Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций
Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:
Оба уровня сознания взаимодополняют друг друга. Решающую роль играют условия жизни, способствующие формированию общественной психологии. Общественная идеология в идеале должна подвергать критическому анализу возможные альтернативы и обосновывать преимущества определенного (не искусственно конструируемого из ничего, а имеющего традиции и культурно-исторические корни) образа жизни. И далее общественная психология призвана еще раз закрепить осознанное идеологией.
Структура общественного сознания выражается, помимо типов и уровней, в его формах. Выделяются определенные критерии разграничения форм сознания:
а) по предмету отражения. Например, политическое сознание отражает отношения между классами, нациями, государствами, к проблеме власти. В религиозном сознании зависимость человека от естественных сил трансформируется в культы сил неземных, сверхъестественных, божественных;
б) по формам отражения. Так, наука отражает действительность в понятиях, гипотезах, теориях, моделях и т. п., эстетическое сознание - в форме художественных образов, религиозное - преимущественно через церковные догматы, моральное - в нравственных нормах, ценностях, идеалах. Названные формы отражения пересекаются. Так, нередко философы свои идеи облекали в художественную форму;
в) по особенностям своего развития. Например, в искусстве главное - эстетические критерии, а в науке - прогресс познания, воплощение идей в практику. Наука не только форма общественного сознания, но входит и в другие сферы общества, благодаря чему человек является агентом экономической, социальной, политической и духовной жизни общества;
г) по выполняемым ими
социальным функциям. Например, моральное
сознание является фактором внутренней
регуляции человеческого
В современном мире роль духовности возрастает. Происходит интеграция и дифференциация форм общественного сознания. Они взаимообогащаются, перекрещиваются, имеется преемственность в их развитии. Наряду с известными классическими (политическое, правовое, научное, философское, нравственное, эстетическое, религиозное сознание) вычленяются новые формы сознания. Ранее считалось, что политическое сознание отражает не только политическую жизнь общества, но и экономическую, ибо политика есть концентрированное выражение экономики. Экономическое сознание представляет собой систему знаний об управлении хозяйственной деятельностью, технологических процессах, финансах, рыночной конъюнктуре, экономической информации и т. д. Повышение значения образованности, квалификации, воспитанности и здоровья человека вызывает развитие демографического сознания. Важнейшим содержанием общественного сознания стало выявление исторических закономерностей общественного развития, что обусловливает функционирование исторического сознания. На "переломных" этапах истории, в обществах переходного периода, когда значение моральных запретов уменьшается, а преступность растет, возрастает удельный вес криминального сознания. Чтобы оно не стало всеобщим, необходимо социально-экономическое и нравственно-духовное оздоровление общества, утверждение и укрепление правовой государственности.
Любая форма общественного сознания разворачивается в единстве с соответствующими культурой, воспитанием, поведением и деятельностью человека, а степень выраженности той или иной формы сознания зависит от развитости объектов, отражаемых данным сознанием.
В целом в диалектико-
Структура сознания не делится на части, поэтому выделяют сферы сознания.
1- чувственные образы
2- понятийные образы
3- эмоциональные образы
4- ценностно-мотивационные
Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и. т.д. осознание мира, а также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания.
Посредством языка
сознание раскрывает себя и свою работу.
Язык выполняет познавательную и коммуникативную
функции, является орудием организации
совместных действий, хранения и трансляции
информации, норм и
традиций, фиксирует всеобщность вещей
и людей, а также предметные различия,
универсальность своего "Я".
В историческом развитии философии языка просматриваются:
1)философия имени (античность,
средневековье), где сопоставляется
вещь, сущность (идея) и имя (слово). Имя
- обозначение материальных и идеальных
объектов в языке, всего, что мы можем назвать;
2)философия высказываний, где фигурируют понятия и суждения;
3)философия ценностных установок, носящих как личностный, так и общественный характер.
В языке можно выделить три основные функции:
Установление соответствия между логическим, словесным и фактуальным материалом есть интерпретация. Смысл языка есть его семантика. Практическое значение языка выступает как прагматика.
Общение между людьми есть коммуникация. Она включает в себя:
участников, наделённых сознанием и языком;
ситуации, которые они стремятся осмыслить;
тексты, выражающие смысл ситуации в языке;
мотивы и цели, побуждающие субъектов обращаться друг к другу;
процесс материальной передачи текстов.
Коммуникативная функция языка предполагает установление контакта между людьми, согласованности, понимания между ними. Цель понимания- перенести смысловую связь из другого мира (исторического, личностного) в свой собственный. Герменевтика - направление в философии, в котором понимание рассматривается как условие социального бытия.
Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, что животные имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и без речи. Многие животные обладают голосовыми органами , мимико - жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо простым указанием, либо призывом к совместным действиям или предупреждением об опасности и т.п. Язык животных никогда не достигает в своей функции акта полагания некоторого абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация. Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это была “революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.
Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный : произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.
Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.
Посредством языка происходит
переход от восприятий и представлений
к понятиям, протекает процесс
оперирования понятиями. В речи человек
фиксирует свои мысли, чувства и
благодаря этому имеет
Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.
Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для исследования.
Сознание возникает в практической деятельности людей как необходимое условие ее организации и воспроизводства. Важнейшей вехой в развитии человеческой культуры является разделение духовного и физического труда, обособление производства феноменов сознания как особого, духовного, производства. В свою очередь, в духовном производстве, производстве норм и представлений сознания выделяется теоретическое сознание, нравственное, религиозное, политическое и другие виды сознания.
Познание, начинаясь с ощущений, восприятий, продолжаясь в виде представлений, и поднимаясь на высшие этажи теоретического мышления, представляет собой единый процесс, тесно связанный с волей и чувствами. Диалектика чувственного и рационального в познании преодолевает метафизическая ограниченность сенсуализма и эмпиризма, преувеличивающих роль чувственной формы познания с одной стороны, и рационализма, умаляющего роль ощущений и восприятий. Рационализм, сильно гипертрофирующий рациональное в ущерб реальной значимости чувственного может служить дорогой к идеализму.
Логическое мышление невозможно в отрыве от чувственного; из него оно исходит и на любом уровне абстрагирования заключает в себе его компоненты в виде наглядных схем, символов, моделей. Вместе с тем чувственная форма познания вбирает в себя опыт мыслительной деятельности. Единство чувственного и рационального предстает в процессе познания в виде бесконечной спирали: за каждым удалением от исходной мысли следует все новый и новый возврат к ним и их обогащение. С каждым понятием если не актуально, то потенциально связанны наглядные представления, которые выступают не только начальным, но и конечным пунктом абстрактного мышления, когда оно воплощается в конкретное дело.
Подчеркивая единство чувственной
и рациональной ступени познания,
мы должны иметь в виду, что они
обладают и относительной
Мышление. Это активный
процесс познавательной деятельности
сознания. Оно действует на том
уровне, где нет непосредственного
контакта с объективной
Сознание контролирует
лишь часть психики.
Преодоление бессознательного (а один из главных его источников есть стихийное разделение труда) может произойти, по Марксу, только в ходе общественных изменений. Практика, однако, продемонстрировала огромную трудность установления полного контроля со стороны людей за делами в обществе. Бессознательное, конечно, влияет на жизнь индивида и ход исторического процесса.