Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций
Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:
Глобальные проблемы являются одновременно естественно-природными и социальными.
Первая группа глобальных проблем связана с основными социально-экономическими и политическими задачами человечества: предотвращение мировой термоядерной войны; прекращение гонки вооружений и качественной модернизации оружия, его нераспространение; создание благоприятных условий для мирового социального прогресса, преодоление отставания в развитии ряда стран, комплексное овладение достижениями рынка и демократической государственности.
Вторая группа - проблемы, касающиеся взаимоотношений человека, НТР и общества. Это: эффективное использование достижений НТР; проведение активной демографической политики; ликвидация опасных болезней; совершенствование системы образования, обмена в достижениях науки и т. д.
Третья группа затрагивает
проблемы, связанные с социально-
Глобальные проблемы не являются чем-то застывшим, некоторые из них обостряются и ослабевают, возникают новые. Например, к числу последних относятся нарастающие по своей остроте проблемы безопасности развития техноструктуры, сохранения биоразнообразия, ослабления иммунного аппарата человека, вызванного воздействием радиации, ксенобиотиков и многочисленных социальных и личных стрессов.
Экологический и антропологический кризис перерастает в культурный, что выражается в стирании этнокультурного своеобразия народов, их колорита и неповторимости. Это вызвано тем, что в определенной степени культурное многообразие перерастает в социотехнический монизм, когда различия между странами и социоэтническими общностями людей начинают состоять в уровне приобщенности к информационно-техническим достижениям. В этих условиях оправданными становятся сознательные усилия человечества, направленные на поддержание традиций. Ведь стремление к новизне, творчеству не должно подавлять самой древней традиции человека - чувств, способностей, вкуса к жизни. Таким образом, экология культуры -это проблема защиты ее природного и гуманистического (человеческого) содержания.
Ненасильственный мир - не только высшая социальная ценность, но и необходимое предварительное условие для решения всех остальных проблем современности. Другие предпосылки преодоления глобальных кризисных коллизий таковы: развертывание научно-технической революции как материальной основы возможного выхода из ситуации "выживания"; утверждение как доминирующего типа мирового хозяйства смешанной (конвергентной) экономики, позволяющей находить баланс между экономической эффективностью и социальной справедливостью; межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении уникальности каждого этноса и каждой культуры, объединительные процессы духовной жизни как в светском, так и в религиозном варианте, в целом намечающиеся прорывы в области интеллектуального поиска. Усиливается тенденция преодоления политической конфронтации, идеологического и религиозного фанатизма и развития сотрудничества, терпимости и плюрализма. Нарастание небывалых опасностей для самого существования человечества как негативный процесс сталкивается с позитивной тенденцией активизации народа и возрастанием роли общедемократического фактора во внутригосударственной и мировой политике.
Тенденция глобализации общественной жизни делает актуальным социальное предвидение как одно из условий сохранения и прогресса человечества.
Термин "культура"
латинского происхождения и
Первое значение термина "культура" несет в себе представление о том, что культура всегда имеет дело с живым. Второе - предполагает деятельное развитие культурного начала. Третье -напоминает о первообразе культуры: архаически-мифологическом культе. Первый смысл соответствует экологической, защитительной жизнетворческой компоненте понятия "культуры", второй - образовательно-воспитательной, интеллектуальной его компоненте и, наконец, третий отражает культовое его содержание.
Первыми деяниями культуры, по мнению 3. Фрейда, были применение орудий, укрощение огня, постройка жилищ. Термин "культура" обозначает всю сумму достижений и институций, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и служащих двум целям: защите человека от природы, овладению ее силами для удовлетворения человеческих потребностей и урегулированию отношений между людьми.
В процессе антропосоциогенеза на протяжении длительного времени ведущее место в культуре занимало обеспечение жизненного цикла человека, удовлетворение потребностей самосохранения человеческого рода. Предпосылками становления культуры были запреты (табу), связанные с пищевым и половым поведением человека. Постепенный переход от присваивающего типа хозяйствования к производящему актуализировал культуру процесса производства. Изготовление орудий труда приобрело значение социальной потребности. Для обеспечения технологии деятельности понадобилась культура управления людьми, что обусловило появление власти и государственности. Формировалась культура общественных отношений - экономических, отношений исторических и социальных общностей людей, брачно-семейных, бытовых, межличностных, отношений общества и личности. Наконец, формировалась культура общественного сознания, проявляющаяся в духовной жизни общества и личности, выражающаяся в культуре знаний, языка, осмысления человеком своего места в мире и отношения к нему, осознания человеком целей и смысла жизни. При выяснении закономерностей развития культуры Ф, Нортрон за основу взял методологический принцип, базирующийся на формах и способах познания. Последние диктуют всю организацию опыта, норм, идеалов и идей, доминирующих в том или ином обществе. Это позволило Нортрону различить два типа культур - восточные и западные. Для первых характерно интуитивное, эмоциональное, непосредственное восприятие мира, для вторых - интеллектуализм, познание в форме теоретических концепций. Важнейшим элементом культуры стала реализация свободы и творчества, показывающая соотнесенность целей и результатов деятельности с объективными закономерностями и тенденциями развития общества и природы, а также с потребностями и интересами людей. Предметная деятельность, общение людей и система духовных символов (идеалов и ценностей) - главные слои культуры.
В истории философии выделяются основные модели культуры. Натуралистическая (Вольтер, Руссо, Гольбах) сводила культуру к предметно-вещественным формам ее проявления, видела в культуре человеческое продолжение природы. В классической модели культуры (XIX в.) человек освобождается от зависимости от природного и божественного миров и предстает как творец культуры, развивающий свои духовные потенции на основе принципов гуманизма, рационализма и историзма (в идеалистическом варианте). В марксистской философии классическая модель культуры приняла материалистическую форму: культура понимается не как чисто духовное воспитание и просвещение индивида, а как создание необходимых условий (материальных прежде всего) для всестороннего развития человека. Неклассическая (модернистская) модель ориентирована на повседневную жизнь человека. В постмодернистской модели обращается внимание на то, что мир противится неразумному воздействию на него человека. Эта модель отвергает попытки свести различные проявления культуры к какой-то первооснове.
Культура есть самовоспроизводство человека, осуществляемое в его материальной и духовной деятельности. В соответствии с этим различают материальную и духовную стороны культуры. Материальная культура - совокупность материальных благ, средств и форм их производства и способов овладения ими. Духовная культура - сфера сознания (познание, воспитание и просвещение, наука, философия, различные формы сознания, куль- тура общения, дискуссий и т. д.), совокупность способов деятельности по созданию духовных ценностей. В материальной культуре заключено формирующее ее духовное начало (способности людей), а продукты духовной культуры облечены в материальную форму. Материальная и духовная культуры - две стороны ее целостного феномена. Нередко называют подуровни единой культуры: физическая, экологическая, художественная и т. п. Существует также узкое понимание культуры как отрасли народного хозяйства, осуществляющей культурно-просветительскую деятельность через библиотеки, музеи, клубные учреждения, театры и т. д.
В культуре выражен ее надбиологический характер. Человек воспринимает культуру избирательно под влиянием предпочтений, определяемых многими обстоятельствами. На основе этой усвоенной им культуры он оказывается способным развиваться дальше.
Различаются "живая" культура - система ценностей, создаваемых в каждый данный момент жизни человека, и освоенная культура как воплощенная социальная память (в виде открытий в науке и технике, творений архитектуры и скульптуры, произведений литературы, живописи, музыки, народного творчества и т. д.). Через устойчивую сторону культуры (традиции) происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории. Традиция как выражение преемственности, как историческая память - непременное условие новаторского развития культуры. Тиражирование известного, уже сотворенного ранее - это распространение культуры. Оно приобщает широкий круг людей к процессу функционирования культуры в обществе. Творчество же культуры предполагает включение нового в процесс исторического развития.
Со второй половины 18 в.
культура рассматривалась: а) как процесс
раз
вития разума и разумных форм жизни, противостоящих
дикости и варварству
(французские просветители); б) как историческое
развитие человеческой духовности (Кант,
Фихте, Гегель и др.).
В познании культуры движение мысли шло от отождествления культуры со всем, что сотворено человеком, к анализу человеческой активности (деятельности, поведения и общения), благодаря которой создается надприродная искусственная среда человеческого бытия, функционирующая, тем не менее, в определенных природных условиях.
Важнейшими формами
и религия.
В культуре имеются следующие важнейшие сценарии отношения к действительности: 1) новационный - передел, создание новой культуру (западноевропейский); 2) традиционалистский - приспособление человека к действительности и старым культурным традициям (восточно-азиатский); 3) иррацио-налистический - уход от действительности в сферу духовности (индуистский, кармический). В «чистом» виде данные сценарии не проявляются. В динамике культуры в целом выделяются: а) культурогенез (порождение новых культурных форм, культурных систем); б) трансляция культурных традиций (обеспечение преемственности социального опыта); в) диффузия туры (заимствование и освоение образцов иных культур); г) трансформация форм культуры (обновление, деградация, распад).
Материальные объекты мира культуры не только созданы человеком, но неотделимы от человеческой деятельности вообще. Вне связи с ней они либо растворяются в природе, либо остаются памятниками умершей культуры, предметом изучения археологов и историков. И уже в этом качестве они включаются в культуру живую. Таким образом, сама "материальность" культуры отличается от материальности естественной природы своей неразрывной связью с человеческой деятельностью, которая включает в себя не только материальное, но и идеальное (духовное, интеллектуальное) начало, представляет собой их единство. Это свое качество она переносит и на создаваемые ею объекты. Материальные объекты культуры, так сказать, одухотворены человеческой деятельностью, которая придала им определенное содержание, наделила теми или иными функциями, вдохнула в них "душу" в виде определенного ценностного начала или смысла. Поэтому вся материальная культура на самом деле есть единство материального и идеального.
Это единство присуще и явлениям, принадлежащим к духовной культуре. К ней относятся разные виды искусства - музыка, живопись, художественная литература, а также этические ценности и нормы, системы философских идей, религиозные учения и т.п. Но чтобы эти творения человека стали доступны другим людям, они должны быть материализованы в действиях человека, в языке, устном или письменном, воплощены в каких-то иных материальных формах (например, на полотне художника, на пленке аудио- или видеокассеты). Значит, любые явления культуры соединяют в себе материальное и идеальное. Это обстоятельство и дает философии основание делать предметом осмысления культуру, как таковую, независимо от ее деления на материальную и духовную, имея в виду, что различие между ними с точки зрения сущностных характеристик феномена культуры чисто функциональное, а не принципиальное. Орудия труда и произведения станковой живописи созданы с различными целями и удовлетворяют разные общественные или личные потребности, но как творения человека они принадлежат культуре.
Итак, культура в своем предметном бытии зависит от человеческой деятельности, является ее продуктом, результатом. Деятельность завершается, реализуется, овеществляется в предметах культуры. И в то же время предметы культуры остаются таковыми не вне деятельности, не за ее пределами, а в самой деятельности человека. Так, художественное произведение, например книга, внешне - просто материальный предмет. Книга входит в жизнь культуры, когда ее читают, то есть когда она включена в духовную деятельность, является элементом этой деятельности. Но продолжим приведенный пример. Прежде чем книга попадет к читателю, она должна быть написана. Создание книги и ее чтение - это разная деятельность. В первом случае речь идет о творчестве, во втором - об освоении. Правда, и в самом освоении культуры также имеется творческий момент. Следуя автору, читатель формирует в своем сознании образы героев книги, они вызывают у него те или иные эмоции, оценки и т.д. Поэтому говорится, что освоение уже функционирующей культуры есть процесс сотворчества, а не просто пассивного усвоения. Созданные в процессе творчества предметы культуры обладают одним существенным свойством - они уникальны, единственны, неповторимы. Потом они могут воспроизводиться, тиражироваться, но в культуру они входят как нечто уникальное. Этим творчество культуры отличается от серийного производства, где, напротив, существует стандарт, и задача в том, чтобы его соблюдать, точно копируя производимый предмет.
Произведения искусства, научные открытия, технические новации - все это продукты творческого труда. Его специфика в том, что художник, ученый опирается на все предшествующее развитие культуры и в кооперации с современниками продолжает процесс культуротворчества. Действительно, чтобы создать что-то новое в любой сфере деятельности, надо овладеть ее достижениями, то есть быть на высоте культуры своего времени. Это обстоятельство таит в себе огромные, хотя и исторически ограниченные достигнутым уровнем культуры возможности для развертывания сознательно целенаправленной и свободной творческой деятельности.
Вообще любая человеческая деятельность носит сознательный и целенаправленный характер. Творческий труд - это не работа по заданной извне программе, навязанному регламенту, готовой схеме, а поиск нового, заранее неизвестного, созидание того, чего прежде не было. Без свободы творчества культура развиваться не может. И потому люди творческого труда так дорожат своей свободой и борются за свободу.
Единственным ограничителем этой свободы является сама культура. Иначе говоря, в процессе свободной творческой деятельности должна созидаться культура, то есть нечто представляющее общественный интерес, удовлетворяющее общественную потребность, имеющее общекультурное значение. Предмет культуры несет в себе некое всеобщее содержание. Любая культура представляет собой определенную системную целостность, имеет свои критерии и нормы и отторгает то, что им не соответствует. Не всякий рифмованный текст является поэзией, не всякий нарисованный предмет - произведением изобразительного искусства.