Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций
Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:
Социальная структура как сфера общественной жизни включает: а) народности, нации; б) классы; в) социальные группы; г) коллективы; д) семья; е) индивиды.
Центральное место занимают классы (большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают). Наряду с теорией классов существует теория стратификации. В ней деление общества на страты (слои) производится не только по структуре экономического базиса (как это дано в определении классов), но и по другим критериям: профессии, доходу, образованию и др. Такой подход нацелен на изучение динамики социальных изменений в то время, как теория классов больше отражает относительную устойчивость социальной структуры.
Для современного общества характерно переплетение процессов социальной интеграции и социальной дифференциации. Например, экономика, политика, культура, медицина, угроза войн, экологический кризис, преступность.
Политическая сфера общества
возникает в классово-
Духовная жизнь –
сфера общества, соотносящаяся с
материально-производственной, социальной
и политической жизнью. Основные функции
духовной жизни (общественного сознания):
а) познавательно-информационная); б) идеологическая
(обоснование общественных отношений);
в) коммуникативная; г) воспитательная;
д) формирование общественного идеала,
идеальное конструирование
Важнейшим из всех ресурсов общества становится интеллект. Современное мышление становится все более диалектически противоречивым: широта сочетается с углубленной специализацией, профессионализмом в конкретных областях знаний с общей философской культурой.
Становление человека (антропогенез) и формирование общества (социогенез) в совокупности составляют антропосоциогенез, который длился 3-3,5 млн. лет. В соответствии с эволюционно-трудовой теорией считается, что человек произошёл от обезьяны.
Для скачка в общественный
способ существования предки человека
имели необходимые
В зависимости от материально-трудового фактора американский учёный Л.Морган (1818-1888) выделил в истории человека три исторических эпохи – дикость (применение огня, охота, изобретение лука), варварство (гончарное ремесло, приручение животных и возделывание полезных растений, плавка железной руды) и цивилизацию (изобретение буквенного письма, создание огнестрельного оружия).
К.Маркс и Ф.Энгельс в основу классификации истории положили экономический базис во всей его глубине, рассматривая развитие средств производства и их влияние на характер общественных отношений (общественное разделение труда: скотоводство от земледелия; деньги; умственного от физического).
Один из факторов антропосоциогенеза – нравственность. Нравственно-социальные нормы возникли как выражение ценностного поведения (запреты на кровосмесительство, на убийство сородича, требование поддержания жизни любого из членов рода, позднее – человеческого рода в целом и животных). Карательные меры (остракизм). Важную роль в становлении человека и общества сыграло производство людей самими людьми (демографический фактор). Продолжение человеческого рода как биосоциальный процесс находится в органическом единстве со сферой производства средств к жизни и средой обитания. В ходе антропосоциогенеза человек выступает как продукт и одновременно творец обстоятельств. Отсюда следует ряд подходов к человеку.
Субъективно-функциональный подход раскрывает включённость человека в главные сферы деятельности, общения и познания и характеризует его как производительную, социально-политическую и духовную силу общества.
Природно-общественное в человеке воплощено в единстве тела и души. Действия человека регулируются не только телесными потребностями, но и социальными – обществом, историей, духовно-нравственными мотивами и пр.
Человек включён в два мира – природы и общества. Биологическое в человеке является исходным, хотя и недостаточным началом для объяснения истории и самого человека. Оно представлено в виде задатков и способностей, влечений. Социальное в человеке выражено в том, что он воплощает в себе всё богатство общественного развития, является продуктом системы обучения и воспитания. Динамичность и жизнеспособность общества во многом зависит от максимальной реализации индивидами своих задатков. Генетические и социальные различия выступают фактором прогресса человека.
Всякий радикальный технологический переворот приводит к глубоким изменениям не только в производительных силах общества, но и в социальных отношениях, в самом образе жизни людей, сопровождается расширением обмена деятельностью, информацией между ними. Для подтверждения этого достаточно сослаться хотя бы на Интернет - общепланетарную компьютерную систему связи ("всемирную паутину").
Таким образом, общественный
строй и достигнутый
В современной философии
подчеркивается значение мутаций, вызванных
природными факторами: активной вулканической
деятельностью, сильным радиационным
фоном на предполагаемой прародине человека
- юге Африки; изменением климата на Земле;
космическими воздействиями.
Жизнедеятельность человека не только запрограммирована всей историей, но и самопрограммирована, опирается на собственный выбор, свободу воли, свою природно-социальную энергию.
Современная философия ориентирует больше человечество на сохранение цивилизации, становится экологически ориентированной, общечеловеческой. Человек предстает как существо, включенное в многообразие жизни, соотносящееся с различными частями живого не на основе господства и конкуренции, а на основе взаимности и сотрудничества.
Философия XX в. характеризуется
плюрализмом, обилием школ и направлений,
стремлением создать целостное
учение на основе многоаспектного решения
различных проблем разными
Соединение объективного мира и мира человека приводит к формированию взгляда на Вселенную как на "человекоразмерный" объект. В человекоразмерных системах ("человек - техническое устройство - экологическая среда", "человек - компьк терная сеть" и т. п.) истина и нравственность, с позиций современной философии, сближаются. Знания, ценности и нравственные установки предостерегают от необдуманных и опасных действий.
Изменилось понимание соотношений между гармонией и хаосом, упорядоченностью и беспорядком, информацией и энтропией. Синергетика устанавливает соотношение между микроуровнем индивидуальных решений и макроуровнем динамических коллективных процессов. Отличие синергетического взгляда от традиционного, по мнению Г. Хакена, состоит в переходе от исследования простых систем к сложным, от закрытых к открытым, от линейности к нелинейности, от рассмотрения равновесия и процессов вблизи равновесия к нестабильности, к изучению того, что происходит вдали от равновесия.. "Синергейя" в переводе с греческого означает соработничество, содействие, соследование. В настоящее время синергетика вобрала в себя основные наработки предыдущих общенаучных учений и теорий - диалектики, текстологии, общей теории систем, кибернетики и т. п., и выдвинула новый аспект: изучение строения систем и сопряженных с ним функциональных режимов, системных качеств, закономерностей сочетания состава и свойств.
Ключевыми идеями синергетики являются:
* в сложноорганизованных
системах отсутствуют "жесткие"
* хаос может выступать
в качестве созидающего начала,
конструктивного механизма
* в состояниях
неустойчивой социальной среды
действия отдельного (но не любого)
человека могут влиять на мак-
* зная тенденции (но не отдельные детали) самоорганизации системы, можно миновать многие зигзаги эволюции, ускорить ее;
* будущее (перспективное)
состояние системы как бы
Обращение к истории философии, к классике требует традиционного подхода ко многим философским проблемам. Современное новое "прочтение" многих вопросов вызывает необходимость их творческого осмысления.
Современная действительность
диктует необходимость мыслить
и действовать конструктивно-
Социальная жизнь есть социальное взаимодействие (приспособление, оппозиция и компромисс) индивидов (как минимум двух) и общностей. При интеграции множества целей, интересов, устремлений, воль индивидуальные взаимодействия аккумулируются в массовые, т. е. происходит "сведение" индивидуального к социальному, формируется социальная структура общества.
Примитивным формам производства
и организации труда
Центральное место в социально-дифференцированном обществе занимают классы. Обобщенным признаком классов является их историческое место в определенной системе производства. "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства".