Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"
§ 5. Конституции в федеративном государстве
Федеративному государству
свойственна конституционная
Принятие конституций субъектами федерации не является свидетельством их полного суверенитета – сам по себе факт вхождения в федеративный союз означает отказ от основных суверенных прав (в области обороны, финансов, внешних сношений). Поэтому конституционная теория и практика в федеративных государствах не рассматривает субъекты федерации как суверенные государства и не признает право их выхода из федерации, а конституции этого и не закрепляют. Исключение составляла советская федерация, в которой союзные республики рассматривались как суверенные государства с правом выхода, что в практической жизни значения не имело, но юридически способствовало распаду СССР.
Ныне в Российской Федерации
также возникло положение, когда
конституции ряда ее субъектов (Республики
Татарстан, Башкортостан, Марий Эл)
закрепили суверенитет своего государства,
а конституция
Сосуществование федеральной
конституции и конституций
Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 74
верховенства федеральной
конституции и обязанности
Содержание конституций
субъектов федерации весьма неоднородно.
В прежних тоталитарных федерациях
(СССР, Югославии) они просто повторяли
положения федеральной
Конституции субъектов Российской
Федерации теоретически призваны выразить
особенности национальной государственности,
но они все же не содержат чего-либо
принципиально национального (кроме,
пожалуй, названий законодательных
органов, закрепления того или иного
языка в качестве государственного,
государственной символики). Многие
из этих конституций принимались
под сильным давлением
Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 75
Различия между конституциями
в известной мере объясняются
тем, что они были приняты в
различное время. Так, конституции
Кабардино-Балкарии, Карелии, Чувашии,
Мордовии, Марий Эл были приняты
в конце 70-х гг., хотя затем изменялись
и дополнялись. В начале 90-х гг.
принимались конституции
Конституции республик, как
и уставы других субъектов РФ, закрепляют
права и свободы граждан
Во многих конституциях и уставах не обеспечивается равноправие граждан независимо от национальности, места жительства и других обстоятельств. В них, в частности, права и свободы человека и гражданина увязываются с гражданством или особым статусом жителя, устанавливаются ограничения на передвижение и выбор места жительства, устанавливается предельный возрастной ценз для глав администраций (55 или 60 лет), ценз оседлости для избирательного права (свыше года), иммиграционные квоты и т.д., хотя
Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 76
регулирование прав и свобод,
в том числе гражданства, относится
к исключительному ведению
В подавляющем большинстве
конституций и уставов
Конституции по-разному определяют статус республики. Так, в Конституции Республики Северная Осетия–Алания закреплено, что эта республика является «государством, добровольно входящим в состав Российской Федерации», а в конституциях республик Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Калмыкия, Коми, Ингушетия, Саха (Якутия) – что они являются субъектами Российской Федерации. Конституцией Республики Тывы устанавливается вхождение этой республики в состав Российской Федерации на основе Федеративного договора, но провозглашается право на выход из состава Федерации по итогам всенародного референдума. Республика Татарстан идет дальше, определяя себя как «суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией – Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения».
Кроме Ингушетии и Калмыкии, все республики конституционно закрепили статус суверенных государств. Некоторые республики закрепили положение, согласно которому их отношения с Российской Федерацией строятся на делегировании части своих полномочий в пользу Федерации (Бурятия, Башкортостан, Саха (Якутия)).
Встречаются весьма радикальные
положения о ратификации
Основные законы (уставы)
других субъектов РФ (краев, областей
и др.) менее претенциозны. Они
закрепляют равноправие всех субъектов
РФ, подчеркивая этим, что ничем
не отличаются от республик, но в отличие
от республик не закрепляют государственный
суверенитет или статус государства.
Встречаются, правда, формулировки, закрепляющие
статус самостоятельного государственного
образования (Ставропольский край) или
государственно-
Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 77
разования в составе Российской Федерации (Оренбургская область). В разных формах уставы краев и областей декларируют отсутствие права выхода из Российской Федерации, почти все закрепляют верховенство Конституции РФ на своей территории.
Определенной спецификой
отмечены уставы городов Москвы и
Санкт-Петербурга. Они обладают статусом
субъектов РФ как «города федерального
значения», хотя данное понятие в
отношении Санкт-Петербурга никакими
правовыми актами не раскрывается.
В отличие от других субъектов
РФ, законодательные и
Почти во всех конституциях
и уставах в разделах о разграничении
предметов ведения и полномочий
между органами государственной
власти субъекта РФ и федеральными
органами государственной власти имеются
отклонения от соответствующих положений
Конституции РФ. Так, часто устанавливается
верховенство субъекта РФ в отношении
национальных богатств, его исключительная
собственность на землю и ее недра,
воды, леса, растительный и животный
мир, другие природные ресурсы, находящиеся
на его территории. Субъекты РФ относят
к своему ведению право осуществлять
финансовое, банковское, валютное, денежно-кредитное
регулирование. Вместо осуществления
международных и
Многие конституции и
уставы проявляют явное непонимание
принципа разделения властей, распространяющегося
не только на федеральную власть, но
и на систему органов
Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 78
отчетность руководителя
органа исполнительной власти субъекта
РФ (президента или главы республики,
главы администрации) законодательному
(представительному) органу государственной
власти субъекта РФ, право утверждать
освобождение от должности заместителей
руководителя органа исполнительной власти
и других должностных лиц руководителем
органа исполнительной власти субъекта
РФ, право депутатов, а также постоянных
комиссий, являющихся структурными подразделениями
законодательного (представительного)
органа, осуществлять контроль за соблюдением
законности на территории субъекта РФ.
Председатель законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта
РФ нередко наделяется несвойственными
этой должности функциями и
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"