Конспект лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций

Описание

Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:

Работа состоит из  1 файл

Конспект по философии.docx

— 389.57 Кб (Скачать документ)

Помимо эмпирических (опыт, практика) и внеэмпирических (логические, теоретические), имеются еще и  такие критерии истины, как простота, красота, внутреннее совершенство знания.

Истине мало родиться, ей надо войти в науку. Превращение  истины в себе в истину для науки  невозможно без дискуссий и обсуждений.

Истине противостоит ложь, когда знание о чем-то не соответствует объективной реальности и умышленно искажается. Ложь, в отличие от заблуждения и ошибки,- считает В. С. Соловьев, обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречит истине.   

    

  1. Возникновение и развитие науки, ее функции.

Миф, магия, оккультная практика, передача опыта внетеоретическим способом, от человека к человеку - таковы некоторые формы донаучного знания, обеспечивавшие условия человеческого существования. Элементарная наука (протонаука) возникла тогда, когда произошло отделение умственного труда от физического и сформировалась особая группа людей - ученых, для которых научная деятельность стала профессией. Удивление явилось началом философии, а возникшее по поводу многих явлений мира и тайн человека недоумение есть начало науки. Элементарная наука (протонаука) возникла тогда, когда произошло отделение умственного труда то физического.

Наука ориентируется на поиск сущности. Начиная с античности функцией науки стала объяснительная. Предвестником опытной науки  стал Р.Бэкон (13 век).

Начиная с 17 в. рациональность становится одним из фундаментальных идеалов европейской культуры. Как социальный институт наука оформилась в 17-18 вв., когда возникли первые научные общества, академии  и научные журналы.

Ориентация на изучение объективного мира вещей и вещественных отношений в качестве функции науки выдвигала задачу познания с целью переделки и преобразования природы. В 18-19 вв. значительно сильнее подчеркивалась связь науки с практикой, её общественная полезность. Наука, превратившись в отрасль массового производства - индустрию знаний.

По своей сущности наука, отмечал Н.А.Бердяев, есть реакция  самосохранения человека. Обращенность науки к человеку особенно стала заметной к середине 20 в. Это вызвано тем, что автоматизация освобождает работника из технологического подчинения машине. Поэтому прежняя ориентация на технику теряет самодовлеющее значение. Усилилась роль науки как социальной и политической силы общества. Данные и методы науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития, для грамотного политического управления. Наука опосредованно, через социальные общности и политические организации общества, систему общемировоззренческих и культурных установок, определяет социальное, политическое, экологическое и демографическое поведение, цели общественного развития. Наука изменяет отношения "человек - машина" и "человек — человек", т. е. воздействует на всю общественную практику. Разумная теория становится символом практики, а практика - символом теории.

Научная рациональность выражается в своих различных формах: как  соразмерность мира стандартам и  критериям разума, логики; как диалоговый дискурс; как организованный текст; как целесообразность. Начиная с XVII в. научная рациональность становится одним из фундаментальных идеалов  европейской культуры, наряду с такими понятиями как личность, свобода, демократия, творчество, духовность.

Античное и средневековое  представление о космосе как  конечном и иерархически упорядоченном мире в новое время уступает место представлению о бесконечности Вселенной, о природе как совокупности естественных, причинно обусловленных, не зависящих от человека процессов. Ориентация на изучение объективного мира вещей и вещных отношений в качестве основной функции науки выдвигала задачу познания с целью переделки и преобразования природы. Адекватной этой задаче формой организации знания явилась рационально-логическая, представлявшая знание в правиле, математической формуле, рецепте и т. д., что фиксировалось в справочниках и учебниках. Развивалась прогностическая функция науки.

Наука возникла из практики и развивается на ее основе, под  влиянием общественных потребностей (астрономия, математика, механика, термодинамика, биология, химия и т. д.). Практика не только ставит задачи и стимулирует науку, но и сама развивается под ее воздействием. Наука, превратившись в отрасль массового производства - индустрию знаний, стала, как предвидел К. Маркс, производительной силой общества.

Чтобы научные знания служили  обществу, они должны стать элементами общего образования, опережать (по темпам) иные формы деятельности общества. Это требует определенных материальных и финансовых затрат на науку и образование. В историческом соревновании народов и государств берут верх те, кто располагает большим и глубоким знанием и соответственно более высокой производительностью труда, лучшими организацией общества и системой управления. Наука служит школой мышления. Она не только разрабатывает технику овладения жизнью, но и методы мышления. Наука используется для разработки программ и планов социального и экономического развития, для грамотного политического управления. Важнейший специфический признак науки заключается в том, что наука даёт предметное объективное знание о мире (исследует природные, социальные, технические и т.п. объекты). Конечно, наука изучает и субъекта, состояние его сознания, но рассматривает их как объекты. Научное знание в подлинном смысле слова начинается тогда, когда не что-то вымышленное, а реальности, факты выступают предметом исследования, причём за совокупностью фактов осознаётся закономерность. Наука - совокупность о фактах и законах, приведённых в систему. Нечто существующее становится научным фактом тогда, когда оно зафиксировано тем или иным принятым в данной науке способом.

 

 

  1. Структура и динамика научного познания.

       Наука включает в себя все условия производства новых знаний о природе, обществе и мышлении.

В структуре науки выделяются три  слоя: 1) всеобщего знания — философия и математика; 2) частно-научного знания, изучающего объекты в рамках одной из форм материи и движения, либо на стыке структурных уровней материального мира; 3) междисциплинарного интегративного характера - общая теория систем и теоретическая кибернетика (с середины XX в.). С точки зрения характеристики знаний различают: а) эмпирические знания; б) теоретические знания; в) мировоззренческие, философские основы и выводы.

Основаниями каждой науки выступают: а) идеалы и нормы исследования; б) научная картина мира; в) философские принципы.

Формы, в которых реализуются  и функционируют идеалы и нормы  исследования, выражающие ценностные и целевые установки науки, включают: а) доказательность и обоснованность знания; б) объяснения и описания; в) построения и организации знания.

Научная картина мира обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей  науки, функционирует как исследовательская программа, которая целенаправляет постановку задач научного поиска и выбор средств их решения.

Философские принципы участвуют в  построении новых теорий, направляя перестройку нормативных структур науки и картин реальности. На первом этапе (классическом) идеалом познания было построение окончательной, абсолютно истинной картины природы. Главное внимание уделялось поиску очевидных, наглядных онтологических принципов. На втором этапе (неклассическом) происходит отказ от прямолинейного онтологизма, развивается понимание относительной истинности картины природы. На третьем этапе (постнеклассическом) осуществляется осмысление исторической изменчивости не только онтологии, но и самих идеалов и норм научного познания, видение науки в контексте социальных условий и социальных последствий, обоснование допустимости и необходимости включения аксиологиче-ских (ценностных) факторов при объяснении и описании ряда сложных системных объектов (например, теоретическое описание экологических процессов, глобальное моделирование, обсуждение проблем генной инженерии).

Во взаимодействии с наукой философия  в различных конкретных проявлениях: а) стоит над наукой как ее ориентир; б) входит в науку как неотъемлемый ее компонент; в) находится в фундаменте науки как ее системообразующее начало.

Первая крупная революция в  науке создала классическую (механистическую) картину миропонимания. Человек в этом мире — побочный продукт звездной эволюции. Вселенная развивается без участия сознания и разума, а жизнь зарождается случайно как результат беспорядочных химических реакций.

Вторая глобальная научная революция  связана с такими достижениями в естествознании, как эволюционное учение Дарвина, появление клеточной теории, открытие закона сохранения и превращения энергии, менделеевской системы химических элементов (XIX в.). Было воздвигнуто неклассическое естествознание. По разрушительному характеру это была антиметафизическая, а по созидательному - диалектическая революция.

Третья революция в науке  произошла на рубеже XIX-XX вв.- исследования в ряде наук показали, что мир сложен и что сознание человека включено в восприятие действительности. Пространство многомерно, время не линейно, они тесно переплетены и образуют пространственно-временной континуум. Мир - сплошная динамика, не позволяющая говорить о фиксированном месте в пространстве и о массе покоя. Элементарные частицы являют собой сгустки поля. Внутриатомные события неопределенны, возникают спонтанно и могут быть описаны на языке математических вероятностей.

В фактах науки выражено взаимодействие чувственного и рационального, объективного и субъективного. Теоретические  принципы нацеливают субъекты на выделение  тех или иных фрагментов действительности, они же составляют интерпретацию  факта.

К другим признакам научного познания, в отличии от обыденного, относятся: логическое обоснование и практическая проверка знаний; выработка специального искусственного языка (научной терминологии); применение специальных орудий, аппаратуры, приборов; использование специфических методов и методологии исследования, призванной направлять научный поиск; допущение критического пересмотра оснований научного поиска; наличие системы ценностных ориентации и целевых установок, основной из которых является установление объективной истины как высшей ценности науки; наращивание знаний, не повторяя пройденного; концептуальный и системный характер знаний; при известных условиях воспроизводимость научных явлений.

В каждой отрасли науки (подсистеме развивающегося научного знания) можно  обнаружить многообразие различных  форм знания: эмпирические факты, законы, гипотезы, теории различного типа и  степени общности и т.д.

В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания - эмпирический и теоретический. Им соответствуют  два взаимосвязанных, но в то же время  специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое  исследование.

Во-первых, эмпирическое познание никогда  не может быть сведено только к  чистой чувственности. Данные наблюдения нельзя свести только к формам чувственности - ощущениям, восприятиям, представлениям. Уже здесь возникает сложное  переплетение чувственного и рационального. Эмпирическое познание предполагает также формирование на основе данных наблюдения особого типа знания - научного факта. Научный факт возникает как результат очень сложной рациональной обработки данных наблюдений: их осмысления, понимания, интерпретации. В этом смысле любые факты науки представляют собой взаимодействие чувственного и рационального.

Формы рационального познания (понятия, суждения, умозаключения) доминируют в  процессе теоретического освоения действительности. Теория всегда содержит чувственно-наглядные компоненты. Можно говорить лишь о том, что на низших уровнях эмпирического познания доминирует чувственное, а на теоретическом уровне - рациональное.

Перейдем теперь к организации  теоретического уровня знаний. Здесь  тоже можно выделить два подуровня.

Первый - частные теоретические  модели и законы. Они выступают  как теории, относящиеся к достаточно ограниченной области явлений. Примерами  таких частных теоретических  законов могут служить закон  колебания маятника в физике или  закон движения тел по наклонной  плоскости, которые были найдены  до того, как была построена ньютоновская механика.

Второй подуровень теоретического знания - развитая теория. В ней все  частные теоретические модели и  законы обобщаются таким образом, что  они выступают как следствия  фундаментальных принципов и  законов теории. Иначе говоря, строится некоторая обобщающая теоретическая  модель, которая охватывает все частные  случаи, и применительно к ней  формулируется некоторый набор  законов, которые выступают как  обобщающие по отношению ко всем частным  теоретическим законам.

Два рассмотренных типа организации  научного знания - частные теории и  обобщающие развитые теории - взаимодействуют  как между собой, так и с  эмпирическим уровнем знания.

Итак, научное знание в любой  области науки представляет собой  огромную массу взаимодействующих  между собой различных типов  знаний. Теория принимает участие  в формировании фактов; в свою очередь, факты требуют построения новых  теоретических моделей, которые  сначала строятся как гипотезы, а  потом обосновываются и превращаются в теории. Бывает и так, что сразу  строится развитая теория, которая  дает объяснение известным, но не нашедшим ранее объяснения фактам, либо заставляет по-новому интерпретировать известные  факты. В общем, существуют разнообразные  и сложные процедуры взаимодействия различных слоев научного знания.

 

  1. Феномен научной революции.

   Огромное и нарастающее воздействие на формирование будущего человечества оказывает научно-техническая революция, развернувшаяся во второй половине XX столетия. Она явилась радикальным технологическим переворотом в развитии производительных сил общества, став прологом новой технологической эпохи во всемирной истории.

Всякий радикальный технологический  переворот приводит к глубоким изменениям не только в производительных силах  общества, но и в социальных отношениях, в самом образе жизни людей, сопровождается расширением обмена деятельностью, информацией между ними. Для подтверждения  этого достаточно сослаться хотя бы на Интернет - общепланетарную компьютерную систему связи ("всемирную паутину").

Информация о работе Конспект лекций по "Философии"