Конспект лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций

Описание

Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:

Работа состоит из  1 файл

Конспект по философии.docx

— 389.57 Кб (Скачать документ)

Итак, культура не сводится ни к предметам культуры, ни к  деятельности как таковой. Культура не нечто внешнее человеку, ибо  именно человек является носителем  и субъектом культуры. Без человека предметы культуры превращаются просто в совокупность материальных объектов, а в присутствии субъекта созданное  человеком становится культурой. "Система  культуры" включает в себя предметы культуры, человеческую деятельность и ее субъекта, носителя культуры. В их единстве и существует феномен, именуемый культурой. Из такого понимания культуры отчетливо виден недостаток ее трактовки лишь как "второй природы": она отражает только внешнюю объективную сторону культуры. Но культура укоренена в бытии человека как субъекта, созидающего "мир культуры". Это мир, в котором неотделимы друг от друга субъективное и объективное, материальное и идеальное, внутреннее и внешнее, причем любое внешнее выражение культуры есть проявление степени развития самого человека. Сам человек формирует себя в процессе своей деятельности и общения как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т.д. Биологически же человеку дается лишь организм, обладающий определенным строением, задатками, функциями. Поэтому не будет преувеличением сказать, что культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. Бытие культуры - это бытие человека как субъекта, это его субъективная активность, деятельность, это созданный им материальный и духовный мир, это их единство и взаимосвязь.

 

  1. Глобальные проблемы современности.

  К глобальным проблемам в  первую очередь относятся следующие:

  • предотвращение термоядерной войны, создание безъядерного ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов на основе консенсуса их жизненных интересов,взаимного доверия и общечеловеческой солидарности;
  • преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между развитыми индустриальными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки, устранение во всем мире экономической отсталости, ликвидация голода, нищеты и неграмотности, в которые ввергнуты сейчас многие сотни миллионов людей;
  • обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами, как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, сырье и источники энергии;
  • преодоление экологического кризиса, порождаемого катастрофическим по своим последствиям вторжением человека в биосферу, сопровождающимся загрязнением окружающей природной среды - атмосферы, почвы, водных бассейнов - отходами промышленного и сельскохозяйственного производства;
  • прекращение стремительного роста населения ("демографического взрыва"), осложняющего социально-экономический прогресс в развивающихся странах, а также преодоление демографического кризиса в экономически развитых странах из-за падения в них рождаемости значительно ниже уровня, обеспечивающего простую смену поколений, что сопровождается резким постарением населения и угрожает этим странам депопуляцией;
  • своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий научно-технической революции и рациональное, эффективное использование ее достижений на благо общества и личности.

Таковы наиболее важные и настоятельные  глобальные проблемы современной эпохи, перед лицом которых оказалось  человечество на рубеже нового тысячелетия  своей истории. Список глобальных проблем, конечно, не исчерпывается перечисленными выше; многие ученые как в нашей  стране, так и за рубежом с определенным основанием включают в него и другие: международный терроризм, распространение  наркомании и алкоголизма, распространение  СПИДа, лихорадки Эбола, новые вспышки  туберкулеза и малярии и другие проблемы здравоохранения, а также  проблемы образования и социального  обеспечения, культурного наследия и нравственных ценностей и т.д. Принципиальное значение имеет выявление их происхождения, характера и особенностей, а главное - поиски научно обоснованных и реалистичных в практическом отношении способов их решения. Именно с этим связан целый ряд общетеоретических, социально-философских и методологических вопросов в их изучении, которые к настоящему времени сложились в последовательную концепцию глобальных проблем современности, опирающуюся на достижения современной науки и философии.

Сам термин "глобальные проблемы", впервые введенный в употребление в конце 60-х годов на Западе, получил  широкое распространение в значительной мере благодаря деятельности Римского клуба.

Современные глобальные проблемы - закономерное следствие всей глобальной ситуации, сложившейся на земном шаре в последней  трети XX века. Для правильного понимания  их происхождения, сущности и возможности  их решения необходимо видеть в них  результат предшествовавшего всемирно-исторического  процесса во всей его объективной  противоречивости. Это положение, однако, не следует понимать поверхностно, рассматривая глобальные проблемы как  просто разросшиеся до планетарных  масштабов традиционные локальные  либо региональные противоречия, кризисы  или бедствия. Будучи результатом (а не просто суммой) предшествовавшего общественного развития человечества, глобальные проблемы представляют собой специфическое порождение именно современной эпохи, следствие крайне обострившейся неравномерности социально-экономического, политического, научно-технического, демографического, экологического и культурного развития в условиях совершенно новой, своеобразной исторической ситуации.

Речь идет о неравномерности  развития отдельных стран и различных сфер жизни и деятельности внутри этих стран, неравномерности в развитии различных сторон жизнедеятельности человека, который в условиях своей жизни, в своем поведении и сознании может, образно говоря, одновременно пребывать в разных исторических эпохах, разделенных между собой десятилетиями и столетиями.

Несмотря на разительные социальные, экономические, политические и культурные контрасты, правомерно тем не менее  говорить о становлении единой цивилизации  на нашей планете. Глобальные проблемы современности порождены в конечном счете именно всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации, когда технологическое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической действительности, а побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социальных, экологических и демографических императивов эпохи.

Историческое своеобразие и  социальная уникальность глобальной ситуации, сложившейся на пороге третьего тысячелетия, властно потребовали от человечества высокой моральной ответственности  и беспрецедентных практических действий как во внутренней политике отдельных стран, так и в международных  отношениях, как во взаимодействии общества с природой, так и во взаимоотношениях между самими людьми.

Все глобальные проблемы современности  тесно связаны друг с другом и  взаимно обусловлены, так что  изолированное решение их практически  невозможно. В представлении некоторых  ученых взаимосвязь и взаимообусловленность  глобальных проблем образуют некий "порочный круг" неразрешимых для  человечества бедствий, которых либо вообще нельзя избежать, либо единственное спасение от них состоит в немедленном  прекращении экономического роста  и роста населения.

Правильное определение приоритетов  в решении глобальных проблем  имеет исключительно важное практически-политическое значение. "Иерархия" глобальных проблем отнюдь не сводится к их формальной научной классификации. Она предполагает не просто приоритет  одних из них по отношению к  другим в соответствии с объективным  значением каждой из них для человечества, с насущностью их решения. Исходя из всей совокупности глобальных проблем  как взаимообусловленной комплексной  системы реальных противоречий современной  эпохи, важно рассмотреть эту "иерархию" сквозь призму их причинно-следственных связей, которые, в свою очередь, диктуют  определенную последовательность как  в их теоретическом анализе, так  и в практическом решении.

Какими бы серьезными опасностями  для человечества ни сопровождались все остальные глобальные проблемы, они даже в совокупности отдаленно  несопоставимы с катастрофическими  демографическими, экологическими и  иными последствиями мировой  термоядерной войны, которая угрожает самому существованию цивилизации  и жизни на нашей планете. Вот  почему безъядерный, ненасильственный мир - не только высшая социальная ценность, но и необходимое предварительное  условие для решения всех остальных  глобальных проблем современности.

Отныне становится все более  очевидным, что мирное сосуществование, решение международных конфликтов не военными, а политическими средствами - необходимое условие, повелительный  императив для выживания человеческой цивилизации в целом, для сохранения жизни на нашей планете.

 Впервые в истории перед человечеством открылась возможность обеспечить средствами существования многомиллиардное население земного шара, создать всем людям достойные условия жизни. Для достижения этого человечество ныне располагает необходимыми экономическими и финансовыми ресурсами, научно-техническими возможностями и интеллектуальным потенциалом. Но для воплощения этой возможности необходимы добрая воля и международное сотрудничество на основе приоритета общечеловеческих интересов и ценностей.

Глобальные проблемы цивилизации  требуют для своего разрешения самой  широкой коалиции всех социальных сил  и общественных движений, заинтересованных в социальном прогрессе, и одновременно создают объективные условия  и субъективные предпосылки для  их сотрудничества.

Успешно бороться за решение этих глобальных проблем можно и нужно уже сейчас на основе конструктивного и взаимоприемлемого сотрудничества всех стран и народов, невзирая на национальные и социальные противоречия.

 



Информация о работе Конспект лекций по "Философии"