рубеж в становлении человека и общества. Первоначально решающую роль в производстве и быту играли навыки, умения, а не разум. Это даёт возможность утверждать, что человек в своём развитии проходит стадии умелого, прямостоящего и человека разумного.

Уже в 60-е гг. XIX в. Геккель, Гексли и Фохт сформулировали одно из затруднений трудовой теории происхождения  человека – «недостающего звена», морфологически определённой формы  между обезьяноподобными предками и современным человеком. А в 90-е  гг. ХХ в. учёные-генетики, исследуя молекулы ДНК из остатков неандертальца стотысячелетней  давности, найденного в окрестностях Дюссельдорфа, пришли к выводу, что  неандертальцы не являлись предшественниками  современного человека, а были вымершей побочной линией эволюционного развития.

Ряд исследователей, скептически  относящихся к трудовой теории происхождения  человека, особое внимание обращают на духовный фактор появления человека. Преимущество человека состояло не в том, что он стал использовать орудия, а в том, что он изначально являлся использующим главным образом свой ум самосовершенствующимся животным.

В ряде случаев животные осуществляют орудийную деятельность, содержащую в себе «ручной интеллект» или «практическое мышление» (А.Н.Лентьев). В предметно-практической деятельности человека воплощаются физические и  духовные способности человека, развивается  мышление, речь, самосознание и различные  способности. В физическом и умственном развитии человека фактор труда имеет  решающее значение:

а) рост числа связей и  их усложнение (человек – орудие труда – предмет труда –  природа);

б) результат труда по времени отделяется от непосредственного  трудового акта;

в) в процессе труда человек  познавал внешние связи и внутренние свойства вещей, развивал свои аналитико-синтетические  способности;

г) вместе с формированием  руки увеличивался и усложнялся человеческий мозг;

д) в процессе труда ослаблялась  инстинктивная основа поведения, формировалась  воля, интеллект, потребности человека.

В процессе труда формируется  социокультурное объединение людей  и язык как средство организации  совместных действий, хранения и передачи знаний, общения.

Таким образом, труд, мышление и речь сформировали человека.

В зависимости от материально-трудового  фактора американский учёный Л.Морган (1818-1888) выделил в истории человека три исторических эпохи – дикость (применение огня, охота, изобретение  лука), варварство (гончарное ремесло, приручение животных и возделывание полезных растений, плавка железной руды) и цивилизацию (изобретение буквенного письма, создание огнестрельного оружия).

К.Маркс и Ф.Энгельс  в основу классификации истории  положили экономический базис во всей его глубине, рассматривая развитие средств производства и их влияние  на характер общественных отношений (общественное разделение труда: скотоводство от земледелия; деньги; умственного от физического).

Труд – важнейшее  системообразующее понятие, не только политико-экономическое, но и социокультурное.

Один из факторов антропосоциогенеза – нравственность. Нравственно-социальные нормы возникли как выражение  ценностного поведения (запреты  на кровосмесительство, на убийство сородича, требование поддержания жизни любого из членов рода, позднее – человеческого  рода в целом и животных).

Важную роль в становлении  человека и общества сыграло производство людей самими людьми (демографический  фактор). Продолжение человеческого  рода как биосоциальный процесс  находится в органическом единстве со сферой производства средств к  жизни и средой обитания. Главные  черты качества народонаселения  – здоровье, психофизиологический комфорт жизни, динамичность стиля  поведения в единстве со стабильностью.

В ходе антропосоциогенеза человек выступает как продукт  и одновременно творец обстоятельств. Отсюда следует ряд подходов к  человеку.

Объектно-генезисный подход выявляет факторы формирования человека: а) макросреда (космические, экологические, демографические, социально-экономические, политические условия жизни); б) микросреда (семья, трудовой коллектив); в) социальные общности людей, межличностное общение; г) общественные и политические организации, партии; д) система обучения и воспитания; е) средства массовой информации и учреждения культуры.

К.Маркс  в «Тезисах о  Фейербахе» определил человека как  совокупность всех общественных отношений. Однако человек соотнесен не только с обществом, но и с Универсумом, со всей Историей, с другим человеком  как индивидуальным бытием Космоса.

З.Фрейд подчёркивал  роль бессознательного, доказывал, что  культура выводится из бессознательных  влечений человека.

Субъективно-функциональный подход раскрывает включённость человека в главные сферы деятельности, общения и познания и характеризует  его как производительную, социально-политическую и духовную силу общества.

  Биологизаторские (натуралистические) концепции человека абсолютизируют роль естественных начал в человеке. Социологизаторские теории представляют человека лишь как слепок с окружающих его социальных отношений.

Природно-общественное в  человеке воплощено в единстве тела и души. Действия человека регулируются не только телесными потребностями, но и социальными – обществом, историей, духовно-нравственными мотивами и пр.

Человек включён в два  мира – природы и общества. Биологическое  в человеке является исходным, хотя и недостаточным началом для  объяснения истории и самого человека. Оно представлено в виде задатков и способностей, влечений. Социальное в человеке выражено в том, что  он воплощает в себе всё богатство  общественного развития, является продуктом  системы обучения и воспитания. Динамичность и жизнеспособность общества во многом зависит от максимальной реализации индивидами своих задатков. Генетические и социальные различия выступают  фактором прогресса человека.

По сравнению с социальным биологическое более консервативно. Человеческий организм не всегда успевает адаптироваться к негативным и скоростным изменениям среды (экологическая катастрофа).

В целом, совершенствовать социальные условия и биологические  возможности человека надо одновременно, обеспечивая их оптимальное взаимодействие.

Духовность есть приверженность доброте, любви, милосердию, состраданию  и терпимости, совести, красоте, свободе  и чести, верности идеалам, стремлению раскрыть тайны бытия и смысла жизни.

Духовность человека проявляется: 1) в уникальности человеческой индивидуальности; 2) в сопричастности к универсальности, к целостности природы и культуры.

Утрата смысла жизни  всегда рассматривалась как одна из величайших трагедий, как потеря главной точки опоры. В центре внимания культуры всегда стояли задачи разумного обустройства общественной жизни, поддержания соответствия между  обществом и природой, гармонизацией  внутреннего мира человека. В поиске гармонии люди отдают предпочтение либо внешней (материальное процветание, слава, успех), либо внутренней гармонии (дух). Очевидно, смысл жизни заключается  не в противопоставлении внутренней и внешней гармонии, а в их взаимодополняемости. Смысл жизни для человека –  во всестороннем развитии своих способностей, внесении личного вклада в прогресс общества и культуры через улучшение  собственного статуса (материального  и духовного).

Информация о работе Конспект лекций по "Философии"