Лекции по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:07, курс лекций

Описание

Микроэкономика для студентов, интересующихся тем, как ״устроен״ и ״работает״ хозяйственный механизм, самый подходящий и наиболее интересный предмет. Ясное понимание того, что такое микроэкономика, необходимо для управленческих решений, разработки социальной политики, а в более общем плане для понимания механизма функционирования современной экономики. Теория микроэкономики лежит в основе разработки микроэкономической политики, осуществляемой государством. Оно осуществляет регулирование деятельности субъектов на микроуровне, выбирает направления их действий, в отдельных необходимых случаях выдает им субсидии и дотации.

Работа состоит из  29 файлов

МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ.doc

— 554.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 1.ВВЕДЕНИЕ.ppt

— 920.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 10. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ОБЩ. БЛАГОСОСТОЯНИЕ.doc

— 853.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 10.ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ.ppt

— 320.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модудь11 Внешние эфекты.doc

— 208.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 11. Внешние эффекты.ppt

— 131.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 12. Информация, неопределенность и риск в экономике.doc

— 125.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация12. Информация, неопределенность и риск.ppt

— 56.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 13. Общественные блага.doc

— 181.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 13. Общественные блага.ppt

— 117.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль14. Теория общественного выбора.doc

— 211.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 14. Теория общественного выбора.ppt

— 138.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 2. Теория поведения потребителя.doc

— 249.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 2. Теория поведения потребителя.ppt

— 101.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 3.Рыночное поведение конкурентных фирм.doc

— 689.50 Кб (Скачать документ)

а) однородность продукции;

б) мобильность ресурсов;

       + в)  реклама;

г) большое число покупателей

 

13. Если рынок яблок  конкурентен, то в точке краткосрочного равновесия:

      + а) цена  яблок равна предельным издержкам  их производства;

б) цена яблок равна  их предельной полезности для покупателей;

в) цена яблок всегда равна  средним издержкам производства;

г) верно а) и в).

 

14. Как изменяется предельный доход конкурентной фирмы по мере роста объема продаж:

       + а)  не изменяется;

б) возрастает;

в) снижается быстрее  цены;

г) снижается медленнее  цены.

 

15. Когда на конкурентном рынке товара возрастают отраслевые издержки и спрос, то можно предсказать со всей определенностью, что:

а) цена товара возрастет, а объем продаж упадет;

б) цена товара упадет, а объем продаж возрастет;

       +  в) цена товара возрастет;

г) объем продаж упадет.

 

16. В условиях совершенной  конкуренции цена равна минимальным средним издержкам:

а) всегда

б) никогда

в) в краткосрочном  периоде

      + г) в  долгосрочном периоде

 

17. По мере  роста объема продаж предельный  доход совершенно конкурентной фирмы:

а) возрастает;

      +  б) не изменяется;

в) падает быстрее цены;

г)  падает медленнее цены.

 

18. Что из нижеперечисленного  является признаком только совершенной конкуренции:

       + а)  фирма не обладает рыночной  властью;

б) фирма максимизирует  прибыль;

в) фирма получает экономическую  прибыль в долгосрочной перспективе;

г) линия спроса представляет собой линию средней выручки  фирмы.

 

19. На совершенно  конкурентном рынке в состоянии  краткосрочного равновесия:

        + а) цена товара равна предельным издержкам его производства;

б) цена товара равна предельной полезности для потребителей;

в) цена товара всегда равна средним издержкам производства;

г) все вышеперечисленное неверно.

20. Долгосрочное равновесие совершенно конкурентной отрасли обеспечивается при:

      + а) P = LAC = MC;

 6) MR>LAC = VC;

 в)  Р = MR < МC;

 г) P>MC = LAC.

21. Выпуск  конкурентной фирмы в долгосрочном  периоде равен 0, если:

a)  A VC меньше цены при всех уровнях выпуска;

6) LMC = LAC;

в) P = LMC;

       + г) Р< LAC при любом выпуске.

 

22. Если Р < АТС, то фирма должна:

а) остановить производство;

       + б) производить продукт в объеме, когда Р = МС и Р > A VC;

в) сократить накладные расходы;

г) продолжать производство, пока Р > AFC.

 

 

 

3.6. Задачи и упражнения

 

1. Для ситуаций, представленных  в таблице 1, нужно подобрать  один из вариантов.

 

Таблица 1.

Ситуация 1

 P = 4;  Q = 1000;  FC = 500;  AVC = 2,5

Ситуация 2

 P = 12;  Q = 100;  TC = 1600;  AVC = 2;  MC = 12

Ситуация 3

 P = 3;   TR = 300; FC = 100;  AVC = 2

Ситуация 4

 Q = 100; TR = 300;  FC = 50;  AC = 4;  MC = 3

Ситуация 5

 P = 30;  FC = 600;  VC = 800;  AC = 35

Ситуация 6

 TR = 800;  FC = 100;  AC = 35;  AVC = 30;  MC =     45

Ситуация 7

 P = 12;  Q = 100;  FC = 150;  VC = 1650

Ситуация 8

 Q = 100;  TR = 5000;  MC = 50;  AVC = 55; MC - возрастает


Варианты:

а) фирма остается в отрасли в краткосрочном периоде, но уйдет в долгосрочном периоде;

б) фирма должна уйти из отрасли в краткосрочном периоде;

в) фирма должна остаться в отрасли в долгосрочном периоде;

г) данных для ответа недостаточно.

 

Ответы:

1. Ситуация  1.в.  AFC = 0,5,    AC = AFC + AVC = 3,  P > AC

2. Ситуация  2.а.  AC = TC/Q = 16   AVC < P < AC

3. Cитуация  3.в   Q = TR/P = 100,   AFC = FC/Q = 1, 

                                AC = AFC + AVC = 3,   P = AC.

4. Ситуация  4.б.   P = TR/Q = 3,   AFC = FC/Q = 0,5

                                AVC = AC – AFC = 3,5    P < AVC.

5. Ситуация  5.а.   TC = FC + VC = 1400,    Q = TC/AC = 40

                                AVC = VC/Q = 20,        AVC < P < AC

6. Ситуация  6.в.    AFC = AC – AVC = 5,    Q = FC/AFC = 20

                                P = TR/Q = 40,    P > AC

7. Ситуация  7.б.    AVC = VC/Q = 16,5        P < AVC

8. Ситуация  8.б.    P = TR/Q = 50        P < AVC

 

2. Краткосрочные общие  издержки конкурентной фирмы  описываются формулой TC = Q3 – 8Q2 + 20Q + 50.

Определите, при каком уровне рыночной цены конкурентная фирма будет находиться в состоянии долгосрочного равновесия.

 

Ответ: Известно, что в краткосрочном периоде фирма прекратит производство в случае, если цена окажется ниже средних переменных издержек. В то же время условием максимизации прибыли конкурентной фирмы является равенство цены и предельных издержек, причем график последних пересекает график переменных издержек в точке минимума. Таким образом, решение данной задачи требует нахождения минимума средних переменных издержек. Определим VC = Q3 – 8Q2 + 20Q;  AVC = Q2 – 8Q + 20 = (Q – 4)2 + 4;   AVCmin = AVC (Q = 4) = 4.    Если цена упадет ниже 4, то фирма уйдет из отрасли в краткосрочном периоде.

3. Докажите, что если  долгосрочное предложение конкурентной фирмы имеет вид Q = 3P, то она не может иметь постоянную отдачу от масштаба.

 

Ответ: долгосрочная кривая предложения конкурентной фирмы является и ее кривой предельных издержек. Поэтому LRMC = Q/3;  LRTC = Q2/6; LRAC = Q/6.

Если фирма имеет  постоянную отдачу от масштаба, то ее кривая средних долгосрочных издержек должна быть вида LRAC = const. Очевидно, что в данном случае это свойство не выполняется.

 

4. В совершенно конкурентной  отрасли действуют 250 фирм, разбитых  на три группы. Предельные издержки 100 фирм первой группы описываются уравнением MCi = 100Qi + 1; 100 фирм второй – MCi = 200Qi + 2; 50 фирм третьей – MCi = 100Qi + 1. Функция спроса на рынке описывается уравнением Q = 25 – P.

Найдите равновесную  цену и объем продаж на рынке.

 

Ответ: Для решения задачи нужно найти функцию предложения отрасли. При P > 2:  Qs = 2P – 2,5;  Qd = 25 – P.  Cледовательно, Pравнов. = 9,17 ден. ед.  Qравнов.= 15, 83.

 

5. Отраслевой спрос  описывается уравнением Q = 2500 – 10P. Общие издержки каждой фирмы описываются уравнением: TCi =  16 + 10qi + qi2.  Фирмы получают только нормальную прибыль. Определите, сколько фирм функционирует в этой отрасли.

 

Ответ: Определим цену и объем выпуска отдельной фирмы. При равенстве предельных и средних издержек объем выпуска равен 4 ед., а цена – 18 ден. ед. Тогда общий выпуск отрасли равен 2320 ед. Его могут обеспечить 580 фирм.

 

6. Функция издержек  конкурентной фирмы: TC = Q2 + 4Q + 16.

    Определите, при  какой рыночной цене эта фирма  получает нормальную прибыль в долгосрочном периоде.

 

Ответ: Нужно найти AC(Q) = Q + 4 + 16/Q  и   MC(Q) = 2Q + 4. Нормальная прибыль получается при P = AC, но для краткосрочного периода на конкурентном рынке характерно равенство P = MC, а для долгосрочного необходимо P = min AC = MC. Найдем Q из последнего условия: 2Q + 4 = Q + 4 + 16/Q, отсюда Q = 4. Следовательно P = 12 ден. ед. Тогда прибыль будет нормальной, а в отрасли установится долгосрочное равновесие.

 

7. В конкурентной отрасли  действуют 100 одинаковых фирм. Общие  издержки каждой фирмы составляют ТС(q) = 0,1q2 + 2q + 50.

Определите уравнение  кривой предложения отрасли и  параметры краткосрочного равновесия на рынке, если спрос на товар в отрасли описывается уравнением Qd = 5000 – 100P. Проанализируйте перспективы развития отрасли в долгосрочном периоде.

 

Ответ: MC каждой фирмы можно определить по формуле MC = 0,2q + 2,   qi = 0,01Q.

MC = 0,2(0,01)Q + 2;   Qs = 500P – 1000. Тогда краткосрочное равновесие имеет параметры P = 10; Q = 4000; прибыль одной фирмы: 110.

АС = 0,1q + 2 + 50/q;  qi = 40;  AC = 7,25. Следовательно, долгосрочного равновесия пока нет, в отрасли будут появляться новые фирмы.

 

8. Сто фирм в условиях  совершенной конкуренции занимаются  производством электрических лампочек. Зависимость общих издержек каждой фирмы от объема выпуска показаны в таблице:

 

Объем выпуска

Общие издержки

Рыночный спрос:

Цена

Величина спроса

       40

               177

  

 

12,5

 

3000

   50

 

210

 

 

10,8

 

4000

60

      252

 

     8,7

  5000

     70

   306

 

    6,9

6000

80

 

375

 

 

5,4

 

7000

90

 

462

 

 

4,2

 

8000

  100

  570

 

   3,3

9000


 

а) На каком уровне установится  цена одной лампочки?

б) Является ли производство лампочек прибыльным делом?

Какова прибыль (потери) приходящаяся на одну лампочку?

 

Ответ. а) В условиях конкуренции цена устанавливается на уровне, близком к MC. В данном случае близкая цена составляет 6,9 при МС = 5,4 и объеме спроса 6000.

б) Есть превышение цены над предельными издержками в 1,5 ден. ед. Следовательно, имеется экономическая  прибыль.

 

9. На рынке совершенной  конкуренции функции совокупного спроса и совокупного предложения в краткосрочном периоде имеют вид:

                                               QD (P) = 40 – P/3

                                               QS (P) = - 20 + P

Функция общих издержек для репрезентативного предприятия, действующего в отрасли, равна:

                                              TC(q) = 50 + 35q + q2.

Определите:

а) рыночную равновесную  цену и объем производства;

б) объем предложения  одного предприятия

в) количество предприятий, которые работают на рынке;

г) прибыль одного предприятия.

 

 

Ответ.

а) из условия равновесия на рынке QD(P) = QS(P) получим равновесную цену  Р* = 45. Тогда объем рыночного производства равен Q* = 25 ед.

б) Чтобы определить функцию  предложения репрезентативного  предприятия из условия MC = P получим 35 + 2 q = P, отсюда q = (P – 35)/2. Таким образом цена не может быть меньше минимума средних переменных издержек, т.е. 35 ед. Так как рыночная цена (Р* = 45) выше этого минимума, то предложение репрезентативного предприятия равно q = (45 – 35)/2 = 10/2 = 5.

в) Теперь легко найти  количество предприятий в отрасли: n = Q/q = 25/5 = 5/

г) репрезентативное предприятие  получает прибыль:

Пр = Pq – TC (q) = 45х5 – (50 + 35 х 5 + 52) = 225 – (50 + 175 + 25) = - 25.

Таким образом, в краткосрочном периоде предприятие несет убытки.

 

10.  В отрасли действует  30 фирм. Общие издержки каждой  фирмы равны TC = q3 – 6q2 + 18q. Спрос составляет величину Qd = 180 – 3P.

Что произойдет в долгосрочном периоде?

 

Ответ. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде:   AC = MC, т.е. q2 – 6q + 18 = 3q2 – 12q + 18. Отсюда q = 3.

Цена равновесия: Р*= МС = 9.

Объем спроса: Qd = 180 – 3х9 = 153= Qs.

Число фирм в долгосрочном периоде: N = Qs/q = 51.

Поскольку на рынке присутствует 30 фирм, то еще 21 фирма войдет в отрасль.

 

 

 

3.7. ДИСКУССИОННЫЕ  ВОПРОСЫ И ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ.

1. Если совершенная конкуренция не существует, то зачем ее изучать?

Презентация 3. Рыночное поведение конкурентных фирм.ppt

— 640.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль4. Монополия.doc

— 496.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 4. Монополия.ppt

— 193.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 5. Монополистическая конкуренция.doc

— 187.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

~$ДУЛЬ 6. ОЛИГОПОЛИЯ.doc

— 162 байт (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 5. Монополистическая конкуренция.ppt

— 138.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

МОДУЛЬ 6. ОЛИГОПОЛИЯ.doc

— 1.77 Мб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 6.ОЛИГОПОЛИЯ.ppt

— 2.05 Мб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 7. Рынок труда.doc

— 247.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 7. Рынок труда.ppt

— 93.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль8. Капитал.doc

— 189.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 8. Рынок капитала.ppt

— 146.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 9 . Рынок земли.doc

— 162.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 9. Рынок земли.ppt

— 135.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике"