Конспект лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций

Описание

Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:

Работа состоит из  1 файл

Конспект по философии.docx

— 389.57 Кб (Скачать документ)

С точки зрения материалистической философии первый уровень бессознательного - неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением наиболее простых нужд и потребностей тела. Это обеспечивает большую скорость и точность операций (например, в производственном процессе, спорте, балете); высвобождает сферу сознания для решения творческих операций.

Второй уровень бессознательного - процессы и состояния, до определенной поры остающиеся неосознанными (рождение мысли, образа и последующее осознание их, различные переживания, например, от тревожных, болезненных впечатлений и т. д.).

Третий уровень бессознательного - некоторые процессы художественной, научной, философской и иной интуиции.

Подсознание как пограничная  область между сознанием и  бессознательным выполняет функцию  постоянно обогащающегося потенциала сознания, оперирует тем, что еще не стало знанием, но уже имеется в мозге. Оно представляет собой "кладовую", из которой извлекаются информационные и энергетические ресурсы, необходимые для успешного творчества. При помощи подсознания человек оказывается способным проникать в глубинные основы мира, при этом на поверхность сознания выходят глубоко спрятанные в бессознательном психические состояния. По отношению к сознанию бессознательное и подсознание выступают как его основание и предпосылка. Существует точка зрения, что тело человека рассматривается как ограниченное в пространстве материальное образование, а сознание - как практически не ограниченное особое поле. Отсюда вытекает возможность выделить надсознание.

Направленность на внешние  предметы присуща и психике животных, но без акта самосознания, предполагающего  формирование "я". Основными формами  самосознания выступают: а) самочувствие, элементарное осознание своего тела, его вписанности в мир окружающих вещей и людей; б) осознание себя в качестве принадлежащего к тому или иному социально-этническому сообществу, той или иной культуре; в) возникновение сознания "я" как особого образования, похожего на "я" других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершить свободные поступки и нести за них ответственность, что предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку. Осознание связано с пониманием, формирует цели и гипотезы, выражается в отчетливой форме, позволяет человеку выявлять объективное место предметов среди других вещей, направлять ход деятельности, контролировать свою психику и поведение, анализировать собственное сознание. Носителями сознания выступают человечество в целом, различные социально-этнические общности и индивиды. Соответственно выделяются общественное и индивидуальное сознание, а также промежуточное между ними классовое, национальное и г. д. сознание.

 Сознание контролирует лишь часть психики. Сложнейшая система физиологического жизнеобеспечения организма управляется бессознательно (Б.Спиноза, Г.Гегель, К.Маркс, З.Фрейд).

Материалистическая философия  выделяет следующие уровни бессознательного:

  • неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением наиболее простых нужд и потребностей тела. Обеспечивает большую скорость и точность операций (производственный процесс, спорт), высвобождает сферу сознания для решения творческих операций;
  • процессы и состояния, до определённой поры остающиеся неосознанными (рождение мысли, образа и последующее осознание их, различные переживания: тревожные, болезненные впечатления);
  • некоторые процессы художественной, научной, философской и прочей интуиции.

Основными уровнями сознания являются: осознание, подсознание, надсознание  и самосознание.

   

  1. Познание как предмет философского анализа.  

Познание - взаимодействие между субъектом и объектом. Вещи, процессы, явления (в том числе  духовные), на которые направлена познавательная активность людей, есть объект познания. Субъектом познания выступает отдельный индивид, та или иная социальная общность, общество в целом, обладающие способностями к эвристической деятельности и располагающие определенными средствами и методами познания. Цель познания - обеспечение моделей и программ, управляющих освоением объекта в соответствии с потребностями субъекта.

Уже Сократ ставил задачу обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание сознания человека и доказать, что последнее должно быть судьей над первым. Эту высшую инстанцию он назвал разумом, который способен дать не просто индивидуальное мнение, а всеобщее знание. Демокрит поднял вопрос о посредствующем звене при взаимодействии субъекта и объекта. Он полагал, что от предметов идет "истечение" тончайших материальных пленок - слепков, которые, достигая органов чувств человека, вызывают ощущения.

В средневековом номинализме  формируется представление о  субъекте, противостоящем объекту. Такой  подход способствовал выделению  гносеологии в самостоятельную  область исследования.

И.Кант осуществил своего рода переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, протекающую по собственным законам. Подчеркивание Кантом активной роли субъекта в познании явилось предпосылкой исторического подхода к миру.

Согласно позиции Л. Фейербаха, в единстве субъекта (человека) и объекта (природы) первое выступает как пассивно подчиняющееся второму. Помимо созерцательности, материализму ХVII-ХIХ вв. была присуща также метафизичность (неспособность познать мир как процесс) и механистичность (стремление все явления объяснить только на основе законов механики).

Согласно принципу объективности, объект познания существует до и независимо от субъекта познания. Следовательно, вещи и явления нужно познавать такими, каковы они есть сами по себе. В получаемые результаты познания человек не должен вносить ничего от себя (выдавать желаемое за действительное), например подгонять результаты эксперимента, чтобы они соответствовали принятой теории, конъюнктурно учитывать одни факты социальной реальности и игнорировать другие.

При субъективной устремленности познания объективная действительность огрубляется и отчасти искажается. Вместе с тем субъективную познавательную активность человека нельзя понимать лишь как негативный момент. Знание о действительности человек приобретает в той мере, в какой он заинтересован в ней. Лишь активно вмешиваясь в объективный ход вещей, преобразуя их согласно своим потребностям и целям, человек может познать эти вещи.

Субъект воздействует на познаваемый  объект как предметным образом, используя материальные посредники (измерительные инструменты, химические реактивы, ускорители частиц, экспериментальные установки и т. д.), так и идеально, изучая объект в формах анализа, синтеза, индукции, дедукции и т. п. Воздействие объекта на субъект осуществляется через сенсорную информацию, знаковые системы. Человек получает информацию посредством естественных сигналов, идущих от объектов, и искусственных, передаваемых от субъекта к субъекту и функционирующих в системе человеческого языка.

В обеспечении объективности  познания большое значение имеют  семантика (логико-философская наука, изучающая знаковые системы как средство выражения смысла), герменевтика (наука о понимании) и прагматика (наука, вырабатывающая правила и изучающая способы взаимодействия знаний и деятельности).

Суть познания составляет адекватное воспроизведение, отражение  действительности, позволяющее человеку ориентироваться в мире и преобразовывать этот мир, а также совершенствовать самого себя. Современное состояние философской и естественнонаучной мысли различает отражение как процесс и отражение как результат, учитывает не только созерцательно-отражательный, но и активно-преобразующий характер познания. Если ограничиться лишь созерцательным отражением, то это ведет к упрощенной линейно-ступенчатой трактовке познания и соответственно к догматизму. Наиболее красноречиво такой подход к познанию выразил Д. Дидро, утверждавший, что мы - инструменты, одаренные способностью ощущать и памятью, а наши чувства - клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа. Вероятно, в процессе познания доминирует не зеркальное отражение, а творчество, а в результате познания - образе - зафиксировано отображение изучаемого объекта.

Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение, отражение действительности. Это  воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к  миру. Познавательное отношение человека к действительности представляет собой  необходимую сторону всей системы  его отношений к миру, а возможность  адекватного воспроизведения реальности - мировоззренческую проблему.

Знание, являющееся результатом  познавательной деятельности человека, может быть понято как основа идеального плана деятельности. Именно реализация идеальных планов деятельности и  позволяет провести мост между сознанием  и действительностью, знанием и  бытием.

Функционирование знания в качестве основы идеального плана  деятельности обеспечивает возможность  обратных связей от действительности к нашим знаниям о ней. В  ходе осуществления таких связей уточняются, пересматриваются, совершенствуются человеческие знания о мире. Знание, таким образом, является не продуктом  пассивного созерцания действительности. Оно возникает, функционирует и  совершенствуется в процессе активной деятельности человека.

Будучи поначалу вплетено в ткань реальной человеческой жизни, познание на определенном этапе развития общества обособляется в специализированное духовное производство. Особой формой духовного производства (наряду с  искусством и др.) является научно-теоретическая  деятельность, построение особой научной  картины мира, отличающейся от картины  мира, данной в обыденном сознании. Познавательная деятельность человека, вплетенная в ткань его реальной жизни, всегда неразрывно связана с  работой его сознания, с эмоциями, волей, памятью, она предполагает также  убежденность, веру, ошибки, иллюзии, заблуждения. Однако суть познавательного отношения  человека к миру, несмотря на все  эти сопровождающие познание факторы, состоит в достижении адекватного  воспроизведения действительности, без которого невозможны реальная ориентация человека в мире и успешное преобразование этого мира.

Способно ли человечество, человек как субъект познания выработать знания, являющиеся таким  адекватным воспроизведением действительности, каковы основания и критерии познавательной деятельности, в процессе которой  возникает и совершенствуется такое  знание, - это и составляет мировоззренческую  природу философского анализа познания. В настоящее время познание изучается  не только философией. Сейчас происходит интенсивное развитие различных  специальных наук, исследующих познание: когнитивной психологии (психологии, изучающей познавательные процессы), логики и методологии научного познания, истории науки, науковедения, социологии знания и т.д. Все эти науки  вносят ценный вклад в изучение познания, рассматривая его отдельные аспекты. Без опоры на их достижения невозможно и квалифицированное, успешное философское  исследование познания. Однако сущность познавательного отношения к  миру является предметом именно философского осмысления, ибо оно связано с  анализом и решением коренных мировоззренческих  проблем отношения человека к  действительности. Познание является необходимой стороной этого отношения  и само может быть понято только в контексте последнего.

      

  1. Структура и основные характеристики познавательного процесса.

  Формы познавательного процесса многообразны. Самая древняя форма познания -мифологическая, со способностью к обобщениям, классификациям и логическому анализу. С мифологией генетически связаны религиозное, художественно-образное и философское познание. Параллельно развивалось обыденно-практическое познание -получение элементарных сведений о повседневной жизни, практике людей и игровое познание, способствовавшее становлению культуры, удовлетворению любознательности, формированию определенных навыков общения. На более зрелой ступени общества возникло научное познание.

Процесс познания протекает  во взаимодополняющих друг друга  чувственной и рациональной формах. В истории философии известны течения, преувеличивающие значение одной из этих форм.

Направление, абсолютизирующее роль чувственного познания (все, что недоступно чувствам, недостижимо для ума), получило название сенсуализма. Сенсуализм не позволил правильно понять связь личного опыта с общественным, не объяснил возможности творчества мысли.

Рационализм абсолютизирует рациональную деятельность мышления и недооценивает (или игнорирует) роль чувственных форм отражения. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель и др.), опираясь прежде всего на успехи математики, стремились доказать, что всеобщие истины не выводимы непосредственно из обобщений чувственного опыта, а могут быть почерпнуты только из самого мышления.

Рационализм различается  в узком и широком смысле. В  первом своем значении, когда решается вопрос об источнике знаний, о роли чувственного созерцания и абстрактного мышления, рационализм противостоит эмпиризму. Рационализм в широком смысле - это концепция общего понимания природы, общества и сознания. Здесь рационализм противостоит иррационализму. Новое содержание, невыражаемое до определенного времени в форме уже известных понятий, выступает по отношению к ним как нечто иррациональное. В этом смысле иррациональное выступает как момент движения от незнания к знанию, способное в потенции стать элементом рационального постижения действительности.

Чувственное познание служит фундаментом всякого знания, непосредственно  соединяет человека с внешним  миром, осуществляется посредством органов чувств (зрения, осязания, слуха, обоняния, вкуса), которые есть продукт биологической и социальной эволюции человека. С позиций материалистической науки механизм познания включает воспринимающие рецепторы (органы чувств), передающие нервы - проводники и отделы мозга.

Информация о работе Конспект лекций по "Философии"