Конспект лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций

Описание

Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:

Работа состоит из  1 файл

Конспект по философии.docx

— 389.57 Кб (Скачать документ)

Социальная структура  как сфера общественной жизни  включает: а) народности, нации; б) классы; в) социальные группы; г) коллективы; д) семья; е) индивиды.

Центральное место занимают классы (большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению  к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают). Наряду с теорией классов существует теория стратификации. В ней деление общества на страты (слои) производится не только по структуре экономического базиса (как это дано в определении классов), но и по другим критериям: профессии, доходу, образованию и др. Такой подход нацелен на изучение динамики социальных изменений в то время, как теория классов больше отражает относительную устойчивость социальной структуры.

Для современного общества характерно переплетение процессов  социальной интеграции и социальной дифференциации. Например, экономика, политика, культура, медицина, угроза войн, экологический кризис, преступность.

Политическая сфера общества возникает в классово-антагонистических  обществах. Политическая система неразрывно связана с политической властью. Власть – способность субъекта политики навязывать с помощью насилия, принуждения, убеждения, авторитета свою волю другим. Государство – важнейший элемент политической организации общества, выполняющий следующие функции: организующее начало, принудительно-усмиряющая функция, защита прав человека на жизнь, мир и выживание, регулирование отношений с другими странами, решение социальных вопросов.

Духовная жизнь –  сфера общества, соотносящаяся с  материально-производственной, социальной и политической жизнью. Основные функции  духовной жизни (общественного сознания): а) познавательно-информационная); б) идеологическая (обоснование общественных отношений); в) коммуникативная; г) воспитательная; д) формирование общественного идеала, идеальное конструирование действительности, проектов изменения социальной и  духовной реальности. Перечисленные  функции сознания можно свести к  двум главным: отражательной и регулятивной (управленческой).

Важнейшим из всех ресурсов общества становится интеллект. Современное  мышление становится все более диалектически  противоречивым: широта сочетается с  углубленной специализацией, профессионализмом  в конкретных областях знаний с общей  философской культурой.

   Становление человека (антропогенез) и формирование общества (социогенез) в совокупности составляют антропосоциогенез, который длился 3-3,5 млн. лет. В соответствии с эволюционно-трудовой теорией считается, что человек произошёл от обезьяны.

Для скачка в общественный способ существования предки человека имели необходимые биологические  предпосылки: мозг; прямохождение; развитую кисть руки, способную совершать  трудовые операции; гортань, способную издавать членораздельные звуки; взгляд, позволяющий видеть в трёх измерениях и ориентироваться в пространстве; развитие сложных образцов поведения и приспособления к различным условиям среды; длительная опека родителями детей, приводившая к лучшему биологическому созреванию и обучению; относительная устойчивость сексуального влечения, влияющая на качество потомства. Начало изготовления орудий труда – исторический рубеж в становлении человека и общества. Первоначально решающую роль в производстве и быту играли навыки, умения, а не разум. В процессе труда формируется социокультурное объединение людей и язык как средство организации совместных действий, хранения и передачи знаний, общения.

В зависимости от материально-трудового  фактора американский учёный Л.Морган (1818-1888) выделил в истории человека три исторических эпохи – дикость (применение огня, охота, изобретение лука), варварство (гончарное ремесло, приручение животных и возделывание полезных растений, плавка железной руды) и цивилизацию (изобретение буквенного письма, создание огнестрельного оружия).

К.Маркс и Ф.Энгельс  в основу классификации истории  положили экономический базис во всей его глубине, рассматривая развитие средств производства и их влияние  на характер общественных отношений (общественное разделение труда: скотоводство от земледелия; деньги; умственного от физического).

Один из факторов антропосоциогенеза – нравственность. Нравственно-социальные нормы возникли как выражение ценностного поведения (запреты на кровосмесительство, на убийство сородича, требование поддержания жизни любого из членов рода, позднее – человеческого рода в целом и животных). Карательные меры (остракизм). Важную роль в становлении человека и общества сыграло производство людей самими людьми (демографический фактор). Продолжение человеческого рода как биосоциальный процесс находится в органическом единстве со сферой производства средств к жизни и средой обитания. В ходе антропосоциогенеза человек выступает как продукт и одновременно творец обстоятельств. Отсюда следует ряд подходов к человеку.

Субъективно-функциональный подход раскрывает включённость человека в главные сферы деятельности, общения и познания и характеризует его как производительную, социально-политическую и духовную силу общества.

 Природно-общественное в человеке воплощено в единстве тела и души. Действия человека регулируются не только телесными потребностями, но и социальными – обществом, историей, духовно-нравственными мотивами и пр.

Человек включён в два  мира – природы и общества. Биологическое  в человеке является исходным, хотя и недостаточным началом для  объяснения истории и самого человека. Оно представлено в виде задатков и способностей, влечений. Социальное в человеке выражено в том, что  он воплощает в себе всё богатство  общественного развития, является продуктом  системы обучения и воспитания. Динамичность и жизнеспособность общества во многом зависит от максимальной реализации индивидами своих задатков. Генетические и социальные различия выступают  фактором прогресса человека.

 

  1. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии.

      Всякий радикальный технологический переворот приводит к глубоким изменениям не только в производительных силах общества, но и в социальных отношениях, в самом образе жизни людей, сопровождается расширением обмена деятельностью, информацией между ними. Для подтверждения этого достаточно сослаться хотя бы на Интернет - общепланетарную компьютерную систему связи ("всемирную паутину").

Таким образом, общественный строй и достигнутый технический  уровень производства не могут рассматриваться  абстрактно и изолированно друг от друга. Чтобы оставаться передовыми, оба эти компонента должны постоянно  развиваться. Соединение новейшей технологии с соответствующим общественным строем - это не раз и навсегда приобретенный результат однократного приложения усилий, от которого можно  получать постоянные дивиденды в  будущем, а сложный процесс, в  котором обе взаимодействующие  стороны должны находиться в состоянии  непрерывного развития и обновления. Отсюда логически следует, что современная  научно-техническая революция в  исторической перспективе представляет собой неотъемлемую составную часть перехода человечества к развитым социальным отношениям, как бы их ни назвали в конечном счете.

В современной философии  подчеркивается значение мутаций, вызванных 
природными факторами: активной вулканической деятельностью, сильным радиационным фоном на предполагаемой прародине человека - юге Африки; изменением климата на Земле; космическими воздействиями. 

Жизнедеятельность человека не только запрограммирована всей историей, но и самопрограммирована, опирается  на собственный выбор, свободу воли, свою природно-социальную энергию.

Современная философия  ориентирует больше человечество на сохранение цивилизации, становится экологически ориентированной, общечеловеческой. Человек предстает как существо, включенное в многообразие жизни, соотносящееся с различными частями живого не на основе господства и конкуренции, а на основе взаимности и сотрудничества.

Философия XX в. характеризуется  плюрализмом, обилием школ и направлений, стремлением создать целостное  учение на основе многоаспектного решения  различных проблем разными школами. Происходит сближение восточного и  западного мышления, рациональных и иррациональных, научных и вненаучных подходов, когнитивных и ценностных параметров знания и т. п. Одним из примеров утверждения методологического плюрализма является сближение неотомизма с социал-демократическими концепциями. Неотомизм исходит из того, что ни существующий капитализм, ни тоталитарный государственный социализм не могут создать условий для самовыражения личности, ибо оба они основаны на наемном труде и авторитарном порядке в трудовом процессе. Следовательно, необходим "третий путь" движения человечества к свободе, переход к новому общественному строю - трудового самоуправления и групповой собственности.

Соединение объективного мира и мира человека приводит к формированию взгляда на Вселенную как на "человекоразмерный" объект. В человекоразмерных системах ("человек - техническое устройство - экологическая среда", "человек - компьк терная сеть" и т. п.) истина и нравственность, с позиций современной философии, сближаются. Знания, ценности и нравственные установки предостерегают от необдуманных и опасных действий.

Изменилось понимание соотношений между гармонией и хаосом, упорядоченностью и беспорядком, информацией и энтропией. Синергетика устанавливает соотношение между микроуровнем индивидуальных решений и макроуровнем динамических коллективных процессов. Отличие синергетического взгляда от традиционного, по мнению Г. Хакена, состоит в переходе от исследования простых систем к сложным, от закрытых к открытым, от линейности к нелинейности, от рассмотрения равновесия и процессов вблизи равновесия к нестабильности, к изучению того, что происходит вдали от равновесия.. "Синергейя" в переводе с греческого означает соработничество, содействие, соследование. В настоящее время синергетика вобрала в себя основные наработки предыдущих общенаучных учений и теорий - диалектики, текстологии, общей теории систем, кибернетики и т. п., и выдвинула новый аспект: изучение строения систем и сопряженных с ним функциональных режимов, системных качеств, закономерностей сочетания состава и свойств.

Ключевыми идеями синергетики  являются:

*   в сложноорганизованных  системах отсутствуют "жесткие", предопределенные пути их развития, существуют, как правило, альтернативные варианты развития, а значит, возможность выбора наиболее оптимальных из них (в этой связи возрастает значение "нелинейного мышления" (многовариантного) как осознание недостаточности схемы последовательного и постепенного, безальтернативного развития);

*   хаос может выступать  в качестве созидающего начала, конструктивного механизма эволюции;

*   в состояниях  неустойчивой социальной среды  действия отдельного (но не любого) человека могут влиять на мак-росоциальные  процессы;

*   зная тенденции  (но не отдельные детали) самоорганизации системы, можно миновать многие зигзаги эволюции, ускорить ее;

*   будущее (перспективное)  состояние системы как бы организует, формирует, изменяет наличное ее состояние.

Обращение к истории  философии, к классике требует традиционного  подхода ко многим философским проблемам. Современное новое "прочтение" многих вопросов вызывает необходимость их творческого осмысления.

Современная действительность диктует необходимость мыслить  и действовать конструктивно-критически, творчески, диалектически. Освоение философии  поможет овладеть этим искусством.

 

  1. Социальная структура общества, типы социальных структур.

    Социальная жизнь есть социальное взаимодействие (приспособление, оппозиция и компромисс) индивидов (как минимум двух) и общностей. При интеграции множества целей, интересов, устремлений, воль индивидуальные взаимодействия аккумулируются в массовые, т. е. происходит "сведение" индивидуального к социальному, формируется социальная структура общества.

Примитивным формам производства и организации труда соответствовали  формы кровнородственной связи  и типы семьи (семья - первичная ячейка общества, выполняющая функции регулирования отношений между полами, воспроизводства и воспитания потомства, ведения домашнего хозяйства и быта.), простейшие социальные отношения. Социально единое общество постепенно перерастало в социально-дифференцированное. Это происходило на основе расчленения функций внутри технологии, общественного разделения труда. В социально-дифференцированное общество входят: а) народности, нации; б) классы; в) социальные группы - городское и сельское население и люди преимущественно умственного и физического труда; г) первичные коллективы людей (в первую очередь трудовые); д) семья; е) индивиды. Формируются и иные социальные образования: неформальные группы (объединенные решением общих для себя задач), диффузные (временные образования, например, на митингах), элитные.

Центральное место в  социально-дифференцированном обществе занимают классы. Обобщенным признаком классов является их историческое место в определенной системе производства. "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства".

Информация о работе Конспект лекций по "Философии"