Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"
Конституция РФ, Статья 20
Статья 20
1. Каждый имеет право на жизнь.
2. Смертная казнь впредь до ее
отмены может устанавливаться федеральным
законом в качестве исключительной меры
наказания за особо тяжкие преступления
против жизни при предоставлении обвиняемому
права на рассмотрение его дела судом
с участием присяжных заседателей.
Комм. Решетников Ф.М.
Среди основных прав
человека, которые, согласно ст.17 Консти
Во Всеобщей декларации прав человека
это право закреплено в ст.3, провозгласившей
право каждого человека на жизнь, на свободу
и на личную неприкосновенность. В Международном
пакте о гражданских и политических правах
1966г. дано более развернутое определение:
«Право на жизнь есть неотъемлемое право
каждого человека. Это право охраняется
законом. Никто не может быть произвольно
лишен жизни» (ч.1 ст.6).
Провозглашение в нашей Конституции права
на жизнь требует от государства и правоохранительных
органов решительной борьбы с террористическими
акциями и другими преступными посягательствами,
в результате которых гибнут тысячи людей
(только в 1995г. в России, по данным МВД России,
жертвами умышленных убийств стали свыше
30 тыс. человек).
Серьезной гарантией права на жизнь служит
обеспечение техники безопасности и предупреждение
несчастных случаев на производстве, в
результате которых в России ежегодно
погибает свыше 8 тыс. человек. Это же относится
и к профилактике дорожно-транспортных
происшествий, ежегодно уносящих десятки
тысяч жизней. В конечном счете, меры, направленные
на развитие здравоохранения, в частности
борьба с детской смертностью, также служат
гарантиями провозглашенного в Конституции
права на жизнь.
В ч.2 ст.20 Конституции изложены важнейшие
положения, относящиеся к самому суровому
наказанию за уголовные преступления
— смертной казни. В прежних конституциях
нашей страны, в том числе и в Конституции
1978г., не было нормы, подобной ч.2 ст.20, где бы определялись круг преступлений,
за которые может быть назначена смертная
казнь, и особые условия, при соблюдении
которых может быть вынесен смертный приговор.
Следует подчеркнуть, что положения ч.2 ст.20 соответствуют нормам международного
права, регулирующим вопросы смертной
казни. Движение в пользу отмены смертной
казни, усилившееся в странах Запада после
Второй мировой войны, постепенно привело
к включению соответствующих положений
в ряд важнейших международно-правовых
документов. При этом в документах, одобренных
к настоящему времени ООН, подчеркивается,
прежде всего, необходимость ограничения
круга преступных деяний, караемых смертной
казнью. Например, в Международном пакте
о гражданских и политических правах говорится:
«В странах, которые не отменили смертной
казни, смертные приговоры могут выноситься
только за самые тяжкие преступления»
(ч.2 ст.6). В этих актах особо подчеркнута
также необходимость тщательного соблюдения
процессуальных гарантий законности в
отношении лиц, приговариваемых к смертной
казни.
Положения ч.2 ст.20 Конституции 1993г., относящиеся
к смертной казни, получили дальнейшее
развитие в Уголовном кодексе Российской
Федерации, принятом Государственной
Думой 24 мая 1996г. и вступающем в силу с
1 января 1997г.
Прежде всего, как этого и требует Конституция,
кардинальным образом сокращен круг деяний,
караемых смертной казнью. Согласно ст.59 Общей части нового Уголовного
кодекса смертная казнь как исключительная
мера наказания может быть установлена
только за «особо тяжкие преступления,
посягающие на жизнь». В Особенной части
нового УК к числу такого рода преступлений
отнесены умышленное убийство (ст.105), посягательство на жизнь государственного
или общественного деятеля (ст.277), а также посягательство на
жизнь лица, осуществляющего правосудие
или предварительное расследование (ст.295), и сотрудника правоохранительного
органа (ст.317). К числу преступлений, караемых
смертной казнью, в новом УК отнесен и
геноцид, т. е. действия, направленные на
полное или частичное уничтожение национальной,
этнической, расовой или религиозной группы
путем убийства членов этой группы либо
иным путем (ст.357).
Ни за какие другие преступления, предусмотренные
новым Уголовным кодексом, даже столь
тяжкие, как государственная измена или
шпионаж, смертная казнь не может быть
назначена. Однако лицо, виновное в терроризме,
захвате заложников, бандитизме или другом
опасном преступлении, может быть приговорено
к смертной казни, если его действия сопровождались
умышленным убийством пострадавших.
Санкции всех приведенных выше статей
Особенной части нового УК, предусматривающих
возможность вынесения смертного приговора,
допускают альтернативный выбор судом
наказания в виде либо смертной казни,
либо пожизненного лишения свободы, либо
лишения свободы на срок от 8 или 12 до 20
лет.
Существенным ограничением возможности
вынесения приговора к смертной казни
служит и положение ст.59 нового УК, согласно которому
смертная казнь не назначается женщинам.
Она не может быть также назначена мужчинам,
достигшим к моменту вынесения судом приговора
65-летнего возраста. Следует отметить,
что такого рода ограничения существуют
в уголовных кодексах лишь очень небольшого
числа иностранных государств. Напротив,
предусмотренный в той же ст.59 нового УК запрет назначения
наказания лицам, совершившим преступление
в возрасте до 18 лет, широко распространен
в законодательной практике государств,
сохраняющих смертную казнь среди мер
наказания. Известным исключением служит
нынешняя позиция Верховного суда США,
допускающего применение смертной казни
к 17-летним. Лицо, приговоренное к смертной
казни, вправе обратиться с просьбой о
помиловании к Президенту России (см.комментарий к ст.89).
Вполне соответствует международным
актам включение в ч.2 ст.20 Конституции требования, чтобы
обвиняемому, которому грозит смертная
казнь, было предоставлено право на рассмотрение
его дела с участием присяжных заседателей
(см. комментарий
к ч.4 ст.123).
Более подробно процессуальные требования,
выполнение которых должно гарантировать
права подсудимого, если ему грозит смертный
приговор, должны быть изложены в УПК.
В данном случае такого рода гарантии
приобретают особое значение, поскольку
при вынесении смертного приговора должна
быть в максимальной степени исключена
опасность судебной ошибки.
В ч.2 ст.20 говорится о допустимости применения
смертной казни «впредь до ее отмены».
Отсюда следует, что наше общество и государство
ставят в перспективе цель — отмену смертной
казни, к чему призывают и международно-правовые
документы, однако при принятии Конституции
предполагалось, что такая отмена возможна
лишь в будущем, когда будут созданы необходимые
предпосылки, в частности, когда с этим
будет согласно значительное большинство
граждан.
Начавшийся в январе 1996г. процесс вступления
России в Совет Европы создал в отношении
к проблеме смертной казни новую правовую
ситуацию. Дело в том, что 28 апреля 1983г.
страны, входившие в Совет Европы, подписали
Дополнительный протокол No.6 к Европейской
конвенции о защите прав человека и основных
свобод, касающийся отмены смертной казни.
Статья 1 этого Протокола гласит: «Смертная
казнь отменяется. Никто не может быть
ни приговорен к этому наказанию, ни казнен».
В ст.2 Протокола государствам-участникам
разрешено введение смертной казни за
преступления, совершенные во время войны
либо в условиях, когда грозит ее приближение.
В момент составления Протокола его подписали
не все государства — члены Совета Европы,
а представители лишь 13 из 21 входивших
в него государств (некоторые из них не
подписали и не ратифицировали его и поныне).
Однако для вновь вступающих в Совет Европы,
в том числе и для России, условием такого
вступления ставится законодательная
отмена смертной казни в течение ближайших
трех лет, а до этого — введение моратория
на исполнение смертных приговоров. 16
мая 1996г. был принят Указ Президента Российской
Федерации «О поэтапном сокращении применения
смертной казни в связи с вхождением России
в Совет Европы».
Конституция РФ, Статья 22
Статья 22
1. Каждый имеет право на свободу
и личную неприкосновенность.
2. Арест, заключение под стражу
и содержание под стражей допускаются
только по судебному решению. До судебного
решения лицо не может быть подвергнуто
задержанию на срок более 48 часов.
Комм. Руднев В.И.
Право на свободу
и личную неприкосновенность
— важнейшее право человека, которое
он получает с момента
Неприкосновенность может быть как физическая
(жизнь, здоровье человека), так и моральная,
духовная (честь, достоинство личности).
Право на свободу и личную неприкосновенность
обеспечивается государственными институтами.
Уровень реализации права на свободу и
личную неприкосновенность, его защиты
и гарантированности нормами права является
важным показателем демократизации общества,
служит необходимой предпосылкой становления
и формирования правового государства.
Поэтому государство и все его институты
должны быть заинтересованы в том, чтобы
были реализованы права и свободы личности.
Нормами Конституции впервые суду предоставлено
право принимать решение об аресте, заключении
под стражу, а также содержании под стражей
лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении
преступлений. Это положение соответствует
п.4 ст.5 Европейской конвенции о защите
прав человека и основных свобод.
Возложение на суд такого права является
достижением законодательства. Ранее
право арестовывать, заключать под стражу
принадлежало прокурору. Прокурор в большинстве
случаев принимал решение заочно, т.е.
в отсутствие лица, которое арестовывалось,
и обязан был допрашивать только небольшой
круг лиц, в частности несовершеннолетних,
и др.
Предоставление права суду принимать
решение об аресте предполагает участие
в рассмотрении этого вопроса лица, которое
должно предстать перед судом. В решении
вопроса об аресте вправе принимать участие
и защитник. Суду надлежит разъяснять
права лицам, участвующим в ходе решения
вопроса об аресте, что наделяет суды новыми
обязанностями. Следует отметить, что
арест (заключение под стражу) является
самой радикальной из мер пресечения способов
уклонения от следствия и суда. В результате
применения ареста (заключения под стражу)
лицо лишается свободы и не в состоянии
выполнять возложенные на него обязанности.
Судебная процедура с соблюдением принципов
гласности, непосредственности и др. должна
способствовать принятию законных и обоснованных
решений, уменьшить количество ошибок
при аресте (заключении под стражу).
После решения вопроса об аресте (заключении
под стражу) лицо помещается, как правило,
в следственный изолятор или же в изолятор
временного содержания, если нет следственного
изолятора.
Арест, заключение под стражу в подавляющем
большинстве случаев производятся в ходе
предварительного расследования. Определены
предельные сроки содержания под стражей
в ходе предварительного расследования
— 1,5 года. Первоначальный срок содержания
под стражей установлен в 2 месяца, и дальнейшее
продление сроков содержания под стражей
теперь будет возложено на суд. И так как
предельные сроки содержания под стражей
в ходе судебного разбирательства дела
не установлены, лицо в период рассмотрения
его дела в суде может содержаться под
стражей неограниченный период времени.
На суд также возложена обязанность принимать
решение о содержании лица под стражей,
т.е. контролировать его нахождение под
стражей, поэтому лица, содержащиеся под
стражей, вправе обращаться в суд с жалобами,
обращениями и т.д. по вопросам, связанным
с их содержанием под стражей. Можно предполагать
специализацию судей по вопросам ареста,
возможно введение должности пенитенциарного
судьи, что, кстати, предусмотрено Концепцией
судебной реформы в Российской Федерации.
Решение вопросов об аресте, возложенное
на суд, включает не только случаи производства
по уголовному делу, но и случаи разбирательства
о совершении административно наказуемых
деяний, т.е. иных правонарушений. Поэтому
только на основании решения суда, по нашему
мнению, граждане могут направляться в
учреждения, являющиеся, по существу, местами
лишения или ограничения свободы: приемники-распределители,
психиатрические учреждения, гауптвахты,
закрытые учебные и лечебные учреждения
для несовершеннолетних. С учетом этого
требуется внесение соответствующих изменений
в действующее законодательство.
Кроме того, думается, что с целью усиления
гарантий прав личности следует предусмотреть
возможность обжалования решения суда
в вышестоящий суд.
Аресту предшествует задержание лица
по подозрению в совершении преступления.
Новым в Конституции является сокращение
срока задержания. Если срок задержания
раньше согласно УПК составлял 72 часа,
то теперь он составляет 48 часов. Исключение
установлено Указом Президента Российской
Федерации «О неотложных мерах по защите
населения от бандитизма и иных проявлений
организованной преступности» от 14 июня
1994г., согласно которому задержание подозреваемых
и обвиняемых по этим преступлениям возможно
на срок до 30 суток.
Лицо, задержанное по подозрению в совершении
преступления и помещенное в изолятор
временного содержания, также лишается
свободы. Оно может быть подвергнуто задержанию
в порядке, установленном уголовно-процессуальным
законодательством на основании решения
следователя, лица, производящего дознание.
Решение о задержании может быть обжаловано
в суд.
Данные нормы Конституции будут действовать
после приведения уголовно-процессуального
законодательства в соответствие с ними
(см. комментарий к ст.6 раздела второго «Заключительные
и переходные положения»).
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"