Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 16:43, контрольная работа
Цель анализа производства и реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.
В процессе анализа производства и реализации продукции должны быть вскрыты причины, тормозящие рост производства, а именно: недостатки в организации производства и труда, нерациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов, брак продукции.
2
АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА
И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
(РАБОТ, УСЛУГ)
В ОАО «ВИТЕБСКИЙ
ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ
ЗАВОД»
2.1
Анализ динамики и выполнения
плана по производству
и реализации продукции (работ,
услуг) ОАО «Витебский
приборостроительный
завод»
Цель анализа производства и реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.
В процессе анализа производства и реализации продукции должны быть вскрыты причины, тормозящие рост производства, а именно: недостатки в организации производства и труда, нерациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов, брак продукции.
В ОАО «Витебский приборостроительный завод» товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот.
Объем реализации продукции в данной организации определяется по оплате (выручке) и выражается в действующих ценах без НДС и в сопоставимых ценах. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит, и объем ее производства.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета темпов роста и прироста, данные которых представлены в таблице 2.1
Таблица 2.1 – Динамика производства и реализации продукции ОАО «Витебский приборостроительный завод» в фактических ценах за 2009-2010 г.
Год | Объем производства продукции без налогов из выручки, млн. руб. | Темпы роста, % | Объем отгруженной продукции без налогов из выручки, млн. руб. | Темпы роста, % | |||
В фактических ценах | В сопоставимых ценах | базисные | цепные | базисные | цепные | ||
2008 | 5219 | 5611 | 100,0 | 100,0 | 5286 | 100,0 | 100,0 |
2009 | 5833 | 6334 | 112,9 | 112,9 | 6090 | 115,2 | 115,2 |
2010 | 7057 | 6554 | 116,8 | 103,5 | 7395 | 140 | 121 |
Составлено по данным приложения А, Б, В, Г
Для расчета темпов роста (базисные и цепные) используем следующие формулы:
где – темп роста базисный;
– объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-ом году;
– объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения.
где – темп роста цепной;
– объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-ом году;
– объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 ом году.
Аналогично считают темпы роста (базисные и цепные) отгруженной продукции в фактических ценах.
Из таблицы 2.1 видно, что за три года объем производства продукции возрос на 16,8 %, в сопоставимых ценах, а объем реализации — на 40 %. Объем производства продукции в 2010 году по сравнению с 2009 в сопоставимых ценах вырос на 3,5 %. Объем производства товарной продукции в фактических (отпускных) ценах за 2010 год по сравнению с 2009 годом увеличился на 21 % и объем отгруженной (реализованной) продукции за этот период вырос также на 21 %, что свидетельствует о реализации остатков продукции на складах исследуемой организации и повышении эффективности коммерческой деятельности.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.
Исчислим
его по среднегеометрической:
где – среднегодовой темп роста выпуска продукции;
– среднегодовой темп роста реализации продукции;
– коэффициенты роста 2008, 2009 и 2010 годов;
i
– количество лет.
где – темп прироста;
– среднегодовой темп роста.
Среднегодовой темп прироста выпуска продукции за 2008-2010 год составляет 8,09 %, а реализации продукции –18,06 %.
Темп роста по отдельным выпускаемым видам продукции за 2010 год представлен в таблице 2.2
Таблица 2.2 – Выпуск продукции за 2010 год
Наименование показателя | Един. измер. | 2009 год | 2010 год | Темп роста, % |
Объем производства товарной продукции в действующих отпускных ценах | млн. руб. | 5833 | 7057 | 121,0 |
Объем производства товарной продукции в сопоставимых ценах | млн. руб. | 6334 | 6554 | 103,5 |
Товары
народного потребления в |
млн. руб. | 5183 | 4985 | 96,2 |
Выпущено продукции: | ||||
Часы | тыс. шт. | 58 | 45 | 77,6 |
млн. руб | 1278 | 1278 | 100,0 | |
Ремни кожаные | тыс. шт. | 25 | 37 | 148,0 |
млн. руб. | 52 | 111 | 213,5 | |
Фурнитура | тыс. шт. | 5600 | 5034 | 89,9 |
млн. руб. | 2489 | 2682 | 107,8 | |
Браслеты металлические | тыс. шт. | 6 | 3 | 25,0 |
млн. руб. | 46 | 11 | 23,9 | |
Пуговицы | тыс. шт. | 1196 | 1019 | 85,2 |
млн. руб. | 316 | 319 | 100,9 |
Составлено по данным приложения А, Б, Ж
Темп роста объема производства товарной продукции в сопоставимых ценах составил 103,5 % что в действующих ценах составляет 7057 млн. руб. Темп роста производства в 2010 году кожаных ремней вырос в 2 раза, а темп роста производства браслетов металлических снизился в 4 раза. Расхождение между темпами роста в натуральном и стоимостном выражении обусловлено частично ассортиментным сдвигом, частично изменением цен.
Далее
можно дать оценку выполнению
плана по производству
и реализации товарной
продукции за отчетный период, (2010 год)
в таблице 2.3
Таблица 2.3 – Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции в ОАО «Витебский приборостроительный завод» за 2010 год
В млн. руб.
Показатель | Объем производства продукции в плановых ценах | Реализация продукции в плановых ценах | ||||||
план | факт | отклонение (+,-) | % к плану | план | факт | отклонение (+,-) | % к плану | |
Товарная продукция | 7440 | 7057 | -383 | -5,2 | 7850 | 7395 | -455 | -5,8 |
Составлено по
данным приложения А, Б, Д
Из таблицы видно, что за 2010 год план по выпуску готовой продукции недовыполнен на 5,2 % или на 383 млн. руб. в стоимостном выражении, а по реализации план недовыполнен на 5,8 % или на 455 млн. руб. Так как данные показатели отличаются незначительно, значит не наблюдается высокого роста остатков нереализованной продукции.
Показатели производства и реализации продукции взяты из отчета «О производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера» (форма 12-п) за 2009-2010 год, утвержденного Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 30.09.2009 года № 183, и который представлен в приложении А (за 2009 год) и приложении Б (за 2010 год). Также данные показатели взяты из отчета «О производстве и отгрузке промышленной продукции» (форма 1-п (натура)) за 2009-2010 год, утвержденного Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 01.09.2009 № 123, который представлен в приложении В и приложении Г.
Оперативный
анализ производства
и отгрузки продукции осуществляется
на основе расчета, в котором отражаются
плановые и фактические сведения о выпуске
и отгрузке продукции по объему, ассортименту,
а также отклонение от плана. Анализ выполнения
плана производства и отгрузки продукции
ОАО «Витебский приборостроительный завод»
представлен в таблице 2.4
Таблица 2.4 – Оперативный анализ производства и отгрузки продукции по состоянию на 07.12.2010 года
В тыс. руб.
Вид продукции | План | План с начала месяца | Фактический объем, тыс. руб. | Отклон-е от плана с начала месяца | % | |||
на сутки | на месяц | за сутки | % | с начала месяца | ||||
Итого выпуск продукции основного пр-ва | 37826 | 870000 | 189130 | 13361 | 35,3 | 55360 | -133770 | -70,7 |
Итого отгрузка | 26096 | 600000 | 130434 | 65796 | 252 | 133147 | 2712 | 2,1 |
Составлено по данным приложения И
В таблице представлены данные по выпуску и отгрузке продукции на 7 декабря 2010 года. На эту дату было отработано 5 дней с начала месяца и до конца месяца осталось 18 рабочих дней. За данный период недовыполнение плана с начала месяца составило – 133770 тыс. руб. или 70,7 %. За сутки план выполнен только на 35 %. План по отгрузке с начала месяца перевыполнен на 2712 тыс. руб. или 2,1 %, а за сутки перевыполнен на 252 %.
Для
данного анализа в ОАО
«Витебский приборостроительный завод»
составляют технико-экономический бюллетень
за каждый день работы, образец которого
представлен в приложении И.
2.2
Анализ ассортимента
и структуры продукции
(работ, услуг)
в ОАО «Витебский
приборостроительный
завод»