Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:30, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

экзамен философия..docx

— 375.01 Кб (Скачать документ)

Человек пытается преодолеть дискомфортность бытия, обращаясь  в вере или к творчеству, к нравственным ценностям.

(У Ницше человек –  канат между животным и сверхчеловеком). Синтезирующие концепции человека

Основателем направления "философская антропология", возникшего в 20- х годах в русле происходившего тогда в Европе "антропологического поворота", является М. Шелер (1874 - 1928), который изложил основные идеи этого направления. У человека есть дух: человек есть "духовное бытие". Животные ограничены средой обитания, дух же преодолевает ограничения среды. Отсюда вырастает его способность к интеллектуальному познанию и эмоционально-чувственное отношение к миру (любовь).

Личность - это единственная форма существования духа. Только на личностной основе существует возможность  творческой самореализации духа.

 

 

 

 

 

 

 

50(в) Культура – это содержание общественной жизни.

Цивилизация – это форма организации общественной жизни.

Культура вырабатывает систему ценностей с целью гармонизации отношений человека с миром. Она всегда направлена на человека, задает ему смысложизненные ориентации.

Культура – сфера свободной самореализации человека.

Цивилизация ищет формы осуществления гармоничных отношений человека с миром. Цивилизация – это нахождение способа приспособления к миру, создания благоприятных условий для человека. …Нормы, образцы поведения… Рамки, нормы, образцы цивилизованного на данном отрезке времени поведения когда-нибудь теряют свое значение, устаревают. Мгновения драматических смысловых преображений никогда не теряют своей культурной значимости. Остается неповторимый духовный опыт, встреча одного сознания с другим сознанием, взаимодействие индивидуального со стереотипами. Источник развития культуры – противоречия между традициями, устоявшимися нормами и правилами и новаторством. Диалог культур Современный мир характеризуется идущим процессом глобализации, процессов образования единой человеческой цивилизации. Он начинался с международного разделения труда, развития сетей коммуникаций (поезда, самолеты, Интернет, мобильная связь).  Идет не только перемещение тысяч тонн природных ресурсов по планете, но и миграция населения. 

При этом сталкиваются представители  различных культур – национальных, религиозных. Готовы ли мы, люди  к  этому?

С.Хантингтон утверждает, что наряду с западной (атлантической) цивилизацией, включающей в себя Северную Америку и Западную Европу, можно выделять:.славяно-православную; конфуцианскую (китайскую);японскую;исламскую; индуистскую;латиноамириканску.; возможно формируется африканская цивилизация. Отношения между ними он характеризует как столкновение. Причем, прежде всего идет столкновение Западной и Исламской цивилизаций. НО по большому счету, за реалистическую следует принять формулу «The West and The Rest», т.е. – «Запад и все остальные»…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50(д) Массовая культура - надстройка над базовой культурой.

Существует точка зрения, что массовая культура - продукт  самой массы. Владельцы средств  массовой информации лишь изучают потребности  масс и дают то, что хотят массы. Другая точка зрения заключается  в том, что массовая культура  продукт интеллигенции, нанятой  владельцами средств массовой информации. Это средство манипулирования массами, навязывания им своих ценностей  и стандартов жизни.      

Иногда используется термин «медиумическая культура», она занимает промежуточное положение между элитарной и массовой, являясь элитарной по отношению к массовой и массовой по отношению к элитарной.

Хотя культура всегда национальна  и целостна, в каждом обществе существуют много подгрупп с различными культурными ценностями и традициями. Система норм и ценностей, выделяющая группу из большого сообщества, называется субкультурой.

В обществе могут появляться и группы, стремящиеся выработать нормы и ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. Эти нормы и ценности образуют контркультуру, которая может вступить в конфликт с господствующей культурой.

 

Особенность социологического подхода к пониманию культуры заключается в том, что культура рассматривается как механизм регуляции  поведения человека, социальных групп, функционирования и 'развития общества в целом.

При самом  общем социологическом подходе  к пониманию культуры обычно отмечаются три ее характеристики:

1)    культура представляет  собой общеразделяемую систему

ценностей, символов и значений;

2)    культура - это  то, что постигает человек в  процессе своей

жизнедеятельности;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

53(б) 2.  плеядный подход (плеяда – сообщество). Он исходит из игнорирования или принижения прав личности, подчинения ее интересам социальной общности. Это ведет к подавлению прав человека, к признанию его лишь элементом системы.

Вообще важно на каждом этапе общественного развития найти  меру, диалектическое единство личного  и общественного…

 

Биологические качества индивида достаточно устойчивая его сторона. Личностные же качества во многом зависят  от функционирования человеческого  сознания, усвоения общечеловеческих ценностей, норм нравственности (которые делают возможным сознательный выбор человеком своего жизненного пути).  Нарушение нормальной деятельности сознания ведёт к полной или частичной утрате личностных черт (что наблюдается у хронических алкоголиков, наркоманов или в случае заболевания мозга). Поэтому важно единство биологического, социального и духовного в человеке.

 

Личность с философской точки зрения есть степень воплощенности в отдельном человеке сущности человека. Ортега-и-Гассет отмечал, что это – идеал, который никогда не воплощается до конца.  Так как человек – существо противоречивое, он, как Сизиф, снова и снова «вкатывает камень в гору», т.е. пытается решить противоречия собственной природы, быть личностью.

Личность есть целостность и характеризуется сознательно-волевыми проявлениями. Слово происходит от слова маска, роль. И сегодня существует ролевая концепция личности (Т.Парсрнс, М.Вебер, Дж.Мид, М.Кун, Ч.Кули). Личность расслаивается на функционально-ролевое Я и первичное базисное Я.  Важно чувство обладания своим Я. Это позволяет дистанцироваться от роли, сохранять способность творческой активности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

53(г) Личность и «человек массы»… Понятие человек массы было введено в 1930 г. Испанским историком и философом Х.Ортега-и-Гассетом в работе «Восстание масс», где он говорит, что все большую роль в истории начинают играть не личности, а массы. Он связывает это с развитием демократии и ростом благосостояния, но оценивает это явление скорее негативно, чем позитивно. Человек массы – поверхностный человек, но практичный и активный. Он несет определенную угрозу высокой классической культуре. Это – человек-потребитель…

Все мы с условиях массового производства и потребления, массовой культуры и СМИ – «люди массы», мы – «как все». Но у каждого есть личностное ядро. Вопрос в том, в какой мере оно развито и что в нас доминирует – массовый человек или личность. Что мы хотим в себе развивать?

 Еще одна проблема  – личность негативная и личность позитивная. Этот вопрос наиболее выпукло проявляется при анализе проблемы о  роли личности в истории. История сохранила много имен людей, оставивших след в истории. Но кто-то из них вел народы к прогрессу, а кто-то ввергал их в войны, страдания и нищету… При анализе этой непростой проблемы, можно использовать понятие «творчества». Понятие «личность» обычно ассоциируется с выражением «творческая личность». Творчество – это не просто создание любого нового, но такого нового, которое является созидательным, способствует прогрессу человечества. Поэтому при ответе на вопрос «является ли этот человек действительно выдающейся личностью?», следует ориентироваться не только на обладание этим человеком силой воли, способностью повести за собой людей, харизмой, но и его позитивной или негативной ролью в истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

54. Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте  человечества. Проблема смысла жизни. Человека всегда интересовала проблема жизни и смерти. Что будет после смерти? Если все умрут рано или поздно, то каков смысл жить вообще? Ведь благородно или подло жил человек - смерть все обесценивает.

Благодаря сознанию, человек  может выходить за рамки наличного  бытия, представлять будущее. Наше сознание противится смерти. Человек хочет  продлить свое бытие.

 Религия говорит, что умирает только тело, а душа вечна. Поэтому есть смысл  жить праведно, нам не безразлично, что будет после смерти. Религия, таким образом, ищет смысл жизни вне жизни.

Материалисты не признают бессмертия души. Они считают, что человек оставляет после себя свои дела, воплощает себя в построенных здания, созданных теориях, просто в памяти близких. Есть смысл жить благородно, ибо важно, что мы вносим в жизнь. От каждого зависит будущее. Смысл жизни в самой жизни, а не за ее пределами.

Большое внимание проблеме жизни  и смерти уделяли экзистенциалисты. Хайдеггер выдвигает идею человека живущего, действующего, переживающего. Это и отличает учение Хайдеггера от «классического» субъективизма, для которого субъект есть субъект прежде всего познающий, творящий из себя мир, а уже потом живущий.

Создавая свою оригинальную теорию смерти, Хайдеггер отмечает, что основная «задача» смерти как экзистенциала — раскрыть существованию его собственное бытие в собственных возможностях. В онтологическом смысле задача смерти — создать бытие таким, каким оно должно быть.

В целом, интерпретируя смерть, Хайдеггер выступает с агностических  позиций, отрицая всякую возможность  познания загробной жизни. Смерть «начинается» с рождением человека и сопровождает его всю жизнь. «Смерть есть феномен  жизни». То есть смерть определяет жизнь. Существование конечно. Окончание бытия-в-мире есть смерть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

55. Природа как  объект философского и научного  познания. В предельно широком, философском смысле категория «природа» соразмерна категории «бытие», трактуемой как все сущее, включая и самого человека.

Понимаемая  в более узком смысле как естественная среда обитания человека, природа  является основным объектом изучения естествознания.

Близким по значению к понятию  «природа» является понятие «материя», но материя не включает психических  явлений, присущих животным, как природным  существам.

В античной философии существовало понятие «фюсис», что значило  «природа», причем, имелась в виду «природа, как «природа чего-либо», т.е. как сущность чего-либо. Такой подход стал основанием для развития науки, суть которой - найти за миром видимых вещей скрытые связи, закономерности, причины всего происходящего. В Новое время природа понимается как «натура», как совокупность всех видимых явлений.

 В итоге,  мы понимаем, что природа –  это и видимые явления и  скрытые связи, ей характерны  и случайность и необходимость,  она есть единство сущности  и явлений и т.д. Природа  развивается, она подвижна и  изменчива, качественно и количественно  неисчерпаема.

 Выше сказанное подводит  к пониманию того, что понятие природы и отношение к ней исторически изменялись, будучи тесно связанны с развитием практики, науки и культуры.

Есть природа как объективная  реальность (уровень онтологии), а  есть наше понимание этой природы (уровень  гносеологии).

Классический  образ природы формировался в 17-18 веках и просуществовал почти до 20 века. Многим эти представления присущи и сегодня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

55(б) В целом можно констатировать двойственное отношение к природе: и боязнь и стремление господствовать над ней.

Неклассический  образ природы.

Далее обнаруживается связь  живой и неживой природы, эволюция природы (Дарвин). Однако полагается, что есть устойчивые закономерности, познав которые можно реализовать, на их основе, все свои желания.

Решающие шаги в становлении  новых представлений были сделаны  в области атомной и субатомной физики, где человек попал в совершенно новую познавательную ситуацию. В теоретический аппарат естествознания были введены понятия, которые не являются наблюдаемыми в эксперименте величинами, но помогают описывать то, что происходит. Был сформулирован вероятностно-статистический подход к природным явлениям и объектам, что фактически означает отказ от концепции механистического детерминизма, от однозначной причинно-следственной связи. Многие явления мы можем предсказать только с определенной долей вероятности. Далеко за рамки естествознания вышли сформулированная Н. Бором и ставшая основой в неклассической физике идея дополнительности (электрон одновременно и вещественная частица-корпускула и электромагнитное поле), а также принцип относительности Эйнштейна.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"