Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций
Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:
2) Термином "цивилизация"
обозначают некую устойчивую
социокультурную общность
3) Понятие цивилизации
также фиксирует предельно
В целом понятие цивилизации обычно трактуют как; 1) этап общественного развития, следующий за "дикостью" и "варварством" и характеризующийся развитыми формами социальной организации: появлением классов, государственности, письменности (европейская гуманистика эпохи Просвещения, марксизм); 2) тип социальности, ориентированный на рост общественного богатства (марксизм); 3) материально-технологическое воплощение культуры, в целом материализация всех компонентов культуры определенного исторического этапа (О. Шпенглер, М. Вебер, А. Тойнби, Н. А. Бердяев); 4) тип социальной целостности, которому присуща взаимосвязь материальных и духовных факторов общественной жизни, направленная на воспроизводство определенного образа жизни, а следовательно, и типа человека. В последнем толковании синтезированы предшествующие позиции, вычленявшие отдельные "измерения" цивилизации (технико-технологическое, социально-организационное, ценностно-целевое) и новые подходы постиндустриализма, глобалистики и гуманистики XX в. (Д. Белл, Г. Кан, О. Тоффлер, А. Печчеи и др.).
Проследим развитие цивилизации как социальной целостности вычленяются доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы цивилизации.
Доиндустриальная ("традиционная") цивилизация (охватывала все страны приблизительно до ХУП-ХУШ вв.) развивалась на базе аграрно-ремесленного производства с преобладанием ручных орудий труда. В качестве основного энергетического источника использовалась мускульная сила человека и животного. Господствовали опыт, навыки и производственные знания - следование образцам, канонам. Устойчивость родственных связей, сосредоточенность населения в сельской местности порождали стабильность человеческих отношений. Формы социальной организации определялись общинной собственностью на землю или отношениями ренты - налога, личной зависимостью работника от собственника средств производства (феодала или государства). Человек осознавал свою зависимость от сил приро-иы и социального порядка. Функционировала культура, основанная на устойчивых традициях, идеалах уравнительности и социальной иерархии. Человек следовал стереотипам группового поведения, чтил власть, больше был ориентирован не на внешние преобразования, а на внутренний самоконтроль, саморегуляцию. И сейчас некоторые элементы традиционализма (особенно практика адаптационного, а не активистского отношения к природе и другому человеку) не утратили своей значимости.
В основе индустриальной ("техногенной") цивилизации лежит машинный технико-технологический тип, связанный с энергетикой разнообразных естественных сил природы и научными информационными программами. Промышленная деятельность становится ведущей сферой жизни общества. Формы социальной организации основаны на частной собственности на средства производства, экономической независимости производителя, рыночной конкуренции, политическом плюрализме. Человек обладает развитой индивидуальностью, стремится к достижению материальных благ и его символов - вещей, денег. Индустриальная цивилизация, базирующаяся на культе силы, власти, борьбы, в исторически короткий срок преобразовала мир. Одновременно она обнаружила "пределы роста", поскольку порождает социальные и экологические катастрофы, агрессивные войны, дискриминацию народов, наркоманию и преступность, дегуманизирует человека, продуцируя его одномерность. Это вызвало в социальной философии идеи неподвластности социальной реальности радикальным преобразованиям, в том числе из-за ограниченности возможностей человеческой деятельности по изменению мира.
Постиндустриальная ("информационная", "гомотехногенная") цивилизация связана с особой энергетической мощью информации, способствующей созданию принципиально новых орудий труда и технологий, освобождающей человеческую деятельность во всех сферах от рутины, резко повышающей эффективность труда. Информация - уникальная разновидность ресурсов, которую человечество приумножает, а не растрачивает. Информационная технология способна дать эффект при условии утверждения форм жизни, основанных на устойчивой демократии и культуре нового типа - глобальной, планетарной с ее идеалами космизма, коммуникации, взаимопонимания. Возрастает значение обслуживающей экономики, направленной на "производство человека": науки, образования, медицины и т. п. Постиндустриальное общество в основном решает проблемы материального благополучия и социальной защищенности человека. Вместе с тем обостряется противоречие между различными зонами жизнедеятельности человечества. На одном полюсе человек использует все блага и достижения, а на другом царят голод, нищета, болезни. Это таит угрозу целостности глобальной цивилизации.
Гомотехногенная цивилизация
характеризуется
Развитие цивилизации можно рассматривать также с точки зрения регионального подхода.
Примерно до VII-VI вв. до н. э. весь мир развивался по единой модели: авторитарной, где власть рождала собственность, перераспределение которой было прерогативой правителей. Затем выделились западная и восточная ветви. Западная (первоначально греческая) структура ориентировалась на частное товарное производство, инновации, гражданское общество, индивидуальную энергию человека. Государство обслуживает господствующий класс, становится слугой общества. Соединение культуры античного мира и европейской христианской традиции в эпоху Ренессанса сформировало техногенную цивилизацию, основанную на быстром изменении предметного мира и социальных связей, на доминировании в культуре научной рациональности. Параллельно с "европейским" существовал и "азиатский", "восточный" мир. "Восток" — тип развития, основной культурной доминантой которого являются традиции, мифы, канонизированные стили мышления. Здесь государство доминировало над приниженным им обществом и обязанным ему человеком, не было разделения на свое и чужое - все принадлежит каждому. Частнособственнические, товарно-денежные отношения играли второстепенную роль и контролировались властями. Наличествовали общинная структура и господство социальных корпораций.
В истории развития
цивилизации произошло
Первая революция
связана с изобретением
Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.
Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.
Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных ( информационные коммуникации ). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:
· переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;
· миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;
· создание программно - управляемых устройств и процессов.
Последняя информационная
революция выдвигает на первый
план новую отрасль - информационную
индустрию, связанную с
Усложнение индустриального
производства, социальной, экономической
и политической жизни,
Бурное развитие
компьютерной техники и
Японские ученые
считают, что в информационном
обществе процесс
В информационном
обществе изменятся не только
производство, но и весь уклад
жизни, система ценностей,
Материальной и
технологической базой
В реальной практике
развития науки и техники
При переходе
к информационному обществу
Ряд ученых выделяют
характерные черты
· решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;
· обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;
· главной формой развития станет информационная экономика;
· информационная технология приобретает глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;
· формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;
· реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду;
Кроме положительных
моментов прогнозируются и
· все большее влияние на общество средств массовой информации;
· информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;
· многим людям будет трудно адаптироваться к среде нового общества. Существует опасность разрыва между « информационной элитой » ( людьми, занимающимися разработкой информационных технологий ) и потребителями.
Деятельность отдельных
людей, групп, коллективов и
организаций сейчас все в