Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций
Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:
Наряду с теорией классов существует теория стратификации. В ней деление общества на страты (слои) производится не только по структуре экономического базиса (как это дано в определении классов), но и по иным критериям: профессии, доходу, образованию и др. Такой подход нацелен на изучение динамики социальных изменений, в то время как теория классов больше отражает относительную устойчивость социальной структуры.
Общественное разделение
труда обусловливает и
Для современного общества характерно переплетение процессов социальной интеграции и социальной дифференциации. Происходит расширение хозяйственно-экономических связей, политических и культурных контактов, интернационализация общественной жизни в целом, координируются усилия по борьбе с угрозой войн, экологическим кризисом, болезнями, международной преступностью.
В целом классовая структура
в известной степени
С возникновением частной собственности и расколом общества на классы потеряли свое значение кровно-родственные и племенные связи и отношения, регулировавшие общественную жизнь. Классово-антагонистическое общество породило необходимость его политической организации. Политическая система" неразрывно связана с политической властью. Власть означает способность социальных общностей, лидеров органов власти и политических партий (субъекта политики") навязывать с помощью насилия, принуждения, убеждения, авторитета, достижения компромисса свою волю другим. Субъектом политики выступает также рядовой гражданин, способный и имеющий возможности проявлять себя в сфере политики. Государство - важнейший элемент политической организации общества.
При разделении общества на классы авторитета уже было недостаточно, чтобы обеспечить нормальное функционирование общественных отношений при наличии частной собственности на средства производства и поляризации общества на богатых и бедных, свободных и рабов. Если родовая организация осуществляла лишь функции регламентации общественных отношений, обусловленных природой человеческого общежития, то функции государства значительно расширяются и усложняются. Они включали в себя организующее начало, принудительно-усмиряющую функцию (экономическое подавление, политическое угнетение, духовное насилие), защиту права человека на жизнь, на мир и выживание в условиях нестабильности, войн, агрессии (особенно в ХУ1-ХУП вв.), задачу регулирования отношений с другими странами, решение социальных вопросов. С ХУП-ХУШ вв. постепенно начинает осознаваться значение государства для защиты ценностей естественной природы человека (индивидуальной свободы, возможности выбора, проявления творческих начал и т. д.). Для развития естественной природы человека государственное вмешательство в частную жизнь должно свестись к минимуму, так как оно способно привести к извращению сущностных начал человека.
По мере нарастания общечеловеческих интересов усиливается значение политики, выполняющей функцию стабилизации общества, придания ему устойчивости и жизнеспособности, гармонизации отношений, достижения консенсуса относительно основных ценностей, целей и направлений развития. Расширяется сфера регулируемого за счет перехода от управления людьми к управлению условиями их жизнедеятельности.
Политическое управление осуществляете и на основе принятия политических решений. Последние включают функции планирования, организации, мотивации и контроля. Организация предполагает создание определенной структуры, с помощью которой возможны реализация планов и достижение целей. В основе мотивации как внутреннего побуждения к действию лежат человеческие потребности. Контроль представляет собой процесс обеспечения организацией целей в обозначенный промежуток времени; измерение того, что было в действительности достигнуто; сравнение осуществленного с ожидаемым результатом.
Связующими процессами при принятии решений выступают коммуникации и обмен информацией. Некоторые исследователи называют основные функции средств информации: наблюдение за явлениями действительности; отбор и комментирование полученных сведений; распространение культуры; формирование общественного мнения. Через средства массовой коммуникации общественное мнение опосредуется, навязывается людям в форме положительных или отрицательных стереотипов.
Для выполнения своих функций государство опирается на публичную власть и взимание налогов с населения для содержания аппарата власти.
Различают демократический, авторитарный и тоталитарный режимы управления. Предвестником государства тоталитарного типа стала древняя Спарта в период реформ Ликурга. Было осуществлено перераспределение земель и богатств в пользу бедных (свободных), упразднение денег. Образ жизни характеризовался сильной степенью регламентации, замкнутостью. В народных собраниях рядовые граждане не могли высказывать свои мнения, а только принимали или отвергали предложения геронтов и царей. Земля была государственной собственностью. Это было одно из первых обществ, воплотивших черты этакратизма (абсолютизации роли государства).
Термин "тоталитаризм" применительно к политическому режиму впервые употреблен в 20-е годы XX в. Важнейшими признаками тоталитаризма являются: 1) централизованная экономика; 2) растворение человека (индивидуальности) в массе людей, ориентация на слитность, достижение однородности в различных явлениях жизни; 3) отрицание гражданского общества и его институтов; 4) террористическая тайная полиция; 5) одна политическая партия; 6) одна идеология; 7) монополия на средства массовой информации. Не может быть свободы отдельного индивида там, где нет разнообразия источников жизнеобеспечения и свободы экономического выбора, где абсолютная власть государства давит на человека и где господствует жесткий контроль над сознанием. Одно из условий тоталитарного общества - наличие верноподданических, с элементами рабской психологии, масс и интеллигенции, у которой, как писал Н. А. Бердяев, интересы распределения и уравнения в сознании и чувствах доминируют над интересами производства и творчества.
Авторитаризм ограничивает не личные, а политические права и свободы. Он допускает многообразие форм собственности, имеет опору в блоке партий и движений, не претендует на введение единообразия, не уничтожает неугодные власти слои, классы. Отказываясь от полного контроля, авторитаризм вместе с тем в управлении опирается на жесткую централизацию государственной власти и командные методы руководства, стремится оставить за собой управление собственной безопасностью, обороной, внешней политикой, социальным обеспечением, общей стратегией развития.
Демократия синонимизируется с правовой государственностью, где центральным становится вопрос о том, насколько в обществе правит закон (при решающей роли характера законов). В правовом государстве утверждаются суверенность народа как источник власти (обеспечивается всеобщим избирательным правом и референдумом), подчинение государства обществу. Здесь четко определяются взаимные обязательства управляющих и управляемых по отношению друг к другу, прерогативы политической власти и права личности. Право - мера свободы личности. Демократия не исключает, а предполагает и требует дисциплину в форме законепослушания.
Помимо законной власти, функционирует аппаратная система управления, скрепляющая механизм самоорганизации предпринимательского общества.
Идеал, способный осуществить гражданский мир и согласие между обществом и государством, - сильная социальная демократия, обеспечивающая динамический баланс организации самоорганизации общества, социального контроля и частных интересов, социализации и конкуренции.
В настоящее время
Социум представляет собой сложную систему, включающую большое количество развивающихся элементов и процессов. К каждому из них применимо понятие прогресса и специфические его показатели. Проблема же интегративного критерия исходит из целостности общественной жизни как высшей формы существования материи. Принцип целостности раскрывает как динамический аспект социальной жизни, так и степень взаимосогласованности элементов социальной системы и, соответственно, уровень ее стабильности. Назовем наиболее продуктивные попытки выделения общеисторического критерия общественного прогресса.
1. Многие философы (например, Гегель) полагали, что мировая история - это прогресс в осознании свободы, которую человек должен завоевывать. Овладение природной необходимостью реализуется в развитии производительных сил, поэтому их прогресс можно интерпретировать как постепенный процесс освобождения человечества от подчинения стихийным силам природы. Отношение к природе опосредовано определенной общественной формой, законами общественного развития. Общество свободно, если оно овладевает этими законами, преодолевает (в меру) господство социальной стихии. Свобода как продукт общественного прогресса является одновременно и его важнейшим критерием. Имеет значение создание условий для развития индивидуальной и массовой инициативы и творчества не только в экономической, но и во всех иных сферах жизни для каждого гражданина.
2. Ж.-Ж. Руссо в качестве начального толчка прогресса назвал изобретение двух искусств: обработки металлов и земледелия (железо и хлеб цивилизации), а постоянный источник развития видел в способности к совершенствованию человека. Общеисторический критерий прогресса следует искать в "ядре" общественного бытия - в сфере производства материальных благ. В способе производства производительные силы более динамичный элемент, определяющий производственные отношения. Исторический процесс протекает в конкретных условиях и во взаимодействии многих общественных сил. Производительные силы необходимо рассматривать не в статике, а в динамике; с точки зрения не только реального уровня, но и возможностей их развития; в единстве с базисом (совокупностью производственных отношений) и надстройкой, социально-политическим состоянием общества. Отсюда вытекает актуальность демократизации общества, развития социальной справедливости в единстве с экономической эффективностью.
Непосредственным выражением развития производительных сил выступает рост производительности труда. Но важна производительность не всякого труда, а труда по производству полезной для человека, качественной, конкурентоспособной продукции.
3. Экономика - лишь часть бытия человечества, она не является самоцелью. Исчерпав возможности наращивания материальных вещей и придя к осознанию "пределов роста", человечество имеет шанс переключиться на развитие духовного производства. При таком подходе прогресс соотносится с ценностями человеческого бытия и обретает гуманистическую направленность.
Совокупный субъект
4. Продуктивным представляется
подход, когда объективным критерием
самосовершенствования
5. Прогресс невозможен без учета экологического критерия. Классики философии и науки осознали, что безграничная экспансия людей по отношению к природе губительна, что возможности существования человечества за счет биосферы исчерпываются. Выход видится в том, чтобы человечество овладело авторфными механизмами (способности трансформировать солнечную и космическую энергию во внутреннюю жизнь собственного организма человека). Необходима гармония человека с человеком и человечества с природой.
6. Ф. В. Шеллинг основной
критерий исторического