Конспект лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций

Описание

Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:

Работа состоит из  1 файл

Конспект по философии.docx

— 389.57 Кб (Скачать документ)

Исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще — ощущение. Оно является единственным внешним каналом, по которому человек получает информацию о мире. В ощущениях каждый из органов  чувств специфическим для него способом отражает отдельные свойства, стороны  вещей (цвет, звук, запах т. д.).

Восприятие (вторая форма  чувственного познания) - отражение свойств предмета, взятых как целое (например, яблоко, а не только его вкус, цвет, форма). В восприятии вещь дана в ее пространственной и временной обособленности от других вещей. Восприятие вещи исходит не только из данных ощущений, но и из познавательного опыта человека. Восприятия образуются благодаря анализирующей и синтезирующей деятельности полушарий головного мозга.

Работа механизмов восприятия позволяет в сознании удерживать образ предмета тогда, когда предмет непосредственно не дан нам, т. е. функционирует представление. Это наглядный целостный образ вещи, возникающий на основе воображения и прошлого чувственного опыта, сохраняющийся и воспроизводимый в памяти обобщенно. Представление соединяет прошлое, настоящее и будущее вещи.

Образ, объективный по содержанию, субъективен по форме и зависит  от субъекта двояко: от особенностей физиологической  основы сознания субъекта; от прошлого познавательного опыта и социокультурных  ориентации субъекта.

Накопление и обобщение  чувственных данных происходит в  мышлении человека. Оно позволяет  не только созерцать предметы внешнего мира, их свойства, признаки, но и вскрывать  связь воспринимаемых предметов, их сущность и закономерное развитие.

Выделяются два основных уровня мышления - рассудок и разум. В рассудке оперирование абстракциями происходит в пределах шаблона, жестких  стандарта и схемы, что позволяет  четко строить мысли, систематизировать  факты. Здесь взаимосвязи вещей рассматриваются как нечто устойчивое. Рассудок опирается на формальную логику. При помощи рассудка человек ориентируется в окружающей среде на основе элементарных знаний о явлениях внешнего мира. Мышление невозможно без рассудка, однако его абсолютизация ведет к метафизике.

Разум - уровень рационального  познания, отражающий вещи в их взаимосвязи, динамике, всесторонне и конкретно, объединяющий многообразное вплоть до синтеза противоположностей и выявления коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Через разум мышление способно постичь сущность вещей, их законы. Логика разума - диалектика. Переход рассудка в разум означает выход за пределы сложившейся готовой системы знания, ее диалектизацию. Переход разума в рассудок связан с процедурой формализации знания.

Основные формы рационального  мышления - понятие, суждение и умозаключение.

Понятия отражают существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях). Понятия выражаются в языке в виде отдельных слов ("молекула", "человек") или в словосочетаниях, обозначающих классы объектов ("элементарные частицы", "общественные отношения").

Расчленение и соотношение  всеобщего, особенного и единичного достигается в суждении, фиксирующем свойства и признаки предмета, например: "трава зеленая", "метафизика отрицает противоречие как источник развития".

Отдельное суждение не может  полностью выразить содержание понятия. Для этого необходима система суждений, представленная умозаключением. Оно дает новое знание без обращения к показаниям органов чувств. При помощи умозаключений совершается переход от известного к неизвестному посредством выведения одних суждений из других. Например, вывод о том, что Земля имеет форму шара, в древности был сделан с помощью следующих умозаключений: только шарообразные тела отбрасывают тень в форме диска; Земля же во время лунных затмений отбрасывает тень в форме диска; следовательно, она круглая.

      

  1. Познание как творчество; роль воображения и интуиции в познавательном процессе. 

   Творчество есть  принятие нестандартных решений  в ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом. В творчестве не только создается нечто оригинальное, но и развиваются сущностные силы человека, его способности и мастерство. Творчество есть самореализация, объективация свободы. Хотя в творчестве присутствует бессознательный элемент, оно не противоположно рациональности, а является ее естественным и необходимым дополнением. Рациональное - фундамент, условие для проявления творчества.

Имеются разные уровни творчества. Новое для индивида не всегда является новым для общества. Высшее творчество в науке, производстве, культуре и  политике определяется принципиальной новизной полученных результатов в масштабах их исторической значимости. Да и для отдельного человека поначалу творчески уникальное, теряя новизну, превращается в привычно-стандартное. Но ведь творчество имеет объектно-субъектную природу: мир и его фрагменты не удовлетворяют человека, вследствие чего он, "включая" духовные потенции и "озарения", материализует их в своих действиях по изменению действительности. Положительная творческая деятельность субъективна по форме (осуществляется человеком) и объективна по содержанию (опирается на конструктивные процессы объективного мира).

Если творчество выражается в приспособлении человека к меняющимся обстоятельствам бытия, то антипод  творчества -догматизм - ориентирован на сохранение стабильности и в конечном счете ведет к деградации. (В определенных условиях стабильность, "здравый" консерватизм имеет позитивное значение.) Творчество нацелено на оригинальность, а догматизм - на размышления и действия по неизменным, готовым рецептам.

Возникновение догматизма исторически связано с религиозными представлениями, преувеличением роли верования. В философии догматизм — выражение метафизического мышления. Однако динамическая действительность может быть верно познана лишь с помощью изменяющихся представлений и понятий.

Важнейшим из механизмов творчества является интуиция. Демокрит и Платон рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность  ума. Л. Фейербах полагал, что интуиция коренится не в усмотрении высших идей, а в чувственности человека. В. С. Соловьев указывал, что интуиция — непосредственное усмотрение чего-либо в качестве истинного, целесообразного, нравственно доброго или прекрасного. В феноменологии Гуссерля интуиция есть "сущностное видение" (как и у Спинозы), непосредственное созерцание общего, у Фрейда - это скрытый, бессознательный первопринцип творчества. Интуиция достаточно часто проявляется в науке, искусстве, политике, шахматах и т. п. Известны многие ученые, сделавшие открытия посредством интуиции (Архимед, Ньютон, Броун, Ке-куле и др.).

Общими чертами интуиции являются: непосредственность (решение  задачи без логического выведения); неосознанность путей получения  результата; внезапность (озарение). Считается, что преобладание правополушарного типа мышления у человека является предпосылкой для развития творческой интуиции. Накапливая в памяти образы и абстракции, комбинирую и перерабатывая их, включая волю, человек может прийти к более-менее четкому осознанию задачи. Необходимыми условиями формирования интуитивного решения выступают: а) основательное знание материала, фундаментальная профессиональная подготовка авторов решения; б) наличие поисковой ситуации (проблемности); в) поисковая доминанта (на основе непрерывных попыток решить проблему, задачу); г) подсказка (аналогия).

Интуиция сопряжена с  возможностью ошибок. Поэтому необходимо тщательно проверять интуитивные решения, обращаясь к логике.

Современная психология творчества и нейрофизиология позволяют с уверенностью утверждать, что интуиция включает в себя ряд определенных этапов. К ним относятся: 1) накопление и бессознательное распределение образов и абстракций в системе памяти; 2) неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций, образов и правил в целях решения определенной задачи; 3) четкое осознание задачи; 4) неожиданное для данного человека нахождение решения (доказательство теоремы, создание художественного образа, нахождение конструкторского или военного решения и т.д.), удовлетворяющего сформулированной задаче. Нередко такое решение приходит в самое неожиданное время, когда сознательная деятельность мозга ориентирована на решение других задач, или даже во сне. Эта деятельность осуществляется мозгом, но она неидентична набору выполняемых им операций. Ученые обнаружили так называемую право-левую асимметрию мозга. Экспериментально было доказано, что у высших млекопитающих правое и левое полушария мозга выполняют разные функции. Правое в основном перерабатывает и хранит информацию, ведущую к созданию чувственных образов, левое же осуществляет абстрагирование, вырабатывает понятия, суждения, придает информации смысл и значение, вырабатывает и хранит рациональные, в том числе логические, правила. Целостный процесс познания осуществляется в результате взаимодействия операций и знаний, выполняемых этими полушариями. Если в результате болезни, травмы или хирургического вмешательства связь между ними нарушается, то процесс познания становится неполным, неэффективным или вообще невозможным. Однако право-левая асимметрия возникает не на нейрофизиологической, а на социально-психологической основе в процессе воспитания и обучения. Она связана также с характером предметно-практической деятельности. У детей она четко фиксируется лишь в возрасте четырех-пяти лет, а у левшей функции полушарий распределены противоположным образом: левое полушарие выполняет функции чувственного, а правое - абстрактного рационального познания.

В процессе творчества и  интуиции совершаются сложные функциональные переходы, в которых на каком-то этапе  разрозненная деятельность по оперированию абстрактными и чувственными знаниями, соответственно осуществляемая левым  и правым полушариями, внезапно объединяется, приводя к получению искомого результата, к озарению, к некоему  творческому воспламенению, которое  воспринимается как открытие, как  высвечивание того, что ранее находилось во мраке бессознательной деятельности.  

   

  1. Познание как постижение истины; истина и заблуждение.

 Классическое понимание  истины, ставшее традиционным, идет  от Платона и Аристотеля, которые  определяли истину как соответствие  наших знаний действительности. Истина рассматривает отношение сознания к внешнему миру. В древнем Китае пробовали подойти к характеристике познания как процесса раскрытия причинности, выявления сходства и различия явлений, разделения вещей по родам

Истина выражает не только результат правильного, верного  отражения действительности в сознании человека, но и способ реализации его  целей на основе оценочного отношения  к объектам бытия, т. е. истина возможна в ее неразрывной связи с практикой.

Истина представляет собой  теоретическую форму разрешения противоречия между субъектом и объектом. В структуре знания выделяются два слоя: зависящий от специфики биологической и социальной организации человека, особенностей его нервной системы, мозга, способа переработки информации, языка; зависящий от объективной реальности, отражаемой познанием. Эти два слоя находятся в определенном отношении друг к другу, что зафиксировано в философских размышлениях. В современном понимании истина есть результат взаимодействия духа с материей путем своеобразного диалога человека с природой.

Будучи характеристикой  человеческого знания, истина существует в субъективной форме, а с точки зрения его объективного содержания истина не зависит от субъекта, от человека и человечества. Это есть объективная истина. Глубокое представление Гегелем истины как объективности, тождественной понятию, наталкивает на мысль, что истина — понятие (образ, теория), в котором наиболее полно выражен постигаемый объект с учетом возможностей субъекта. В этом смысле общественные отношения, социальные институты, политические деяния и т. п. истинны тогда, когда они выражают высшую ступень возможностей их осуществления в соответствии с развитием человека. Отсюда мерой истины выступает полнота человеческого развития, а именно степень достижения человеческой свободы. Итак, объективное понимание истины углубляется в ее экзистенциальных, жизненных, а не только познавательных смыслах. Поиски истины сопровождают процесс культурного творчества.

В отличие от метафизического  материализма, представляющего истину в виде одноразового акта, раскрывающего сразу и до конца сущность постигаемого предмета, диалектический материализм рассматривает истину как исторически обусловленный процесс. Пример: а) в средние века люди считали, что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли. Крупица объективной истины здесь: светила Солнечной системы движутся; б) в учении Коперника утверждалось, что центром планетарной системы является Солнце, а планеты, в том числе и Земля, вращаются вокруг него по концентрическим окружностям. Здесь доля объективного содержания знания выше; в) Кеплер показал, что планеты вращаются вокруг Солнца не по окружностям, а по эллипсам; г) современная астрономия вычислила траектории и законы вращения планет еще точнее. Итак, с каждым новым открытием полнота объективной истины возрастает.

Всякое знание, взятое на том или ином историческом этапе  развития, есть неполное, недостаточно точное представление о действительности, т. е. на каждом конкретном этапе познания мы имеем дело с относительной  истиной. Относительность знаний не означает, однако, что эти знания лишены объективного содержания.

Полное, точное, всестороннее знание о неком сущем называют абсолютной истиной. Это: а) некоторые принципы философии и науки, имеющие непреходящий характер, например, принцип несотворимости и неуничтожимо материи и движения, б) фактические знания об отдельных процессах и явлениях, достоверность которых не подлежит сомнению.

Между относительной и  абсолютной истиной нет непереходимой грани. Каждая относительная истина - ступенька, приближающая нас к абсолютной истине, содержит в себе долю абсолютной. Каждое "зерно" абсолютной истины, будучи сохранено последующим развитием научного знания, уточняется, изменяется. При этом выясняются границы, в рамках которых знание сохраняет свою объективную истинность. Например, механика И. Ньютона не была отброшена теорией относительности А. Эйнштейна, она вошла в состав этой теории как ее предельный случай. Вместе с тем, теория относительности показала границы, конкретные условия, в которых классическая механика остается объективной истиной.

Объективная истина одновременно и абсолютна, и относительна, что свидетельствует оконкретности истины. Требование конкретности истины означает, что предмет или явление надо изучать в тех условиях места и времени, в тех связях и окружении, в которых данный предмет существует и развивается.

В реальном процессе познания нет истины в чистом виде, совершенно свободном от моментов неистины, т. е. заблуждения. Истина и заблуждение в одном отношении, в ограниченной области, полярно противоположны  и одновременно относительно  противоположны.  Заблуждение возникает как результат абсолютизации некоторой относительной истины. Прогрессивное движение науки может порождать заблуждения. По мере освоения новых явлений, вырабатывая новые понятия и уточняя границы верности старых, наука избавляется от заблуждений, прокладывая путь к истине. Некоторыми средствами преодоления заблуждения выступают логическое доказательство и опытная проверка. В этой связи говорят о когерентности истины (какое-то утверждение считается истинным, если оно получено по строгим логическим правилам из других предложений, ранее признанных истинными) и корреспондентности истины (те или иные утверждения должны соответствовать внешней действительности). Оба названных подхода к истине способны лишь частично преодолеть заблуждение. Когерентная теория истины учитывает требования формальной логики, но отнюдь не диалектической. Корреспондентская концепция истины уязвима из-за того, что многие ситуации и процессы слишком сложны, текучи и не поддаются прямому наблюдению для сопоставления утверждений с действительностью, а полный перевод теоретических положений на язык наблюдений часто невозможен.

Информация о работе Конспект лекций по "Философии"