Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:01, задача
1. Статистические показатели анализа кредитоспособности предприятия торговли
Для анализа кредитоспособности предприятия решающее значение имеет вопрос о том, какие показатели отражают сущность кредитоспособности. Ответ на него связан, прежде всего, с балансовой моделью, из которой исходит анализ.
6 задач.
Важную характеристику структуры средств предприятия дает коэффициент имущества производственного назначения, равный отношению суммы стоимости (взятой по балансу) основных средств, капитальных вложений, оборудования, производственных запасов и незавершенного производства к итогу баланса.
На основе данных
хозяйственной практики нормальным
считается следующее
В случае снижения
значения показателя ниже критической
границы целесообразно
Для характеристики структуры источников средств предприятия наряду с коэффициентами автономии, соотношения заемных и собственных средств, маневренности следует использовать также частные показатели, отражающие разнообразные тенденции в изменении структуры отдельных групп источников. К таким показателям в первую очередь относится коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств, равный отношению величины долгосрочных кредитов и заемных средств к сумме источников собственных средств предприятия и долгосрочных кредитов и займов.
Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств позволяет приближенно оценить долю заемных средств при финансировании капитальных вложений.
Коэффициент краткосрочной задолженности выражает долю краткосрочных обязательств предприятия в общей сумме обязательств.
Коэффициент автономии источников формирования запасов и затрат показывает долю собственных оборотных средств в общей сумме основных источников формирования запасов и затрат.
Коэффициент кредиторской задолженности и прочих пассивов выражает долю кредиторской задолженности и прочих пассивов в общей сумме обязательств предприятия.
2. Статистика
издержек обращения
Издержки обращения — это затраты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, связанных с доведением товаров народного потребления от производства до потребителя. Они представляют собой расходы планомерно организованного процесса товарного обращения, отражающие общественно необходимые затраты труда, т. е. такие затраты, без которых не возможен процесс доведения товаров от производителей до потребителей.
Эти затраты многообразны, они связаны с выполнением торговлей торгово-оперативных функций и включают в себя различные расходы на транспорт, заработную плату, содержание помещения, расходы по энергетическому хозяйству, амортизацию оборудования, сортировку, упаковку, хранение и реализацию товаров, наконец, на управление и учет всех перечисленных операций.
В торгующих организациях, имеющих промышленные и сельскохозяйственные предприятия, затраты труда на производство товаров народного потребления, выращивание сельскохозяйственной продукции и развитие животноводства относятся не к издержкам обращения, а к издержкам производства. Не относятся к издержкам обращения и такие расходы, как штрафы, уплаченные за простои транспорта, потери от уценки товара, убытки и другие расходы, не связанные с нормальным процессом обращения товаров.
Размеры издержек обращения зависят от многих факторов: роста объема товарооборота, производительности труда торговых работников, скорости оборачиваемости товаров, наличия сверхнормативных товарных запасов, величины товарных потерь и других.
Задачами статистики являются контроль за выполнением плановых заданий по снижению издержек обращения, изучение структуры затрат, характеристика динамики издержек обращения, выявление роли отдельных факторов, влияющих на изменение издержек обращения, и резервов для их дальнейшего снижения.
Система показателей статистики издержек обращения. Статистическими показателями издержек обращения являются:
абсолютная сумма издержек обращения, которая представляет собой сумму всех затрат на перевозку, хранение и реализацию товаров;
относительный уровень издержек обращения — отношение абсолютной суммы издержек к товарообороту (в процентах);
размер снижения уровня издержек обращения, равный разности между уровнями издержек обращения отчетности и базисного периодов;
темп снижения уровня издержек обращения, вычисляемый как отношение размера снижения к уровню издержек обращения базисного периода, умноженное на 100 (в процентах);
абсолютная сумма экономии или перерасхода от изменения уровня издержек обращения (Эи), исчисляемая по формуле:
Эи=О*(И1-И0)/100% ,
где И1 и И0 — уровни издержек обращения отчетного и базисного периодов; О — товарооборот отчетного периода.
Темп снижения уровня
издержек обращения характеризует интенсивность
Обобщающими показателями эффективности деятельности отдельных торговых предприятий и отрасли в целом являются масса прибыли и уровень рентабельности. В соответствии с новыми условиями планирования и экономического стимулирования в торговле предусматривается планирование в централизованном порядке двух показателей — товарооборота и прибыли, которые вместе с тем являются основными оценочными показателями работы предприятий торговли и общественного питания. Прибыль служит источником прироста собственных средств, финансирования капитальных вложений, образования фондов экономического стимулирования.
Различают два показателя прибыли в торговле: чистую прибыль от результатов торговой деятельности (реализации товаров), величина которой представляет собой разность между суммами валового дохода и издержек обращения. Валовой доход торговли складывается из реализованных торговых скидок (наценок), нормативы которых устанавливаются в централизованном порядке дифференцирование по товарным группам; балансовую прибыль, величина которой состоит из чистой прибыли плюс доходы от неторговых подсобных предприятий, непланируемые доходы и минус непланируемые расходы (например, штрафы, полученные и уплаченные, убытки от списания дебиторской задолженности и др.). Однако абсолютная величина массы прибыли не может дать объективной характеристики эффективности деятельности торгового предприятия, так как она зависит от соотношения размера торговых скидок и издержек обращения. Эту задачу выполняет относительный показатель — уровень рентабельности. Величина его может определяться в нескольких вариантах (в процентах):
как отношение суммы прибыли к товарообороту;
как отношение прибыли к средней годовой стоимости основных производственных фондов и средних остатков оборотных фондов;
как отношение прибыли к издержкам обращения. Каждый из приведенных выше показателей применяется в зависимости от конкретных задач исследования, круга полученной информации и имеет определенный экономический смысл. Величина и динамика уровня рентабельности зависят от разнообразных количественных и качественных факторов, степень влияния которых исследуется с помощью методов индексного и корреляционно-регрессионного анализа.
Таким образом, статистика издержек обращения и рентабельности торговых организаций даёт сведения об общей сумме издержек обращения в оптовой и розничной торговле. Статистический анализ направлен на выявление основных факторов, определяющих динамику издержек обращения, и на поиски резервов снижения их относительного уровня, что является главной предпосылкой повышения рентабельности в торговле (последняя определяется как отношение чистой прибыли к товарообороту).
Задача №1
Имеются следующие отчетные данные 23 предприятий одной из отраслей промышленности:
Номер завода |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн. руб. |
Валовая продукция в сопоставимых ценах, млн. руб. |
1 |
12,8 |
16,7 |
2 |
7,0 |
7,7 |
3 |
7,4 |
11,3 |
4 |
3,0 |
3,3 |
5 |
4,6 |
5,0 |
6 |
12,9 |
15,1 |
7 |
7,9 |
12,1 |
8 |
0,9 |
0,8 |
9 |
4,1 |
5,4 |
10 |
4,4 |
4,9 |
11 |
5,6 |
5,8 |
12 |
4,4 |
4,9 |
13 |
9,2 |
11,0 |
14 |
1,5 |
1,3 |
15 |
7,7 |
8,7 |
16 |
3,7 |
3,7 |
17 |
4,5 |
6,8 |
18 |
7,0 |
8,5 |
19 |
4,7 |
7,0 |
20 |
5,9 |
6,8 |
21 |
11,8 |
18,0 |
22 |
7,5 |
10,5 |
23 |
11,0 |
15,6 |
С целью изучения
зависимости между
1) число предприятий;
2) среднегодовую
стоимость основных
3) стоимость валовой продукции - всего и в среднем на одно предприятие;
4) размер валовой
продукции на один рубль
Результаты представьте в виде групповой таблицы. Напишите краткие выводы.
Решение.
В качестве группировочного признака примем среднегодовую стоимость основных производственных фондов. Для расчета равновесных интервалов используется формула шага интервала:
,
где h – шаг;
xmax и xmin – это максимальное и минимальное значения среднегодовой стоимости основных производственных фондов;
n – количество интервалов.
млн. руб.
Таблица 1 – Группировочная таблица по среднегодовой стоимости основных производственных фондов и валовой продукции
Интервал |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн. руб. |
Валовая продукция в сопоставимых ценах, млн. руб. |
I – 0,9-3,9 |
3,0+0,9+1,5=5,4 |
3,3+0,8+1,3=5,4 |
II – 3,9-6,9 |
4,6+4,1+4,4+5,6+4,4+3,7+4,5+4, |
5,0+5,4+4,9+5,8+4,9+3,7+ 6,8+ 7,0+6,8=50,3 |
III – 6,9-9,9 |
7,0+7,4+7,9+9,2+7,7+7,0+7,5= |
7,7+11,3+12,1+11,0+8,7+8,5+ 10,5=69,8 |
IV – 9,9-12,9 |
12,8+12,9+11,8+11,0=48,5 |
16,7+15,1+18,0+15,6=65,4 |
Итого |
149,5 |
190,9 |
Таблица 2 – Аналитическая таблица по среднегодовой стоимости основных производственных фондов и валовой продукции
Интервал |
Кол-во заводов |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн. руб. |
Валовая продукция в сопоставимых ценах, млн. руб. | ||
всего |
на 1 завод |
всего |
на 1 завод | ||
I – 0,9-3,9 |
3 |
5,4 |
1,8 |
5,4 |
1,8 |
II – 3,9-6,9 |
9 |
41,9 |
4,6 |
50,3 |
5,6 |
III – 6,9-9,9 |
7 |
53,7 |
7,7 |
69,8 |
9,9 |
IV – 9,9-12,9 |
4 |
48,5 |
12,1 |
65,4 |
16,4 |
Итого |
23 |
149,5 |
6,5 |
190,9 |
8,3 |
Найдем размер валовой продукции на 1 рубль ОПФ (фондоотдачу):
1 группа: 5,4/5,4=1 млн. руб.
2 группа: 50,3/41,9=1,2 млн. руб.
3 группа: 69,8/53,7=1,3 млн. руб.
4 группа: 65,4/48,5=1,4 млн. руб.
1+1,2+1,3+1,4=4,9 млн. руб.
Результаты представим в виде групповой таблицы
Таблица 3 – Связь между среднегодовой стоимостью основных производственных фондов и валовой продукцией
№ групп пы |
Число заводов |
Интервал |
Среднегод. стоимость ОПФ, млн. руб. |
Валовая продукция в сопоставимых ценах, млн. руб. |
Фондо- отдача | ||
Всего по группе |
В среднем на 1 завод |
Всего по группе |
В среднем на 1 завод | ||||
I |
3 |
0,9-3,9 |
5,4 |
1,8 |
5,4 |
1,8 |
1 |
II |
9 |
3,9-6,9 |
41,9 |
4,6 |
50,3 |
5,6 |
1,2 |
III |
7 |
6,9-9,9 |
53,7 |
7,7 |
69,8 |
9,9 |
1,3 |
IV |
4 |
9,9-12,9 |
48,5 |
12,1 |
65,4 |
16,4 |
1,4 |
Итого |
23 |
149,5 |
6,5 |
190,9 |
8,3 |
4,9 |
Вывод: из полученных данных можно сделать вывод, что на всех заводах основные производственные фонды используются эффективно, т.к. фондоотдача больше единицы. Наиболее эффективно они используются на заводах III и IV групп (Фотд= 1,3 млн. руб. и 1,4 млн. руб.).