Конспект лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций

Описание

Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:

Работа состоит из  1 файл

Конспект по философии.docx

— 389.57 Кб (Скачать документ)

Внедрение компьютеров, современных  средств переработки и передачи информации в различные сферы  деятельности послужило началом  нового эволюционного процесса, называемого  информатизацией, в развитии человеческого  общества, находящегося на этапе индустриального  развития. ( Информатизация общества - организованный социально - экономический  и научно - технический процесс  создания оптимальных условий для  удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.)

   Информатизация  общества является одной из  закономерностей современного социального  прогресса. Этот термин все  настойчивее вытесняет широко  используемый до недавнего времени   « компьютеризация общества ».  При внешней схожести этих  понятий они имеют существенное  различие.

   При компьютеризации  общества основное внимание уделяется  развитию и внедрению технической  базы компьютеров, обеспечивающих  оперативное получение результатов  переработки информации и ее  накопление.

   При информатизации  общества основное внимание уделяется  комплексу мер, направленных на  обеспечение полного использования  достоверного, исчерпывающего и  своевременного знания во всех  видах человеческой деятельности.

Информатизация на базе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в существенном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения.

   В большинстве  развитых стран понимают, что  без чрезвычайных усилий отставание  в области информационных и  коммуникационных технологий может  стать необратимым для их развития  в целом. В любой стране, независимо  от уровня ее развития понимают  в той или иной мере неизбежность  и необходимость претворения  в жизнь идей информатизации  общества. Многие страны имеют  национальные программы информатизации  с учетом местных особенностей  и условий. Однако при создании  и внедрении таких программ  следует опираться на опыт  передовых стран, учесть их  успехи и неудачи, отразить  в них существующие и перспективные  тенденции информатизации.

   Результатом процесса  информатизации является создание  информационного общества, где манипулируют  не материальными объектами, а  символами, идеями, образами, интеллектом,  знаниями. Если рассмотреть человечество  в целом, то оно  в настоящее  время переходит от индустриального  общества к информационному.

   Для каждой страны  ее движение от индустриального  этапа развития к информационному  определяется степенью информатизации  общества.

 

  1. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации.

В появлении концепции  постиндустриального общества некоторые  западные социологи усмотрели своего рода итог теоретических усилий выдающихся мыслителей прошлого и настоящего, пытавшихся постигнуть "смысл истории". Согласно Беллу, смысл концепции  постиндустриального общества может  быть лучше понят, если указать на пять его исходных специфических  измерений и компонентов:

1) сфера экономики: переход  от производства товаров к  производству услуг;

2) сфера занятости: преобладание  класса профессиональных специалистов  и техников;

3) осевой принцип: ведущая  роль теоретического знания как  источника нововведений и определения  политики в обществе;

4) предстоящая ориентация: контроль над технологией и  технологическими оценками деятельности;

5) процесс принятия решений:  создание новой "интеллектуальной технологии".

В этом перечне, несомненно, отражены некоторые существенные тенденции  развития общества в нашу эпоху, связанные  преимущественно с процессом  превращения науки в непосредственную производительную силу: возрастание  роли науки (в особенности теоретического знания) в производстве, превращение  научного труда в одну из ведущих  сфер человеческой деятельности; качественные изменения в отраслевой и профессиональной структуре общества; настоятельная  необходимость в его научном  управлении.

Далеко не все цивилизации  в истории человечества прошли все  вышеупомянутые стадии развития всемирной  истории. И лишь западная цивилизация  на рубеже XX-XXI веков стремительно превращается в постиндустриальное общество.

В соответствии с последовательными  экономическими изменениями происходят изменения и в социальной структуре  общества. В индустриальном обществе на смену им постепенно приходят университеты, научно-исследовательские центры и корпорации, а привилегированным слоем становятся высококвалифицированные ученые-специалисты, носители научного знания, и меритократы-профессионалы.

Изменяется сама система  материальных и нравственных ценностей. На смену теории трудовой стоимости  А. Смита приходит "информационная теория стоимости. В производстве товаров и услуг резко умаляется доля физического труда, а также перенос на них стоимости с орудий производства, и увеличивается роль интеллектуального труда, знаний, информации. Главным становится не физический износ и амортизация промышленного оборудования, а его моральный износ. Что касается знания, то оно не убывает в процессе производства и подвержено лишь "моральному износу" в связи с новыми открытиями и изобретениями.

Если попытаться бросить  ретроспективный взгляд на темпы  смены "поколений" орудий труда  и поколений людей в различные  эпохи, то окажется, что ускорение  технического прогресса характерно для всей истории человечества. Научно-технический  прогресс XX века внес в непрерывный  процесс обновления материально-вещественного  и субъектно-личностного компонентов  производительных сил общества беспрецедентное  ускорение: впервые в истории  человечества темпы смены новых  поколений техники стали стремительно опережать темпы смены поколений  работников. Теперь уже в течение  жизни одного поколения людей, на протяжении активной трудовой деятельности человека (примерно 40 лет), в передовых  отраслях производства происходит смена  нескольких "поколений" техники, и этот процесс начинает охватывать экономическую жизнь в целом.

Вследствие стремительного увеличения объема научно-технической информации к концу определенного срока имеет место удвоение знаний по сравнению с тем, что было в его начале (в среднем за 15 лет и быстрее). В обозримом будущем высшее образование станет столь же распространенным и, возможно, обязательным, как сейчас среднее, а такие формы подготовки специалистов высокой квалификации, как аспирантура, ординатура и т.п., окажутся столь же массовыми, как ныне высшее образование. Однако для приведения профессиональной квалификации работников в соответствие с достигнутым техническим уровнем производства, уже сейчас нельзя уповать лишь на традиционные формы продления профессионального образования.

Аналогично тому, как  постоянное обновление овеществленного  знания находит свою наиболее адекватную форму воплощения в гибкой технологии, непрерывный процесс накопления нового "живого" знания возможен также с помощью гибких, динамичных систем образования. Подобные системы  позволят работникам сохранять и  постоянно повышать профессиональную компетентность на протяжении всего  периода своей трудовой активности.

Таким образом, главным  критерием поступательного развития общества в конечном счете является знание в двух его формах: овеществленного  в орудиях и средствах производства и "живого", носителем которого являются сами люди, производители, то есть их навыки, опыт, профессиональное умение. Этот критерий применим ко всем ступеням развития цивилизации и является универсальным во всемирной истории.

Одной из важнейших перемен  по мере становления постиндустриального  общества становится изменение роли собственности. Частная собственность, как ее понимали прежде, все больше утрачивает свое социальное значение. Физическое обладание предметами частной  собственности в общественном сознании все больше превращается в привилегию, которая со временем может стать  нетерпимой. Если эта тенденция в  конечном счете возобладает, то со временем постиндустриальное общество одновременно станет и постхапиталистическим.

Таким образом, общественный строй и достигнутый технический  уровень производства не могут рассматриваться  абстрактно и изолированно друг от друга. Чтобы оставаться передовыми, оба эти компонента должны постоянно  развиваться. Соединение новейшей технологии с соответствующим общественным строем - это не раз и навсегда приобретенный результат однократного приложения усилий, от которого можно  получать постоянные дивиденды в  будущем, а сложный процесс, в  котором обе взаимодействующие  стороны должны находиться в состоянии  непрерывного развития и обновления. Отсюда логически следует, что современная  научно-техническая революция в  исторической перспективе представляет собой неотъемлемую составную часть  перехода человечества к развитым социальным отношениям, как бы их ни назвали  в конечном счете.

Сейчас стремительно, нарастающими темпами развертывается новый этап научно-технической революции. Ведущими, приоритетными направлениями нового этапа научно-технического прогресса  стали микроэлектроника, информатика, робототехника, биотехнология, создание материалов с заранее заданными  свойствами, приборостроение, ядерная  энергетика, аэрокосмическая промышленность и т.д. Многообещающие перспективы  возникают в связи с открытием  высокотемпературной сверхпроводимости.

Нынешний этап многие ученые называют "микроэлектронной революцией". Ведь как раз благодаря "миниатюризации" информационных систем, то есть воплощению возрастающих объемов научного знания во все меньшем физическом объеме, становится возможным создание как  суперкомпьютеров, так и микропроцессоров. Новому этапу развертывания научно-технической  революции должен соответствовать  и новый этап социального состояния  общества. В грядущем обществе с  точки зрения преобладающих в  нем видов деятельности будут  доминировать задачи приобретения нового знания, овладения им в процессе непрерывного образования, а также  его технологического и человеческого  применения (в том числе в медицине и здравоохранении, в воспитании подрастающего поколения и социальном обеспечении, в средствах массовой информации и в сфере досуга и  т.п.). Символическим воплощением  этой глобальной информатизации является упоминавшийся выше Интернет. В обозримой исторической перспективе научно-техническая революция будет разворачиваться в мире, в котором сосуществуют различные региональные цивилизации, социальные системы, экономически развитые и развивающиеся страны. Это, несомненно, скажется и на характере и направлениях научно-технического прогресса в глобальном, общечеловеческом масштабе, причем как в позитивных, так и негативных проявлениях. Наука и техника в своем развитии несут не только блага, но и угрозы для человека и человечества. Это стало сегодня реальностью и требует новых конструктивных подходов в исследовании будущего и его альтернатив. Грозным предостережением об этом стала чернобыльская катастрофа в 1986 году.

 

 

  1. Глобализация как предмет социально-философского анализа.

   К глобальным  проблемам относятся те, которые  затрагивают основы существования  человечества и нерешенность  которых создает угрозу для  его будущего. Глобальные проблемы - результат предшествовавшего всемирно-исторического процесса во всей его противоречивости.

Глобальные проблемы есть также специфическое порождение современной эпохи (с середины XX в.), следствие обострившейся неравномерности социально-экономического, политического, научно-технического, духовного, демографического и экологического развития в условиях новой своеобразной исторической ситуации.

С. Хантингтон (США) в своей  работе "Столкновение цивилизаций" полагает, что на смет- прежнему антагонизму между капитализмом и социализмом приходит еще более жесткое противоборство цивилизаций, в первую очередь западной, исламской и православной. В этой связи Хантингтон призывает западный мир не "расслабляться" перед лицом нарастающей угрозы ныне отсталых, но модернизирующихся цивилизаций.

В мире возникает многополярность. На первый план выходит противостояние между "сытым Севером" и ''голодным Югом'. Сейчас 20% наиболее богатых стран  получают 85% мирового дохода, а на долю остальных приходится 15%. "Юг" не может обеспечить своих жителей не только материальными благами, но и духовно. В условиях экономических трудностей, национальных конфликтов, дестабилизации регион в прошлом так называемого "третьего мира" начинает быть потенциальной угрозой для мирового сообщества.

Глобальные проблемы касаются не только отношения человека к окружающему миру, природе, Они охватывают и внутреннюю жизнь современного общества и человека. Ускорение научно-технического прогресса, переплетение различных отраслей и сфер производства в единый всеобщий производительный процесс, утверждение цивилизованных рыночных отношений, демократизация общественной жизни выдвигают новые требования перед индивидом, который должен овладевать достижениями науки и техники, рынка, демократии, чтобы быть в состоянии принимать квалифицированное участие в жизнедеятельности общества. По мере того, как идет процесс становления совокупного субъекта трудовой деятельности, возникающие экологические, экономические, политические и т. п. проблемы можно решать на основе выработки новой модели поведения, учитывающей не только индивидуальную ответственность, но и коллективную, дающую кооперативный эффект. Современные исследователи для решения глобальных проблем делают ставку не только на научно-технические меры, но и выдвигают задачи изменения самого человека, его сознания, морали, образования, которые рассматриваются как предпосылки и условия общественного развития.

Информация о работе Конспект лекций по "Философии"