Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:30, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

экзамен философия..docx

— 375.01 Кб (Скачать документ)

Развитие техносферы как  искусственной, надприродной реальности ведет к неуклонному нарастанию степени отчужденности природы и человека. В результате этого природа  рассматривается как неограниченное ресурсное поле для преобразующей деятельности, а сам человек превращается в служебный компонент различных социотехнических систем.

В условиях техногенного типа цивилизации духовность человека подменяется  рациональностью, индивидуальность —  социальной функциональностью, личностная уникальность — экономической эффективностью. Вооруженный техническими средствами и инструментами человек, радикально изменив способ и масштабы потребления ресурсов природы, обусловил глобальный экологический кризис

Таким образом, человеческому  обществу для обеспечения своего дальнейшего развития необходимо выйти  за границы технократически ориентированных  антропоцентрических ценностей и идеалов, поднять на новый уровень отношения природы и человека, экологически переориентировав его мировоззрение и жизнедеятельность.

 

58(е) экологического интереса отрицающего и дополняющего потребительский интерес.

 Итак, техника скрепляющий, всепроникающий (банковская сфера, личное общение, производство, культура), неотъемлемый компонент общества. Сфера действия техники будет расширяться, опосредуя взаимодействия в обществе, опосредуя и отношения с природой. Создавая с помощью технических изобретений свою среду, человек должен задуматься, какая среда «его» среда, какой она должна быть. В этом не только практическая, но и смысложизненная роль техники и технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Типы философского  мировоззрения.Типы филос.мировоз.раскроем через осн.вопрос филос-вопрос об отношен. материального и идеального(сознание).Он имеет2стороны61)отвеч.на вопрЧто перв,т.е.существ.вечно,материя или сознание(как идеальное) и2)отвеч.на вопросПознаем ли мы мир,т.е. как наше сознан.относит.к миру,способ.ли оно давать нам прав,верн.знан.о мире?По ответу на 1вопрос(что перв.материя или сознан) выдел 3типа мировоз:МАТЕРИАЛИЗМ,ИДЕАЛИЗМ,ДУАЛИЗМ.МАМАТЕРИАЛИСТЫ счит,что перв,существ.вечно природа(материальн.мир),т.е.материя перв,сознан.вторично,т.к.материя являет.функцией мозга,сознание-отражен.мозга,сознан.возник.с возник.общества.Формы материализма:1)наивно-стихийный материализм Др.Грец(рассматр.мир в целом,нобездеталей.Представ:Демокрит,Фалес,Гераклит);2)метафизический,механический материализм 17-н.19вв(разв.капитализм,производства,наука.Их всех наук наиб.разв.была механика.И философы рассматр.законы механ,как присущ.не только нежив,но и жив.природе,обществу,мышлению.Метафиз.подход означал рассмотрен.предметов и явлен.без связи друг с другом и без развития,Во взгляд.на прирду были материал,а на общество-идеалист.Представ:Гольбах,Дидро,Феербах и др;3)диалектический и исторический материализм(марксизм).Им харак.материал.поним.как природы, так и общества.Счит,что в общ-ве определ.явл,матер-проиводств.сфера(бытие определ.сознан).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Философия Древнего  Востока(Индия,Китай).Древневост цивилизац.характ.такие черты,как ТРАДИЦИОНАЛИЗМ(жизнь определ.традициями),ДЕСПОТИЗМ(абсолютизация гос.власти),больш.роль РЕЛИГИИ в жизни общества,а в духовном освоении мира-роль наставника-гуру.В отлич.от запада,культура востока-это культура,где слова совершенномудрого учителя-истина для ученика(запад-слова совершенномудр.ставятся под сомнение).Древнеиндийскому обществу была харак-на кастовая сисиема орган.общества,власть раджей,аристкратии и родовой жреческой знати-брахманов(касты-замкнут.религ. или сосл.груп)В Инд.к20в было прим.3,5тыс.каст.Религия индуизма регламентир.их отношения. Культуре и философии Индии присущ.мистико-религ.х-р(древ.памят.культ.Инд-ВЕДЫ(древ.тексты),в их образ.языке выраж.религиоз.мировоззрен,с точки зрен.котор,в снов.мира лежит некий дух БРАХМАН.Мир возник из брахмана,душа чел-воплощ.брах,после смерти происх.перес.из тело в тело(цепь перерождения-САНСАРА),очеред.перес.определ.предыдущ.жизнью,т.е.кармой(закон воздания).Но даже если мы родимся в высш.касте,будем богаты и здоровы,то все равно нас ждут страдания,т.к. имея тело,мы будем иметь желания,а желан-есть страдания.Чел.не мог измен.свое соц.положен,отсюда,актив.челов.направл.не во вне,не на преобраз.природы и общ(как на Западе),а во внутрь,т.е через самораскрыт.наступ.просветлен.и слиян.с высш.духовным абсолютом(БРАХМАНОМ_).Так происход.уход от зем.жизн,прерыв.карма и сансара,происход.спасен.от страданий.Атман(душа челов)-это чист.сознан,углубл.в себе,мы ищем Атман,а это значит,что мы достиг.Брахмана).Важно осозн.принять пассивн.в зем.жизни,вести аскетич.образ.,отказ.от желан,чувств,иначе жизнь невыносима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4(а) Диалект.взгляд проявл.в том,что признает.взаимосв.всего существующ,все развивив-ся и развитие не привнесено из вне.Общество,как и природа-матер.система,развит.общест.зависит не от сознан,а от матер.производства,развит.оруд.труда,и от форм собствен(поэт.отлич.первоб,рабовл,феод,капит,и возм.коммунист.строй)Наше сознан.отраж.объектив.социал.реальность,осозн.и пытает.ее измен,смотрит,что получилось и пытает.измен.общест.и природ.дальше,т.е. сознан втор,хотя и активно.ИДЕАЛИСТЫ счит,что сознан перв,а матер.вторична.Сознан.творит мир.Формы:1)объективный идеализм(перв.сверхестеств.созн(бог,дух,разум и т.д)Представ:Гегель,Платон;2)субъектив.идеализм(перв.сознан.субъекта(челов),точнее его ощущения(Юм,Беркли)Мир есть комплекс моих чувств.ощущений,а есть ли что-либо за ними,я не знаю.ДУАЛИСТЫ счит,что перв.и созн,и матер,и они не связаны друг с другом(т.е признают 2субстанции:матер и идеальн)Элем.дуализма присуще Декарту,Канту,Аристотелю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5(а) Стремлен.к наслажден-это низш.цель.Важно подавить эротику.Школы:ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ(признающ.авторит.ВЕД,БРАХМАНА и т.д):веданта,йога и др,на их основе сформир.индуизм)и НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ(не признающ.их авторитета):джайнизм(все души равны,и след.долж.быть в равн.мере защищ),буддизм(все люди равны незав.от касты и имеют равн.возможн.прерв.карму и избав.от страдан),чарваки(в основ.мира леж.4первоэлем-огонь,зем,вод,возд-все сост.из их сочет,особ.соед.их рожд.человека и его созн,после смерт.элем.распад и созн.исчез-после смерти нет ничего(Материалисты).В ДРЕВН,КИТ:кит.общ.характ.иерархической организ.с чиновн-бюрократ.системой.Представл.о мире-наивно-материалист,выражен.в идеях о5элем(ог,вод,зем,дерев и металл),о противополож.началах-ян(солнце,мужск),инь(луна,женск),об универс.субстрате-ци,поддерж.равновесие началах ян и инь,о естеств пути дао и др.В культ.и филос.доминир.интерес к социально-этическим проблемам и пробл.воспитан.Науки были почти не развиты.6осн.шк:кофуцианство,даосизм,легизм,моизм,натурфилософ.шк «инь-ян»,школа имен. Основной памятник культуры «Книга перемен» (И-цзин). В ней говорится, что чередование инь и ян и есть путь дао. Его проживают все вещи. Нет чистого ян и чистого инь. Есть их целостность (монада). Болезнь, например, возникает, когда один из процессов в организме берёт верх над другим. Ритмы – это выражение жизни, дающее полярностям возможность обмена.

58(а) Краткая  история

     Осознание наличия  глобальных проблем произошло  в 60-х годах ХХ века. Важную  роль в этом сыграло неформальное  объединение ученых «Римский  клуб». Организатором  в 1968 г. был А.Печчеи.  Развитие ЭВМ наконец позволило свести воедино данные экономического, социального развития и показатели состояния окружающей среды. Результаты вызвали шок – из исследований вытекало, что при существующем типе хозяйствования ресурсов планеты хватит только до 2015 г.

     Появились понятия  «экологический кризис», «социоприродная  система» и другие, подчеркивавшие  неразрывную связь  и взаимозависимость общества и природы, стран и народов. Популярной стала мудрость американских индейцев «мы не получили природу в наследство от предков, а взяли ее в долг у потомков».

Три группы глобальных проблем:

 

1. Проблемы войн и военных конфликтов, терроризма. т.е. между государствами и регионами планеты (недопущение конфликтов, установление экономического порядка); сохранение мира; 2. Социальные проблемы, т.е. между обществом и человеком (демография, здравоохранение, образование и др.); т.е. социальные проблемы;

обеспечение дальнейшего  экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами (продовольствие, сырье, источники энергии);

Демографические проблемы:  прекращение стремительного роста населения (рост численности населения в развивающихся странах, падение рождаемости в развитых);

своевременное предвидение  и предотвращение различных отрицательных  последствий НТР и рациональное эффективное использование ее достижений на благо общества и личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

58(в) 1. природа – это сфера приложения сил человека;  природа – пассивный  объект, а человек  - активный субъект, он  призван преобразовать мир  («природа – не храм, а мастерская и человек в ней работник»);

  1. Природа – просто среда, неизменная, неисчерпаемая, механическая система;               

3.   Направленность  деятельности человека вовне,  то есть соответственно на  преобразование предметов, а не  самого себя;

4.     Акцент на  технико-технологическую оптимальность  развития техники и технологий:  «техника решает все!» 

Экологические ценности:

--Ценность жизни во  всем ее разнообразии; благоговение      перед жизнью

--Природа,        целостность природы, а не отдельные ресурсы;

--Красота природы;

--Биологическое  разнообразие;

--Взаимодополнительность;

--Сотрудничество;

--Любовь к природе, забота  о ней;

--Ответственность за будущее;

--Доверие к жизни;

 ненасилие. Альтернативы развития человечества:

  1. Экологическая катастрофа –- информационно-экологическая цивилизация;
  2. Технократизм – коэволюция общества и природы;
  3. Демократия – тоталитаризм;
  4. Демографические процессы  ставят  альтернативу:    либо   качественное развитие,   либо  стагнация развития;
  5. Комплексная система глобальной безопасности – неустойчивая глобальная социальная система;
  6. Столкновение цивилизаций – сотрудничество  стран, народов;
  7. Глобализация как вестернизация – глобализация как диалог культур;             и другие…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

58(д) Существующая сегодня цивилизация - техногенная цивилизация. И весьма проблематично, возможна ли вообще не техногенная цивилизация. Сегодня сама техника стимулирует появление новых потребностей.

Призывы экологистов любить природу, относиться к ней нравственно, антропоморфные по сути, способны затронуть эмоциональную сферу человека, от которой также зависит наша деятельностью. Однако ограничить покорительский энтузиазм человека может только сама природа в форме экологической проблемы. Она ставит пределы нашей изобретательности, заставляя менять ее направленность в сторону создания экотехнической цивилизации, которая с необходимостью будет характеризоваться развитием способности предвидеть, проигрывая варианты последствий применения той или иной техники и технологии. Большую роль в выборе конкретного варианта играет система наших ценностей. (Что должно быть целью прогресса? – определяем мы).

Принцип эксплуатации должен быть заменен принципом заботы. Но технический прогресс неистребим, в  этом наша человеческая сущность как  существ деятельностных, творческих. Природа, которую мы хотим охранять  давно уже «вторая природа» и  ее охрана носит технически зависимый  характер. Борьба должна вестись не с техникой, а за эволюцию техники  в сторону экотехнологий, учитывающих социальные и природные возможности.

Для достижения этой задачи необходима экологизация общества. Это означает не только воспитание у всех и каждого стремления при любых своих действиях считаться с природой, но и то, что в структуре общества должны занимать заметную  и официальную роль экологические организации как носители

56(з) Осознание экологической проблемы обнаруживается в появлении тревоги за состояние окружающей среды и ее будущее. В данном случае дискомфорт в наших ощущениях лучше, чем безразличие. Ф.Энгельс писал: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь, совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых». Законы экологии Барри Коммонера:

1. все связано  со всем;

2. все должно  куда-то деваться;

3. ничто не дается  даром;

4. природа знает  лучше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

57(а) В 18 веке идея стрелы времени трансформируется в идею прогрессивного развития общества. Ее предложили Вольтер и Кондорсе. История – бесконечный прогресс общества. (?).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"