Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"
Право на объединение в РФ: содержание и нормативная основа
Конституция РФ гарантирует
право граждан на объединение
и свободное осуществление
Право граждан на объединение складывается из: 1) права создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей; 2) права вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них; 3) права беспрепятственно выходить из общественных объединений.
Общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, фиксируемых в уставе общественного объединения.
Граждане могут учреждать все формы общественных объединений без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, за исключением созданий политических партий, для которых установлен особый порядок создания (регистрации).
Общественные объединения могут регистрироваться в органах государственной власти, в этом случае они приобретают статус юридического лица.
Организационно-правовые формы общественных объединений выделяются в зависимости от порядка вступления граждан в общественное объединение и его целей. Формы общественных объединений: 1) общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан; 2) общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения; 3) общественный фонд – один из видов некоммерческих фондов, основанное на участии без членства общественное объединение, целью которого является формирование имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на общественно полезные цели; 4) общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, цель которого – оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения; 5) орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания; 6) политическая партия – основанное на членстве общественное объединение, преследующее политические цели оказания влияния на политическую обстановку страны.
Конституция РФ, Статья 30
Статья 30
1. Каждый имеет право на объединение,
включая право создавать профессиональные
союзы для защиты своих интересов. Свобода
деятельности общественных объединений
гарантируется.
2. Никто не может быть принужден
к вступлению в какое-либо объединение
или пребыванию в нем.
Комм. Боголюбов С.А.
Предусмотренное этой
статьей право означает
Согласно Международному пакту о гражданских
и политических правах (ч.1 ст.22) и Европейской
конвенции о защите прав человека и основных
свобод (ст.11) каждый человек имеет право
на свободу ассоциаций с другими, включая
право создавать профсоюзы и вступать
в них для защиты своих интересов. В соответствии
с Всеобщей декларацией прав человека
никто не может быть принужден вступать
в какую-либо ассоциацию (ч.2 ст.20).
Свобода деятельности общественных объединений,
ее гарантирование, как и ограничение,
также осуществляются согласно принципам
и нормам международного права.
В ч.2 ст.22 Международного пакта о гражданских
и политических правах говорится, что
пользование правом на свободу ассоциации
не подлежит никаким ограничениям, кроме
тех, которые предусматриваются законом
и необходимы в демократическом обществе
в интересах государственной или общественной
безопасности, общественного порядка,
охраны здоровья и нравственности населения,
для защиты прав и свобод других лиц. Возможно
лишь введение законных ограничений пользования
этим правом для лиц, входящих в состав
вооруженных сил и полиции.
Право на объединение базируется на принципах
добровольности, равноправия членов и
других участников объединения, самоуправления,
законности, гласности. Важнейшей формой
объединения является политическая партия
(см. комментарий
к ст.13). Общественные объединения
свободны в определении своей внутренней
структуры, целей, форм и методов своей
деятельности. Деятельность общественных
объединений должна быть гласной, а информация
об их учредительных и программных документах
— общедоступной.
Свобода деятельности общественных объединений
во многом определяется их взаимоотношениями
с государством, его органами и должностными
лицами. В соответствии с Федеральным
законом «Об общественных объединениях»
от 19 мая 1995г. государство обеспечивает
соблюдение прав и законных интересов
общественных объединений, оказывает
поддержку их деятельности, законодательно
регулирует предоставление им налоговых
и иных льгот и преимуществ. Государственная
поддержка может выражаться в виде целевого
финансирования отдельных общественно
полезных программ; заключения договоров,
в том числе на выполнение работ и предоставление
услуг; социального заказа на выполнение
государственных программ неограниченному
кругу общественных объединений на конкурсной
основе и т. д. (См.: Закон РФ о некоммерческих
организациях от 12 января 1996г.)
Вмешательство органов государственной
власти и их должностных лиц в деятельность
общественных объединений, равно как и
вмешательство общественных объединений
в деятельность органов государственной
власти и их должностных лиц, не допускается,
за исключением случаев, предусмотренных
данным Федеральным законом.
Вопросы, затрагивающие интересы общественных
объединений, в предусмотренных Законом
случаях решаются органами государственной
власти и органами местного самоуправления
с участием соответствующих общественных
объединений или по согласованию с ними.
Это, прежде всего государственная регистрация
общественного объединения органами юстиции
по месту нахождения постоянно действующего
руководящего органа общественного объединения.
Правоспособность общественного объединения
как юридического лица возникает с момента
государственной регистрации, но объединение
считается созданным с момента утверждения
устава и формирования руководящих и контрольно-ревизионных
органов на съезде (конференции) или общем
собрании общественного объединения.
Наиболее массовыми общественными объединениями
являются профессиональные союзы, в которых
состоит большинство населения страны.
Во взаимоотношениях с государственными
органами, хозяйственными организациями,
предпринимателями профессиональные
союзы представляют и защищают интересы
своих членов в области производства,
социально-экономической, культурной
и иных областях. Все профессиональные
союзы должны быть равны перед законом.
Специфическая деятельность профессиональных
союзов стимулируется, а особенности,
связанные с их созданием, функционированием,
реорганизацией и ликвидацией, регулируются
Законом РФ «О профессиональных союзах,
их правах и гарантиях деятельности» от
12 января 1996г., иным законодательством
о профессиональных союзах, принимаемым
в соответствии с Законом РФ «Об общественных
объединениях».
Право граждан на объединение включает
в себя право создавать на добровольной
основе общественное объединение для
защиты общих интересов и достижения общих
целей, право вступать в общественные
объединения либо воздерживаться от вступления
в них, а также право беспрепятственно
выходить из общественных объединений.
Граждане имеют право создавать по своему
выбору общественные объединения без
предварительного разрешения органов
государственной власти и органов местного
самоуправления, а также вступать в такие
общественные объединения на условиях
соблюдения норм их уставов. Создаваемые
гражданами общественные объединения
могут регистрироваться в порядке, предусмотренном
Законом «Об общественных объединениях»,
и приобретать права юридического лица
либо функционировать без государственной
регистрации и приобретения прав юридического
лица.
Орган, регистрирующий общественные объединения,
в месячный срок обязан рассмотреть заявление
общественного объединения о его регистрации
и принять одно из решений: зарегистрировать
общественное объединение и выдать учредителям
свидетельство о его государственной
регистрации либо отказать в государственной
регистрации и выдать учредителям письменный
мотивированный отказ, который может быть
обжалован в судебном порядке.
Перечень оснований, по которым может
быть отказано в регистрации общественного
объединения, включает обстоятельства,
предусмотренные п.5 ст.13Конституции, другие основания,
предусмотренные Законом об общественных
объединениях. Отказ в регистрации по
мотивам нецелесообразности создания
общественного объединения не допускается.
Отказ в государственной регистрации
либо уклонение от нее могут быть обжалованы
в суд. Кроме того, отказ в регистрации
не является препятствием для повторной
подачи документов на государственную
регистрацию при условии устранения оснований,
вызвавших отказ. Учреждения юстиции обязаны
указать конкретные положения законодательства
Российской Федерации, нарушение которых
повлекло отказ в государственной регистрации
данного объединения.
Свобода деятельности общественных объединений
заключается также в том, что им гарантируется
самостоятельность в принятии уставов,
избрании руководящих органов, составлении
программы, управлении собственностью,
распространении информации о своей деятельности
и выступлении с инициативами по различным
вопросам общественной жизни. Условия
и порядок приобретения, утраты членства,
включая условия выбытия из членов общественных
объединений по возрасту, определяются
уставами общественных объединений.
Требование об указании в официальных
документах на членство или участие в
тех или иных общественных объединениях
не допускается. Принадлежность или непринадлежность
граждан к общественным объединениям
не может служить основанием для ограничения
их прав и свобод, условием для предоставления
им государством каких-либо льгот и преимуществ,
за исключением случаев, предусмотренных
законодательством России.
В законодательстве предусматриваются
меры против злоупотреблений правом на
объединение. Общественное объединение
может быть ликвидировано лишь по решению
суда на основании заявления прокурора
в случаях несоблюдения п.5 ст.13 Конституции Российской Федерации,
виновного нарушения прав и свобод граждан,
иных неоднократных или грубых нарушений
правовых актов либо систематической
деятельности, противоречащей уставным
целям. Государство, его органы, общественные
объединения, в том числе лица, входящие
в состав руководящих органов этих объединений,
и граждане несут равную ответственность
за соблюдение законодательства об общественных
объединениях.
Статьей 144 УК предусматривается уголовная
ответственность за воспрепятствование
законной профессиональной деятельности
журналистов, ст.239 — за организацию объединения,
деятельность которого сопряжена с причинением
вреда здоровью граждан или с иными посягательствами
на личность или права граждан либо с побуждением
граждан к отказу от исполнения гражданских
обязанностей.
Общественная
организация — неправительственное/
Термин имеет юридический смысл — в статье 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» говорится:
«Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан».
Членами общественной организации в соответствии с её уставом могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.
Наличием членства общественная организация отличается от общественного движения, в котором членство не обязательно.
Высшим руководящим органом
общественной организации является
съезд (конференция) или общее собрание.
Постоянно действующим
В случае государственной
регистрации общественной организации
её постоянно действующий
Международная общественная организация — неправительственное/
Общественное движение в юриспруденции — организационно-правовая форма общественных объединений. Обычно общественные движения создаются для выражения гражданами своей позиции по различным социально-значимым вопросам.
В Российском законодательстве общественным движением «является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения»[1].
Правовое положение
Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание[1]. Также каждое движение должно иметь постоянно действующий руководящий орган общественного движения — выборный коллегиальный орган, подотчётный съезду (конференции) или общему собранию.
Общественные движения, как
и другие формы общественных объединений,
могут регистрироваться в порядке,
предусмотренном статьёй 21 Федерального
закона «Об общественных объединениях»,
и приобретать права юридическо
Права общественных объединений
(и, в том числе, общественных движений),
закреплены в статье 27 закона «Об
общественных объединениях». В частности,
предусматривается право
Общественно-полезными целями, которые преследуют общественные движения, могут быть: социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, а также иные цели, направленные на достижение общественных благ.
Реальное положение
В целом, законодательно правовое
положение общественного
По территориальной сфере деятельности могут создаваться и действовать следующие виды общественных движений:
В соответствии с федеральным законом «О политических партиях»[3], общероссийские общественные движения (равно как и общероссийские общественные организации) могут преобразовываться вполитические партии, что является одним из двух предусмотренных законом форм создания политических партий.
В этом случае съезд общероссийского общественного движения принимает решения о преобразовании данного общероссийского общественного движения в политическую партию, о преобразовании его региональных подразделений в субъектах Российской Федерации в региональные отделения политической партии, о принятии устава политической партии и о принятии её программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии. Новая политическая партия считается созданной со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Вместе с тем, после вступления в силу в 2001 году Федерального закона «О политических партиях», имел место обратный процесс: политические партии, не соответствовавшие жёстким требованиям данного закона (в частности, по количеству членов и региональных отделений) часто преобразовывались в общероссийские общественные движения.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"