Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Философия".
55(д) "Планетарные" возможности человека сейчас таковы, что процесс познания природы уже нельзя считать актом "бесстрастного" наблюдения за чем-то внешним по отношению к наблюдателю. Наряду с введением принципа глобального эволюционизма (развивается неживая, живая природа и общество), был введен антропный принцип (амер.физик Картер), отмечающий, что человек возник как результат эволюции и, как высший этап эволюции, влияет на все, что происходит в природе. Т.е. нельзя рассматривать природу и человека в отрыве друг от друга. Н.Н.Моисеев ввел понятие коэволюционного императива, т.е. требования совместного, гармоничного развития природы и общества. В связи с этим впервые за всю историю человечества встает вопрос о "цене" знания, которая не должна быть столь "высокой", чтобы полученное знание привело бы человеческий род к гибели. Другими словами, "истина" перестает быть самодовлеющей категорией науки. В постнеклассической науке возникает новая идеология рациональности: рационально то, что ведет к выживанию. Такую идеологию можно было бы назвать гуманитарным антропоморфизмом. Итак, встает вопрос об оценке действий ученого не только с точки зрения научной компетентности, но и нравственной ответственности.
Итак, специфика философского подхода – обобщенное изучение явлений, в данном случае природных, как целостных, в контексте всего бытия, а также проникновение и выявление сущности явлений. При этом философия всегда опирается на данные частных наук.
56. Природа как
среда обитания человека. Понятие
о биосфере и ноосфере. Коэволюционный
императив. Место
В массовом сознании, в утопиях
и антиутопиях природа
56(б) Важным шагом в углублении понимания проблем взаимосвязи общества и природы в 20 веке стало учение В. И. Вернадского о ноосфере. По его мнению, ноосфера - это такая степень развития биосферы, при которой разумная деятельность человека становится по своему масштабу и содержанию важным преобразующим фактором планетарного значения.
Ноосферный подход предполагает включение в эволюцию окружающего мира космоса и влияние на него разумных и гуманных человеческих усилий. Сегодня данное понимание закрепляется понятием антропного принципа.
Наукой, общественной
практикой и самой историей
доказано, что природа и общество
- это единая система, они
Во-первых, общество вышло из природы в процессе ее весьма длительного развития.
Во-вторых, известно, что человек вынужден приспосабливаться к природе, к ее явлениям, воздействующим на его организм, на его физическое и психическое состояние, самочувствие, настроение. Он адаптируется к данной природной среде. В-третьих, люди не могут, не обращаясь к природе, добывать, производить жизненно необходимые блага, удовлетворять свои потребности. Люди, взаимодействуя с природой, совершенствуются сами - вырабатывают у себя определенные навыки, формируют личностные качества, расширяют свои знания, совершенствуют орудия труда и т.д. В-четвертых, географическая среда определяет наличие и функционирование на отдельной территории таких видов производства, как добывание ценных металлов, нефти, газа, занятие сельским хозяйством, рыболовством, охотой, лесоводством и др.
56(г) На земле разворачивается и углубляется экологический кризис, ситуация, когда природа утрачивает способность к самовосстановлению, саморазвитию, что в итоге угрожает существованию человека. Особую опасность для человечества представляют «парниковый эффект», утрата биоразнообразия, загрязнение воздуха, воды, почвы и др.
Как быть обществу? Во-первых, нужно создавать экологически безопасные технологии, производство в глобальных масштабах.
Во-вторых, необходимо во всемирном масштабе осуществлять глобальную экологическую политику, выполнять решения, направленные на устранение варварского отношения людей к природе.
В-третьих, надо формировать у людей эстетическое, нравственное отношение к природе, воспитывать, как писал Маркс, «человеческие чувства к природе». Необходимо экологическое воспитание всего населения 3емли.
Иначе говоря, необходимо новое мировоззрение, включающее развитие знаний, в том числе философских подходов, новая система ценностей, в которой экологические ценности заняли бы ведущее место и экологизация деятельности (мало- и безотходные технологии, введение экологического критерия для оценки любой деятельности, а не только критерия прибыли, экологическая политика, регулирующая деятельность). На международном уровне принята концепция устойчивого развития, смысл которой в том, что экономическое развитие должно быть экологически приемлемым. Она принята на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Затем она неоднократно уточнялась и конкретизировалась. На этой основе в отдельных странах, в т.ч. и в РБ принята своя концепция УР. В основе ее лежит идея коэволюционного императива в развитии общества и природы, т.е. требование согласованного, гармоничного их развития.
Однако проблема и на личностном уровне, и на уровне государств и всего человечества в том, что в существующей системе ценностей на первом месте стоят прибыль, деньги, желание доминировать, карьера, престижное потребление и т.п., а духовные, нравственные ценности отодвинуты на второй план.
56(а) Природа в узком смысле слова - это та часть природы, с которой человек вступает в непосредственное взаимодействие и которая является естественным условием человеческой жизни.
Природа, как совокупность всех живых организмом и среды их обитания, получила в 1875 году название БИОСФЕРЫ. Ввел этот термин австрийский геолог Э.Зюсс, а учение о биосфере разработал В.И.Вернадский. Среда обитания (вода, нижний слой атмосферы, верхняя часть земной коры) называется географической средой. В 18 веке сформировалась концепция географического детерминизма. Представители – Ш.Монтескье, Л.Н.Мечников, Бокль и др. Они считали, что от географической среды зависит вся жизнь общества, его особенности, в том числе и культурные. Очень важны понятия «первая природа» - так, как она существует сама по себе (лес, например), и «вторая природа» - преобразованная человеком и зависящая от него (парк, например). Сегодня вся биосфера становится «второй природой»… Также важны понятия «естественное» и «искусственное» в понимании природы. Никакая созданная человеком вещь не бывает 100% искусственной, а значит, никогда не подчиняется нам полностью… Проблема взаимодействия природы и общества, воздействия природы на общественную жизнь - одна из актуальных проблем социальной философии. В первобытности было мифологическое одушевление природы. В античности считали, что ею управляют боги. Рассматривали не отдельные явления, а природу как целостный космос. Человека понимали как микрокосмос. В Средние века, когда философия была под сильным влиянием религии, природа и человек рассматривались как творения Бога, а их взаимосвязь считалась проявлением божественной воли. По-другому истолковывалось взаимоотношение природы и общества в эпоху Возрождения, когда возникло новое естествознание, и особенно натурфилософия - философия природы. Большой вклад в новое понимание взаимосвязи природы внесли такие мыслители, как Дж. Бруно, Н. Коперник, Г. Галилей и другие естествоиспытатели, философы. Природа рассматривалась ими как объективно существующая реальность, необходимая для жизни общества, как источник его существования. В Новое время с развитием науки стало еще более очевидным, что природа - жизненная материальная основа общества, источник его существования и развития, а само общество является особой частью природы, развивающейся по своим законам.
56(в) Некоторые известные ученые, социологи, философы чрезмерно преувеличивают роль природы, природной среды (географический детерминизм). Например, английский историк Г.Т. Бокль писал, что вид природы, почва, виды употребляемой пищи и островное положение страны развивают кругозор людей, целых народов; позволяют им смотреть далеко, определяют общественный прогресс.
.В-пятых, природа,
соотношение ее форм, красок, ритмов
являются источником чувства
прекрасного, служат
В-шестых, существует мнение, что есть общие, бытийные принципы, обеспечивающие гармонию космоса и гармонию общественной жизни. Прежде всего, это принципы системности, целостности, разнообразия, конкуренции, борьбы, но при доминировании связи, взаимодополнительности элементов. В обществе они проявляются как законы морали. Следовательно, природа и общество связаны и взаимодействуют. Проблема воздействия общества на природу
Природа является предметом труда. Функционирование многих рыночных структур усугубляет неблагополучие связи общества и природы. В результате неразумного использования богатств природы, возникает нарушение экологической устойчивости. Это отрицательно сказывается на жизни людей (и здоровье, и материальное благосостояние в результате аварий).
56(е) . Вместе с тем, без них не может быть экологической культуры, не может быть достигнуто состояние коэволюции общества и природы.
Один из важнейших
бытийных законов, открытых еще древними
греками и развитый Гегелем и
марксистами – это закон
Экологические ценности:
жизнь, благоговение перед жизнью, доверие к жизни, природа, красота природы, целостность природы, сохранение экологического равновесия, гармоничное развитие человека и природы, сотрудничество, ответственность за будущее, ненасилие, со-трудничество, со-гласие, со-страдание и др.
Экологическое сознание – это система эмоций, чувств, знаний, установок, ценностей, основывающихся на представлении о единстве человека, общества и природы.
55(а) Классические представления природы связаны с развитием классической, механистической науки и метафизического философского подхода. Механистический подход рассматривал целое как сумму частей, не видел, что в целом есть связи и появляются новые, интегративные закономерности (поэтому, если вырубить лес, то обмелеет река – они являют собой целостную, органическую, а не механическую систему).
Природа понималась как нечто неизменное. Изменения носят в основном количественный характер, качественно же, в сущности своей, природа не меняется. Биолог 17 в. Линней: видов столько, сколько создал Бог. Позже начинаются попытки как-то классифицировать естественнонаучный материал. Для этого надо найти, как связаны природные явления между собой (Ламарк).
В 17 веке Р.Декарт разделил мир на объект и субъект. Природа, как объект (объект, по определению, пассивная сторона субъект-объектного взаимодействия), рассматривалась как существующая сама по себе, независимо от человека (субъекта, являющегося активной стороной взаимодействия). Человек смотрит на мир как бы со стороны. Он независим. Какое отношение к природе при этом формируется? Покорительское. Природа понималась как нечто бесконечное, неисчерпаемое, неизменное. Что бы мы с ней не сделали, ничего существенного не случится. Природные катаклизмы вызывали страх у людей, но человек верил в могущество разума и техники. Развиваются природоохранные законодательства, но охраняются только те ресурсы, объекты природы, которые нужны человеку. Само понятие «охрана» говорит о патерналистском отношении человека к природе, к животным, как «братьям меньшим». Все это характеризуют как зазнайство разума.
55(г) Современный постнеклассический образ природы.
Наука перешла к изучению больших и очень сложных систем, какими являются человек, биосфера, общество и т.п. Ученым пришлось отказаться от аналитического подхода к изучаемым объектам. Основными методами исследования становятся синтетические, системные методы, объясняющие свойства явлений не через сведение их свойств к свойствам частей, а концентрирующие внимание на выявлении свойств системы как целого. Обнаружилось, что поведение сложных саморазвивающихся систем, пронизано многочисленными нелинейными обратными связями между подсистемами. Именно эти обратные связи обусловливают индивидуальную неповторимость эволюции сложных систем. Развития системного подхода и его применение к сложноструктурированным объектам привело, в конце концов, к созданию нового направления в естествознании - синергетике, в основу которой были положены работы Германа Хакена, Ильи Пригожина и других. Синергетика изучает поведение способных к самоорганизации сложных систем, находящихся вдали от состояния теплового равновесия и интенсивно обменивающихся энергией с окружающей средой. Такие сложные системы начинают развиваться в направлении усложнения своей структуры, причем "траектории" такого развития могут раздваиваться (в точках бифуркации), вследствие чего развитие системы становится непредсказуемым, зависящим от собственной предыстории и воздействий среды.