Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:30, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

экзамен философия..docx

— 375.01 Кб (Скачать документ)

Однако и идея круговоротов не была забыта и развивалась, например, итальянским философом Вико.(А в 20 веке имели хождение теории равновесия, считавшие, что революции – это некие отклонения, самой истории характерно стремление к равновесию, устойчивости…) В конце 18 - начале 19 веков сначала Гегель, а потом и Маркс выдвинули идею развития по спирали. В истории есть поступательное движение и есть моменты круговоротов, даже откатов назад, регресс. Т.е. история – сложный, противоречивый процесс.

Сегодня синергетика (теория самоорганизации сложных систем) говорит о том, что сложные системы в своем развитии проходят  этапы относительного хаотического взаимодействия элементов, которое ведет к появлению определенности, закономерности. При этом  сказать, какая сложится закономерность, заранее невозможно. Истории характерна нелинейность, значительная доля неопределенности.

 Итак, есть три модели исторического процесса: 1.циклическая; 2. линейная; 3. спиралевидная. История сложный противоречивый процесс, с множеством участников, параметров развития и в ней имеют место и повторяемость, и поступательность, и случайности, и закономерности. Поэтому иногда, отчаявшись понять ее, говорят, что история ничему не учит. Однако люди  не оставляют попыток понять свою историю и самих себя. Еще вопрос: Чем детерминирована история – внешними или внутренними факторами, духовными или материальными? Социологический идеализм -  идеальными и внутренними (сознание движущая сила истории);

Религия – идеальными и внешними (Бог); 

Географический  детерминизм – материальными и внешними (природа определяет жизнь общества);

Марксизм – материальными и внутренними (противоречие производительных сил и производственных отношений).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

57(в)  экономический, политический, социальный, духовный и экологический. Если начиная с эпохи Просвещения одним из важнейших критериев прогресса было покорение природы, то во 2-й половине ХХ века после работ Римского клуба (объединение ученых, созданное итальянским общественным деятелем А.Печчеи для моделирования глобальных процессов на ЭВМ начиная с 1968) возникла идея «Пределов роста». Она была связана с возникшим тогда же понятием «экологического кризиса», отражавшем состояние биосферы. Экологический кризис – это противоречие между развитием производительных сил и производственных отношений, с одной стороны, и возможностями биосферы к самовосстановлению и развитию, с другой стороны. Кроме того, стал осознаваться разрыв между культурным развитием и материальными достижениями человечества (о чем еще предупреждал и Руссо). Попытка найти пути выхода из экологического кризиса и других глобальных проблем современности (а они все взаимосвязаны и касаются всех стран, – это проблемы продовольствия, чистой воды, воздуха, почвы, отходов, здравоохранения, образования, войны и мира и др.) привела к формулировке концепции Устойчивого Развития, которая была принята на конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992.  ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ПРИЕМЛЕМЫМ.

Сегодня многие критикуют  эту концепцию за то, что она  плохо реализуется в жизнь. Однако именно в рамках этой концепции проходят все переговоры и по климату, и по воде и т.д. Просто эти вопросы сложные и затрагивают национальные, политические, экономически е и др. интересы.

Конференции  ООН по окружающей среде и развитию проводятся с 1972 г. Каждые 10 лет…

5(б) ЯН: солнце, мужское, белый, красный, тепло, день, свет, юг, твердое и т.д.

ИНЬ: луна, женское, черный, синий, холод, ночь, тьма, север, мягкое, текучее  и т.д.

Главное божество – Небо. Китайская империя – Поднебесная. Всё создано Небом по закону гармонии (дао). И отступление от неизменного – это нарушение высших законов гармонии. Школы:ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ(признающ.авторит.ВЕД,БРАХМАНА и т.д):веданта,йога и др,на их основе сформир.индуизм)и НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ(не признающ.их авторитета):джайнизм(все души равны,и след.долж.быть в равн.мере защищ),буддизм(все люди равны незав.от касты и имеют равн.возможн.прерв.карму и избав.от страдан),чарваки(в основ.мира леж.4первоэлем-огонь,зем,вод,возд-все сост.из их сочет,особ.соед.их рожд.человека и его созн,после смерт.элем.распад и созн.исчез-после смерти нет ничего(Материалисты).В ДРЕВН,КИТ:кит.общ.характ.иерархической организ.с чиновн-бюрократ.системой.Представл.о мире-наивно-материалист,выражен.в идеях о5элем(ог,вод,зем,дерев и металл),о противополож.началах-ян(солнце,мужск),инь(луна,женск),об универс.субстрате-ци,поддерж.равновесие началах ян и инь,о естеств пути дао и др.В культ.и филос.доминир.интерес к социально-этическим проблемам и пробл.воспитан.Науки были почти не развиты.6осн.шк:кофуцианство,даосизм,легизм,моизм,натурфилософ.шк «инь-ян»,школа имен. Основной памятник культуры «Книга перемен» (И-цзин). В ней говорится, что чередование инь и ян и есть путь дао. Его проживают все вещи. Нет чистого ян и чистого инь. Есть их целостность (монада). Болезнь, например, возникает, когда один из процессов в организме берёт верх над другим. Ритмы – это выражение жизни, дающее полярностям возможность обмена.

ЯН: солнце, мужское, белый, красный, тепло, день, свет, юг, твердое и т.д.

ИНЬ: луна, женское, черный, синий, холод, ночь, тьма, север, мягкое, текучее  и т.д.

Главное божество – Небо. Китайская империя – Поднебесная. Всё создано Небом по закону гармонии (дао). И отступление от неизменного – это нарушение высших законов гармонии.

 

 

 

 

 

 

 

6.Античная философия.Натурфилософские ориентации досократической философии.В Древ.Грей.философ.приобретае науч-теорет.форму своего существов. Рабовлад.демократ.требов.владеть речью,логикой,уметь вести дискуссию.Так шлифовался нов.тип мышления-филосфс.Осн.хар-ка филос.Древ.Грец-космоцентризм.Одн.из перв.филос.был Фалес Милетский.Его интерес.вопр:что явл.нач.мира?Почему такие разнород.вещи,как вода,камни,воздух,животн,люди существ.вместе?Что их связыв,делает единым?Он ввел понятие «начала»или субстанции,как некоего мирового первовещества,из которого возн.отдельн.вещи.Таким веществ.он считал воду.Кроме того,он считал,что миру характерно движение.Гераклит в качестве субстанции рассматрив.огонь,помимо этого,его заинтерес.др.вопрос:Как существ.вещи?отвечая на который,он говорил,что все течет,все изменяется,а источн.движен.явл.борьба противоположностей,т.е.мир-есть единство и борьба противополож.Элейская школа выступ.против движен.Представ:Парменид,Зенон.Парменид ввел понят.бытие(бытие есть,а небытия нет,это ничто,из ничего не может ничего возникнуть,значит,новое никогда не появл,все что есть,оно всегда есть,т.е мир не изменяется.Нет движения,оно нам только кажется.Однако, не Пармениду,ни Зенону не удалось ничего доказать. Уже атомисты(их младшие современники)отвергли идею о том, что небытие нет-их космос состоит именно из пустоты и движущ.в ней атомов.Атомисты(представ-Демокрит) в качестве субстанции предложили гипотетическую,далее неделимую частицу-атом.Кроме атомов есть пустота,в котор.они движутся,атомы соедин. и разъедин,образуя многообразие мира.Демокрит-материалист.Рассматривая познание как отражение мира,говорил,что Богов нет,их придумали люди,для того, чтобы скрыть свое невежество,чтобы одним было легче управлять другими со ссылкой на богов.

 

 

7.Философия софистов  и Сократа.Классический этап древнегреческой философии(Платон,Аристотель).Первоначально софистов принимали как мудрецов,позже синонимом утонченного,но вводящего в заблуждение суждения(Протагор замет,что о всяк.предмете можно говор.двояко и противополож.образом.Это искусство говор.двояким образ.принос.прибыль.В них нужд.политики и купцы.Напримервопрос софиста-5-число четное или нечет.ответ-нечет.Софист:неправ,т.к.5-это2плюс3,знач.5-это и четн.и нечетн)Софизмы-замаскир.ложь,суть-нарушение правил логики.. Постепенно внимание начинает приковываться не к Богам, не к природе,а к человеку. Сократ-критик.софистов.Он внес больш.вклад в развит.теории познания.Его девиз:познай самого себя(познавая себя,мы познаем в себе общее с другими людьми.Он вперв.ввел понятие-знание о незнании-это противоречие толкает вперед познание.Платон перв.осознал различие материализ.и идеализма.Он-объективный идеалист.Первичным считал сверхестеств мир идей-понятий.Его школа назыв.Академией.Его теория познания-это теория припоминания(душа прибывала в мире идей пока не отпала от него и не приобрела материальную оболочку.Нет смысла познавать неподлинный,меняющ.мир вещей,надо припоминать идеи,которые душа знала раньше,т.е.нужны рассуждения(Мышление-разговор души самой с собой о былых встречах с богом)Его интерес. и социальн.явлен.Он вперв.выдел.социальн.слои общества:правители(мудрость),кот.присущ разум;воины(храбр,мужеств),котор.присущ.воля и благородные желания;земледельцы и ремесленники(чувствен.влечения),в котор.надо воспитыв.благоразумие,умеренность.Аристотель:учен.Платона,в отлич от него был дуалистом.Счит,что вечны и материя и мир идей,однако матер-что-то неопредел,бесформен,пассивн;идеи-7(а) актив,это некие формы.Они соедин. с материей и тогда образ.все многообраз.мира.Эти взгляды позвол.разв.науке,т.к. говорили,что материя-есть и все же облад.каким.свойств,котор.надо изучать.Он основополож.множ.наук,основ.формальную логику.Учитель Алекс.Македон.По его мнению,наилучш.формы государства:монархия,аристократия,умеренная демократия.Худшие:тирания,олигархия,охлократия(власть толпы)Человек-общественное животное.Его школы назыв.лицеи.

 

 

 

 

 

 

 

8. Истоки и идейные основы средневековой философии. Проблемы веры и разума. Реализм  и номинализм. Фома Аквинский.Глав.черта средневековья-  господство церк.и религ.мировоззрен. Философия-служанка богословия и использ.как способ логич.обоснования проблем теологии.Главн.черта для средневек.филос-теоцентризм(в античн-космоцентризм).Центр.проблем-соотношен.бога и челов,веры и разума.В ее основе леж.принцип оппозиции духа и тела. Взгляд.характерен креационизм:бог творит и матер.мир и дух.мир челов.Осн.способ познан-вера.Стиль средневек.мышлен.пронизан символизмом:люб.объект рассматр.как знак,треб.особ.толкования,интерпретации(природа-это книга,напис.богом.Природ.явлен.бог хочет что-то сказать.Мы должны это понять).Челов.истор.рассматр.как осуществлен.предусмотрен.Богом плана спасения челов.Ей приписыв.священ(сакральный)хар-р.Она дел.на периоды до Христа,после Христа и утвержд,что будет конец истории-царство божье восторж.на земле и на небе.Истор.этапы развит.средневек.филосов:АПОЛОГЕТИКА(предст.Тертуллиан),утвержд.несовмест.веры и разума.Бросая вызов неверующим,Тертуллиан писал:Сын божий был распят;не стыдимся этого,хотя это и постыдно;сын божий умер,-вполне верим этому,потому что это нелепо. И погребенный воскрес;это верно,потому что это невозможно(распинали преступников).

Верую потому, что абсурдно!То,что понимаю разумом,не нуждается в вере

 

 

 

.То,что понятно,сказал  не Бог!Это иррационализм(не разумно).ПАТРИСТИКА(2-8вв)-учение  отцов церкви,епископов,которые  формировали теологические доктрины  в борьбе с ересями.Представитель-Августин(его точка зрения:бог создал мир и человека по счоей воле.Судьба-это не игра случая,как было у греков,она определяется божьим промыслом,провидением).СРЕДНЕВЕКОВАЯ СХОЛАСТИКА:монастыри были центрами культ,где толков.произведен.отцов церкви и библ.тексты,велись диспуты.Центр.проблем-проблема соотношения единичного и общего,за которой скрывалась проблема соотношения материального и идеальбного.Выдел2осн.течения:реализм(реально существ.общ.понятия,а един.вещи-вторичны.Это объективный идеализм; номинализм(реально сущ.един.вещи,а понятия-это только имена,даваемые нами вещам.Это линия материализма(хотя и не четкая).Представ.схоластики-Фома Аквинский(его учение-учение о двойственности истины:Бог-есть истина в полном объеме.К нему можно прийти2путями(через веру нам вдруг открыв,что Бог есть;через науку-изуч.сотвор.Богом природу,мы постиг.мудрость творца, признаем,что без него мир был бы невозможен).Фома был противником науки, но объективно его учение узаконивало возможность научных исследований.

     

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"