Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:07, курс лекций
Микроэкономика для студентов, интересующихся тем, как ״устроен״ и ״работает״ хозяйственный механизм, самый подходящий и наиболее интересный предмет. Ясное понимание того, что такое микроэкономика, необходимо для управленческих решений, разработки социальной политики, а в более общем плане для понимания механизма функционирования современной экономики. Теория микроэкономики лежит в основе разработки микроэкономической политики, осуществляемой государством. Оно осуществляет регулирование деятельности субъектов на микроуровне, выбирает направления их действий, в отдельных необходимых случаях выдает им субсидии и дотации.
Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде
3.3. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Долгосрочный период – такой период, в течение которого можно варьировать все факторы производства, но которого недостаточно для замены используемого технологического процесса. Первоначально этот термин был введен Альфредом Маршаллом. В течение очень долгосрочного периода можно полностью заменить и используемую технологию.
Краткосрочная кривая предложения – часть кривой предельных издержек фирмы, выше точки минимума кривой ее средних переменных издержек.
Краткосрочный период – производственный период, в течение которого фиксированные факторы производства не могут измениться, но может измениться уровень использования переменных факторов производства. Это понятие было введено Альфредом Маршаллом.
Краткосрочный период – является недостаточным для увеличения производственных мощностей, но позволяет увеличить интенсивность использования производственных мощностей. Реакцией на изменение цены со стороны производителя будет более эластичное предложение.
Минимальный эффективный размер предприятия - размер предприятия или фирмы, при котором долгосрочные средние издержки будут минимальными. Этот размер может быть не единственным. Эмпирические данные показывают, что, как правило, кривые долгосрочных средних издержек имеют L-образную форму. В этом случае имеется некоторый диапазон размеров предприятия или фирмы, соответствующий минимальному экономически эффективному масштабу
Монополистическая конкуренция – тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.
Монополия – тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного блага, не имеющий близкого заменителя.
Нормальная прибыль - минимальная прибыль, которую фирма должна получить для продолжения своей деятельности. Это бывает тогда, когда общая выручка просто покрывает все альтернативные издержки и имеет место нулевой уровень прибылей.
Олигополия – рыночная структура, при которой продажей товара занимается несколько продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. В условиях олигополии функционирует несколько фирм, продаются дифференцированные или стандартизированные товары, доступ на рынок затруднён, контроль над ценами ограничен взаимозависимостью фирм, возможен сговор в ценообразовании, характерна неценовая конкуренция.
Отрасль с возрастающими издержками – это отрасль, где цены на некоторые факторы производства повышаются в результате выпуска благ. Долгосрочная кривая предложения для такой отрасли "растет" вверх.
Отрасль с неизменными издержками – это отрасль, где цены на факторы производства независимы от объема производства или количества фирм в отрасли. Долгосрочная кривая предложения для такой отрасли – горизонтальная линия.
Отрасль с убывающими издержками – это отрасль где цены на некоторые факторы производства снижаются в результате расширения отрасли. Долгосрочная кривая предложения в такой отрасли будет иметь наклон вниз.
Правило максимизации прибыли: фирма будет максимизировать прибыль, поддерживая величину выпускаемой продукции на таком уровне, когда предельный доход будет равен предельным издержкам при том условии, что цена продукции превышает средние совокупные издержки.
Принимающий цену (price taker) – экономический агент, размер которого незначителен по сравнению с размером рынка, на котором он работает, и его деятельность не может оказать влияния на преобладающие на рынке цены
Совершенная конкуренция – тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
Совершенно конкурентный рынок – рынок, на котором много продавцов и покупателей, каждый из них покупает и продает незначительную долю товара и поэтому не может существенно повлиять на спрос, предложение.
Убыточная фирма – фирма, которая не покрывает все свои издержки и несет убытки, когда цена ее продукции ниже минимальных и возможных средних издержек.
3.4. БИНАРНЫЕ ТЕСТЫ
Верны ли следующие утверждения:
1. Свободный вход и выход фирм с рынка являются необходимым условием совершенной конкуренции.
+ Да Нет
2. Кривая спроса на
продукцию совершенно
+ Да Нет
3. Для конкурентной фирмы цена продукта равна одновременно среднему доходу и предельному доходу.
+ Да Нет
4. В случае, когда отрасль
находится в равновесии в
+ Да Нет
5. Конкурентная фирма
не может получить
Да + Нет
6. Эк прибыль равна нулю, если отрасль в долгосрочном периоде находится в состоянии равновесия. В остальных случаях прибыль может быть какой угодно.
+ Да Нет
7. В долгосрочной перспективе
конкурентные фирмы не
+ Да Нет
8. Если рыночная цена товара
постоянна, то увеличение
Да + Нет
9. Если кривая общего
дохода фирмы лежит ниже
+ Да Нет
10. Убыточные фирмы должны сразу закрываться.
Да + Нет
11. В долгосрочном периоде
постоянные издержки не
+ Да Нет
12. Если предельные издержки больше средних, то средние издержки возрастают.
+ Да Нет
13. В результате рекламной компании конкурентной фирме удалось значительно расширить объем своих продаж.
Да + Нет
14. К недостаткам рынка
совершенной конкуренции
Да + Нет
15. Особенностью рынка
совершенной конкуренции являет
16. В условиях совершенной конкуренции цена определяется пересечением кривых спроса и предложения.
Да + Нет
17. Совершенная конкуренция выгодна для покупателей.
+ Да Нет
Да + Нет
19. Рынок пшеницы является близким по условиям к рынку совершенной конкуренции.
+ Да Нет
Да + Нет
21. Отдельные фирмы
на совершенно конкурентном
Да + Нет
22. Общий доход конкурентной
фирмы представляет собой
Да + Нет
23. Чтобы минимизировать убытки конкурентная фирма будет осуществлять производство до тех пор, пока валовой доход позволяет возместить все переменные и часть постоянных затрат.
+ Да Нет
24. Преимуществом конкурентных рынков является эффективное распределение ресурсов.
+ Да Нет
25. Относится ли к
ограничению эффективности
+ Да Нет
1.В группу условий совершенной конкуренции не входит условие:
а) имеется много продавцов и покупателей;
б) с точки зрения покупателей товар совершенно однороден;
+ в) информация об уровне цен крайне скудна как для продавцов, так и для покупателей;
г) нет барьеров для входа в отрасль нового производителя и выхода из нее
2. Какое свойство
отсутствует на рынке
а) большое число покупателей;
+ б) конкуренция производителей;
в) однородность продукции;
г) большое число продавцов.
3. Линия спроса на продукцию отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции:
а) имеет отрицательный наклон;
б) имеет положительный наклон;
+ в) параллельна оси абсцисс;
г) параллельна оси ординат.
4. Кривой предложения
конкурентной фирмы в
а) кривая предельных издержек;
б) линия цены товара;
в) возрастающая часть кривой средних издержек;
+ г) часть кривой
предельных издержек выше
5. Кривая спроса в
условиях совершенной конкуренц
+а) кривыми предельной и
б) кривой общей выручки;
в) кривой общих издержек;
г) кривой предельных издержек.
6. В каком случае
конкурентная фирма,
а) минимальных средних постоянных затрат;
+ б) минимальных средних переменных затрат;
в) предельных затрат;
г) общих затрат.
7. Кривая средних издержек
производства пересекает
а) прибыль максимальна;
б) фирма находится на уровне нормальной прибыли;
в) бухгалтерская прибыль равна нулю;
+ г) нормальная прибыль равна нулю.
8. Если рыночная цена ниже AVC, то типичная фирма в конкурентной отрасли:
а) имеет сверхприбыль;
б) работает безубыточно;
+ в) закрывается и, возможно, покидает отрасль;
г) сокращает выпуск и повышает цену производства.
9. Если цена на продукцию
а) увеличить выпуск;
б) сократить выпуск;
в) для ответа не хватает информации;
+ г) конкурентная фирма не может оказаться в такой ситуации.
10. Экономическая прибыль:
+ а) не
может иметь место на конкурент
б) существует, когда предельный доход превышает предельные издержки;
в) равна нормальной бухгалтерской прибыли;
г) всегда имеет место в процветающей отрасли.
11. В долгосрочном периоде
а) цена на товар ниже предельных издержек;
б) общие средние издержки меньше предельных затрат;
+ в) выручка не покрывает общие затраты;
г) предельные издержки выше средних переменных.
12. Поясните, какое из
перечисленных ниже свойств