Конспект лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций

Описание

Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:

Работа состоит из  1 файл

Конспект по философии.docx

— 389.57 Кб (Скачать документ)

Оба уровня сознания взаимодополняют  друг друга. Решающую роль играют условия жизни, способствующие формированию общественной психологии. Общественная идеология в идеале должна подвергать критическому анализу возможные альтернативы и обосновывать преимущества определенного (не искусственно конструируемого из ничего, а имеющего традиции и культурно-исторические корни) образа жизни. И далее общественная психология призвана еще раз закрепить осознанное идеологией.

Структура общественного  сознания выражается, помимо типов и уровней, в его формах. Выделяются определенные критерии разграничения форм сознания:

а) по предмету отражения. Например, политическое сознание отражает отношения  между классами, нациями, государствами, к проблеме власти. В религиозном  сознании зависимость человека от естественных сил трансформируется в культы сил  неземных, сверхъестественных, божественных;

б) по формам отражения. Так, наука отражает действительность в понятиях, гипотезах, теориях, моделях и т. п., эстетическое сознание - в форме художественных образов, религиозное - преимущественно через церковные догматы, моральное - в нравственных нормах, ценностях, идеалах. Названные формы отражения пересекаются. Так, нередко философы свои идеи облекали в художественную форму;

в) по особенностям своего развития. Например, в искусстве  главное - эстетические критерии, а  в науке - прогресс познания, воплощение идей в практику. Наука не только форма общественного сознания, но входит и в другие сферы общества, благодаря чему человек является агентом экономической, социальной, политической и духовной жизни общества;

г) по выполняемым ими  социальным функциям. Например, моральное  сознание является фактором внутренней регуляции человеческого поведения, отношения человека к другим людям, а религиозное сознание предстает  и как форма мировоззрения  и как регулятор человеческих отношений.

В современном мире роль духовности возрастает. Происходит интеграция и дифференциация форм общественного сознания. Они взаимообогащаются, перекрещиваются, имеется преемственность в их развитии. Наряду с известными классическими (политическое, правовое, научное, философское, нравственное, эстетическое, религиозное сознание) вычленяются новые формы сознания. Ранее считалось, что политическое сознание отражает не только политическую жизнь общества, но и экономическую, ибо политика есть концентрированное выражение экономики. Экономическое сознание представляет собой систему знаний об управлении хозяйственной деятельностью, технологических процессах, финансах, рыночной конъюнктуре, экономической информации и т. д. Повышение значения образованности, квалификации, воспитанности и здоровья человека вызывает развитие демографического сознания. Важнейшим содержанием общественного сознания стало выявление исторических закономерностей общественного развития, что обусловливает функционирование исторического сознания. На "переломных" этапах истории, в обществах переходного периода, когда значение моральных запретов уменьшается, а преступность растет, возрастает удельный вес криминального сознания. Чтобы оно не стало всеобщим, необходимо социально-экономическое и нравственно-духовное оздоровление общества, утверждение и укрепление правовой государственности.

Любая форма общественного  сознания разворачивается в единстве с соответствующими культурой, воспитанием, поведением и деятельностью человека, а степень выраженности той или иной формы сознания зависит от развитости объектов, отражаемых данным сознанием.

В целом в диалектико-материалистической философии сознание - высшая форма, стадия отражения, духовная сторона бытия, продукт общественно-исторического развития, условие воспроизводства культуры, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в мысленном построении действий и оценке, предвидении их результатов, разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Структура сознания не делится  на части, поэтому выделяют сферы  сознания.

1- чувственные образы

2- понятийные образы

3- эмоциональные образы

4- ценностно-мотивационные 

Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень  ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и. т.д. осознание  мира, а также чувственный и  рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания.

 

  1. Мышление и язык. 

    Посредством языка сознание раскрывает себя и свою работу. Язык выполняет познавательную и коммуникативную функции, является орудием организации совместных действий, хранения и трансляции информации, норм и 
традиций, фиксирует всеобщность вещей и людей, а также предметные различия, универсальность своего "Я". 

    В историческом развитии философии языка просматриваются:

1)философия имени (античность, средневековье), где сопоставляется 
вещь, сущность (идея) и имя (слово). Имя - обозначение материальных и идеальных объектов в языке, всего, что мы можем назвать;

2)философия высказываний, где фигурируют понятия и суждения;

3)философия ценностных установок, носящих как личностный, так и общественный характер.

     В языке можно выделить три основные функции:

  • выражения (обнаружения);
  • воздействия с помощью призывов, сообщения и т.п.;
  • отнесённости к вещи (называние, ориентирование, изображение).

Установление соответствия между логическим, словесным и  фактуальным материалом есть интерпретация. Смысл языка есть его семантика. Практическое значение языка выступает как прагматика.

      Общение между людьми есть коммуникация. Она включает в себя:

участников, наделённых сознанием  и языком;

ситуации, которые они  стремятся осмыслить;

тексты, выражающие смысл  ситуации в языке;

мотивы и цели, побуждающие  субъектов обращаться друг к другу;

процесс материальной передачи текстов.

       Коммуникативная функция языка предполагает установление контакта между людьми, согласованности, понимания между ними. Цель понимания- перенести смысловую связь из другого мира (исторического, личностного) в свой собственный. Герменевтика - направление в философии, в котором понимание рассматривается как условие социального бытия.

Язык также древен, как  и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет  у них и языка, равного человеческому. То немногое, что животные имеют  сообщить друг другу, может быть сообщено и без речи. Многие животные обладают голосовыми органами , мимико - жестикулярными методами сигнализации, однако все  эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они  служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом  и т.д., либо простым указанием, либо призывом к совместным действиям или  предупреждением об опасности и т.п. Язык животных никогда не достигает в своей функции акта полагания некоторого абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация. Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это была “революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.

Мимико - жестикулярные  и звуковые средства взаимного общения  прежде всего высших животных и послужили  биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда  способствовало тесному сплочению  членов общества. У людей появилась  необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга  и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования  речи - условно-рефлекторный : произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в  мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения  эмоций превратился в средство обозначения  образов предметов, их свойств и  отношений.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить  средством общения и орудием  мышления. Язык - это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании  они предполагают друг друга как  внутренне, логически оформленное  идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная  основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с  помощью языка. Связь между сознанием  и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений  к понятиям, протекает процесс  оперирования понятиями. В речи человек  фиксирует свои мысли, чувства и  благодаря этому имеет возможность  подвергать их анализу как вне  его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства  человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует  законы своего языкового бытия. Через  сознание и практику структура  языка  в конечном счете выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру  бытия. Но единство - это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не мышление, иначе  величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся  нормы, специфичные у каждого  народа, в одном и том же объекте  оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется  главным образом своими связями  с действительностью, язык же может  лишь частично модифицировать форму  и стиль мышления.

Состояние проблемы соотношения  мышления и языка еще далеко до завершения, оно содержит еще множество  интересных аспектов для исследования.

Сознание возникает в  практической деятельности людей как  необходимое условие ее организации  и воспроизводства. Важнейшей вехой  в развитии человеческой культуры является разделение духовного и физического  труда, обособление производства феноменов  сознания как особого, духовного, производства. В свою очередь, в духовном производстве, производстве норм и представлений  сознания выделяется теоретическое  сознание, нравственное, религиозное, политическое и другие виды сознания.

Познание, начинаясь с  ощущений, восприятий, продолжаясь  в виде представлений, и поднимаясь на высшие этажи теоретического мышления, представляет собой единый процесс, тесно связанный с волей и  чувствами. Диалектика чувственного и  рационального в познании преодолевает метафизическая ограниченность сенсуализма и эмпиризма, преувеличивающих роль чувственной формы познания с одной стороны, и рационализма, умаляющего роль ощущений и восприятий. Рационализм, сильно гипертрофирующий рациональное в ущерб реальной значимости чувственного может служить дорогой к идеализму.

Логическое мышление невозможно в отрыве от чувственного; из него оно исходит и на любом уровне абстрагирования заключает в себе его компоненты в виде наглядных схем, символов, моделей. Вместе с тем чувственная форма познания вбирает в себя опыт мыслительной деятельности. Единство чувственного и рационального предстает в процессе познания в виде бесконечной спирали: за каждым удалением от исходной мысли следует все новый и новый возврат к ним и их обогащение. С каждым понятием если не актуально, то потенциально связанны наглядные представления, которые выступают не только начальным, но и конечным пунктом абстрактного мышления, когда оно воплощается в конкретное дело.

Подчеркивая единство чувственной  и рациональной ступени познания, мы должны иметь в виду, что они  обладают и относительной самостоятельностью: мышление есть качественно самостоятельное  целое со своей специфической  структурой, отличной от структуры  чувственного познания.

Мышление. Это активный процесс познавательной деятельности сознания. Оно действует на том  уровне, где нет непосредственного  контакта с объективной действительностью. Мышление опирается на результаты чувственного познания и дает обобщённое знание.

      

  1. Сознание и бессознательное, самосознание.  

   Сознание контролирует  лишь часть психики. Сложнейшая  система физиологического жизнеобеспечения  организма управляется бессознательно. Концепцию бессознательного создали Иоганн Фридрих Гербарт (1776—1841) и Эдуард Гартман (1842-1906, главный труд "Философия бессознательного"). В теории 3. Фрейда бессознательное представлено в виде иррациональной силы, определяющей поведение человека (подробнее см. 3.2). Карл Густав Юнг (1875-1961) ввел понятие "коллективного бессознательного", характерного для каждого этноса и формирующего его творческий дух, чувства и ценности. "Коллективное бессознательное" в современной психологии толкуется как совокупность психических процессов, состояний и схем поведения, не представленных отчетливо в сознании людей. В русской философии апелляция к бессознательному не вела, как правило, к разрыву с интеллектуализмом, а ставила своей целью сочетать интеллектуальное познание с интуицией.

Преодоление бессознательного (а один из главных его источников есть стихийное разделение труда) может произойти, по Марксу, только в ходе общественных изменений. Практика, однако, продемонстрировала огромную трудность установления полного контроля со стороны людей за делами в обществе. Бессознательное, конечно, влияет на жизнь индивида и ход исторического процесса.

Информация о работе Конспект лекций по "Философии"