ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СОБРАНИЯХ, МИТИНГАХ, ДЕМОНСТРАЦИЯХ,
ШЕСТВИЯХ И ПИКЕТИРОВАНИЯХ
Принят
Государственной Думой
4 июня 2004 года
Одобрен
Советом Федерации
9 июня 2004 года
Настоящий Федеральный закон
направлен на обеспечение реализации
установленного Конституцией Российской
Федерации права граждан Российской
Федерации собираться мирно, без
оружия, проводить собрания, митинги,
демонстрации, шествия и пикетирования.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство
Российской Федерации о собраниях,
митингах, демонстрациях, шествиях и
пикетированиях
1. Законодательство Российской
Федерации о собраниях, митингах,
демонстрациях, шествиях и пикетированиях
основывается на положениях Конституции
Российской Федерации, общепризнанных
принципах и нормах международного
права, международных договорах
Российской Федерации и включает
в себя настоящий Федеральный
закон и иные законодательные
акты Российской Федерации, относящиеся
к обеспечению права на проведение
собраний, митингов, демонстраций, шествий
и пикетирований. В случаях,
предусмотренных настоящим Федеральным
законом, нормативные правовые
акты, касающиеся обеспечения условий
проведения собраний, митингов, демонстраций,
шествий и пикетирований, издают
Президент Российской Федерации,
Правительство Российской Федерации,
принимают и издают органы
государственной власти субъектов
Российской Федерации.
2. Проведение собраний, митингов,
демонстраций, шествий и пикетирований
в целях предвыборной агитации,
агитации по вопросам референдума
регулируется настоящим Федеральным
законом и законодательством
Российской Федерации о выборах
и референдумах. Проведение религиозных
обрядов и церемоний регулируется
Федеральным законом от 26 сентября
1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести
и о религиозных объединениях".
Статья 2. Основные
понятия
Для целей настоящего Федерального
закона используются следующие основные
понятия:
1) публичное мероприятие
- открытая, мирная, доступная каждому,
проводимая в форме собрания,
митинга, демонстрации, шествия или
пикетирования либо в различных
сочетаниях этих форм акция,
осуществляемая по инициативе
граждан Российской Федерации,
политических партий, других общественных
объединений и религиозных объединений.
Целью публичного мероприятия
является свободное выражение
и формирование мнений, а также
выдвижение требований по различным
вопросам политической, экономической,
социальной и культурной жизни
страны и вопросам внешней
политики;
2) собрание - совместное присутствие
граждан в специально отведенном
или приспособленном для этого
месте для коллективного обсуждения
каких-либо общественно значимых
вопросов;
3) митинг - массовое присутствие
граждан в определенном месте
для публичного выражения общественного
мнения по поводу актуальных
проблем преимущественно общественно-политического
характера;
4) демонстрация - организованное
публичное выражение общественных
настроений группой граждан с
использованием во время передвижения
плакатов, транспарантов и иных
средств наглядной агитации;
5) шествие - массовое прохождение
граждан по заранее определенному
маршруту в целях привлечения
внимания к каким-либо проблемам;
6) пикетирование - форма
публичного выражения мнений, осуществляемого
без передвижения и использования
звукоусиливающих технических средств
путем размещения у пикетируемого
объекта одного или более граждан,
использующих плакаты, транспаранты
и иные средства наглядной
агитации;
7) уведомление о проведении
публичного мероприятия - документ,
посредством которого органу
исполнительной власти субъекта
Российской Федерации или органу
местного самоуправления в порядке,
установленном настоящим Федеральным
законом, сообщается информация
о проведении публичного мероприятия
в целях обеспечения при его
проведении безопасности и правопорядка;
8) регламент проведения
публичного мероприятия - документ,
содержащий повременное расписание
(почасовой план) основных этапов
проведения публичного мероприятия
с указанием лиц, ответственных
за проведение каждого этапа;
9) территории, непосредственно
прилегающие к зданиям и другим
объектам, - земельные участки, границы
которых определяются решениями
органов исполнительной власти субъекта
Российской Федерации или органов местного
самоуправления в соответствии с нормативными
правовыми актами, регулирующими отношения
в сфере землеустройства, землепользования
и градостроительства.
Статья 3. Принципы
проведения публичного мероприятия
Проведение публичного мероприятия
основывается на следующих принципах:
1) законность - соблюдение
положений Конституции Российской
Федерации, настоящего Федерального
закона, иных законодательных актов
Российской Федерации;
2) добровольность участия
в публичном мероприятии.
Глава 2. ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНОГО
МЕРОПРИЯТИЯ
Статья 4. Организация
публичного мероприятия
К организации публичного
мероприятия относятся:
1) оповещение возможных
участников публичного мероприятия
и подача уведомления о проведении
публичного мероприятия в соответствующий
орган исполнительной власти
субъекта Российской Федерации
или орган местного самоуправления;
2) проведение предварительной
агитации;
3) изготовление и распространение
средств наглядной агитации;
4) другие действия, не противоречащие
законодательству Российской Федерации,
совершаемые в целях подготовки
и проведения публичного мероприятия.
Статья 5. Организатор
публичного мероприятия
1. Организатором публичного
мероприятия могут быть один
или несколько граждан Российской
Федерации (организатором демонстраций,
шествий и пикетирований - гражданин
Российской Федерации, достигший
возраста 18 лет, митингов и собраний
- 16 лет), политические партии, другие
общественные объединения и религиозные
объединения, их региональные
отделения и иные структурные
подразделения, взявшие на себя
обязательство по организации
и проведению публичного мероприятия.
2. Не могут быть организатором
публичного мероприятия:
1) лицо, признанное судом
недееспособным либо ограниченно
дееспособным, а также лицо, содержащееся
в местах лишения свободы по
приговору суда;
2) политическая партия, другое
общественное объединение и религиозное
объединение, их региональные
отделения и иные структурные
подразделения, деятельность которых
приостановлена или запрещена
либо которые ликвидированы в
установленном законом порядке.
3. Организатор публичного
мероприятия имеет право:
1) проводить митинги, демонстрации,
шествия и пикетирования в
местах и во время, которые
указаны в уведомлении о проведении
публичного мероприятия либо
изменены в результате согласования
с органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации
или органом местного самоуправления,
собрания - в специально отведенном
или приспособленном для этого
месте, позволяющем обеспечить
безопасность граждан при проведении
собрания;
2) проводить предварительную
агитацию в поддержку целей
публичного мероприятия через
средства массовой информации, путем
распространения листовок, изготовления
плакатов, транспарантов, лозунгов
и в иных формах, не противоречащих
законодательству Российской Федерации;
3) уполномочивать отдельных
участников публичного мероприятия
выполнять распорядительные функции
по его организации и проведению;
4) организовывать сбор
добровольных пожертвований, подписей
под резолюциями, требованиями
и другими обращениями граждан;
5) использовать при проведении
собраний, митингов, демонстраций и
шествий звукоусиливающие технические
средства (аудио-, видеоустановки и
другие устройства) с уровнем
звука, соответствующим стандартам
и нормам, установленным в Российской
Федерации.
4. Организатор публичного
мероприятия обязан:
1) подать в орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации
или орган местного самоуправления
уведомление о проведении публичного
мероприятия в порядке, установленном
статьей 7 настоящего Федерального
закона;
2) не позднее чем за
три дня до дня проведения
публичного мероприятия (за исключением
собрания и пикетирования, проводимого
одним участником) информировать
орган исполнительной власти
субъекта Российской Федерации
или орган местного самоуправления
в письменной форме о принятии
(непринятии) его предложения об
изменении места и (или) времени
проведения публичного мероприятия,
указанных в уведомлении о
проведении публичного мероприятия;
3) обеспечивать соблюдение
условий проведения публичного
мероприятия, указанных в уведомлении
о проведении публичного мероприятия
или измененных в результате согласования
с органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации или органом местного
самоуправления;
4) требовать от участников
публичного мероприятия соблюдения
общественного порядка и регламента
проведения публичного мероприятия.
Лица, не подчинившиеся законным
требованиям организатора публичного
мероприятия, могут быть удалены
с места проведения данного
публичного мероприятия;
5) обеспечивать в пределах
своей компетенции общественный
порядок и безопасность граждан
при проведении публичного мероприятия,
а в случаях, предусмотренных
настоящим Федеральным законом,
выполнять эту обязанность совместно
с уполномоченным представителем
органа исполнительной власти
субъекта Российской Федерации
или органа местного самоуправления
и уполномоченным представителем
органа внутренних дел, выполняя
при этом все их законные
требования;
6) приостанавливать публичное
мероприятие или прекращать его
в случае совершения его участниками
противоправных действий;
7) обеспечивать соблюдение
установленной органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации
или органом местного самоуправления
нормы предельной заполняемости
территории (помещения) в месте
проведения публичного мероприятия;
8) обеспечивать сохранность
зеленых насаждений, помещений, зданий,
строений, сооружений, оборудования, мебели,
инвентаря и другого имущества
в месте проведения публичного
мероприятия;
9) довести до сведения
участников публичного мероприятия
требование уполномоченного представителя
органа исполнительной власти
субъекта Российской Федерации
или органа местного самоуправления
о приостановлении или прекращении
публичного мероприятия;
10) иметь отличительный
знак организатора публичного
мероприятия. Уполномоченное им
лицо также обязано иметь отличительный
знак.
5. Организатор публичного
мероприятия не вправе проводить
его, если уведомление о проведении
публичного мероприятия не было
подано в срок либо если
с органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации
или органом местного самоуправления
не было согласовано изменение
по их мотивированному предложению
места и (или) времени проведения
публичного мероприятия.
Статья 6. Участники
публичного мероприятия
1. Участниками публичного
мероприятия признаются граждане,
члены политических партий, члены
и участники других общественных
объединений и религиозных объединений,
добровольно участвующие в нем.
2. Участники публичного
мероприятия имеют право:
1) участвовать в обсуждении
и принятии решений, иных коллективных
действиях в соответствии с
целями публичного мероприятия;
2) использовать при проведении
публичного мероприятия различную
символику и иные средства
публичного выражения коллективного
или индивидуального мнения, а
также средства агитации, не запрещенные
законодательством Российской Федерации;
3) принимать и направлять
резолюции, требования и другие
обращения граждан в органы
государственной власти и органы
местного самоуправления, общественные
и религиозные объединения, международные
и иные органы и организации.
3. Во время проведения
публичного мероприятия его участники
обязаны:
1) выполнять все законные
требования организатора публичного
мероприятия, уполномоченных им
лиц, уполномоченного представителя
органа исполнительной власти
субъекта Российской Федерации
или органа местного самоуправления
и сотрудников органов внутренних
дел;
2) соблюдать общественный
порядок и регламент проведения
публичного мероприятия.
Статья 7. Уведомление
о проведении публичного мероприятия