Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"
2. Правовой статус субъектов Российской Федерации
В соответствии с принципом конституционности федеральные конституционные
законы и федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные
нормативные правовые акты субъектов РФ, договоры, соглашения не могут
передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные
Конституцией РФ предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного
ведения.
Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое
наименование подлежит включению в ст.65 Конституции РФ. Исчерпывающим и
точным перечислением
подчеркивается добровольность вхождения каждого субъекта в Российскую
Федерацию и распространение всех норм Конституции в равной степени на все
субъекты Федерации.
Равноправие субъектов РФ находит свое выражение в равном представительстве
всех субъектов РФ (независимо от размера территории и численности населения)
в Совете Федерации Федерального Собрания (по два представителя от каждого
субъекта РФ), а также в порядке формирования Государственного совета
Российской Федерации, который состоит из высших должностных лиц
(руководителей высших
субъектов РФ.
Равноправие субъектов Федерации проявляется в общем для всех них определении
предметов ведения, которое вытекает из ст.71, 72 и 73 Конституции РФ. Субъекты
РФ не вправе вмешиваться в компетенцию
федеральных органов
власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего
многонационального народа России, в том числе — всех субъектов Федерации.
[2] Последние представлены в Федеральном Собрании, а, следовательно,
участвуют в решении вопросов, относящихся к предметам ведения Федерации. Вместе
с органами государственной власти Федерации они осуществляют правовое
регулирование и управление по предметам совместного ведения. При этом до
принятия федеральных законов субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам
собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего
федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ
приводятся в соответствие с принятым федеральным законом. Вне пределов ведения
Российской Федерации и
государственной власти.
Субъекты Федерации имеют свою правовую систему, в которую входят конституция (в
республиках), уставы (в других субъектах РФ), законы, подзаконные акты.
Правовая система субъектов РФ как бы образует собственное конституционное
право, которое, однако, не разрывает единого поля конституционного права
Российской Федерации, составляя его федеративный аспект. Свои правовые акты
субъекты принимают
и другие правовые акты соответствовали Конституции РФ и федеральным законам,
находились в пределах совместного ведения Федерации и ее субъектов, ведения
субъектов Федерации.[3]
Правовой статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в пределах его
территории особой экономической зоны.
По своей юридической силе конституции республик и уставы других субъектов
Федерации равнозначны, различия только в терминах, присущих государствам и
государственным образованиям. К тому же бывшие автономные республики,
из которых образовалось большинство нынешних республик, прежде имели свои
конституции, что повлияло на их желание сохранить эту традицию в условиях
расширения самостоятельности республик. Республики вправе иметь государственный
язык, в то время как другие субъекты РФ —- нет. Конституции и уставы субъектов
РФ должны строиться на общих с Конституцией РФ принципах (разделения властей,
правового социального государства и др.).
Субъекты Федерации обладают своей территорией, которая является частью
территории Российской Федерации. Границы между субъектами Федерации могут
быть изменены только с их взаимного согласия.
Система органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации
самостоятельно. Есть, однако, конституционные требования, которые они при этом
должны соблюдать. Во-первых, чтобы эта система соответствовала основам
конституционного строя
разделение и
судебной. Во-вторых, система органов власти должна строиться на основе общих
принципов организации представительных и исполнительных органов государственной
власти, установленных федеральным законом. Такие требования Конституции РФ,
весьма характерные для всех федеративных государств, призваны обеспечить
принципиальное единообразие организации государственной власти в Федерации на
всех уровнях.[4]
Конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает им широкие
возможности по регулированию деятельности граждан на своей территории. В
законодательных органах субъектов
принимается большое число
государственного
развития экономики и
культуры.
3. Особенности правового статуса республик
В отличие от других субъектов Федерации республики признаются государствами.
Однако власть в этих государствах не является суверенной, республики
самостоятельны только в рамках,
установленных федеральной
Республики не вправе нарушать государственную целостность России единство
системы государственной власти. Их народы свободно реализовали свое право на
самоопределение, создав сначала автономию, а затем преобразовав ее в
государство, являющееся частью Российской Федерации. Изменить этот статус,
вернуть назад переданные Федерации суверенные права можно только с согласия
Российской Федерации, путем изменения Конституции РФ или в соответствии с
федеральным конституционным законом.
С пониманием государственной природы республик тесно связан вопрос о правовом
статусе их территорий. Каждая республика обеспечивает свою территориальную
целостность, а границы республики, находящиеся в режиме не государственных, а
административных границ, не могут быть изменены без ее согласия. Гарантией
территориального статус-кво
не всегда обеспечивает быстрое и эффективное разрешение территориальных
споров.
Неправомерны претензии многих республик на приоритет (верховенство) своих
законов над федеральными. Закрепление
в конституционных актах
такого рода положений противоречит основам конституционного строя Российской
Федерации и ведет к ослаблению конституционной законности и охраны прав
человека.
Республики самостоятельны в определении своих государственных языков. В органах
государственной власти, органах местного самоуправления, государственных
учреждениях республик эти языки употребляются наряду с государственным языком
Российской Федерации, т.е. русским языком. В республиках, в которых титульная
нация составляет большинство населения (таковых 6 из 21), законодательно
закреплено двуязычие. Многоязычие закреплено в многонациональном Дагестане.
Практически все республики признают и гарантируют права всех наций на
пользование своим языком и на его развитие.[5]
Республики самостоятельно утверждают свою государственную символику — герб,
флаг, гимн, определяют столицу. Государственная символика отражает
национально-историческую символику народа. Республики вправе учреждать свои
почетные звания и государственные награды.
4. Особенности правового статуса автономий
В Российскую Федерацию входят одна автономная область (Еврейская автономная
область) и десять автономных округов. Что касается автономной области, то ее
сохранение является скорее данью традиции, поскольку еврейского населения в
ней почти нет. По численности и структуре населения все округа невелики и
многонациональны. Наибольший удельный вес оренной национальности в Ненецком
автономном округе (16,5%), наименьший — в Ханты-Мансийском (1,4%).
Правовое положение автономных округов в известной мере противоречиво. С одной
стороны, автономный округ, как вытекает из Конституции РФ, может входить «в
состав края или области» (и 9 из 10 являются как раз такими). С другой,
округ, как и край, и область, рассматривается Конституцией как равноправный
субъект Российской Федерации. Конституция РФ предусматривает, что отношения
таких округов могут регулироваться
федеральным законом и
органами государственной
государственной власти края или области. Договорная форма отношений
«вхождения» не устраняет в полной мере разногласий в отношении того, является
ли территория округа частью территории области (края) или нет, из чего
следует решение вопроса о пределах властвования органов государственной
власти области (края).
Автономная область и
Федерации представлены в Совете Федерации Федерального Собрания (по два
представителя от каждого субъекта Федерации), а также избирают депутатов в
Государственную Думу. Это обеспечивает
им представительство в
органе Федерации.[6]
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"