Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций
Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:
Каждая из проанализированных концепций критерия прогресса не выступает в "чистом" виде, а включает в себя синтезную систему показателей, основанную на каком-то "стержне" - расширении сферы свободы, развитии производительных сил, сопоставлении результатов с идеалом, росте гуманизма, экологии, демократизации общества. Исчерпав возможности совершенствования по очередному критерию или же группе, общество переходит к применению других критериев (факторов) прогресса, который становится бесконечным.
Одним из критериев прогресса общества является смена цивилизаций и формаций. Указывалось, что в обществе, в отличие от природы, отсутствует какая бы то ни было повторяемость явлений, каждое из которых индивидуально. Следовательно, не может быть и общественно-исторических законов. К. Маркс исходил из того, что развитие социума, как и природных систем, совершается закономерно, через смену качественно определенных состояний, в соответствии с объективными, специфическими для общества законами. Этапы (стадии) смены качественных состояний общества Маркс обозначил понятием "общественно-экономическая формация". Формация - социально-философское понятие, отражающее в обобщенном виде типичное в обществе, повторяющееся в главном и существенном. Формации отличаются друг от друга прежде всего способом производства материальных благ, тем, что и как производится. В производстве имеет значение не только технический, но и экономический базис формации, соотносящиеся между собой на основе обобщения опыта исторического развития .
Анализ показывает, что формационный подход к обществу в конечном счете является составляющей более универсального цивилизационного. Цивилизация - совокупность всех форм и видов материального и духовного выражения культурной (преобразующей) деятельности человека и общества: техники, форм и способов организации материального производства и духовной жизни, всех видов коммуникаций (включая и язык), социальных и политических институтов. Да и в структуру формации многие философы уже давно относят не только базис, надстройку, исторические и социальные общности людей, но и быт, культуру (в узком понимании), образ жизни. Как известно, культура и образ жизни лежат в основе цивилизации. Через эти понятия происходит сближение концепций цивилизации и формации. В целом развитие общества есть цивилизационно-формационный процесс. Понятия цивилизация, формация, культура и человек (человечество) в своих специфических нюансах выражают взаимосвязанные, дополняющие друг друга единые формы бытия социального.
Образ жизни - совокупность типичных, исторически определенных форм жизнедеятельности людей в единстве с условиями жизни, обусловленных прежде всего господствующим в обществе способом производства материальных благ, направленных на удовлетворение потребностей людей.
Методологическое значение
концепции цивилизации состоит
в том, что выявляются некие общие
основания исторического
В античности оценивалась роль человека как гражданина полиса. В целом же подход к человеку был умозрительным. Эту черту унаследовала средневековая философия, которая, к тому же, оторвала духовную природу человека от телесной, теологизировала личность. Вместе с тем внимание к внутренней душевной жизни приводит к философскому открытию самосознания как особой субъективной реальности, к формированию понятия "я".
Зарождающийся капитализм требовал инициативности и активности, проявления уникальности каждого индивида, что выступает признаками личности. В XVIII в. появились теории гражданина мира как выразителя общечеловеческих ценностей, гражданского общества и правового государства.
В теориях о будущем устройстве жизни на рубеже ХVIII-ХIХ вв. ориентировались на централизацию, управление на основе единого хозяйственного плана, на регламентацию всех сфер жизни, уравнительство в системе распределения. Это течение принижало личность. Гуманистическая концепция, напротив, возвышала личность, защищала право людей на беспрепятственное развитие их "естественной природы", рассматривала человека, удовлетворение его материальных и духовных запросов сквозь призму развития производства, тех или иных форм трудовых объединений людей, науки и просвещения.
Полемизируя с предшествующей философской мыслью, К. Маркс и Ф. Энгельс отметили, что ни природа, ни разум не раскроют сущность человека, если в стороне оставить реальное общество, в котором функционирует человек.
Представители биологизаторско-
В каждую историческую
эпоху формируется
Становление личности происходит на основе развития и усложнения трудовой деятельности, разделения труда, формирования частной собственности и соответственно частных интересов.
Следует различать
понятия "население", "масса
людей" и "народ". Если
под населением
Условием существования народа является наличие гражданского общества. Однако народ составляют не только индивидуально ориентированные люди, но и коллективистски настроенные. Индивидуальность (уникальность) и интегративность (известный коллективизм) личности взаимосвязаны, переходят друг в друга, составляют единство противоположностей. Выпадают из состава народа эгоцентристы (их интерес чрезмерно направлен на удовлетворение собственных амбиций, а не на прогресс общества) и люди, потерявшие свое "лицо", ставшие членами "толпы", мыслящие и действующие по принципу "я как все".
Категории "народ" и "личность" соотносимы. Между тем некоторые мыслители разрывают эту соотнесенность, абсолютизируя значение одного элемента и пренебрегая другим. Роль народа в истории нередко преувеличивалась в советской философии.
Главной социальной основой позиции, отрицающей (либо принижающей) роль народа в истории, является частная собственность на средства производства, порождающая индивидуализм. Индивидуализм - философско-этическая концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности. Одновременно индивидуализм способен вести к субъективизму, возвеличению человеческой единицы (героя, выдающегося деятеля и т. п.) над народом.
Роль народа в общественном развитии возрастает. Они основательность исторических действий, их размах и широту, ускорение мирового развития связывали с ростом числа людей, вовлекаемых в историческое творчество, В современных условиях решающее значение имеет не столько количество людей, участвующих в действиях, сколько их качество: политическая, социальная и нравственная зрелость человека, образованность, воспитанность, компетентность, профессионализм, интеллектуальность, творческие потенции у индивидов, организаторские способности, устойчивость психики, умение быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке и т. д. Качества людей выражаются через развитие их разнообразных способностей.
Постановка вопроса о субъекте истории не носит характера дилеммы - народ или личность творит историю. Народ - не обезличенная толпа, а совокупность личностей. Во взаимоотношении "народ - личность" действует диалектический принцип "и - и". Возрастание роли народа (общее), выражающееся через деятельность классов, социальных групп, этнических общностей, различного рода коллективов, политических партий (особенное) ведет к увеличению значения личности (единичное) во всех исторических деяниях.При стечении неблагоприятных исторических обстоятельств народ (точнее: его часть) превращается в простую совокупность людей, массу, их механическое множество, человеческий материал, которым произвольно, нарушая общечеловеческие нормы морали, распоряжается верхушка власти. Ранее названные черты "идеализированного" народа у определенной его части утрачиваются, он (народ) превращается в население. Из состава народа выпадают люди, лишившиеся своего внутреннего мира, исторических корней, те, которые становятся излишне внушаемыми и теряют ответственность. Противостоят народу ставшие на определенном этапе консервативными группы эксплуататорских классов, обюрократившаяся часть руководителей, люмпенизированные элементы общества. В целом любая личность противоречиво воздействует на исторический процесс и культуру: одними своими "гранями", сторонами деятельности оказывает прогрессивное воздействие на общество, а другими - реакционное, на одних этапах жизнедеятельности ускоряет ход истории, а на других замедляет. С изменением общественных условий и качеств самого человека роль личности может меняться; из прогрессивной становиться нейтральной и консервативной по отношению к прогрессивным преобразованиям. Вероятно, значение личности может изменяться и в обратном направлении.
Хотя авторитет выдающейся личности и культ личности противоположны, между ними, на наш взгляд, есть связь. Нарушение меры авторитета способно породить культ личности. Это выражается: а) в подавлении инициативы народа, статуса человека как экономического и социально-политического хозяина в своем государстве; б) в нарушениях демократии, в утверждении вождизма, авторитарного стиля руководства. Гуманизация и демократизация общественных процессов, рост культуры населения объективно снижают возможность для возрождения психологии "вождизма" и появления новых культов и культиков.
Термин цивилизация означает гражданский, государственный. На ранних ступенях общественного развития человек был слит с родом и общиной, являлся их частичкой. Гражданственность, государственность тогда не вычленялись из общего потока истории.
Французские просветители считали цивилизованным такое общество, которое основано на принципах разума и справедливости. Именно в эпоху Просвещения появился термин "цивилизация" (он впервые был употреблен Мирабо в 1757 г.), которым обозначались нравы и законы, регулирующие общество, искусство, наука, философия. Цивилизация понималась как действие, направленное на выход из примитивного состояния.
Сложилась традиция рассматривать цивилизацию через призму культуры, как историческую ступень развития человечества.
В XIX в. дается анализ не только цивилизации в целом, ее общих черт, но и отдельных уникальных цивилизаций (европейской, французской, английской, испанской в трудах Ф. Гизо, Г. Т. Бокпя, Р. Альтамира).
В диалектико-материалистической
трактовке цивилизация
Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Культура задает высшие ценности, жизненные смыслы, а цивилизация - технологию их реализации. Культура и цивилизация выражают человеческий прогресс в целом, все то, что достигнуто человеком в отличие от животных, что добавил человек к природе.
Некоторые современные авторы выделяют следующие основные значения понятия цивилизации:
1) Оно обозначает достижения человечества, обеспечивающие его прогресс, восхождение от животного состояния, а затем от стадии дикости и варварства к собственно человеческим формам жизни. Цивилизационные достижения связаны как с технологическим освоением природы (изобретение машин, использование электричества, выведение новых высокопродуктивных пород животных и сортов растений и т. п.), так и с совершенствованием регуляции социальных отношений (изобретение письменности, юридических норм и законодательства, денег и рынка и т. д.).