Курс лекций по финансовому менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:12, курс лекций

Описание

Цель и сущность финансового менеджмента.
Информационное обеспечение финансового менеджмента.
Организация и управление финансовым обеспечением предпринимательства.
Финансовое планирование и прогнозирование.
Управление текущими издержками и доходностью.
Управление активами.
Финансовая среда предпринимательства.

Работа состоит из  8 файлов

Лекция 1 по финансовому менеджмент..doc

— 101.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Тема 5.doc

— 542.50 Кб (Скачать документ)

Механизм управления формированием  операционной прибыли строится с  учётом тесной взаимосвязи этого  показателя с объёмом реализации продукции и издержек предприятия. Система этой взаимосвязи, получившая название “Взаимосвязь издержек, объёма реализации и прибыли” [Cost-Volume-Profit-relationships; известна в финансовом менеджменте под аббревиатурой “CVP”] позволяет, как уже было показано выше, выделить роль отдельных факторов в формировании операционной прибыли и обеспечить эффективное управление этим процессом на предприятии. Механизм этой системы предусматривает последовательное формирование различных видов прибыли (маржинальной, операционной, балансовой, чистой) предприятия по схеме, представленной на рисунке 2.

 

В процессе управления формированием  различных видов прибыли на основе системы CVP предприятие решает следующий ряд задач:

 

1. Определение объёма реализации продукции, обеспечивающего безубыточную операционную деятельность в течение короткого периода. Графически «точка безубыточности» (или “порог рентабельности”) операционной деятельности предприятия в коротком периоде, в течение которого не меняются ни уровень цен на продукцию, ни уровень переменных издержек, ни сумма постоянных издержек, представлена ниже на рисунке 4.

 

    

 Рис. 4. График формирования точки безубыточности операционной

                                        деятельности предприятия в коротком периоде

 

Из приведённого на рис.4 графика  видно, что для достижения “точки безубыточности” своей операционной деятельности предприятие должно обеспечить такой объём реализации продукции, при котором выручка (за вычетом НДС и акцизов) сравняется с суммой постоянных и переменных издержек.

Стоимостной объём реализации  продукции, обеспечивающий достижение точки безубыточности операционной деятельности предприятия в коротком периоде, может быть опре -

делён следующим образом:

 

         (27)

 

Пороговое (критическое) количество товара (в штуках и т.п.) в точке безубыточности определяется по следующим формулам:

 

                                                            (28)

 

или так

 

                                                                   (29)

 

В применении формул (28) и (29) есть нюанс. Пороговое значение объёма реализации (производства) товара, рассчитанное по указанным формулам, совпадает только когда речь идёт об одном единственном товаре, который «заставляют» своей выручкой от реализации покрывать все постоянные затраты предприятия, либо когда производят расчёты для одного изолированного проекта. Но если предполагается выпускать несколько товаров, то расчёт объёма производства (объёма продаж), обеспечивающего безубыточность, например, товара №1, осуществляется чаще всего по формуле, учитывающей роль этого товара в общей выручке от реализации и приходящуюся, таким образом, на него долю в постоянных затратах. Тогда вместо формулы (29) пользуются формулой (30):

 

           (30)

 

Пройдя порог рентабельности, фирма  имеет дополнительную сумму валовой  маржи на каждую очередную единицу  товара. Естественно, наращивается и  масса прибыли.

Чтобы определить массу прибыли после прохождения порога рентабельности, достаточно умножить количество товара, проданного сверх порогового объёма производства, на удельную величину валовой маржи, «сидящей» в каждой единице проданного товара.

 

               (31)

Сила воздействия операционного  рычага максимальна вблизи порога рентабельности и снижается по мере роста выручки  от реализации и прибыли, так как  удельный вес постоянных затрат в  общей их сумме уменьшается –  и так вплоть до очередного «скачка» постоянных затрат. Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас прочности предприятия, то есть

 

                                      (32)

 

или так 

 

                                                                      (33)

 

2. Определение объёма реализации продукции, обеспечивающего безубыточную операционную деятельность в длительном периоде. Операционная деятельность в длительном периоде по сравнению с коротким периодом претерпевает следующие основные изменения:

а) с ростом объёма реализации продукции  периодически возрастают постоянные операционные издержки. Это связано, как правило, с увеличением парка используемых машин и оборудования (что приводит к росту амортизационных отчислений), повышением численности работников аппарата управления (что приводит к росту расходов на его содержание) и т.п.;

б) с насыщением рынка в результате роста объёма реализации продукции  предприятие вынуждено снижать  уровень цен, что приводит к соответствующему уменьшению темпов роста выручки;

в) за счёт более экономного использования  сырья и материалов, роста производительности труда операционного персонала, укрупнения партий закупаемого сырья  и отгружаемой продукции постепенно снижается уровень переменных операционных издержек на единицу продукции.

Все эти изменения в силу взаимосвязи  рассмотренных факторов с операционной прибылью существенно влияют на формирование её суммы. Это можно проследить по данным графика, который рекомендуется студентам посмотреть в книге Бланка И.А. «Финансовый менеджмент» (страница 260, рис.8.6), имеющейся в библиотеке Омского института (филиала) РГТЭУ. На этом графике студент увидит, что в силу трансформации условий операционной деятельности точка безубыточности постоянно меняет своё значение, то есть требует гораздо большего объёма продаж (реализации) в сравнении с предыдущим периодом. Соответственно меняется и сумма операционной прибыли, получаемой предприятием в силу меняющихся условий операционной деятельности на каждом этапе. В принципе же получается, что каждый этап изменения условий операционной деятельности предприятия в длительном периоде представляет собой начало этой деятельности в коротком периоде, окончание которого характеризуется новым изменением условий. Иными словами, длительный период операционной деятельности предприятия может быть разложен на ряд коротких её периодов (с неизменными условиями), что позволяет использовать при расчётах алгоритмы, характерные для коротких периодов. В связи с этим, задачи формирования различных видов прибыли (см. рис.2 настоящей лекции) от операционной деятельности предприятия с использованием системы CVP следует рассматривать в рамках короткого периода операционной деятельности предприятия.

 

3. Определение необходимого объёма реализации продукции, обеспечивающего достижение запланированной (целевой) суммы прибыли (то есть, согласно рис.2 настоящей лекции, операционной прибыли). Эта задача может иметь и обратную постановку: определение плановой суммы операционной прибыли при заданном плановом объёме реализации продукции.

Графически взаимосвязь между  плановыми значениями объёма реализации продукции и суммы операционной прибыли представлена на рисунке 5.

 

                                           

               Рис. 5. График формирования точки плановой операционной прибыли предприятия

 

Из приведённого графика видно, что при запланированном объёме реализации продукции предприятие может получить определённую сумму операционной прибыли. Но эта сумма операционной прибыли, согласно рис.5, будет равна разности между суммой выручки, обеспечивающей получение заданной операционной прибыли, и суммой операционных издержек (равна сумме переменных и постоянных издержек). График может быть интерпретирован и в обратном варианте: при запланированной сумме операционной прибыли точка планового объёма реализации продукции предприятия должна находится на горизонтальной прямой «Объём реализации продукции, штук» (на рис.5 эта точка выделена словосочетанием «Плановый объём реализации продукции»). Этот объём реализации может быть определён на предприятии по следующей формуле:

 

         (34)

 

4. Определение суммы «предела безопасности» (или «запаса прочности») предприятия, то есть размера возможного снижения объёма реализации продукции в стоимостном выражении при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, который позволяет ему осуществлять прибыльную операционную деятельность. «Предел безопасности» («запас прочности») определяет возможные границы маневра предприятия как в ценовой политике, так и в снижении натурального объёма производства и реализации продукции в процессе осуществления операционной деятельности в неблагоприятных рыночных условиях (снижения спроса, усиления конкуренции и т.п.). Графически формирование «предела безопасности («запаса прочности») предприятия представлено на рисунке 6.   

  

 

Рис. 6. График формирования «предела безопасности» («запаса прочности»)

           предприятия  в процессе осуществления операционной  деятельности

 

Из приведённого графика видно, что «предел безопасности» («запас прочности») предприятия характеризует тот объём реализации продукции, который находится в пределах между точкой запланированной операционной прибыли предприятия (ТОП) и точкой безубыточности (ТБ) его операционной деятельности. В стоимостном выражении предел безопасности операционной деятельности предприятия рассчитывается по известной Вам формуле (32).

Предел безопасности (запас прочности) может быть выражен не только абсолютной, но и относительной величиной, то есть коэффициентом безопасности операционной деятельности предприятия. Расчёт этого показателя осуществляется по следующей формуле:

 

                                                                                                                                                                   (35)

 

Аналогичный результат расчёта  этого коэффициента может быть получен  и при его определении в  натуральных показателях объёма реализации продукции.

 

5. Определение необходимого объёма реализации продукции, обеспечивающего достижение запланированной (целевой) суммы маржинальной операционной прибыли предприятия. Эта задача может иметь и обратную постановку: определение плановой суммы маржинальной операционной прибыли при заданном плановом объёме реализации продукции. Графически взаимосвязь между плановыми значениями объёма реализации продукции и суммы маржинальной операционной прибыли представлена на рисунке 7.

 

Рис. 7. График формирования точки плановой маржинальной операционной прибыли

 

Из приведённого графика видно, что при запланированном объёме реализации продукции  предприятие может получить определённую сумму маржинальной операционной прибыли (МОП). График может быть интерпретирован и в обратном варианте: при запланированной сумме маржинальной операционной прибыли (МОП) плановый объём реализации продукции предприятия должен находиться в точке .

 

Дальнейший материал в этой теме будет следующим.

 

Мы только что рассмотрели механизм управления несколькими видами операционной прибыли предприятия с использованием системы «Взаимосвязь издержек, объёма реализации и прибыли». Мы не рассмотрели формирования а) чистой прибыли предприятия и б) операционной прибыли от уровня цены на продукцию. Рекомендуем эти два вопроса рассмотреть студентам самостоятельно. Сейчас же мы хотим напомнить, что при завершении последней лекции четвёртой темы было озвучено следующее: “…о прогнозе отчёта о прибыли и убытках, о прогнозном балансе, о прогнозе движения денежных средств мы будем говорить на лекциях следующей темы”. Об этом и будем сейчас говорить.

 

Прогноз прибыли и убытков, прогнозный баланс и прогноз движения денежных средств объединяются понятием Главный бюджет. Эта совокупность финансовых планов представляет собой прогноз того, какой станет финансовая отчётность в конце планового периода при условии выполнения предположений, сделанных относительно предстоящей основной и инвестиционной деятельности фирмы и условиях использования дополнительного финансирования.

 

4.3. Прогноз отчёта  о прибыли и убытках

 

Прогноз отчёта о прибыли и убытках  представляет собой финансовый прогноз  доходов, расходов и разницы между  ними. Основными показателями, которые  формируются в рамках данного  бюджета, являются прибыль от основной (текущей) деятельности и чистая прибыль.

Чистая прибыль – ключевое понятие  финансового анализа. Именно этот показатель даёт наилучшее представление об эффективности функционирования фирмы. Чистая прибыль является основным источников увеличения собственного капитала фирмы.

В качестве расширения прогноза прибыли  целесообразно разрабатывать дополнительный бюджет – бюджет распределения прибыли, определяющий два важных финансовых параметра:

          • величину дивидендов собственникам;
          • величину нераспределённой (реинвестированной) прибыли.

Таким образом, прогноз отчёта о  прибыли и убытках выполняет  следующие функции:

  1. Оценка предпринимательского риска и выявление факторов оказывающих наибольшее влияние на финансовый результат – чистую прибыль или убыток.
  2. Планирование налоговых выплат.
  3. Планирование выплат дивидендов.
  4. Оценка резервов увеличения собственного капитала фирмы за счёт нераспределённой прибыли.

Следует учитывать, что величина прибыли  в конкретном периоде существенно  зависит от используемой компанией в этом периоде учётной политики, в частности, от метода учёта запасов, и от способа расчёта амортизационных отчислений.

Принципиальное отличие прогноза прибыли и убытков от отчётной формы №2 состоит в том, что  все плановые расходы разделяются на две категории: условно-постоянные и условно-переменные. «Условность» в таком разделении означает наличие следующих допущений:

  • каждый вид деятельности имеет определённый масштаб: увеличение объёмов деятельности (производства и реализации) не может осуществляться до бесконечности при одном и том же уровне постоянных затрат – на определённых этапах расширение деятельности сопровождается скачкообразным увеличением постоянных затрат – выходом на новый масштаб производства (реализации). Следовательно, на практике – график постоянных затрат имеет ступенчатый характер;
  • в долгосрочном периоде любой элемент затрат становится переменным.

Такое разделение расходов важно для  расчёта точки безубыточности (порога рентабельности или точки окупаемости затрат) и сопряжённого с ним анализа предпринимательского риска (чем выше уровень постоянных затрат, тем быстрее растёт прибыль при увеличении объёма продаж – это так называемый принцип операционного рычага принятия финансовых решений).

Тема 6 Лекция.doc

— 361.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Курс лекций по финансовому менеджменту