Конспект лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций

Описание

Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:

Работа состоит из  1 файл

Конспект по философии.docx

— 389.57 Кб (Скачать документ)

Таким образом, общественный строй и достигнутый технический  уровень производства не могут рассматриваться  абстрактно и изолированно друг от друга. Чтобы оставаться передовыми, оба эти компонента должны постоянно  развиваться. Соединение новейшей технологии с соответствующим общественным строем - это не раз и навсегда приобретенный результат однократного приложения усилий, от которого можно получать постоянные дивиденды в будущем, а сложный процесс, в котором обе взаимодействующие стороны должны находиться в состоянии непрерывного развития и обновления. Отсюда логически следует, что современная научно-техническая революция в исторической перспективе представляет собой неотъемлемую составную часть перехода человечества к развитым социальным отношениям, как бы их ни назвали в конечном счете.

Ведущими, приоритетными  направлениями нового этапа научно-технического прогресса стали микроэлектроника, информатика, робототехника, биотехнология, создание материалов с заранее заданными  свойствами, приборостроение, ядерная  энергетика, аэрокосмическая промышленность и т.д. Многообещающие перспективы  возникают в связи с открытием  высокотемпературной сверхпроводимости.

Нынешний этап многие ученые называют "микроэлектронной революцией". Ведь как раз благодаря "миниатюризации" информационных систем, то есть воплощению возрастающих объемов научного знания во все меньшем физическом объеме, становится возможным создание как  суперкомпьютеров, так и микропроцессоров. И если суперкомпьютеры позволяют  нам приблизиться к созданию "искусственного интеллекта", иначе говоря, таких  технических средств обработки  информации, которые станут могущественным усилителем интеллектуальных способностей человека, то вездесущие микропроцессоры  начинают вторгаться в орудия труда, умножая его производительность, буквально проникают во все поры человеческого организма, материальной и духовной жизни общества, становятся обыденным явлением в повседневном быту.

Новому этапу развертывания  научно-технической революции должен соответствовать и новый этап социального состояния общества. В грядущем обществе с точки зрения преобладающих в нем видов  деятельности будут доминировать задачи приобретения нового знания, овладения  им в процессе непрерывного образования, а также его технологического и человеческого применения (в  том числе в медицине и здравоохранении, в воспитании подрастающего поколения  и социальном обеспечении, в средствах  массовой информации и в сфере  досуга и т.п.). Символическим воплощением  этой глобальной информатизации является упоминавшийся выше Интернет.

В обозримой исторической перспективе научно-техническая  революция будет разворачиваться  в мире, в котором сосуществуют различные региональные цивилизации, социальные системы, экономически развитые и развивающиеся страны. Это, несомненно, скажется и на характере и направлениях научно-технического прогресса в  глобальном, общечеловеческом масштабе, причем как в позитивных, так и  негативных проявлениях. Прогнозирование  будущего и в этом аспекте предполагает учет многокомпонентных факторов, так  как именно их взаимодействие определит  исторические перспективы научно-технического прогресса и его социальные последствия, их человеческое измерение.

Предотвращение нежелательных  результатов и отрицательных  последствий научно-технической  революции стало настоятельной  потребностью для человечества в  целом. Оно предполагает своевременное  и опережающее предвидение этих опасностей в сочетании со способностью общества противодействовать им, опираясь на экологические, социальные и политические императивы, встроенные в научно-технический  прогресс. Именно это во многом предопределит, какие альтернативы в конечном счете  возобладают в предстоящем человеку будущем: неспособность предвидеть и предотвращать отрицательные последствия научно-технической революции угрожает ввергнуть человечество в термоядерную, экологическую или социальную катастрофу; злоупотребление достижениями научно-технического прогресса даже в условиях определенного контроля над их использованием может привести к созданию тоталитарного технократического строя, в котором подавляющее большинство населения может на длительный исторический срок оказаться под властью привилегированной господствующей олигархии; пресечение этих злоупотреблений, гуманистическое использование достижений научно-технической революции в интересах всего общества и всестороннего развития личности сопровождается ускорением прогресса общества.

От моральной ответственности  ученых, от политической сознательности самых широких масс, от социального  выбора народов зависит, в русле  какой из этих альтернатив научно-техническая  революция будет формировать  будущее человечества в начавшемся столетии. В исторической перспективе научно-техническая революция является могущественным средством социального освобождения и духовного обогащения человека.

Развитие знаний происходит постепенно, а также в форме  научных революций. Первая крупная революция в науке (XV-XVII) разрушила геоцентрическую систему и утвердила классическую (механистическую) картину миропонимания (Коперник, Галилей, Ньютон).

Вторая научная революция связана с эволюционным учением Дарвина, клеточной теорией, законом сохранения и превращения энергии, системы химических элементов Менделеева (XIX в.). Создание неклассического естествознания.

Третья революция в науке произошла на рубеже XIX – ХХ  вв. Теория относительности Энштейна, опыты Резерфорда с альфа-частицами, работы Н.Бора и др. показали, что мир сложен и что сознание человека включено в восприятие действительности. Мир – сплошная динамика.

Научная картина мира менялась под влиянием неаристотелевской  логики и неевклидовой геометрии (XIX в.), теории относительности и квантовой механики (н. ХХ в.), общей теории систем и теоретической кибернетики (с сер. ХХ в.).

 

  1. Понятие метода и методологии; основные уровни методологического знания.

  Для научного познания характерно наличие 2 уровней: эмпирического и теоретического. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.

Пытаться решить поставленную проблему можно 2 путями: искать нужную информацию или самостоятельно исследовать  ее с помощью наблюдений, экспериментов  и теоретического мышления. Наблюдение и эксперимент, важнейшие методы исследования в научном познании. Часто говорят, что теория - это  обобщение практики, опыта или  наблюдений. Научные обобщения часто  используют ряд особых логических приемов:

1) прием универсализации,  который состоит в том, что  общие моменты и свойства, наблюдаемые  в ограниченном множестве экспериментов,  распространяются на все возможные  случаи.

2) прием идеализации,  состоящий в том, что указываются  условия, при которых описываемые  в законах процессы происходят  в чистом виде, т.е. так, как  в самой действительности они  происходить не могут. 

3) прием концептуализации, состоящий в том, что в формулировку  законов вводятся понятия, заимствованные  из других теорий, и получившие  в них достаточно точный смысл  и значение.

Важнейшие методы научного познания: 1) Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс  научного познания всегда связан с  переходом от предельно простых  понятий к более сложным - конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответствующих действительным называют методом  2) Метод моделирования  и принцип системности. Состоит  в том, что объект недоступный  непосредственному исследованию заменяется его моделью. Модель обладает схожестью  с объектом в свойствах, интересующих исследователя.

3) Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдатель  искусственно изолирует ряд характеристик  исследуемой системы и изучает  их зависимость от других параметров.

В XX веке наука активно  математизируется.

   В своем сочинении  "Об уме" К. Гельвеции определил  метод как средство, употребляемое  для достижения поставленной  цели. Вырастая из теории, метод  служит средством ее дальнейшего  развития. К. Маркс говорил, что  не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным. Метод, отмечал Л. Д. Ландау, важнее открытия, ибо правильный метод исследования приведет к новым, еще более ценным открытиям. Методология - наиболее общая теория метода. В современном представлении под методологией подразумевается система исходных, основополагающих принципов, определяющих способ подхода к анализу и оценке явлений, характер и направленность познавательной и практической деятельности. С отделением частных наук от философии помимо философских методологических изысканий развились внутринаучные. В частных науках изучаются не только те или иные объекты и их свойства, но и приемы и средства постижения этих объектов. Значительный вклад в разработку метода исследования внесли Ф. Бэкон и Р. Декарт.

Всякое познание и изобретение, полагал Бэкон, должны опираться на опыт, двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. Такой метод получил название индуктивного. Естествознание должно пользоваться двумя средствами: перечислением и исключением. Попытки познания без метода - это ходьба ощупью в ночное время. Истинное знание достигается посредством выяснения причинных связей. Первая ступень познания — опыт, вторая - разум.

Р. Декарт также выступал за науку, развивающуюся с помощью единого метода. Лучше совсем не помышлять об отыскании истин, считал Декарт, чем делать это без всякого метода, ибо беспорядочные занятия омрачают ум. Создание нового метода мышления требует прочного основания. Такое основание содержится в разуме, в его первоисточнике - самосознании. Ориентируясь на конструктивные возможности математического знания, Декарт сформулировал правила метода: не делать никаких пропусков в логических звеньях исследования. Сходные положения "искусства открытия" (метода рационального познания) сформулированы Лейбницем: рассмотрение всех "реквизитов" вещей; разделение трудностей на части; последовательность мыслительных операций; исследование вещей от легких к более трудным; составление "каталогов" мыслей".

Весомый вклад в развитие метода исследования внесли представители сциентистских и антропологических направлений в философии. Они, разрабатывая принципы верификации, опровержения и подтверждаемости, гипотетико-дедуктивные, рациональные и интуитивные модели строения научного знания, показали роль языка в построении картины мира. На этой основе разрабатываются аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический и другие философские методы. Делаются попытки соединить разные методы. Например, Гадамер пытается совместить герменевтику с рационалистической диалектикой.

В соответствии со структурой науки выделяются уровни: а) философской  методологии, рассматривающей общие  принципы познания и категориальный строй науки; б) общенаучных принципов и форм исследования (теоретическая кибернетика, системный подход), применяемых в различных отраслях науки; в) конкретнонаучной методологии, т. е. совокупность методов, принципов и процедур исследования, используемых в конкретных научных дисциплинах; г) методики и техники исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверных эмпирических данных и их первичную обработку.

К философским методам  относятся, прежде всего, диалектический и метафизический. Концепцию единства диалектики, логики (науки о мышлении, о законах, формах и средствах рассуждений) и теории познания на идеалистической основе разработал Гегель. Теоретическую основу всех форм научного познания составляет материалистическая диалектика, выступающая как логика и теория познания и вместе с тем не сводимая к ним. Диалектический метод включает в себя принципы историзма (рассмотрение предмета в его развитии), всесторонности рассмотрения во всей системе связей и отношений, объективности, конкретности, детерминизма, противоречия ("раздвоения единого") и др. Вопросы метода не ограничиваются лишь рамками науки и философии, а выходят в сферу практики.

Современная диалектико-материалистическая методология науки рассматривает  во взаимосвязи: а) объект того или иного  научного исследования, т. е. сферу действительности, с которой имеет дело данное исследований; б) предмет анализа, т. е. ту . < особую сторону объекта, которая изучается  в данном конкретном «"случае; в) задачу, поставленную в исследовании; г) этапы деятельности исследователя в процессе решения научной задачи.

Среди методологических тенденций XX в. выделим теорию научных парадигм и синтагм.

Философское обоснование  теории парадигм (от греч. - пример, образец) было выдвинуто в 60-е годы американскими философами науки Т. Куном и С. Тулминым. Парадигма является основанием выбора проблем в той или иной дисциплине в определенную историческую эпоху. В характеристику парадигмы входят: общепринятые в данном сообществе ученых методологические требования и ценностные ориентации (теоретические концепции должны быть простыми, непротиворечивыми, проверяемыми, научные предсказания - точными, по возможности количественно выраженными и т. п.); общепринятые образцы, по которым "изготавливаются" научные описания и объяснения, а также базисные примеры решения конкретных научных проблем. Парадигма "обозначает всю совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т. д., которая характерна для членов данного сообщества..., указывает один вид элемента в этой совокупности - конкретные решения головоломок" на основе моделей или примеров.

Информация о работе Конспект лекций по "Философии"