Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"
5.6. Разграничение
предметов ведения между
.
5.6. Разграничение
предметов ведения между
Разграничение предметов
ведения между Федерацией и ее
субъектами является одним из принципов
федерализма и означает разделение
круга вопросов, которые решает государство
(круга государственных
В мировой практике
существует несколько способов разграничения
предметов ведения между
1) установление только
предметов исключительного
2) установление предметов
исключительного ведения
3) установление предметов
исключительного ведения
4) установление предметов
исключительного ведения
Конституция РФ устанавливает
предметы исключительного ведения
Российской Федерации (ст. 71), предметы
совместного ведения Российской
Федерации и субъектов
К исключительному ведению Российской Федерации относится:
1 ) в области государственном строительства:
- принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов;
- федеративное устройство
и территория Российской
- регулирование
и защита прав и свобод
- гражданство в Российской Федерации;
- регулирование и защита прав национальных меньшинств;
- установление системы
федеральных органов
- формирование федеральных
органов государственной
- судоустройство, прокуратура;
- уголовное, уголовно-
- амнистия и помилование;
-гражданское, гражданско-
- правовое регулирование
интеллектуальной
- федеральное коллизионное право;
- установление основ
федеральной политики и
- федеральная государственная служба;
- государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
2) в экономической, социальной, культурной областях.
- федеральная государственная собственность и управление ею;
- установление основ
федеральной политики и
- установление правовых основ единого рынка;
- финансовое, валютное,
кредитное, таможенное
- федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
- федеральный бюджет;
- федеральные налоги и сборы;
- федеральные фонды регионального развития;
- федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;
- федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь;
- деятельность в космосе;
- метеорологическая
служба, стандарты, эталоны,
- геодезия и картография;
- наименования географических объектов;
- официальный статистический и бухгалтерский учет;
3) в области внешних
функций государства,
- внешняя политика
и международные отношения
- вопросы войны и мира;
- внешнеэкономические
отношения Российской
- оборона и безопасность;
- оборонное производство:
- определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;
- производство ядовитых
веществ, наркотических
- определение статуса
и защита государственной
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находиться :
1) в области государственного строительства:
-обеспечение соответствия
конституций и законов
- зашита прав
и свобод человека и
- защита исконной
среды обитания и
- установление общих
принципов организации системы
органов государственной
- обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
- режим пограничных зон;
- административное,
административно-
- кадры судебных и правоохранительных органов;
- адвокатура, нотариат;
- координация международных
и внешнеэкономических связей
субъектов Федерации,
2) в экономической, социальной, культурной областях:
- вопросы владения,
пользования и распоряжения
- разграничение
государственной собственности;
- природопользование,
охрана окружающей среды и
обеспечение экологической
- охрана памятников истории и культуры;
- общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
- координация вопросов здравоохранения;
- защита семьи,
материнства, отцовства и
- социальная зашита,
включая социальное
- осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
- установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
- трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В случае отсутствия федерального закона действует закон субъекта РФ (на соответствующей территории).
Порядок принятия федеральных
законов по предметам совместного
ведения, а также основные принципы
и порядок разграничения
* Российская газета. 1999. 30 июня.
В соответствии с данным законом по вопросам, отнесенным Конституцией к предметам совместного ведения, издаются:
1) федеральные законы,
определяющие основы (основные принципы)
правового регулирования,
2) федеральные законы,
направленные на реализацию
Проекты федеральных
законов по предметам совместного
ведения, принятые Государственной
Думой в первом чтении, направляются
в органы государственной власти
субъектов РФ для возможного внесения
предложений и замечаний в
месячный срок. Представленные предложения
и замечания подлежат обязательному
рассмотрению соответствующим комитетом
Государственной Думы и принимаются
либо отклоняются в порядке, установленном
Регламентом Государственной
До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.
Закон также определяет правовой режим договоров и соглашений. Договоры заключаются между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ по вопросам разграничения предметов ведения и полномочий. Соглашения заключаются между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче друг другу осуществления части своих полномочий.
Договор может быть заключен:
1) при прямом указании
в федеральном законе по
2) при отсутствии
федерального закона по
Предметами договора
могут быть: конкретизация предметов
ведения и полномочий, установленные
Конституцией и федеральными законами;
условия и порядок
Соглашение может
быть заключено на основании федерального
закона по предметам совместного
ведения или договора. Предметами
соглашения могут быть: передача осуществления
части полномочий; условия и порядок
передачи осуществления части
Закон в основном определяет порядок подготовки, предварительного рассмотрения, согласования и подписания договоров и соглашений. Процедура подготовки конкретного договора, соглашения определяется Президентом РФ.
Проект договора
до его подписания Президентом направляется
для рассмотрения в законодательный
(представительный) орган государственной
власти субъекта РФ и в Совет Федерации.
Законодательный орган субъекта
РФ рассматривает проект договора в
сроки, установленные в
Проект соглашения одобряется или отклоняется Правительством РФ не позднее чем в трехмесячный срок со дня представления проекта соглашения. Соглашение подписывается руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти и должностным лицом, уполномоченным субъектом РФ на подписание соглашения.
В случае возникновения
споров, связанных с разграничением
предметов ведения и
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"