Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций
Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:
Внедрение компьютеров, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития. ( Информатизация общества - организованный социально - экономический и научно - технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.)
Информатизация
общества является одной из
закономерностей современного
При компьютеризации
общества основное внимание
При информатизации
общества основное внимание
Информатизация на базе
внедрения компьютерных и телекоммуникационных
технологий является реакцией общества
на потребность в существенном увеличении
производительности труда в информационном
секторе общественного
В большинстве
развитых стран понимают, что
без чрезвычайных усилий
Результатом процесса
информатизации является
Для каждой страны
ее движение от
В появлении концепции постиндустриального общества некоторые западные социологи усмотрели своего рода итог теоретических усилий выдающихся мыслителей прошлого и настоящего, пытавшихся постигнуть "смысл истории". Согласно Беллу, смысл концепции постиндустриального общества может быть лучше понят, если указать на пять его исходных специфических измерений и компонентов:
1) сфера экономики: переход от производства товаров к производству услуг;
2) сфера занятости: преобладание
класса профессиональных
3) осевой принцип: ведущая
роль теоретического знания
4) предстоящая ориентация:
контроль над технологией и
технологическими оценками
5) процесс принятия решений:
создание новой "
В этом перечне, несомненно,
отражены некоторые существенные тенденции
развития общества в нашу эпоху, связанные
преимущественно с процессом
превращения науки в
Далеко не все цивилизации в истории человечества прошли все вышеупомянутые стадии развития всемирной истории. И лишь западная цивилизация на рубеже XX-XXI веков стремительно превращается в постиндустриальное общество.
В соответствии с последовательными экономическими изменениями происходят изменения и в социальной структуре общества. В индустриальном обществе на смену им постепенно приходят университеты, научно-исследовательские центры и корпорации, а привилегированным слоем становятся высококвалифицированные ученые-специалисты, носители научного знания, и меритократы-профессионалы.
Изменяется сама система материальных и нравственных ценностей. На смену теории трудовой стоимости А. Смита приходит "информационная теория стоимости. В производстве товаров и услуг резко умаляется доля физического труда, а также перенос на них стоимости с орудий производства, и увеличивается роль интеллектуального труда, знаний, информации. Главным становится не физический износ и амортизация промышленного оборудования, а его моральный износ. Что касается знания, то оно не убывает в процессе производства и подвержено лишь "моральному износу" в связи с новыми открытиями и изобретениями.
Если попытаться бросить
ретроспективный взгляд на темпы
смены "поколений" орудий труда
и поколений людей в различные
эпохи, то окажется, что ускорение
технического прогресса характерно
для всей истории человечества. Научно-технический
прогресс XX века внес в непрерывный
процесс обновления материально-вещественного
и субъектно-личностного
Вследствие стремительного увеличения объема научно-технической информации к концу определенного срока имеет место удвоение знаний по сравнению с тем, что было в его начале (в среднем за 15 лет и быстрее). В обозримом будущем высшее образование станет столь же распространенным и, возможно, обязательным, как сейчас среднее, а такие формы подготовки специалистов высокой квалификации, как аспирантура, ординатура и т.п., окажутся столь же массовыми, как ныне высшее образование. Однако для приведения профессиональной квалификации работников в соответствие с достигнутым техническим уровнем производства, уже сейчас нельзя уповать лишь на традиционные формы продления профессионального образования.
Аналогично тому, как постоянное обновление овеществленного знания находит свою наиболее адекватную форму воплощения в гибкой технологии, непрерывный процесс накопления нового "живого" знания возможен также с помощью гибких, динамичных систем образования. Подобные системы позволят работникам сохранять и постоянно повышать профессиональную компетентность на протяжении всего периода своей трудовой активности.
Таким образом, главным
критерием поступательного
Одной из важнейших перемен
по мере становления
Таким образом, общественный
строй и достигнутый
Сейчас стремительно, нарастающими
темпами развертывается новый этап
научно-технической революции. Ведущими,
приоритетными направлениями
Нынешний этап многие ученые
называют "микроэлектронной революцией".
Ведь как раз благодаря "миниатюризации"
информационных систем, то есть воплощению
возрастающих объемов научного знания
во все меньшем физическом объеме,
становится возможным создание как
суперкомпьютеров, так и микропроцессоров.
Новому этапу развертывания научно-
К глобальным
проблемам относятся те, которые
затрагивают основы
Глобальные проблемы есть также специфическое порождение современной эпохи (с середины XX в.), следствие обострившейся неравномерности социально-экономического, политического, научно-технического, духовного, демографического и экологического развития в условиях новой своеобразной исторической ситуации.
С. Хантингтон (США) в своей работе "Столкновение цивилизаций" полагает, что на смет- прежнему антагонизму между капитализмом и социализмом приходит еще более жесткое противоборство цивилизаций, в первую очередь западной, исламской и православной. В этой связи Хантингтон призывает западный мир не "расслабляться" перед лицом нарастающей угрозы ныне отсталых, но модернизирующихся цивилизаций.
В мире возникает многополярность. На первый план выходит противостояние между "сытым Севером" и ''голодным Югом'. Сейчас 20% наиболее богатых стран получают 85% мирового дохода, а на долю остальных приходится 15%. "Юг" не может обеспечить своих жителей не только материальными благами, но и духовно. В условиях экономических трудностей, национальных конфликтов, дестабилизации регион в прошлом так называемого "третьего мира" начинает быть потенциальной угрозой для мирового сообщества.
Глобальные проблемы касаются не только отношения человека к окружающему миру, природе, Они охватывают и внутреннюю жизнь современного общества и человека. Ускорение научно-технического прогресса, переплетение различных отраслей и сфер производства в единый всеобщий производительный процесс, утверждение цивилизованных рыночных отношений, демократизация общественной жизни выдвигают новые требования перед индивидом, который должен овладевать достижениями науки и техники, рынка, демократии, чтобы быть в состоянии принимать квалифицированное участие в жизнедеятельности общества. По мере того, как идет процесс становления совокупного субъекта трудовой деятельности, возникающие экологические, экономические, политические и т. п. проблемы можно решать на основе выработки новой модели поведения, учитывающей не только индивидуальную ответственность, но и коллективную, дающую кооперативный эффект. Современные исследователи для решения глобальных проблем делают ставку не только на научно-технические меры, но и выдвигают задачи изменения самого человека, его сознания, морали, образования, которые рассматриваются как предпосылки и условия общественного развития.