Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций
Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:
Таким образом, общественный
строй и достигнутый
Ведущими, приоритетными
направлениями нового этапа научно-технического
прогресса стали
Нынешний этап многие ученые
называют "микроэлектронной революцией".
Ведь как раз благодаря "миниатюризации"
информационных систем, то есть воплощению
возрастающих объемов научного знания
во все меньшем физическом объеме,
становится возможным создание как
суперкомпьютеров, так и микропроцессоров.
И если суперкомпьютеры позволяют
нам приблизиться к созданию "искусственного
интеллекта", иначе говоря, таких
технических средств обработки
информации, которые станут могущественным
усилителем интеллектуальных способностей
человека, то вездесущие микропроцессоры
начинают вторгаться в орудия труда,
умножая его
Новому этапу развертывания
научно-технической революции
В обозримой исторической
перспективе научно-
Предотвращение нежелательных
результатов и отрицательных
последствий научно-
От моральной ответственности
ученых, от политической сознательности
самых широких масс, от социального
выбора народов зависит, в русле
какой из этих альтернатив научно-
Развитие знаний происходит постепенно, а также в форме научных революций. Первая крупная революция в науке (XV-XVII) разрушила геоцентрическую систему и утвердила классическую (механистическую) картину миропонимания (Коперник, Галилей, Ньютон).
Третья революция в науке произошла на рубеже XIX – ХХ вв. Теория относительности Энштейна, опыты Резерфорда с альфа-частицами, работы Н.Бора и др. показали, что мир сложен и что сознание человека включено в восприятие действительности. Мир – сплошная динамика.
Научная картина мира менялась под влиянием неаристотелевской логики и неевклидовой геометрии (XIX в.), теории относительности и квантовой механики (н. ХХ в.), общей теории систем и теоретической кибернетики (с сер. ХХ в.).
Для научного познания характерно наличие 2 уровней: эмпирического и теоретического. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.
Пытаться решить поставленную проблему можно 2 путями: искать нужную информацию или самостоятельно исследовать ее с помощью наблюдений, экспериментов и теоретического мышления. Наблюдение и эксперимент, важнейшие методы исследования в научном познании. Часто говорят, что теория - это обобщение практики, опыта или наблюдений. Научные обобщения часто используют ряд особых логических приемов:
1) прием универсализации,
который состоит в том, что
общие моменты и свойства, наблюдаемые
в ограниченном множестве
2) прием идеализации,
состоящий в том, что
3) прием концептуализации,
состоящий в том, что в
Важнейшие методы научного
познания: 1) Метод восхождения от
абстрактного к конкретному. Процесс
научного познания всегда связан с
переходом от предельно простых
понятий к более сложным - конкретным.
Поэтому процедуру построения понятий,
все более соответствующих
3) Эксперимент и наблюдение.
В ходе эксперимента
В XX веке наука активно математизируется.
В своем сочинении
"Об уме" К. Гельвеции
Всякое познание и изобретение, полагал Бэкон, должны опираться на опыт, двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. Такой метод получил название индуктивного. Естествознание должно пользоваться двумя средствами: перечислением и исключением. Попытки познания без метода - это ходьба ощупью в ночное время. Истинное знание достигается посредством выяснения причинных связей. Первая ступень познания — опыт, вторая - разум.
Р. Декарт также выступал за науку, развивающуюся с помощью единого метода. Лучше совсем не помышлять об отыскании истин, считал Декарт, чем делать это без всякого метода, ибо беспорядочные занятия омрачают ум. Создание нового метода мышления требует прочного основания. Такое основание содержится в разуме, в его первоисточнике - самосознании. Ориентируясь на конструктивные возможности математического знания, Декарт сформулировал правила метода: не делать никаких пропусков в логических звеньях исследования. Сходные положения "искусства открытия" (метода рационального познания) сформулированы Лейбницем: рассмотрение всех "реквизитов" вещей; разделение трудностей на части; последовательность мыслительных операций; исследование вещей от легких к более трудным; составление "каталогов" мыслей".
Весомый вклад в развитие метода исследования внесли представители сциентистских и антропологических направлений в философии. Они, разрабатывая принципы верификации, опровержения и подтверждаемости, гипотетико-дедуктивные, рациональные и интуитивные модели строения научного знания, показали роль языка в построении картины мира. На этой основе разрабатываются аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический и другие философские методы. Делаются попытки соединить разные методы. Например, Гадамер пытается совместить герменевтику с рационалистической диалектикой.
В соответствии со структурой науки выделяются уровни: а) философской методологии, рассматривающей общие принципы познания и категориальный строй науки; б) общенаучных принципов и форм исследования (теоретическая кибернетика, системный подход), применяемых в различных отраслях науки; в) конкретнонаучной методологии, т. е. совокупность методов, принципов и процедур исследования, используемых в конкретных научных дисциплинах; г) методики и техники исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверных эмпирических данных и их первичную обработку.
К философским методам относятся, прежде всего, диалектический и метафизический. Концепцию единства диалектики, логики (науки о мышлении, о законах, формах и средствах рассуждений) и теории познания на идеалистической основе разработал Гегель. Теоретическую основу всех форм научного познания составляет материалистическая диалектика, выступающая как логика и теория познания и вместе с тем не сводимая к ним. Диалектический метод включает в себя принципы историзма (рассмотрение предмета в его развитии), всесторонности рассмотрения во всей системе связей и отношений, объективности, конкретности, детерминизма, противоречия ("раздвоения единого") и др. Вопросы метода не ограничиваются лишь рамками науки и философии, а выходят в сферу практики.
Современная диалектико-материалистическая
методология науки
Среди методологических тенденций XX в. выделим теорию научных парадигм и синтагм.
Философское обоснование теории парадигм (от греч. - пример, образец) было выдвинуто в 60-е годы американскими философами науки Т. Куном и С. Тулминым. Парадигма является основанием выбора проблем в той или иной дисциплине в определенную историческую эпоху. В характеристику парадигмы входят: общепринятые в данном сообществе ученых методологические требования и ценностные ориентации (теоретические концепции должны быть простыми, непротиворечивыми, проверяемыми, научные предсказания - точными, по возможности количественно выраженными и т. п.); общепринятые образцы, по которым "изготавливаются" научные описания и объяснения, а также базисные примеры решения конкретных научных проблем. Парадигма "обозначает всю совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т. д., которая характерна для членов данного сообщества..., указывает один вид элемента в этой совокупности - конкретные решения головоломок" на основе моделей или примеров.