Конспект лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций

Описание

Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:

Работа состоит из  1 файл

Конспект по философии.docx

— 389.57 Кб (Скачать документ)

Каждая из проанализированных концепций критерия прогресса не выступает в "чистом" виде, а  включает в себя синтезную систему  показателей, основанную на каком-то "стержне" - расширении сферы свободы, развитии производительных сил, сопоставлении результатов с идеалом, росте гуманизма, экологии, демократизации общества. Исчерпав возможности совершенствования по очередному критерию или же группе, общество переходит к применению других критериев (факторов) прогресса, который становится бесконечным.

Одним из критериев прогресса  общества является смена цивилизаций и формаций. Указывалось, что в обществе, в отличие от природы, отсутствует какая бы то ни было повторяемость явлений, каждое из которых индивидуально. Следовательно, не может быть и общественно-исторических законов. К. Маркс исходил из того, что развитие социума, как и природных систем, совершается закономерно, через смену качественно определенных состояний, в соответствии с объективными, специфическими для общества законами. Этапы (стадии) смены качественных состояний общества Маркс обозначил понятием "общественно-экономическая формация". Формация - социально-философское понятие, отражающее в обобщенном виде типичное в обществе, повторяющееся в главном и существенном. Формации отличаются друг от друга прежде всего способом производства материальных благ, тем, что и как производится. В производстве имеет значение не только технический, но и экономический базис формации, соотносящиеся между собой на основе обобщения опыта исторического развития .

Анализ показывает, что  формационный подход к обществу в  конечном счете является составляющей более универсального цивилизационного. Цивилизация - совокупность всех форм и видов материального и духовного выражения культурной (преобразующей) деятельности человека и общества: техники, форм и способов организации материального производства и духовной жизни, всех видов коммуникаций (включая и язык), социальных и политических институтов. Да и в структуру формации многие философы уже давно относят не только базис, надстройку, исторические и социальные общности людей, но и быт, культуру (в узком понимании), образ жизни. Как известно, культура и образ жизни лежат в основе цивилизации. Через эти понятия происходит сближение концепций цивилизации и формации. В целом развитие общества есть цивилизационно-формационный процесс. Понятия цивилизация, формация, культура и человек (человечество) в своих специфических нюансах выражают взаимосвязанные, дополняющие друг друга единые формы бытия социального.

Образ жизни - совокупность типичных, исторически определенных форм жизнедеятельности людей в единстве с условиями жизни, обусловленных прежде всего господствующим в обществе способом производства материальных благ, направленных на удовлетворение потребностей людей.

Методологическое значение концепции цивилизации состоит  в том, что выявляются некие общие  основания исторического развития человечества - тип человека и тип  культуры, образ жизни, включающие в  себя как составные характеристики формаций.

 

  1. Понятие субъекта исторического процесса; роль народа и личности в истории.

   В античности оценивалась роль человека как гражданина полиса. В целом же подход к человеку был умозрительным. Эту черту унаследовала средневековая философия, которая, к тому же, оторвала духовную природу человека от телесной, теологизировала личность. Вместе с тем внимание к внутренней душевной жизни приводит к философскому открытию самосознания как особой субъективной реальности, к формированию понятия "я".

Зарождающийся капитализм требовал инициативности и активности, проявления уникальности каждого индивида, что выступает признаками личности. В XVIII в. появились теории гражданина мира как выразителя общечеловеческих ценностей, гражданского общества и правового государства.

В теориях о будущем  устройстве жизни на рубеже ХVIII-ХIХ вв. ориентировались на централизацию, управление на основе единого хозяйственного плана, на регламентацию всех сфер жизни, уравнительство в системе распределения. Это течение принижало личность. Гуманистическая концепция, напротив, возвышала личность, защищала право людей на беспрепятственное развитие их "естественной природы", рассматривала человека, удовлетворение его материальных и духовных запросов сквозь призму развития производства, тех или иных форм трудовых объединений людей, науки и просвещения.

Полемизируя с предшествующей философской мыслью, К. Маркс и  Ф. Энгельс отметили, что ни природа, ни разум не раскроют сущность человека, если в стороне оставить реальное общество, в котором функционирует  человек.

Представители биологизаторско-индивидуалистической концепции объясняют личность исключительно действием наследственности и нейрофизиологических структур организма, утверждают, что закон борьбы за существование (естественный отбор) действует не только в природе, но и в обществе. Односторонней является позиция (например, у Тейяра де Шардена), противопоставляющая общество и индивида, массы людей и уникальную личность. Современная философия комплексно и конкретно подходит к вопросу о роли народа и личности в истории. На различных этапах развития этноса соотношение названных групп людей меняется.

  В каждую историческую  эпоху формируется совокупность  условий, определяющих социальный  тип человека и характер его  взаимоотношений с обществом.  Это: а) "слияние" индивида  и общества (коллектива); б) антагонистические  отношения между ними; в) единство  между человеком и обществом,  свободную индивидуальность, основанную, как считал Маркс, на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние. При слиянии индивида и общества человек включен в жестко регламентированную локализованную систему общественных связей (прежде всего в род, общину), реально и в своем сознании не выделялся из коллектива и был непосредственно зависим от него.

Становление личности происходит на основе развития и усложнения трудовой деятельности, разделения труда, формирования частной собственности и соответственно частных интересов.

  Следует различать  понятия "население", "масса  людей" и "народ". Если  под населением подразумевается  вся совокупность (масса) людей,  проживающих в определенных пространственно-временных  координатах, то понятием народ  охватывается совокупность групп  трудящихся, создающих материальные  блага и духовные ценности, решающих  в данную эпоху прогрессивные  исторические задачи и обеспечивающих  удовлетворение личных и общественных  потребностей населения. В "народ"  входят и те эксплуататорские  классы (или их часть), которые  на данной ступени исторического развития своими конкретными действиями способствуют модернизации социума. Важнейшими чертами "идеализированного" народа выступают общность культурных традиций, истории, языка, территории, социального характера. Сущность народа - быть социально-историческим субъектом, что выражается в социальной активности образующих народ людей. До уровня субъекта исторического процесса поднимаются те, кто осознает свое место в обществе, руководствуется как личными, так и общественно значимыми целями и участвует в борьбе за их осуществление.

Условием существования  народа является наличие гражданского общества. Однако народ составляют не только индивидуально ориентированные люди, но и коллективистски настроенные. Индивидуальность (уникальность) и интегративность (известный коллективизм) личности взаимосвязаны, переходят друг в друга, составляют единство противоположностей. Выпадают из состава народа эгоцентристы (их интерес чрезмерно направлен на удовлетворение собственных амбиций, а не на прогресс общества) и люди, потерявшие свое "лицо", ставшие членами "толпы", мыслящие и действующие по принципу "я как все".

Категории "народ" и "личность" соотносимы. Между тем некоторые мыслители разрывают эту соотнесенность, абсолютизируя значение одного элемента и пренебрегая другим. Роль народа в истории нередко преувеличивалась в советской философии.

Главной социальной основой  позиции, отрицающей (либо принижающей) роль народа в истории, является частная  собственность на средства производства, порождающая индивидуализм. Индивидуализм - философско-этическая концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности. Одновременно индивидуализм способен вести к субъективизму, возвеличению человеческой единицы (героя, выдающегося деятеля и т. п.) над народом.

Роль народа в общественном развитии возрастает. Они основательность  исторических действий, их размах и широту, ускорение мирового развития связывали с ростом числа людей, вовлекаемых в историческое творчество, В современных условиях решающее значение имеет не столько количество людей, участвующих в действиях, сколько их качество: политическая, социальная и нравственная зрелость человека, образованность, воспитанность, компетентность, профессионализм, интеллектуальность, творческие потенции у индивидов, организаторские способности, устойчивость психики, умение быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке и т. д. Качества людей выражаются через развитие их разнообразных способностей.

Постановка вопроса о  субъекте истории не носит характера  дилеммы - народ или личность творит историю. Народ - не обезличенная толпа, а совокупность личностей. Во взаимоотношении "народ - личность" действует диалектический принцип "и - и". Возрастание роли народа (общее), выражающееся через деятельность классов, социальных групп, этнических общностей, различного рода коллективов, политических партий (особенное) ведет к увеличению значения личности (единичное) во всех исторических деяниях.При стечении неблагоприятных исторических обстоятельств народ (точнее: его часть) превращается в простую совокупность людей, массу, их механическое множество, человеческий материал, которым произвольно, нарушая общечеловеческие нормы морали, распоряжается верхушка власти. Ранее названные черты "идеализированного" народа у определенной его части утрачиваются, он (народ) превращается в население. Из состава народа выпадают люди, лишившиеся своего внутреннего мира, исторических корней, те, которые становятся излишне внушаемыми и теряют ответственность. Противостоят народу ставшие на определенном этапе консервативными группы эксплуататорских классов, обюрократившаяся часть руководителей, люмпенизированные элементы общества. В целом любая личность противоречиво воздействует на исторический процесс и культуру: одними своими "гранями", сторонами деятельности оказывает прогрессивное воздействие на общество, а другими - реакционное, на одних этапах жизнедеятельности ускоряет ход истории, а на других замедляет. С изменением общественных условий и качеств самого человека роль личности может меняться; из прогрессивной становиться нейтральной и консервативной по отношению к прогрессивным преобразованиям. Вероятно, значение личности может изменяться и в обратном направлении.

Хотя авторитет выдающейся личности и культ личности противоположны, между ними, на наш взгляд, есть связь. Нарушение меры авторитета способно породить культ личности. Это выражается: а) в подавлении инициативы народа, статуса человека как экономического и социально-политического хозяина в своем государстве; б) в нарушениях демократии, в утверждении вождизма, авторитарного стиля руководства. Гуманизация и демократизация общественных процессов, рост культуры населения объективно снижают возможность для возрождения психологии "вождизма" и появления новых культов и культиков.

 

 

  1. Понятие цивилизации; типы цивилизации в истории общества.

Термин цивилизация означает гражданский, государственный. На ранних ступенях общественного развития человек был слит с родом и общиной, являлся их частичкой. Гражданственность, государственность тогда не вычленялись из общего потока истории.

Французские просветители считали цивилизованным такое общество, которое основано на принципах разума и справедливости. Именно в эпоху Просвещения появился термин "цивилизация" (он впервые был употреблен Мирабо в 1757 г.), которым обозначались нравы и законы, регулирующие общество, искусство, наука, философия. Цивилизация понималась как действие, направленное на выход из примитивного состояния.

Сложилась традиция рассматривать  цивилизацию через призму культуры, как историческую ступень развития человечества.

В XIX в. дается анализ не только цивилизации в целом, ее общих черт, но и отдельных уникальных цивилизаций (европейской, французской, английской, испанской в трудах Ф. Гизо, Г. Т. Бокпя, Р. Альтамира).

В диалектико-материалистической трактовке цивилизация рассматривается  как реализация естественных потребностей человеческого труда. Материальной основой возникновения цивилизации является совершенствование орудий труда, позволившее в ходе неолитической революции перейти от собирательной технологии к производственно-преобразующей.

Цивилизация включает в  себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Культура задает высшие ценности, жизненные смыслы, а цивилизация - технологию их реализации. Культура и цивилизация выражают человеческий прогресс в целом, все то, что достигнуто человеком в отличие от животных, что добавил человек к природе.

Некоторые современные  авторы выделяют следующие основные значения понятия цивилизации:

1) Оно обозначает достижения  человечества, обеспечивающие его прогресс, восхождение от животного состояния, а затем от стадии дикости и варварства к собственно человеческим формам жизни. Цивилизационные достижения связаны как с технологическим освоением природы (изобретение машин, использование электричества, выведение новых высокопродуктивных пород животных и сортов растений и т. п.), так и с совершенствованием регуляции социальных отношений (изобретение письменности, юридических норм и законодательства, денег и рынка и т. д.).

Информация о работе Конспект лекций по "Философии"