Конспект лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций

Описание

Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:

Работа состоит из  1 файл

Конспект по философии.docx

— 389.57 Кб (Скачать документ)

 

  1.  Сознание и эволюция форм отражения.    

    Отражение –  всеобщее свойство материи воспроизводить в своих свойствах особенности других объектов, с которыми произошло взаимодействие. Основные свойства отражения: неживая природа: а) в результате отражения свойства отражаемого объекта передаются отражающему в виде следа, копии или отпечатка, б) воздействие одного объекта на другой не стимулирует активности этих объектов; живая природа: а) отражение активно, б) оно всегда целенаправленно, в) оно может носить опережающий характер, г) оно несет функциональный характер. Общие свойства отражения а) оно воспроизводит свойства отражаемого объекта лишь частично; б) упорядоченность отражаемого объекта воспроизводится с большими или меньшими искажениями. Эти особенности присущи любому отражению, но характер отражения меняется с возникновением жизни. Т. к. перевод системы из состояния менее удовлетворяющему некоторым требованиям, в состояние более удовлетворяющее ему называется управлением, то любой живой организм самоуправляющаяся система. В результате длительного отбора способность организмов реагировать на внешние воздействия все более совершенствовалась. Наконец произошел качественный скачок и возникла нервная система. В ходе биологической эволюции нервная система усложняется. В процессе развития вида в мозгу возникают новые структуры, в процессе развития особи вырабатываются новые программы деятельности, сохраняемые в памяти. У человека происходит качественный скачок и возникает сознание.Сознание формируется деятельностью, чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.

Возникновение сознания связано  с формированием культуры с необходимостью закрепления навыков, способов, норм практически-преобразовательной общественной деятельности людей. Сознание выполняет  функцию соц. памяти человечества, обобщения  и воспроизводства на основе информац. отражения накопленного опыта. Оно  носит характер оценки ситуации, целенаправленного  отражения действительности и управления деятельностью. Сознание - продукт природы  и общественного развития. Мозг - лишь возможность человеческого  сознания. Она превращается в действительность в коллективе. Цели и содержание деятельности сознания задаются не мозгом, а соц. образом жизни человека, прежде всего трудовой деятельностью. Среда (социальная, природная) и труд - главные условия, предпосылки формирования человека и его сознания.

Сознание человека не может  проявиться вне общества, вне и  независимо от него. Оно – функция, свойство не только индивида, но и общества как социальной формы движущейся материи (человек, выросший в стае животных не становится человеком). На становление  человека и человеческого сознания оказывают влияние соц. условия:

1. подражание как активный  процесс усвоения формирующейся  личностью общечеловеческого совокупного  опыта преобразования мира 2. огромная  роль в формировании личности - биологич. программа наследования. Если упущен момент в формировании  способностей и навыков детерминированных  наследственно, то никакой процесс  социализации не сможет воспитать  полноценную личность. Таким образом  в формировании человека играют  роль 2 программы: биологическая  и социальная. Общественный характер  сознания обусловлен тем, что: 1. оно - продукт общества, социального,  материального производства, познавательной, художественно-эстетической и др. деятельности общества, человека, всех  предшествующих поколений людей. 2. Оно формируется как отражение  общественного бытия, реального  процесса жизни людей. 3. оно существует  в исторически сложившихся в  процессе жизнедеятельности общества  материальных формах естественных  и искусственных языков, определенного  понятийного аппарата, приемов и  законов мышления и мыслительных  операций. 4. Источником, основой бытия  сознания является общественно  историческая деятельность людей,  практика; оно единственно возможно  в саморазвивающейся системе  "общество-индивид" 5. Язык - система  содержательных, значимых форм, посредством  которой мысли отдельных людей  превращается из их личного  достижения в обществ.

В процессах взаимодействия материальные объекты, явления, процессы фиксируют в своих изменениях свойства воздействующих на них объектов, явлений, процессов. Отражение - всеобщие свойство материи воспроизводить в своих свойствах особенности других объектов, с которыми произошло взаимодействие. Основные свойства отражения: Неживая природа: а) в результате отражения свойства отражаемого объекта передаются отражающему в виде следа, копии или отпечатка; б) воздействие одного объекта на другой не стимулирует активности этих объектов. Живая природа: а) отражение активно; б) всегда целенаправленно; в) оно может носить опережающий характер; г) несет функциональный характер. Общие свойства о.: а) воспроизводит свойства отражаемого объекта лишь частично; б) упорядоченность отражаемого объекта воспроизводится с большими или меньшими искажениями. Эти особенности присущи любому отражению, но характер отражения меняется с возникновением жизни. Характеризуя отражение как свойство, лежащее в фундаменте самой материи и связанное с эффектами любых материальных взаимодействий, диалектико-материалистическая философия формулирует исходные предпосылки для понимания генезиса, ощущений, психики, человеческого сознания. Важнейшей из этих предпосылок является положение о том, что любые формы и виды отражения, ощущения, психики, сознания, возникающие и существующие в рамках взаимодействия материальных образований и систем, находящихся на разных уровнях развития. В результате длительного отбора способность организмов реагировать на внешние воздействия все более совершенствовалась. Наконец произошел качественный скачок, и возникла нервная система. В ходе биологической эволюции нервная система усложняется. В процессе развития вида в мозгу возникают новые структуры, в процессе развития особи вырабатываются новые программы деятельности, сохраняемые в памяти. В результате этого поведение животного все более определяется внутренними программами. С усложнением телесной организации растет удельный вес форм поведения, вырабатываемых в индивидуальной жизни особи, возрастает значение головного мозга. У человека происходит качественный скачок и возникает сознание.

Суть теории отражения  в том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю. Ключевыми понятиями теории отражения являются:

*отражение;    *раздражимость;  *чувствительность; *психическое отражение; *сознательная форма отражения.

Материи вообще присуще  свойство отражения. Отражение по своей  природе - это способность материальных объектов оставлять в себе следы  других материальных объектов при взаимодействии с ними. Можно привести множество  примеров отражения: царапина на теле (отражение другого материального  объекта после его взаимодействия с телом). Элементарными формами  отражения являются:

•механическое; •физическое; •химическое.

Особой формой отражения  является биологическое отражение. Его специфика в том, что оно  свойственно только живым организмом. С помощью биологического отражения  живые организмы способны отражать как живую, так и неживую природу.  Формами биологического отражения (присущего живым организмам) являются:

• раздражимость  - простейшая форма биологического отражения (движение растений за Солнцем);

• чувствительность - способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений;

• психическое отражение  - систематизация, осмысление ощущений, способность моделировать поведение (только у людей и высших животных);

•  сознание - высшая форма  биологического отражения.

Материалистическая философия  рассматривает сознание в его  соотнесённости с материей, с отражением как её свойством. Отражение есть всеобщее свойство материальных образований воспроизводить свойства и особенности других предметов, вещей, взаимодействие отражаемого и отражающего. Отражение в неживой природе связано с такими видами материальных взаимодействий как физическое и химическое, различными их сочетаниями. Оно содержит элементы информационных процессов, суть которых связана с соответствием структур.

Возникновение органической жизни на Земле явилось качественным скачком в развитии Вселенной. Соответственно появляются биологические формы  отражения, которые управляют приспособительным  поведением биосистем. Информационные связи становятся более подвижными и активными. Возникли такие виды отражения как раздражимость, возбудимость и психика. В отражении проявляется  воздействие внешней среды и  реализация внутренних установок живого существа. Специализация и развитие аппарата информационного отражения  привела на уровне психики к появлению  развитого головного мозга (основного  результата досоциального этапа  отражения). 

 

  1. Основные свойства и структура сознания; индивидуальное и общественное сознание.

  В процессе функционирования сознание проявляет основные свои свойства.

1. Оно универсально, т.  е. потенциально способно отражать любые свойства предметов, вовлекаемых в деятельность. Универсальность сознания сочетается с его реальной ограниченностью в отражении вещей и процессов в конкретных пространственно-временных координатах.

2. Сознание обладает  свойством объективности, т.е.  отражения вещей и процессов  такими, как они есть в действительности.

3. Объективность сознания  сочетается с его субъективностью. Различные люди одну и ту же информацию воспринимают и используют по-разному, в зависимости от исторических условий, интересов, жизненного опыта, нравственных, социокультурных и мировоззренческих установок, наличного багажа знаний, эстетической зрелости, творческих способностей.

4. Сознанию присуща способность  целеполагания, предварительного  создания идеального проекта  будущего результата. Через сознание  человек проектирует свой способ бытия в мире. Целенаправленность сознания сочетается с его стихийностью.

5. Сознание потенциально "заряжено" творчеством, ибо  отражение направлено на преобразование  мира, создание нового. А для этого  необходимо конструктивное изображение  того, чего в реальности еще  нет, но в соответствии с  объективными законами этой реальности может быть создано. Творчески-активный характер сознания проявляется в его избирательности. Изменяют и создают новую реальность не духовные компоненты сознания сами по себе, а человеческие действия, пронизанные идеями, целями. Творческий характер сознания сочетается с традиционализмом, консерватизмом.

6. Сознание обладает  неразрывной связью с языком. Язык выполняет познавательную  и коммуникативную (общение) функции,  является орудием организации  совместных действий, хранения и  трансляции информации, норм и  традиций, фиксирует всеобщность вещей и людей, а также предметные различия и смыслы, уникальность своего "я".

    Сознание структурно организованно, представляет систему элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т. е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и. т. д. осознание мира, а также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное сложно-структурированное целое.

 Сознание существует  в 2 формах - общественном и индивидуальном.

Общественное сознание - совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность и обратно воздействующих на нее. Являясь продуктом исторического развития, оно играет роль культурных оснований личности. Общественное сознание существует в качестве продуктивного фактора истории и культуры лишь тогда, когда его содержание освоено индивидуальным сознанием и деятельностью. Индивидуальное сознание - неповторимый духовный мир конкретного человека - выступает как отражение сложного взаимодействия социальной среды данного общества и среды, специфической для определенной личности ("микросреды"), включает в себя и самосознание. У общественного и индивидуального сознания единая основа - практика, общий способ выражения - язык. Общественное сознание, вместе с тем, отвлекается от конкретных специфических черт сознания индивидов, ассимилирует лишь общезначимое в индивидуальном сознании.

Выделяются два типа сознания - обыденное и теоретическое.

Обыденное сознание возникает  в процессе повседневной практики людей, стихийно, выступает как эмпирическое отражение внешней стороны действительности, направлено прежде всего на получение непосредственной пользы для индивида. Данное сознание расплывчато, четко не систематизировано, это готовые знания, ценности, представления и нормы, которые влияют на нашу жизнь, но не подвергаются рефлексии.

Теоретическое сознание выступает  как отражение существенных связей и закономерностей действительности. Теоретические знания систематизированы, нацелены на выяснение истины, хранятся и передаются в знаковой форме — научных текстах, формулах, чертежах.

Различаются два уровня общественного сознания - общественная психология и идеология.

Сознание на уровне психологии отражает поверхностную сторону  действительности, не поднимается до научных обобщений. Общественная психология включает в себя чувства и настроения людей, сопровождающие любую общественную идею. Социально-психологический фактор (моральный климат, стиль отношений между людьми, социально-психологические средства воспитания и т. п.) в современной жизни играет существенную роль.

Идеология - система взглядов, идей, в которой осознаются и оцениваются  отношения людей к действительности (природе, общественному строю) и  друг к другу, социальные проблемы и  конфликты, а также содержатся цели (программы) деятельности, направленной на закрепление или изменение  данных общественных отношений. В сфере идеологии классы, те или иные социальные слои осознают свое бытие, коренные интересы, стратегические задачи и определяют средства их решения. Утверждается идеология в сознании населения с помощью средств информации, системы образования и воспитания.

Информация о работе Конспект лекций по "Философии"