Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Философия".
53(в) Смысл понятия личности раскрывается через понятия свободы, ответственности, поступка, самосознания и саморазвития. Личность – это всегда субъект своих поступков, а не пешка в чужих руках… Субъект не боится сам принимать решение, т.к. не боится нести за свой выбор ответственность.
Личность в философии связывается с поиском своей целостности. Большую роль здесь играет поиск смысла жизни, осмысление своей судьбы, размышления о жизни и смерти, способность к свободным поступкам.
В общей психологии личность – это системное качество, приобретенное индивидом в процессе деятельности (устоявшаяся система мотивов, глубинных смысловых образований, установок).
В психологической теории самоактуализации (А.Маслоу, Г.Олпорт, К.Роджерс) сущность личности интерпретируется как непрерывное стремление к самовыражению. Личность нарушает устойчивость социальных отношений, разрывает коммуникационные сети, устанавливает новые правила коммуникации.
В философии (персонализм, экзистенциализм, философская антропология) личность рассматривается как процесс самопроектирования, самоинтегрирования, протекающий в рамках общения «Я» с «Другим».
В марксизме личность понимается как совокупность общественных отношений.
Нем.философ. психолог, педагог Э.Шпрангер (1882-1963) выделял типы личности: экономический (прагматический), эстетический, социальный, политический, религиозный, теоретический.
54(а) Несмотря на все усилия удержать существование, смерть оказывается сильнее. Смерть вырывает существование из повседневности.
В предстоянии своей смерти человек всегда один. Бытие-в-мире оставляет человека «наедине» с самим собой.
Рассмотрев смерть как основную причину одиночества, необходимо рассмотреть ее и под другим аспектом, как причину «страха смерти». Человек как бы все время умирает. Страх выражает пребывание существования в своей конечности. Таким образом, страх смерти есть составляющая человеческого бытия.
Рассматриваемая концепция сформировалась в 20-х годах XX века. Для Европы это было далеко не лучшее время. Назревал первый серьезный общественный кризис. Основные ценности человеческого бытия, ранее казавшиеся незыблемыми, рушились одна за другой. Отношения между людьми все более механизировались, человек терял свою самостоятельность, становился винтиком огромного механизма. Эти процессы не могли не найти отражения в общественном сознании. Вновь, как и в начале нашей эры, встают вопросы о личности, ее отношении к другим и к самой себе, только решаются они уже по-иному. Одним из выразителей эпохи стал Хайдеггер.
Христианин всегда один перед лицом Бога, этой всемогущей и неизбежной силы. В «Бытие и время» Хайдеггер учит, что смерть — единственное в жизни, чего нельзя передать, — то есть человек, поставив себя в отношение к смерти, отделяет от себя других, остается один.
Да, человек смертен. Но он может жить так, как если бы он был бессмертен, а не по присказке «после нас хоть потоп». В этом мужество и величие человека. Американский философ 20 века Тиллих говорит о «мужестве быть», т.е. противостоять страху смерти, жить «вопреки» - вопреки страху, отчаянию, болезням и т.п. В этом достоинство человека.
56(ж) Выделяют типы индивидуального сознания: технократическое мышление (сознание), антропоцентрическое экологическое сознание и экоцентрическое экологическое сознание.
Технократическое мышление характеризуется:
- механистичностью – т.е.
представляют природу и
- не понимают необходимость
учёта человеческой психологии
при решении экологических
- не учитывают особенности
функционирования социальных
- этому мышлению характерны
крайности: бездумное
Антропоцентрическое экологическое сознание:
- природа воспринимается как объект наших воздействий;
-человек в центре;
- потребление природы как изначальная ценность;
- этические отношения
на природу не
- развитие природы должно
быть подчинено развитию
Экоцентрическое экологическое сознание:
- природа воспринимается как субъект своего развития
- человек лишь один из видов природы
- необходимо гармоничное развитие человека и природы
- природа включена в
сферу действия этических
- необходима коэволюция человека и природы, баланс прагматических и непрагматических интересов
- сохранять природу следует не только ради человека, но и ради нее самой.
57. Проблема направленности исторического процесса и его детерминации. Понятие общественного процесса. Критерии прогресса. Одним из основных вопросов философии и истории является вопрос о человеческом смысле истории. В чем же смысл истории? Тойнби (англ.1889-1975) пишет: «Смысл истории есть реализация человеческого достоинства в преемственности исторического опыта людей, т.е. духовных, социальных, нравственных, интеллектуальных, эстетических и иных ценностей». История – это борьба за создание и развитие мира ценностей. Так реализуется смысл истории. Т.е. история развивается через человека. По Тойнби, каждая культура делает это по-своему. Нет какого-то одного пути, который должны пройти все. История реализуется через общение (коммуникацию) культур, их диалог. Историческое бытие есть со-бытие, диалог с миром и с собой, т.е. история – предпосылка познания нашей подлинной человеческой сути. В этом и состоит смысл истории.
В собрании фактов еще нет науки. Факты надо упорядочить.
Итак. Древние греки приписывали истории циклическую форму развития. Человеческое бытие осмысливается как совокупность вечно повторяющихся фаз. Например, по мнению Полибия (2 век до н.э.) повторяются формы государственного правления: монархия, олигархия (от греч. – немногий), демократия.
В Средние века Августин выдвигает идею начала и конца истории (эсхатология), т.е. идею стрелы времени. Земная история человечества началась после грехопадения. А придти надо к царству Божию. История подчиняется Божественному Провидению. Однако в то время основным источником благосостояния было сельское хозяйство, а оно подчинялось природным ритмам, и идея стрелы времени не была востребована культурой.
57(б) Идея прогресса возникла во 2-й половине 18 века, основой послужило развитие капитализма и буржуазные революции (Тюрго, Кондорсе, Вольтер). Прогресс (от лат. – движение вперед) – это такое направлении е развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Прогрессистским концепциям того времени были характерны черты:1). Идеализм, т.е. видели причину поступательного развития общества в духовном начале – в бесконечной способности совершенствования человеческого интеллекта или в спонтанном саморазвитии абсолютного духа (Гегель). Поэтому критерии прогресса: наука, мораль, право, религия (прогресс сначала был заметен в науке).2). Метафизичность: Конт, Спенсер понимали прогресс как плавное движение без революций.3). видели конец развития в достижении некой абсолютной формы общества.
Марксизм говорил о противоречивости прогресса, о смене революционных и эволюционных периодов развития и в то же время о его направленности. Конечная цель развития общества – коммунизм. Критерии прогресса, прежде всего, экономические, источник прогрессивного развития – противоречие производительных сил и производственных отношений. Но поскольку, главная производительная сила человек, то целью является также всестороннее развитие человека, удовлетворение всех его потребностей («от каждого по способностям, каждому по потребностям»). Материальные потребности – причина прогресса. В XIX-XX веках основным критерием прогресса стало рассматриваться экономическое развитие, хотя ценностями являются демократический режим политического правления, соблюдение прав человека, мирное существование, развитие техники и технологий. Т.е. главные критерии прогресса:
58. Кризис техногенной
цивилизации и глобальные
2. Люди, социально-политическая организация общества, оказались неспособными разумно распорядиться возросшей мощью своих технико-производственных возможностей.
Основные
причины возникновения
58(б) проблемы сохранения культурного разнообразия народов.
проблемы здравоохранения (вспышки «старых заболеваний», например, туберкулеза, и появление новых – СПИД, птичий грипп и др.)
проблемы образования и другие.
преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между странами, устранение во всем мире экономической отсталости;
3.Экологические проблемы (защита окружающей среды, охрана и распределение топливных сырьевых ресурсов, освоение, космоса и Мирового океана).
-Проблема отходов - промышленных и бытовых , загрязнения окружающей;
сохранения биоразнообразия и др. Особенности современной цивилизации:
Современная цивилизация имеет техногенный характер.
Отношение
техногенной цивилизации к
58(г) Итог:
Глобальные проблемы современности порождены в конечном счете именно всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации, когда техническое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической действительности, а побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи. Техногенная цивилизация: взаимодействие общества и природы