Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций
Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:
Социолог науки Роберт Кинг Мертон (р. 1910) называет следующие ценности науки: а) универсализм - истинность утверждений независимо от возраста, пола, авторитета, титулов, званий тех, кто их формулирует; б) открытость знаний для дальнейшего использования; в) бескорыстность как стимул научной деятельности; г) организованный скептицизм, т. е. каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано им и его коллегами.
В целом, важнейшими нормами научной этики являются: отрицание плагиата; неприятие фальсификации данных эксперимента; бескорыстный поиск и отстаивание истины; результат должен быть новым знанием, логически, экспериментально обоснованным.
Чтобы стать полноценным научным работником, надо помимо профессионализма, методологической вооруженности, диалектико-материалистического мышления выработать определенные социально-психологические качества. Они формируются как через коллектив, общение, так и индивидуально. Среди этих качеств одно из важнейших - творческая интуиция. Надо быть "вписанным" в коллектив и одновременно проявлять самостоятельность, оригинальность, быть "терпимым" к людям, идеям и вместе с тем принципиальным. Ученый, наряду с уверенностью, постоянно сомневается, стремится обнародовать свои результаты и порой ограничивает это желание, чтобы сохранить авторское право на идеи, стремится к "многознанию", широкой информированности и порой противится этому, чтобы не оказаться в плену чужих мыслей.
При оценке результативности науки необходим конкретный подход к конкретным научным идеям, затрагивающим интересы живущих и будущих поколений. А для этого необходимо широкое, гласное, демократическое, а главное, компетентное обсуждение предлагаемых решений. Сложность состоит в том. что широкое участие людей в экспертизе и компетентность могут оказаться несовместимыми.
От ученого требуются высокое самосознание и чувство нравственной ответственности за возможные последствия тех или иных предлагаемых научных проектов (особенно в генной инженерии, биотехнологии, биомедицинских и генетических исследованиях человека). Идея неограниченной свободы исследования, которая была прогрессивной на протяжении многих столетий, ныне не может приниматься безоговорочно.
Знание не всегда ведет к добродетели (например, создание на основе научного знания оружия массового уничтожения людей). Но отсюда не вытекает, будто путем к добродетели является невежество. Сейчас сталкиваются позиции сциентизма (слепого преклонения перед наукой) и антисциентизма (страха перед наукой). Оправданными можно считать только те научные решения, которые восприняты обществом на основе достаточно полной информации и где наличествует не только высокий профессионализм, но и учтены социальные и моральные компоненты (последствия).
В науке, как и
в любой области человеческой
деятельности, взаимоотношения между
теми, кто в ней занят, и действия
каждого из них подчиняются
определенной системе
В нормах научной этики находят свое воплощение, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты, такие, например, как "не укради", "не лги", приспособленные, разумеется, к особенностям научной деятельности. Скажем, как нечто подобное краже оценивается в науке плагиат, когда человек выдает научные идеи, результаты, полученные кем-либо другим, за свои; ложью считается преднамеренное искажение (фальсификация) данных эксперимента.
Во-вторых, этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. Первой среди них является бескорыстный поиск и отстаивание истины.
В повседневной научной деятельности обычно бывает непросто сразу же оценить полученное знание как истину либо как заблуждение. И это обстоятельство находит отражение в нормах научной этики, которые не требуют, чтобы результат каждого исследования непременно был истинным знанием. Они требуют лишь, чтобы этот результат был новым знанием и так или иначе - логически, экспериментально и пр. - обоснованным. Ответственность за соблюдение такого рода требований лежит на самом ученом, и он не может переадресовать ее кому-нибудь другому. Для того чтобы удовлетворить этим требованиям, он должен: хорошо знать все то, что сделано и делается в его области науки; публикуя результаты своих исследований, четко указывать, на какие исследования предшественников и коллег он опирался, и именно на этом фоне показывать то новое, что открыто и разработано им самим. Кроме того, в публикации ученый должен привести те доказательства и аргументы, с помощью которых он обосновывает полученные им результаты; при этом он обязан дать исчерпывающую информацию, позволяющую провести независимую проверку его результатов.
Нормы научной этики редко формулируются в виде специальных перечней и кодексов - как правило, они передаются молодым исследователям от их учителей и предшественников. Однако известны попытки выявления, описания и анализа этих норм, предпринимаемых главным образом в философии и социологии науки.
Предпринятый Р. Мертоном
анализ ценностей и норм науки
неоднократно подвергался уточнениям,
исправлениям и даже резкой критике
в специальной литературе. При
этом выяснилось, что наличие такого
рода норм (пусть не именно этих, но
в чем-то сходных с ними) очень
важно для существования и
развития науки, для самоорганизации
научной деятельности. Безусловно,
нередки случаи нарушения этих норм.
Однако тот, кто их нарушает, рискует
рано или поздно потерять уважение
и доверие своих коллег. Следствием
этого может стать полное игнорирование
его научных результатов
Отдельные нарушения этических
норм науки, хотя и могут вызывать
серьезные трудности в развитии
той или иной области знания, в
общем все же чреваты большими
неприятностями для самого нарушителя,
чем для науки в целом. Однако,
когда такие нарушения
Сегодня же принцип свободы научного поиска должен осмысливаться в контексте тех далеко не однозначных последствий развития науки, с которыми приходится иметь дело людям. В нынешних дискуссиях по социально-этическим проблемам науки наряду с защитой ничем не ограничиваемой свободы исследования представлена и диаметрально противоположная точка зрения, предлагающая регулировать науку точно так же, как регулируется движение на железных дорогах. Между этими крайними позициями располагается широкий диапазон мнений о возможности и желательности регулирования исследований и о том, как при этом должны сочетаться интересы самого исследователя, научного сообщества и общества в целом.
Вместе с тем наука выдвигает перед человечеством немало новых проблем и альтернатив. Еще в недавнем прошлом было принято безудержно восхвалять научно-технический прогресс как чуть ли не единственную опору общего прогресса человечества. Такова точка зрения сциентизма, то есть представления о науке, особенно о естествознании, как о высшей, даже абсолютной социальной ценности.
Сегодня многими столь
же безоглядно отрицается гуманистическая
сущность развития науки. Распространилось
убеждение в том, что цели и
устремления науки и общества
в наши дни разделены и пришли
в неустранимые противоречия, что
этические нормы современной
науки едва ли не противоположны общечеловеческим
социально-этическим и
Научно-технический прогресс,
как таковой, подобно любому историческому
развитию, необратим, и всякие заклинания
по этому поводу не в состоянии
его остановить. Единственное, что
они могут породить, - это накопление
и закрепление отсталости, слаборазвитости
в обществе, где такие заклинания
приобретают вес. Но это никоим образом
не значит, что людям остается лишь
безропотно подчиняться развитию науки
и техники, по возможности приспосабливаясь
к его негативным последствиям. Конкретные
направления научно-
Этим и определяется
сегодня социальная ответственность
ученого. Опыт истории убедил нас, что
знание - это сила, что наука открывает
человеку источники невиданного
могущества и власти над природой.
Мы знаем, что последствия научно-
Общество есть подсистема, в которой преобразующая человеческая деятельность выступает способом существования и развития исторической действительности. Системные подходы к обществу имеют определенную традицию. Сен-Симон, Гегель, О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс, Г.В.Плеханов, М.Вебер, Т.Парсонс, Б.К.Малиновский (структурно-функциональный подход), Д.Белл, Й.Масуда и др.
Теоретическая модель общества (категории и их система) – инструмент познания реального общества. Уровни теоретической модели общества: взаимодействие природы и общества (природа-культура-человек); экологический фактор (природная среда) функционирует в единстве с экономическим фактором и демографическим фактором; взаимодействие материального производства, духовного производства, производства общественных отношений и формирование конкретного типа личности, составляющих способ производства общественной жизни; отражает взаимосвязь и соответствие производительных сил, производственных отношений, базиса и надстройки; характеризует соотношение способа производства материальной жизни, социальной, политической и духовной жизни; фиксирует взаимоотношение жизнедеятельности, условий существования, потребностей и интересов, в совокупности составляющие образ жизни; характеризует взаимоотношение исторической необходимости (объективных условий) и сознательной деятельности (человеческий фактор), воплощаемое в общественный прогресс как цивилизационно-формационный процесс; закон первичности общественного бытия и активной обратной роли общественного сознания (в приведенной системе категорий имеет исходное и одновременно обобщающее значение).
Конечно, любая модель упрощает действительность. Тем не менее, предложенная модель общества может быть полезна в методическом аспекте: для уяснения взаимосвязи и динамики ряда важнейших элементов общественной системы.
Главными сферами общества являются: материально-производственная, социально-политическая, духовная.
Способ материального производства выступает основанием всего многообразия истории. Материальное производство выступает в конкретно-исторической форме способа производства, характеризующегося единством производительных сил и производственных отношений. Производительные силы выражают активное отношение людей к природе. Это средства производства (средства труда и предметы труда) и личностный фактор производства, в процессе функционирования которых осуществляется обмен веществ между природой и обществом. Производственные отношения характеризуют способ соединения средств производства с работником и включают отношения: собственности, распределения, обмена, потребления.