Конспект лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций

Описание

Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:

Работа состоит из  1 файл

Конспект по философии.docx

— 389.57 Кб (Скачать документ)

Анализ - это расчленение  целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или  отношения) с целью их всестороннего  изучения.

Синтез - это соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

Объективной предпосылкой этих познавательных операций является структурность материальных объектов, способность их элементов к перегруппировке, объединению и разъединению.

Анализ и синтез являются наиболее элементарными и простыми приемами познания, которые лежат  в самом фундаменте человеческого  мышления, они являются и наиболее универсальными приемами, характерными для всех его уровней и форм.

Еще один общелогический прием  познания - абстрагирование. Абстрагирование - это особый прием мышления, который  заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений. Результатом абстрагирующей деятельности мышления является образование различного рода абстракций, которыми являются как  отдельно взятые понятия и категории, так и их системы.

Предметы объективной  действительности обладают бесконечными множествами различных свойств, связей и отношений. Одни из этих свойств  сходны между собой и обусловливают  друг друга, другие же отличны и относительно самостоятельны. В процессе познания и практики устанавливают прежде всего эту относительную самостоятельность  отдельных свойств и выделяют те из них, связь между которыми важна  для понимания предмета и раскрытия  его сущности. Процесс такого выделения предполагает, что эти свойства и отношения должны быть обозначены особыми замещающими знаками, благодаря которым они закрепляются в сознании в качестве абстракций.

Когда мы абстрагируем некоторое  свойство или отношение ряда объектов, то тем самым создается основа для их объединения в единый класс. По отношению к индивидуальным признакам  каждого из объектов, входящих в  данный класс, объединяющий их признак  выступает как общий. Обобщение - это такой прием мышления, в  результате которого устанавливаются  общие свойства и признаки объектов.

Операция обобщения осуществляется как переход от частного или менее  общего понятия и суждения к более  общему понятию или суждению. В  процессе исследования часто приходится, опираясь на уже имеющиеся знания, делать заключения о неизвестном. Переходя от известного к неизвестному, мы можем  либо использовать знания об отдельных  фактах, восходя при этом к открытию общих принципов, либо, наоборот, опираясь на общие принципы, делать заключения о частных явлениях. Подобный переход  осуществляется с помощью таких  логических операций, как индукция и дедукция.

Индукцией называется такой  метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок. Дедукция - это способ рассуждения, посредством  которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера.

Основой индукции являются опыт, эксперимент и наблюдение, в ходе которых собираются отдельные  факты. Затем, изучая эти факты, анализируя их, мы устанавливаем общие и повторяющиеся  черты ряда явлений, входящих в определенный класс. На этой основе строится индуктивное  умозаключение, в качестве посылок  которого выступают суждения о единичных  объектах и явлениях с указанием  их повторяющегося признака, и суждение о классе, включающем данные объекты  и явления.

Дедукция отличается от индукции прямо противоположным  ходом движения мысли. В дедукции, как это видно из определения, опираясь на общее знание, делают вывод  частного характера. Одной из посылок  дедукции обязательно является общее  суждение. Если оно получено в результате индуктивного рассуждения, тогда дедукция дополняет индукцию, расширяя объем  нашего знания. Но особенно большое  познавательное значение дедукции проявляется  в том случае, когда в качестве общей посылки выступает не просто индуктивное обобщение, а какое-то гипотетическое предположение, например новая научная идея. В этом случае дедукция является отправной точкой зарождения новой теоретической  системы. Созданное таким путем  теоретическое знание предопределяет дальнейший ход эмпирических исследований и направляет построение новых индуктивных  обобщений.

Изучая свойства и признаки явлений окружающей нас действительности, мы не можем познать их сразу, целиком, во всем объеме, а подходим к их изучению постепенно, раскрывая шаг за шагом  все новые и новые свойства. Изучив некоторые из свойств предмета, мы можем обнаружить, что они совпадают  со свойствами другого, уже хорошо изученного предмета. Установив такое сходство и найдя, что число совпадающих  признаков достаточно большое, можно  сделать предположение о том, что и другие свойства этих предметов  совпадают. Ход рассуждения подобного  рода составляет основы аналогии. Аналогия - это такой прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Так, при изучении природы света были установлены такие явления, как дифракция и интерференция. Умозаключения по аналогии, понимаемые предельно широко, как перенос информации об одних объектах на другие, составляют гносеологическую основу моделирования.

Моделирование - это изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту - оригиналу - в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличается от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования интересующего нас объекта. Использование моделирования диктуется необходимостью раскрыть такие стороны объектов, которые либо невозможно постигнуть путем непосредственного изучения, либо невыгодно изучать их таким образом из чисто экономических соображений. Человек, например, не может непосредственно наблюдать процесс естественного образования алмазов, зарождения и развития жизни на Земле, целый ряд явлений микро- и мегамира. Поэтому приходится прибегать к искусственному воспроизведению подобных явлений в форме, удобной для наблюдения и изучения. В ряде же случаев бывает гораздо выгоднее и экономичнее вместо непосредственного экспериментирования с объектом построить и изучить его модель.

Модели, применяемые в  обыденном и научном познании, можно разделить на два больших  класса: материальные и идеальные. Первые являются природными объектами, подчиняющимися в своем функционировании естественным законам. Вторые представляют собой  идеальные образования, зафиксированные  в соответствующей знаковой форме  и функционирующие по законам  логики, отражающей мир.

На современном этапе  научно-технического прогресса большое  распространение в науке и  в различных областях практики получило компьютерное моделирование. Компьютер, работающий по специальной программе, способен моделировать самые различные  реальные процессы (например, колебания  рыночных цен, рост народонаселения, взлет  и выход на орбиту искусственного спутника Земли, химическую реакцию  и т.д.). Исследование каждого такого процесса осуществляется посредством  соответствующей компьютерной модели.

 

  1. Возможности и границы науки; научное и вненаучное знание.

   Важнейший специфический признак науки заключается в том, что наука даёт предметное объективное знание о мире (исследует природные, социальные, технические и т.п. объекты). Конечно, наука изучает и субъекта, состояние его сознания, но рассматривает их как объекты. Научное знание в подлинном смысле слова начинается тогда, когда не что-то вымышленное, а реальность, факты выступают предметом исследования, причём за совокупностью фактов осознаётся закономерность. Наука - совокупность о фактах и законах, приведённых в систему. Нечто существующее становится научным фактом тогда, когда оно зафиксировано тем или иным принятым в данной науке способом. В фактах науки выражено взаимодействие чувственного и рационального, объективного и субъективного. Теоретические принципы нацеливают субъекты на выделение тех или иных фрагментов действительности, они же составляют интерпретацию факта. К другим признакам научного познания, в отличии от обыденного, относятся: логическое обоснование и практическая проверка знаний; выработка специального искусственного языка (научной терминологии); применение специальных орудий, аппаратуры, приборов; использование специфических методов и методологии исследования, призванной направлять научный поиск: допущение критического пересмотра оснований научного поиска; наличие системы ценностных ориентации и целевых установок, основной из которых является установление объективной истины как высшей ценности науки; наращивание знаний, не повторяя пройденного

Паранормальные явления  объясняются: видами природной энергии, о которых мы пока не знаем; наличием "неземных" форм жизни; особыми  свойствами сознания экстрасенсов, колдунов, шаманов и т. д. Так называемые вненаучные явления (и соответственно вненаучное познание) рассматриваются, тем не менее, не вопреки науке, а дополняют ее, объясняя космос и духовность человека преимущественно нерациональным путем (откровением, озарением и пр.). Магия, астрология, паранормальные явления трактуются как реализация объективных возможностей, заложенных в природе и человеке, но пока еще неизвестных науке, однако в принципе познаваемых. Существует возможность превращения отдельных направлений паранауки в науку. И все же паранаука лишает людей критически-взвешенного взгляда на мир, одурманивает часть населения*. Сейчас рождаются и возрождаются так называемые альтернативные науки (например, трансперсональная психология, восточные системы миропонимания и т. д.). В безграничном мире необходимы все формы его освоения человеком.

Научное знание в подлинном  смысле слова начинается тогда, когда  не что-то вымышленное, а реальность, факты выступают предметом исследования, причем за совокупностью фактов осознается закономерность - всеобщая и необходимая связь между фактами, что позволяет объяснить, обосновать, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие. Наука - совокупность знаний о фактах и законах, приведенных в систему. Наука начинается тогда, когда факт вступает в противоречие с общепринятой теорией.

Нечто существующее становится научным фактом тогда, когда оно зафиксировано тем или иным принятым в данной науке способом (фотография, запись в виде высказываний, формул, магнитофонная и т. д.). Факт возникает как результат рациональной обработки данных наблюдений, их осмысления и понимания. В фактах науки выражено взаимодействие чувственного и рационального, объективного и субъективного. Объективная составляющая факта - это реальные процессы, события, которые служат исходной основой для фиксации познавательного результата. Субъективный момент - зависимость способов фиксации фактов от системы исходных абстракций теории, теоретических схем, психологических установок и т. п. Теоретические принципы нацеливают субъекта на выделение тех или иных фрагментов действительности, они же составляют интерпретацию факта.

Кроме отмеченных, к другим признакам научного познания, в отличие  от обыденного, относятся: логическое обоснование и практическая проверка знаний; выработка специального искусственного языка (научной терминологии); использование специальных орудий, аппаратуры, приборов; использование специфических методов и методологии исследования, призванной направлять научный поиск; допущение критического пересмотра оснований научного поиска; наличие системы ценностных ориентации и целевых установок, основной из которых является поиск объективной истины как высшей ценности науки; концептуальный и системный характер знаний; при известных условиях воспроизводимость научных явлений.

Прежде всего, наука имеет  дело с особым набором объектов реальности, не сводимых к объектам обыденного опыта. Выработка наукой специального языка, пригодного для описания ею объектов, необычных с точки зрения здравого смысла, является необходимым условием научного исследования. Наряду с искусственным, специализированным языком научное  исследование нуждается в особой системе специальных орудий, которые, непосредственно воздействуя на изучаемый объект, позволяют выявить  возможные его состояния в  условиях, контролируемых субъектом. Отсюда необходимость специальной научной  аппаратуры (измерительных инструментов). Наука формирует специфические  способы обоснования истинности знания: экспериментальный контроль за получаемым знанием, выводимость  одних знаний из других, истинность которых уже доказана. Системность  и обоснованность научного знания –  еще один существенный признак, отличающий его от продуктов обыденной познавательной деятельности людей. Еще одно существенное отличие научного исследования от обыденного познания – различия в методах  познавательной деятельности. Здесь  уже само обнаружение объекта, свойства которого подлежат дальнейшему изучению, составляет весьма трудоемкую задачу. Включение субъекта в научную  деятельность предполагает наряду с  овладением средствами и методами также  и усвоение определенной системы  ценностных ориентации и целевых  установок, специфических для науки. В качестве одной из основных установок  научной деятельности, ученый ориентируется  на поиск объективной истины, воспринимая  последнюю как высшую ценность науки.

Познание представляет собой специфический способ человеческого  отношения к  миру, выражающийся в процессе активного отражения  и воспроизведения в человеческом мышлении окружающей действительности.

    Формы познания окружающей действительности многообразны: мифологическое, религиозное, философское, художественное, обыденное, научное и вненаучное.

Мифологическая форма  освоения действительности характерна для архаического периода человеческой истории. Миф представлял собой  чувственное переживание реальных действий. В мифе тесно переплелись  элементы эстетического отношения  человека к действительности, нравственные взгляды и вера в участие высших сил в творении мира.

Основой религиозного познания является вера в сверхъестественное, божественное начало мира.

Философия стремится к  рациональному осмыслению мира в  его целостности и единстве,  места человека в этом мире. Отличительной  особенностью философского познания является его доказательность, логическая обоснованность и аргументированность.

Основным содержанием  художественного познания является эстетическое отношение человека к  миру. В основе искусства лежит  образное отражение действительности, преломленное в сознании и воображении  художника.

Обыденное познание формируется  на основании личного опыта людей, их общения. Обыденные знания используются людьми почти неосознанно и осваиваются  в процессе жизнедеятельности. Повседневное знание представляет собой систему, в которой тесно переплетаются  чувственный, языковой и рациональный опыт.

Научное познание представляет собой специфическую познавательную деятельность, направленную на получение  истинностного результата. Цель науки - раскрыть внутреннюю природу, сущность предметов и явлений, законов  их функционирования и развития. Наука  постигает мир в общих понятиях средствами логического мышления. Наука  занимает особое место в жизни людей. Вместе с тем она не может заменить и вытеснить обширную сферу вненаучного знания, включающую различные специализированные виды знания, качественно отличные от науки. К вненаучному относят такое знание, которое не соответствует стандартным нормам научности. Это алхимия, астрология, парапсихология, магия, мистика, оккультизм и т.д. В этих формах вненаучного знания содержится много ценных эвристических идей, порой не укладывающихся в существующие каноны рациональности, но стимулирующих творческое воображение ученого.

Познавательная деятельность человека изучается различными специальными дисциплинами. Однако разработка общей  картины познавательной деятельности на основе данных наук, изучающих познание, невозможна без философии.

Информация о работе Конспект лекций по "Философии"