Конспект лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций

Описание

Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:

Работа состоит из  1 файл

Конспект по философии.docx

— 389.57 Кб (Скачать документ)

Реализация смысла жизни  возможна в случае всестороннего, гармоничного и целостного развития человека. Реализация смысла жизни и самоценности человека в наибольшей степени возможна во всемирной истории. Индивидуальный уровень человека зависит от общеисторического  и цивилизационного (формационного) развития и одновременно относительно самостоятелен. Поэтому он в реализации смысла жизни уступает динамике культурно-исторического  процесса, но в отдельных своих  осуществлениях, особенно у выдающихся личностей, опережает своё время. Высший смысл человеческой жизни заключается  в саморазвитии человека через диалог своей уникальности и универсальности, свободы и ответственности за становление мира до уровня ноосферы.

 

  1. Проблема бисоциальной природы человека в современной философии и науке.

   Индивид - человеческая  единица, представитель человеческого рода и исторически определенного общества или группы. Индивидуальность - система унаследованных и приобретенных социальных свойств, присущих конкретному человеку, характеризующих его неповторимость. Индивидуальность предполагает как целостность нашего "я", так и набор его специфических черт и свойств. Индивидуальность проявляется на биологическом, психическом и социальном уровнях. Важнейшим признаком индивидуальности является универсализм, способность овладевать многими видами деятельности.

Становление личности шло  через осознание чувств страха и  стыда в античности, любви к  Богу, греховности человека и корпоративной морали в средние века, через утверждение самоценности человека в новое время.

Мировые религии выработали свой идеал личности. В основе христианского  стереотипа личности лежит любовь к  Богу и ближнему. Личностное развитие - расцвет всех талантов, данных человеку Богом, постоянное приготовление к  вечной жизни, осознание своей греховности. В исламе главное в личности - строгое и безукоризненное выполнение воли Аллаха. Запрещается удовлетворять желания одного человека за счет других, осуждаются воровство, мошенничество, азартные игры и т. п. В буддийской модели личности страдание является фундаментальным свойством человеческого существования.

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Под социализацией понимается: а) освоение человеком системы социальных норм и ценностей, социальных потребностей; б) реальное включение индивида в общественную жизнь, процесс наделения людей социальными свойствами. Социализация в целом означает процесс цивилизации членов общества. Социализация человека многогранна и включает: отношение "я - я" - внутренний диалог человека с самим собой, формирующий самосознание; отношение "я - ты" - коммуникация (общение, связь) человека с другим человеком как условие формирования нравственного чувства, любви, дружбы, ненависти и т. д.; отношение "я - мы" - разные пласты экономического и социально-политического бытия личности, ее взаимодействия с технологиями и формами собственности, социальной средой, народом, государством, на основе чего через формирование той или иной системы ценностей происходит воспитание чувств и формирование идей национальной, классовой и государственной гордости; отношение "я - человечество", осознание своей причастности к виду "человека разумного", к истории, источник социально-философских, исторических, футурологических и иных рефлексий; отношение "я - природа", область формирования натурфилософских проблем, экологического сознания и поведения;

Важнейшими формами социализации являются: обычаи, традиции, государственно-правовые нормы, язык. Посредством этих форм осуществляется воспитание, обучение и деятельность человека. Личность проявляется через свойства: способность к труду, сознание и разум, свободу и ответственность, направленность и неповторимость, характер и темперамент.

Подлинная свобода личности состоит не просто в освобождении ее от чего-то, а в положительной возможности всестороннего развития и проявления своих способностей. Свобода как продукт общественного прогресса является одновременно и его важнейшим критерием. Если общество обеспечит, прежде всего, экономическую свободу каждой личности, уничтожит состояние человека как наемника государства, то тогда оно покончит и с угнетением. А это возможно на основе преодоления технологического и экономического отчуждения. Имеет значение создание условий для развития индивидуальной и массовой инициативы и творчества не только в экономической, но и во всех иных сферах жизни для каждого гражданина.

 

  1. Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии.

      Проблема  сознания всегда привлекала пристальное  внимание философов, ибо определение  места и роли человека в  мире, специфики его взаимоотношений  с окружающей его действительностью  предполагает выяснение природы  человеческого сознания. Для философии  эта проблема важна и потому, что те или иные подходы  к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения  к бытию затрагивают исходные  мировоззренческие и методологические  установки любого философского  направления. Естественно, что  подходы эти бывают разные, но  все они по существу всегда  имеют дело с единой проблемой:  анализом сознания как специфически  человеческой формы регуляции  и управления взаимодействием  человека с действительностью.  Эта форма характеризуется прежде  всего выделением человека как  своеобразной реальности, как носителя  особых способов взаимодействия  с окружающим миром, включая  и управление им.

Такое понимание природы  сознания предполагает очень широкий  спектр вопросов, который становится предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и  естественных наук. Рассмотрение отдельных  аспектов сознания в рамках этих дисциплин  всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую  позицию в трактовке сознания. С другой стороны, развитие специальных  научных исследований стимулирует  разработку и углубление собственно философской проблематики сознания. Острые и актуальные вопросы современного общественного развития, взаимодействия человека и техники, соотношения  научно-технического прогресса и  природы, проблемы воспитания, общения  людей и т.д. - короче говоря, все  проблемы современной общественной практики оказываются органически  связанными с исследованием сознания.

Важнейшим философским  вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания человека к  его бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в  мир, о тех возможностях, которые  предоставляет человеку сознание, и  о той ответственности, которую  налагает сознание на человека. Известно, что практически-преобразовательная деятельность как специфическая  форма человеческого отношения  к миру с необходимостью предполагает в качестве своей предпосылки  создание "идеального плана" этой реальной деятельности. Бытие человека в мире всегда связано с сознанием, "пронизано" им, короче говоря, не существует человеческого бытия  без сознания, независимого от тех  или иных его форм. Другое дело, что  реальное бытие человека, его взаимоотношения  с окружающей социальной и природной  действительностью выступают как  более широкая система, внутри которой  сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, "механизмом" вписывания человека в эту целостную  систему бытия. В контексте человеческой деятельности как целостной системы  сознание является ее необходимым условием, предпосылкой, элементом. Таким образом, если исходить из понимания человеческой реальности как целого, то вторичность  человеческого сознания по отношению  к человеческому бытию выступает  как вторичность элемента по отношению  к объемлющей его и включающей его в себя системе. Разрабатываемые  сознанием идеальные планы деятельности, его программы и проекты предшествуют деятельности, но их осуществление  обнажает новые "незапрограммированные" слои реальности, открывает новую  фактуру бытия, которая выходит  за пределы исходных установок сознания. В этом смысле бытие человека постоянно  выходит за пределы сознания как  идеального плана, программы действия, оказывается богаче содержания исходных представлений сознания. Вместе с  тем это расширение "бытийного  горизонта" осуществляется в деятельности, стимулируемой и направляемой сознанием. Если исходить из органической включенности человека в целостность неживой  и живой природы, то сознание выступает  как свойство высокоорганизованной материи. Отсюда возникает необходимость  проследить генетические истоки сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в  процессе его эволюции. Важнейшей  предпосылкой такого подхода является анализ типов отношения живых  существ к среде, в рамках которых  в качестве их "обслуживающих  механизмов" возникают соответствующие  регуляторы поведения. Развитие последних  предполагает формирование телесных органов, благодаря которым осуществляются процессы психики и сознания - нервной  системы и ее наиболее высокоорганизованного  отдела - головного мозга. Однако определяющим фактором в развитии этих телесных органов является та реальная жизненная  функция, на которую работают эти  органы. Человек сознает при помощи мозга, но сознание - не функция мозга  самого по себе, а функция определенного, специфического типа взаимоотношения  общественно развитого человека с миром.

Если учитывать эту  предпосылку, то сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно  возникает и развивается в  совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Вовлекаясь в  эти процессы, люди вырабатывают соответствующие  представления, установки, нормы, которые  вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как  специфической формы отражения. Это содержание и закрепляется в  их индивидуальной психике.

Сознание выступает, таким  образом, как ключевое, исходное философское  понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни  человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции  его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.

     Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном  и целенаправленном отражении действительности.

Проблема сознания возникла тогда, когда люди начали понимать отличие  психических процессов от физических, идеального от материального, выработали представление о духе и душе.

В идеалистической и  религиозной философии дух –  перводвигатель космоса, мира и человека, их формообразующее начало. Гегель различал субъективный дух (индивидуальное сознание), объективный дух (трансформация  идеи в соц. реалиях) и абсолютный дух. У Аристотеля душа - активная целесообразная форма живого тела. У Декарта - внутренний духовный мир человека. В русской  религиозной философии душа предстает как вселенская реальность, собранная воедино любовью Бога и озаренная красотой святого духа. В материалистической философии дух - ценностное выражение интеллекта и эмоций, воплощаемое через волевые усилия в действия; душа - нравственно-психологическая грань сознания человека. В синтезе они образуют духовность. Понятие идеального, как противоположность материального, впервые в античной философии было выделено Платоном в следующих основных философских позициях: 1. Субъективный идеализм - рассматривал сознание только как идеальное, не имеющее выхода к объективной реальности. Сознание связывается с врожденным свойством человеческой души. 2. Объективный идеализм - объективное идеальное лежит в основе материальных явлений. Сознание направлено на объект и на внутренний духовный опыт чел. Сознание – это воображение, нацеленное на переделку и улучшение мира человека. 3. В деятельности сознания есть два параллельных потока, не имеющих единой основы – идеальное сознание и материальные механизмы мозга . 4. Вульгарные материалисты - сознание материально – физико-физиологические процессы в мозгу. 5. сер 19 в. Маркс - сознание - продукт социально-исторического развития человека. 6. Сознание – высший продукт развития материи 7. Сознание одновременно идеально и материально в равных отношениях. Но это вывод не верен, т.к. сознание вторично по отношению к материи по происхождению, по физиологической основе.

Сознание- высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданных предыдущими поколениями, и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию, которое происходит лишь в процессе общения. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру называется сознанием. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. С другой стороны нельзя отождествлять сознание и психику, т. к. не все психические процессы включаются в данный момент в сознание. Оно возникло в процесе общественно-производственной деятельности человека и неразрывно связанно с языком. Сознание существует в 2 формах - общественном и индивидуальном. Основными подходами к происхождению сознания были следующие: Платон: тело человека - вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной. Христианство: разум человека, его мышление- искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом сознании. Декарт: сознание- внепространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания. Гегель: С. - одно из воплощений всемирного разума. Впервые рассматривает социально - историческую природу сознания, говорит о принципе историзма. В ХХ веке возникает теория отражения. Согласно этой теории сознание это высщая форма отражения.

Таким образом, сознание формируется деятельностью, чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.

Основные свойства сознания:

  1. Универсальность, способность отражать любые свойства предметов, вовлекаемых в деятельность.
  2. Объективность, т.е. отражение вещей и процессов такими, как они есть в действительности.
  3. Субъективность, т.е. личностная собственная интерпретация ситуации.
  4. Способность целеполагания, предварительное создание идеального проекта будущего результата.
  5. Творчески-активный характер (преобразование мира, создание нового, избирательность).
  6. Связь с языком (познавательная и коммуникативная функция, орудие организации совместных действий, хранения и трансляции информации, норм и традиций, фиксирует всеобщность вещей и людей, а также предметные различия и смыслы, уникальность своего “я”).

Информация о работе Конспект лекций по "Философии"