Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций
Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:
Реализация смысла жизни возможна в случае всестороннего, гармоничного и целостного развития человека. Реализация смысла жизни и самоценности человека в наибольшей степени возможна во всемирной истории. Индивидуальный уровень человека зависит от общеисторического и цивилизационного (формационного) развития и одновременно относительно самостоятелен. Поэтому он в реализации смысла жизни уступает динамике культурно-исторического процесса, но в отдельных своих осуществлениях, особенно у выдающихся личностей, опережает своё время. Высший смысл человеческой жизни заключается в саморазвитии человека через диалог своей уникальности и универсальности, свободы и ответственности за становление мира до уровня ноосферы.
Индивид - человеческая
единица, представитель
Становление личности шло через осознание чувств страха и стыда в античности, любви к Богу, греховности человека и корпоративной морали в средние века, через утверждение самоценности человека в новое время.
Мировые религии выработали
свой идеал личности. В основе христианского
стереотипа личности лежит любовь к
Богу и ближнему. Личностное развитие
- расцвет всех талантов, данных человеку
Богом, постоянное приготовление к
вечной жизни, осознание своей греховности.
В исламе главное в личности -
строгое и безукоризненное
Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Под социализацией понимается: а) освоение человеком системы социальных норм и ценностей, социальных потребностей; б) реальное включение индивида в общественную жизнь, процесс наделения людей социальными свойствами. Социализация в целом означает процесс цивилизации членов общества. Социализация человека многогранна и включает: отношение "я - я" - внутренний диалог человека с самим собой, формирующий самосознание; отношение "я - ты" - коммуникация (общение, связь) человека с другим человеком как условие формирования нравственного чувства, любви, дружбы, ненависти и т. д.; отношение "я - мы" - разные пласты экономического и социально-политического бытия личности, ее взаимодействия с технологиями и формами собственности, социальной средой, народом, государством, на основе чего через формирование той или иной системы ценностей происходит воспитание чувств и формирование идей национальной, классовой и государственной гордости; отношение "я - человечество", осознание своей причастности к виду "человека разумного", к истории, источник социально-философских, исторических, футурологических и иных рефлексий; отношение "я - природа", область формирования натурфилософских проблем, экологического сознания и поведения;
Важнейшими формами
Подлинная свобода личности состоит не просто в освобождении ее от чего-то, а в положительной возможности всестороннего развития и проявления своих способностей. Свобода как продукт общественного прогресса является одновременно и его важнейшим критерием. Если общество обеспечит, прежде всего, экономическую свободу каждой личности, уничтожит состояние человека как наемника государства, то тогда оно покончит и с угнетением. А это возможно на основе преодоления технологического и экономического отчуждения. Имеет значение создание условий для развития индивидуальной и массовой инициативы и творчества не только в экономической, но и во всех иных сферах жизни для каждого гражданина.
Проблема
сознания всегда привлекала
Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который становится предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и естественных наук. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания. С другой стороны, развитие специальных научных исследований стимулирует разработку и углубление собственно философской проблематики сознания. Острые и актуальные вопросы современного общественного развития, взаимодействия человека и техники, соотношения научно-технического прогресса и природы, проблемы воспитания, общения людей и т.д. - короче говоря, все проблемы современной общественной практики оказываются органически связанными с исследованием сознания.
Важнейшим философским
вопросом всегда был и остается вопрос
об отношении сознания человека к
его бытию, вопрос о включенности
человека, обладающего сознанием, в
мир, о тех возможностях, которые
предоставляет человеку сознание, и
о той ответственности, которую
налагает сознание на человека. Известно,
что практически-
Если учитывать эту предпосылку, то сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Это содержание и закрепляется в их индивидуальной психике.
Сознание выступает, таким
образом, как ключевое, исходное философское
понятие для анализа всех форм
проявления духовной и душевной жизни
человека в их единстве и целостности,
а также способов контроля и регуляции
его взаимоотношений с
Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.
Проблема сознания возникла тогда, когда люди начали понимать отличие психических процессов от физических, идеального от материального, выработали представление о духе и душе.
В идеалистической и религиозной философии дух – перводвигатель космоса, мира и человека, их формообразующее начало. Гегель различал субъективный дух (индивидуальное сознание), объективный дух (трансформация идеи в соц. реалиях) и абсолютный дух. У Аристотеля душа - активная целесообразная форма живого тела. У Декарта - внутренний духовный мир человека. В русской религиозной философии душа предстает как вселенская реальность, собранная воедино любовью Бога и озаренная красотой святого духа. В материалистической философии дух - ценностное выражение интеллекта и эмоций, воплощаемое через волевые усилия в действия; душа - нравственно-психологическая грань сознания человека. В синтезе они образуют духовность. Понятие идеального, как противоположность материального, впервые в античной философии было выделено Платоном в следующих основных философских позициях: 1. Субъективный идеализм - рассматривал сознание только как идеальное, не имеющее выхода к объективной реальности. Сознание связывается с врожденным свойством человеческой души. 2. Объективный идеализм - объективное идеальное лежит в основе материальных явлений. Сознание направлено на объект и на внутренний духовный опыт чел. Сознание – это воображение, нацеленное на переделку и улучшение мира человека. 3. В деятельности сознания есть два параллельных потока, не имеющих единой основы – идеальное сознание и материальные механизмы мозга . 4. Вульгарные материалисты - сознание материально – физико-физиологические процессы в мозгу. 5. сер 19 в. Маркс - сознание - продукт социально-исторического развития человека. 6. Сознание – высший продукт развития материи 7. Сознание одновременно идеально и материально в равных отношениях. Но это вывод не верен, т.к. сознание вторично по отношению к материи по происхождению, по физиологической основе.
Сознание- высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданных предыдущими поколениями, и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию, которое происходит лишь в процессе общения. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру называется сознанием. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. С другой стороны нельзя отождествлять сознание и психику, т. к. не все психические процессы включаются в данный момент в сознание. Оно возникло в процесе общественно-производственной деятельности человека и неразрывно связанно с языком. Сознание существует в 2 формах - общественном и индивидуальном. Основными подходами к происхождению сознания были следующие: Платон: тело человека - вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной. Христианство: разум человека, его мышление- искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом сознании. Декарт: сознание- внепространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания. Гегель: С. - одно из воплощений всемирного разума. Впервые рассматривает социально - историческую природу сознания, говорит о принципе историзма. В ХХ веке возникает теория отражения. Согласно этой теории сознание это высщая форма отражения.
Таким образом, сознание формируется деятельностью, чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.
Основные свойства сознания: