Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:09, шпаргалка

Описание

Работа содержит толкование различных терминов по философии.

Работа состоит из  1 файл

Гнесеология.docx

— 56.53 Кб (Скачать документ)

 

 

  1. «Лифт»- ведущие каналы и вертикальной мобильности индивидов способст.эконом,политич.,профес.перемещением индивидов (церковь,школа семья,собственность)
  2. Абсолютная идея (нем. die absolute Idee) – центральное понятие философии Г. Гегеля. В стремлении к полному самопознанию и самореализации абсолютная идея направляет и осуществляет процесс развития всего сущего.
  3. Авторитари́зм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — форма правления (политический режим), при которой носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководитель предприятия) провозглашает сам себя имеющим право на власть.
  4. Агностицизм - позиция, существующая в философии, теории познания и теологии, полагающая принципиально возможным познание объективной действительности только через субъективный опыт, и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности. Также отрицается возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылках. Иногда агностицизм определяется как философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира
  5. Аграрная культура  - охватывает всю эпоху, когда основой материального производства были земледелие и скотоводство - с момента появления сельского хозяйства
  6. Аксиология  - (теория ценностей), – учение о ценностяхи их роли в культуре и человеческой жизнедеетельноти. изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой.
  7. Аксиома- — исходное положение какой-либо теории, принимаемое в рамках данной теории истинным без необходимости доказательства и лежащее в основе доказательства других ее положений.
  8. Анархизм - политическая философия, которая приветствует демократию и свободу и ставит своей целью уничтожение всех типов принуждения и подавления. Подавление людей считается неравенством. анархизм противостоит всем формам иерархического контроля — не важно, государственного, капиталистического или религиозного — как вредным для индивида и его индивидуальности, так и не являющимся необходимым. 
  9. Антикумулятивизм - методологическая установка философии науки, согласно которой развитие знания не представляет собой постепенного накопления истинного знания. Эта установка опирается на тезис о несоизмеримости теорий и рассматривает процесс развития знания как во многом непредсказуемый и не закономерный.
  10. Антисциентизм (англ. antiscientism) — философско-мировоззренческая идейная позиция, состоящая в критической (вплоть до враждебной) оценке науки и её роли в системе культуры и научного познания как фактора отношения человека к миру.
  11. Антропный ПРИНЦИП (- один из принципов современной космологии, устанавливающий зависимость существования человека как сложной системы и космического существа от физических параметров Вселенной
  12. Антропогенез - Процесс возникновения и развития человека как биологического вида
  13. Антропогенез - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.
  14. Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих...
  15. Антропология - совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах.
  16. Антропоморфизм (греч. ανθρωπος человек, μορφή вид) — наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий.
  17. АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ— процесс перехода от биологиче-ской формы движения материи к социальной, являющий-ся неразрывным единством превращения животного в человека и объединения животных в человеческое об-щество.
  18. АПОЛОГЕТИКА — «это дисциплина, которая занимается рациональным обоснованием христианской веры.
  19. архаичность.  - древность, что-либо устарелое.
  20. Верификация — проверка, проверяемость, способ подтверждения, проверка с помощью доказательств, каких-либо теоретических положений, алгоритмов, программ и процедур путем их сопоставления с опытными (эталонными или эмпирическими) данными, алгоритмами и программами.
  21. Волюнтари́зм (лат. voluntas — воля) — направление в философии, признающее волю первоосновой всего сущего.
  22. Гедонизм - этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни.
  23. Герменефтика-теория понимания и толкования знаний
  24. Гилозоизм (греч. ὕλη — материя и ζωή — жизнь) — представление о том, что вся материя является одушевлённой, или сама по себе, или путём участия в функционировании Мировой души, или каким-либо похожим образом.(
  25. Гносеология, или теория познания(в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях),  в котором исследуется возможность познания человеком мира и самого себя, исследуется движение познания от незнания к знанию, природа знаний самих по себе и в соотношении с познаваемыми предметами.
  26. дедукция - процесс логического вывода, т.е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений-посылок к их следствиям (заключениям). Термин употребляется и для обозначения конкретных выводов следствий из посылок и как родовое наименование общей теории построений правильных выводов.
  27. Дезинформация - распространение искажённых или заведомо ложных сведений.
  28. ДЕИЗМ - (лат. deus – бог) – учение, основанное на принципах рационализма, по к-рому Бог есть безличная разумная первопричина мира, находящаяся вне его и не участвующая в жизни природы и человека.
  29. Демаркация - разграничение различных областей знания или бытия. Проблема д. впервые была поставлена Поппером как проблема разграничения научного и ненаучного знания.
  30. Дескрипция (от лат. descriptio — описание) логико-лингвистический термин, обозначающий специальные конструкции, играющие в формальных языках (См. Формальный язык) роль дополнительных (по сравнению с исходным словарём) собственных и нарицательных имён.
  31. Детерминизм - учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.
  32. Диалектика - (учение о развитии)искусство вести беседу, спор, -учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей.
  33. Диференциация- расслоение разделение общества на группы,занимающее разное соц.положение
  34. Догмати́зм (др.-греч. δόγμα — мнение, учение, решение) — способ мышления, оперирующий догмами (считающиеся неизменными вечными положениями, не подвергаемых критике) и опирающийся на них.
  35. Дуализм - качество или свойство двойственности, не сводимое к единству состояний, идей, тем, образов, функций. В сущности, бытие и сознание человека дуалистично, поскольку развивается между миром идей и действительности, духа и материи…принцып согласно которому материальные и духовные субстанции равноправны и независимы от друг друга
  36. жизнь- бытие определенного класса природных объектов (микроорганизмы, растения и животный мир, включая человека) называется жизнью.
  37. Идеализа́ция в обыденном смысле — это понятие, означающее представление о чём-либо (или о ком-либо) в более совершенном виде, чем это есть на самом деле
  38. Идеализм (— идея) - сознание, считая внешний мир вторичным, производным, зависимым от сознания. утверждение о первичности сознания по отношению к материи.
  39. Идеология – это совокупность взглядов и теорий, в которых выражаются интересы какой-либо социальной группы, ее отношение к общественным явлениям, программы ее действия.
  40. Императив (философия) — общее нравственное предписание
  41. Индетермини́зм (от лат. in — не и лат. determinare — определять) — философское учение или методологическая позиция, отрицающие либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм)
  42. Индетермини́зм (от лат. in — не и лат. determinare — определять) — философское учение или методологическая позиция, отрицающие либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм), либо познавательную значимость причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм)[1]. Противоположен детерминизму.
  43. Индивид — отдельный человек, как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств.
  44. ИНДУКТИВИЗМ — направление в логике и философии науки, гносеологическим принципом которого является признание индукции в качестве единственного источника и способа удостоверения нового знания.
  45. Индуктивный способ познания -это способ познания количественных отношений соотношений единичное - общее - всеобщее через опыт и приборы.
  46. Индукция — это вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта.
  47. Интеграция - культурная состояние внутр. целостности культуры и согласованности между разл. ее элементами, а также процесс, рез-том к-рого является такое взаимосогласование.
  48. Интенциональность(стремление) характеризует сознание с точки зрения его динамики способности к целеполаганию поиску средств и способов удовлетворения возникающих у человека потребностей
  49. Интернализм (от лат. internus — внутренний) — методологическое направление в истории и философии науки, признающее движущей силой развития науки внутренние, интеллектуальные (философские, собственно научные) факторы 
  50. Интерсоциальные - Проблемы, связанные с разоружением, предотвращением термоядерной войны, мировым социальным и экономическим развитием
  51. Иррационали́зм (лат. irrationalis — неразумный, нелогичный) — философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира[1][2]. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п. тенденции в той или иной мере присущи таким философам, как Шопенгауэр, Ницше, Шеллинг, Кьеркегор, Якоби, Дильтей, Шпенглер, Бергсон.
  52. Истоииофобия - Массовое увлечение альтернативной историей до болезни
  53. историософичность – внимание к проблемам развития истории.
  54. Кибернетика - наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество. 
  55. КОГЕРЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ — концепция, сводящая проблему истинности к критерию когерентности (coherence) — самосогласованности, непротиворечивости: напр., предложение истинно, если оно является элементом логически взаимосвязанной и когерентной системы.
  56. Конвенционали́зм (от лат. conventio — договор, соглашение) — философская концепция, согласно которой научные понятия и теоретические построения являются в основе своей продуктами соглашения между учёными.
  57. Конвенция- разновидность международного договора.
  58. Конфуциазм - это этически-моральное учение,
  59. Координирующей -Функция философии, реализующаяся в выделении и учете сложного характера связей между методом и объектом познания в науке
  60. Космоцентризм - свойственнен Античной философии; в центре размышлений
  61. Коэволю́ция — Концепция современной науки и философии, считающая необходимым рассматривать эволюцию человеческого общества и биосферы в единой научной системе
  62. Креационализм - признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.
  63. Креационизм (от лат. creatio — создание, сотворение) (биол.), ненаучная концепция, трактующая многообразие форм органического мира как результат сотворения их Богом.
  64. критицизм - метод установления возможности, происхождения, действительности, закономерности и границ человеческого познания.
  65. Культура (лат. cultura, от colo, colere — земледелие, воспитание, почитание) —понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением и самопознанием, накоплением навыков и умений (религиозный культ, фобии, мысли, подражание) человека, проявлением его субъективности, а иногда объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).
  66. КУМУЛЯТИВИЗМ(от лат. cumulatio — увеличение, скопление) — общая для ряда направлений в логике, методологии и философии науки эпистемологическая модель роста научного знания, согласно которой эволюция науки сводится к постепенному непрерывному накоплению абсолютно достоверных, непроблематичных (или высоковероятных) атомарных истин (теорий)
  67. Либерали́зм (фр. libéralisme) — философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка.
  68. Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности[1]. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы[2].
  69. Массовая культура  - или поп-культура, масскультура, культура большинства — культура, распространенная, т. е. популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт
  70. Материалистическая диалектика базируется на диалектике Гегеля в интерпретациях, данных ей К. Марксом и Ф. Энгельсом. - термин марксистско-ленинской философии. В широком смысле употребляется в качестве синонима диалектического материализма[1][2]. В более специальном — как синоним науки о мышлении и теории познания.
  71. Материя - это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания.
  72. Метафи́зика—, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.
  73. Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей.
  74. Мистици́зм— философское и богословское учение, а также особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме[2]. Под мистическим опытом понимают опыт прямого личностного общения с Божеством (Абсолютом).
  75. Мобильность-переход индивида или соц. Обьекта из одной соц. Позиции в другую.Есть вертик. И горизонт.
  76. МОДЕРНИЗАЦИЯ — процесс перехода от традиционного общества, которое отождествляется гл.обр. с социальными отношениями патриархально-феодального типа, к современному обществу индустриального капиталистического типа.
  77. Модификация (позднелат. modificatio — изменение, от лат. modus — мера, вид, образ и facio — делаю), видоизменение, преобразование, появление новых свойств.
  78. Монизм - понятие, характеризующее такое мировоззрение, которое объясняет существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений субстанции - первоначала, первопричины, единой основы всего сущего.Материалисты первоначалом считают –материю.Идеалисты началом всех явлений считают дух идею.
  79. Монотеизм (от моно… и греч. theós — бог), система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге (единобожие), в отличие от политеизма — многобожия.
  80. Натурали́зм (фр. naturalisme; от лат. naturalis — природный, естественный) — философское направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причём часто открыто включает в понятие «природа» также дух и духовные творения (стоики, Эпикур, Дж. Бруно, Гёте, романтизм, биологическое мировоззрение XIX века, философия жизни).
  81. Нация - Исторически устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общности языка, территории, экономической жизни, материальной и духовной культуры,
  82. Неопозитивизм-, утверждает, что мир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого
  83. Номинализм. (лат. nomen — имя, название) — направление в средневековой философии, считавшее понятия лишь именами.
  84. Ноумен — категория средневековой эстетики — нечто мысленное, не имеющее материального воплощения. Идея, которой не соответствует никакой предмет материальной действительности (например, идея Бога).
  85. О́бщество — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира,включающая в себя способы социального взаимодействия и формы объединения людей, способных создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда.
  86. Объективный идеализм — совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности.
  87. Онтология - рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.(учение о бытьи)
  88. Пантеизм — философское учение о том, что все существующее есть Бог, отождествляющее Вселенную, природу и абсолютное начало бытия.
  89. Парадигма — в античной философии — понятие, характеризующее конкретное взаимоотношение духовной реальности и объектов материальной действительности.
  90. Парадигма - совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной период времени и служащих основой и образцом новых научных исследований.
  91. Патристика -  — философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства до VII века.
  92. Пацифи́зм (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю) — идеология сопротивления насилию ради его исчезновения
  93. Плутократия (греч. plutokratía, от plútos — богатство и krátos — сила, власть), власть богатых, господство денег.
  94. Плюрализм - утверждающее, что мир состоит из многих принципиально различных, независимых и несводимых друг к другу субстанций, первоначал, первосущностей. в соответствии с которой все существующее состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, не сводимых к единому началу –,состоит из многих различных субстанций, первоначал, первосущностей. лежащих в основе существующего мира
  95. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.
  96. Постмодерни́зм (фр. postmodernisme — после модернизма[1]) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века[2]: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. 
  97. Постнеклассическим - Тип научной рациональности, учитывающий межсубъектные связи между учеными, внелогические методы и процедуры познавательной деятельности, социальную природу научного познания,
  98. Постпозитиви́зм —обосновывали получение объективного знания из опыта.
  99. Правовой нигилизм - направление общественно-политической мысли, отрицающее социальную ценность права и считающее его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений.
  100. Прагматизм (от др.-греч. πράγμα, родительный падеж πράγματος — «дело, действие») — философское течение, базирующееся на практике, как критерии истины и смысловой значимости.
  101. Праксиология - наука о талантливости личности. Изучает специфику и принципиальную ценность творческой деятельности, а также формы, методы, методику и типологию творческого процесса
  102. Предикат -то же, что свойство; в узком смысле — свойство отдельного предмета, например "быть человеком", в широком смысле — свойство пары, тройки, вообще n-кипредметов, например "быть родственником". П. в широком смысле называют также отношениями.
  103. пролифирация- бесконтрольное выдвижение множества идей  и теорий раздвоенность, последовательное деление на две части, не связанные между собой.
  104. Псевдонау́ка  — деятельность или учение, осознанно или неосознанно имитирующие науку
  105. Радикализм (лат. radix — корень) — крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям.
  106. Рационали́зм— метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум.Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму, эмпиризму. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии.
  107. Реали́зм, -употребляемый для обозначения направления, постулирующего существование реальности, независимой от познающего субъекта.
  108. Релятивизм (от лат. relativus — относительный) — методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания.
  109. реляционной (от лат. relatio – отношение) Концепция, согласно которой пространство и время понимались как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами
  110. РЕТРОСПЕКТИВНОСТЬ. (лат., от retrospicere - смотреть назад, оглядываться). Действие обратное, относящееся к прошлому.
  111. Рефлексия - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека.
  112. Рефлексия =  Принцип научного и философского мышления, обращение мышления на себя, к своим истокам, предпосылкам, формам
  113. СЕМИО́ТИКА (от греч. σημείον — знак) — наука о знаках, рассматривающая разного рода явления природы и человеч. культуры как взаимодействия, опосредованные знаками; исследует структуру и функционирование знак. систем.
  114. Сенсуализм— направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму.Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах».. Крупные философы-сенсуалисты:Протагор — древнегреческий философ, один из старших софистов.,Эпикур,Джон Локк,Этьен Бонно де Кондильяк
  115. Силипсизм - характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно несомненной реальности и отрицанием объективной
  116. Синкретизм - (греч. – соединение). – 1. Нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления. 2. Смешение, неорганическое слияние разнородных элементов (например, различных культов и религиозных систем в поздней античности).  , -означает, что для нее характерны большая слитность, нерасчлененность проблем, чем для последующей философии.
  117. Солипсизм- Представление о том, что мир существует только в сознании одного воспринимающего субъекта,
  118. Сотериологизм - ориентация всей жизнедеятельности человека на спасение души.
  119. София  -  есть идеальное, совершенное человечество, вечно заключающееся в цельном
  120. соц.стратификация – это факт социального неравенства в обществе из которого выводится его социальная структура .
  121. Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе
  122. социобиологией.-Наука, изучающая все формы социального поведения живых существ, включая человека, на основе принципов генетики и эволюционной биологии,
  123. Спиритуализм — либо нечто несуществующее, либо иллюзия, представление духовного, абсолютного начала бытия. Близкое понятие — идеализм. Исходя из этого определения спиритуализм считают важнейшей составляющей средневекового искусства…
  124. субкультура. - Культурная общность со своим ограниченным кругом приверженцев, со своими ценностями и представлениями, стилем одежды, языком, нормами поведения,
  125. Сублимация - преобразование эротического чувства в творческую деятельность.
  126. Субъективный идеализм- представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности..
  127. Субьективизм - введенное Декартом понятие, означающее поворот к субъекту, то есть взгляд на сознание как на первично данное, в то время как все другое является формой, содержанием или результатом творчества сознания.
  128. Схоластика — метод познания, основанный на проверке истин веры логическим, рациональным путем. — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.
  129. Сциентизм - это устойчивая ориентация на знание, своеобразная вера, что наука может решить все существующие проблемы. заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни об-ва.
  130. теологизм  - взгляд на человека, на его существо и назначение, с религиозной точки зрения.
  131. Теоцентризм - характеризует эпоху Средневековья; в центре размышлений Бог(Теос);
  132. Теоцентризм (греч. Theos — Бог + лат. Centrum — центр круга) — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага.
  133. Традицио́нная культу́ра — культура традиционного общества, иногда термин используется в значении - народная культура. Традиционная культура связана с Государством и его историческими традициями.

упорядоченный мир - космос;

  1. Утилитари́зм (от лат. utilitas — польза, выгода) — направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью.
  2. Утопия - социальный проект идеального будущего, резко отличающийся от наличной реальности и противопоставленный ей.
  3. Фаллибилизм - направление постпозитивизма, согласно которому любое научное знание принципиально не является окончательным, а есть лишь промежуточная интерпретация истины. подразумевающая последующую замену на лучшую интерпретацию.
  4. ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis — роковой, предопределенный) — представление о неизбежности всего происходящего в природе и в жизни человека, исключающее случайность и свободу.
  5. Феноменоло́гия (нем. Phänomenologie — учение о феноменах) — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт.Задача ее в том что бы описать вещи такими какми они проявляют себя  не отсылая к чемуто другому т.е описатьих как феномены
  6. Филосо́фия (дословно: любовь к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира[1][2][3]. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения[4], одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания[2], теория[5] или наука[6].
  7. ФОРМАЦИЯ — общественно-политическая — общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, исторически определенный тип общества.
  8. Эвдемонизм - философско-этическая традиция и жизненная установка, согласно которым единственным или высшим (более предпочтительным, чем все остальные) человеческим благом является счастье
  9. Эгоцентризм - философия Нового Времени; противопостоит антропоцентризм, в центре отдельное "Я", субъективность.
  10. Экзегетика - раздел богословия, в котором истолковываются библейские тексты; учение об истолковании текстов, преимущественно древних, первоначальный смысл которых затемнён вследствие их давности или недостаточной сохранности источников.
  11. Экзистенциализм (философия существования XX в.) рассматривает бытие как существование человека.
  12. Экзистенциальная реальность включает в себя духовно-жизненные ценности людей, такие как идеалы добра, справедливости, красоты, чувства любви, дружбы, а также духовный мир человека.
  13. Экзистенция - — философская категория, используемая для обозначения конкретного бытия.
  14. Экзистернциализм -  направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным.(истина является знание,способствующее творческой самореализации)
  15. Экстернализм —рой научное познание определяется в значительной степени внешними условиями, в том числе социальными, историческими, политическими взаимодействиями.
  16. Элитарная культура — это «высокая культура», противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию[стиль!].
  17. Эмпиризм (от греч. empeiría — опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.
  18. эмпирицизм (от др.-греч. — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему
  19. Эмпирическое исследование ориентируется на непосредственное изучение явлений, теория ориентируется на уровень сущности и объективной закономерности в изучаемом процессе, явлении. Э. исследование в качестве методов использует реальное наблюдение, реальный эксперимент, Э. описание, составление графиков, таблиц и т.д. На Теоретического  уровне применяют методы идеализации, мысленного эксперимента, исторический и логический; методы восхождения от абстрактного к конкретному, аксиоматический, ги-потетико-дедуктивный используются как методы построения теории.
  20. Энтропи́я (от - поворот, превращение) — в естественных науках мера беспорядка системы, состоящей из многих элементов.
  21. ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (греч. episteme - знание, logos - учение) - философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие.
  22. ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (греч. episteme - знание, logos - учение) - философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие.
  23. Эстетика – (Категории прекрасного, возвышенного, трагического, комического)дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии выразительных форм реальности. В широком смысле — это универсалии строения произведения искусства, процесса художественного творчества и восприятия, универсалии художественно-конструкторской деятельности вне искусства (дизайн, промышленность, спорт, мода), универсалии эстетического восприятия природы.
  24. Эсхатология - Философское учение о конечных судьбах мира и человека
  25. Этатизм (государственничество) (от фр. État — государство) — мировоззрение и идеология, абсолютизирующие роль государства в обществе и пропагандирующая максимальное подчинение интересов личностей и групп интересам государства, которое полагается стоящим над обществом; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"