Конспект лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций

Описание

Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:

Работа состоит из  1 файл

Конспект по философии.docx

— 389.57 Кб (Скачать документ)

Парадигма способна успешно  решать типичные научные задачи в изолированных друг от друга областях (механике, физике, химии, астрономии и т. п.).

Наука эволюционирует, пока не обнаруживаются факты, не поддающиеся  объяснению с помощью теории и  гипотез, сложившихся на основе той или иной парадигмы. Тогда наступает кризис, а затем и научная революция, вследствие которой старая парадигма заменяется новой. Синтагма (от греческого - нечто соединенное) представляет собой особую систему знаний, построенную из неоднородных подсистем, объединяемых для решения определенного комплекса сложных задач, не поддающихся решению на основе какой-либо одной или нескольких научных дисциплин. Образование синтагм происходит не механическим сближением различных дисциплин, а путем выделения из них блоков результатов, достижений, методов, которые "нанизываются" на определенный проблемный спектр и используются для решения нестандартного комплекса задач (например, в теории искусственного интеллекта, социального управления, в современной экологии). Доминирующей становится тенденция, при которой разнородные знания, методы и сообщества специалистов группируются не по дисциплинам и окостеневшим парадигмам, а по динамичным, быстро сменяющимся и преобразующимся синтагмам.

 

  1. Методы эмпирического и теоретического исследования.

  К основным методам  эмпирического исследования относятся наблюдение, измерение и эксперимент.

Наблюдение - целенаправленное восприятие предметов и явлений, постижение их смысла и значения, непосредственное и с помощью приборов, в их естественном виде. Наблюдение опирается не только на работу органов чувств, но и на вырабатываемую наукой способность истолковывать чувственные данные. Различают наблюдение внешнее (со стороны) и включенное (наблюдатель выступает участником изучаемого процесса).

Измерение есть установление одной величины с помощью другой, принятой за эталон, а также описание этой процедуры.

К постановке эксперимента прибегают тогда, когда необходимо изучить некоторое состояние предмета наблюдения, естественным образом не всегда присущее предмету. Воздействуя на предмет в специально подобранных условиях, исследователь целенаправленно вызывает нужное ему состояние предмета, а затем наблюдает его. Современные эксперименты разнообразны: охватывают лабораторные опыты, области техники, технологии, экосистемы, демографии, включают научные методы организации труда и управления, экономические эксперименты..

К общелогическим методам  научного познания относятся взаимосвязанные между собой анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение. Анализ — мысленное или фактическое разделение предмета на его отдельные части, составные элементы. Синтез - процесс реального или мысленного объединения различных сторон, частей предмета в единое образование (систему). Индукция - метод исследования, связанный с движением мысли от единичного к общему. Дедукция - восхождение процесса познания от общего к единичному.

Абстрагирование представляет собой некоторый отход (отвлечение) от непосредственно воспринимаемой действительности. Результатом такой деятельности мышления являются абстракции (как отдельно взятые понятия и категории, так и их системы).Особенно велика роль абстракции при изучении общества. Здесь сила абстракции, по мнению Маркса, заменяет микроскоп и все прочие приборы. К другим особенностям социального научного познания относятся:

*   преимущественная ориентация  на качественный анализ событий,  явлений, изучение единичного, индивидуального на основе общего, закономерного;

*   обращенность прежде всего  на мир человека, который выступает  и как объект познания, и как  субъект познания       и преобразования действительности;

*   социальное познание пронизано  ценностным подходом;

*   общественным отношениям  присущ более противоречивый  и многомерный характер, нежели  связям в природе (отклонения, зигзаги, обратные и "попятные" движения, случайности на фоне  необходимости, альтернативы и  т. п.). Это обусловливает более  выраженное "вероятностное" и динамичное социальное познание, отсутствие общепризнанных парадигм, расплывчатость его эмпирического базиса. В отличие от естествознания социальной  науке сложнее выявить социальные факты и труднее "измерить" социальные события.

Движение мысли идет от абстрактного к конкретному. Абстрактное - сторона, момент, часть целого, фрагментарное. Конкретное выступает результатом воссоединения выделенных в процессе абстрагирования понятий в нечто единое, целостное. Конкретное являет собой объект, отраженный в мышлении в единстве его компонентов, связей и отношений.

Абстрагирование неких  свойств и отношений объектов создает основу для их объединения в единый класс. Обобщение - логический прием, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. Пределом обобщения выступают философские категории. Обобщение связано с индукцией и абстрагированием. Противоположность обобщения - ограничение.

Основные средства теоретического научного познания: идея, проблема, гипотеза, теория (концепция).

Идея - понятие, обозначающее смысл, значение, сущность вещи. Идея - это мысль, достигшая высокой  степени объективности, полноты и конкретности, нацеленная на практическую реализацию. Идея выступает в качестве принципа объяснения явлений, отражает ценностное отношение к сущему, намечает выход за пределы наличного знания.

Проблемы вырастают из потребностей практической деятельности человека в ходе стремления к новому знанию. Постановка проблемы включает в себя предварительное знание путей ее решения. Разрешение одной научной проблемы ведет к появлению новых проблем, ибо расширение круга знаний сопровождается увеличением области неизведанного. Проблема есть единство неизвестного и известного, незнания и знания. Без постановки вопросов целенаправленный научный поиск невозможен, а без ответов на поставленные вопросы, без решений проблем наука останется лишь собранием предположений.

Необходимым моментом развития научного знания выступает выдвижение, обоснование и доказательство гипотез. Гипотеза - знание, в основе которого лежит предположение, это еще не доказанное теоретическое построение (рассуждение). Это - некоторое утверждение о реальности, истинность или ложность которого должен показать эксперимент, т. е. гипотезы должны подчиняться природе явлений. Самым надежным методом в исследовании природы, полагал И. Ньютон, служит установление опытами свойств природных явлений, а гипотезы относительно их возникновения можно отложить на второй план. Одни гипотезы носят предварительный характер, служат для первоначальной систематизации фактов, другие используются для более глубокого  объяснения фактов и со временем, после подтверждения их практикой, могут стать достоверными теориями. Часто в науке одновременно существует несколько конкурирующих между собой гипотез. Из них выбирается наиболее вероятная. При построении гипотезы пользуются определенными правилами. Гипотеза не должна логически противоречить ранее установленному знанию (фактам, законам, принципам), достоверность которого уже доказана; она должна объяснять все факты, относящиеся к данному кругу явлений. Не подтвержденные проверкой гипотезы либо видоизменяются, либо отбрасываются, превращаются в заблуждения.

Обоснование и доказательство гипотезы превращает ее в теорию. В  широком значении теория - это наука, знание вообще, в отличие от практической деятельности людей. В узком понимании теория - знание, имеющее строго определенную форму. Теория отражает закономерности, сущностные характеристики определенной области действительности, По своему строению научная теория представляет собой целостную и внутренне дифференцированную систему взаимосвязанных понятий, законов и высказываний об изучаемых объектах. В построении теории участвуют логика и методология, философские установки и ценностные факторы. Исходные положения теории - аксиомы или постулаты. Из них все остальные утверждения должны выводиться логическим путем на основе принимаемых правил вывода и определения. Аксиоматический метод применяется прежде всего в математике, а в ходе математизации науки - в естествознании, экономических науках, социологии и т. д. Любая теоретическая система, доказывал К. Поппер, должна удовлетворять двум основным требованиям: непротиворечивости (логическая согласованность принимаемых в теории высказываний, отсутствие нарушений законов формальной логики) и опытной экспериментальной проверяемости.

Если эмпирики началом  познания считают обнаружение новых фактов, их анализ и последующее индуктивное обобщение, то рационалисты правильно подмечают, что для этого необходима в первую очередь определенная идея, рациональная мысль. Индуктивные и дедуктивные рассуждения в отдельности оказываются недостаточными для научного познания. Они должны быть соединены (как у Маркса) и дополнены абдуктивными рассуждениями. Абдукция (репродуктивные рассуждения) - генерирование новых объяснительных гипотез. Абдукция охватывает все операции, посредством которых возникают теории и понятия.

Существуют объекты (например, становление Вселенной, возникновение  человека и т. п.), которые не могут  быть воспроизведены в опыте. Для их изучения прибегают к историческому и логическому методам.

Использование исторического  метода предполагает описание реального  процесса возникновения и развития объекта, осуществляемое с максимальной полнотой. Задачей такого исследования является раскрытие конкретных условий, обстоятельств и предпосылок различных явлений, их последовательности и смены одних стадий развития другими. Без исследования генезиса невозможно понять явления живой природы, характер геологических, исторических и других процессов.

Исторический метод органично  перерастает в логический, который  фиксирует объективную логику развития событий, отвлекаясь от их случайных конкретно-исторических особенностей. Логическое являет собой отражение исторического процесса в освобожденном от случайностей, от несущественного виде. В ходе логического анализа исследование более поздних и развитых форм процесса дает ключ к пониманию и изучению ранних его форм.

Одним из методов теоретического научного исследования выступает аналогия - прием познания, при котором  на основе сходства объектов в одних  признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Близок к  аналогии метод моделирования - прием познания, который позволяет посредством одной системы (естественной, а чаще искусственной, созданной человеком) воспроизвести другую, более сложную систему, являющуюся объектом исследования.

Различаются модели материальные и идеальные. Материальные модели - вещественное воспроизведение исследуемого объекта (например, модели различных органов и тканей живого организма). Идеальные модели представляют собой совокупность мыслительных элементов - математических формул, уравнений, логических символов, различного рода знаков и т. д. В современном познании компьютер способен моделировать самые различные процессы (например, колебания рыночных цен, динамику народонаселения, взлет и выход на орбиту искусственного спутника Земли, химическую реакцию и т. д.).

В целом все методы исследования, эмпирические и теоретические, составляют единый комплекс.

 

  1. Общелогические приемы и процедуры научного исследования.

   Сознательная целенаправленная деятельность по формированию и развитию знания регулируется нормами и правилами, руководствуется определенными методами и приемами. Выявление и разработка таких норм, правил, методов и приемов, которые представляют собой не что иное, как аппарат сознательного контроля, регулирования деятельности по формированию и развитию научного знания, составляет предмет логики и методологии научного познания. При этом термин "логика" традиционно связывается с выявлением и формулировкой правил вывода одних знаний из других, правил определения понятий, что, начиная еще с античности, составляло предмет формальной логики. В настоящее время разработка логических норм рассуждения, доказательства и определения как правил работы с предложениями и терминами языка науки осуществляется на основе аппарата современной математической логики. Предмет же методологии науки, методологического ее анализа понимается более широко, охватывая многообразные методы, приемы и операции научного исследования, его нормы и идеалы, а также формы организации научного знания. Современная методология науки интенсивно использует материал истории науки, тесно связана со всем комплексом наук, изучающих человека, общество и культуру.

В системе логико-методологических средств, при помощи которых осуществляется анализ научного познания, можно выделить различные уровни.

Теоретическую основу всех форм методологического исследования научного познания в целом составляет философско-гносеологический уровень  анализа науки. Его специфика  заключается в том, что научное  познание рассматривается здесь  в качестве элемента более широкой  системы - познавательной деятельности в ее отношении к объективному миру, в ее включенности в практически-преобразовательную деятельность человека. Теория познания - не просто общая наука о познании, это философское учение о природе познания.

Гносеология выступает  как теоретическое основание  различных специально-научных форм методологического анализа, тех  его уровней, где исследование научного познания осуществляется уже нефилософскими средствами. Она показывает, что, только понимая познание как формирование и развитие идеального плана человеческой практически-преобразующей деятельности, можно анализировать коренные свойства познавательного процесса, сущность знания вообще и его различных  форм, в том числе и научного знания. Любая форма исследования научного знания (даже если она ориентирована  непосредственно на внутренние проблемы специальной науки) потенциально содержит в себе зародыши философской проблематики. Она неявно опирается на предпосылки, которые при их осознании и  превращении в предмет анализа  в конечном счете предполагают определенные философские позиции.

Одна из основных задач  методологического анализа заключается  в выявлении и изучении методов  познавательной деятельности, осуществляемой в науке, в определении возможностей и пределов применимости каждого  из них. Методологический анализ процесса научного познания позволяет выделить два типа приемов и методов  исследования. Во-первых, приемы и методы, присущие человеческому познанию в  целом, на базе которых строится как  научное, так и обыденное знание. К ним можно отнести анализ и синтез, индукцию и дедукцию, абстрагирование  и обобщение и т.д. Назовем их условно общелогическими методами. Во-вторых, существуют особые приемы, характерные  только для научного познания, - научные  методы исследования. Последние, в свою очередь, можно подразделить на две  основные группы: методы построения эмпирического  знания и методы построения теоретического знания.

С помощью общелогических методов познание постепенно, шаг  за шагом, раскрывает внутренние существенные признаки предмета, связи его элементов  и их взаимодействие друг с другом. Для того чтобы осуществить эти  шаги, необходимо целостный предмет  расчленить (мысленно или практически) на составляющие части, а затем изучить  их, выделяя свойства и признаки, прослеживая связи и отношения, а также выявляя их роль в системе  целого. После того как эта познавательная задача решена, части вновь можно  объединить в единый предмет и  составить себе конкретно-общее  представление, то есть такое представление, которое опирается на глубокое знание внутренней природы предмета. Эта  цель достигается с помощью таких  операций, как анализ и синтез.

Информация о работе Конспект лекций по "Философии"