Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:12, курс лекций
Цель и сущность финансового менеджмента.
Информационное обеспечение финансового менеджмента.
Организация и управление финансовым обеспечением предпринимательства.
Финансовое планирование и прогнозирование.
Управление текущими издержками и доходностью.
Управление активами.
Финансовая среда предпринимательства.
Рис.2. Взаимосвязь доходов и левериджа
Формула определения силы воздействия операционного рычага выглядит следующим образом (см. совместно с рис.2):
= (1)
Далее, если трактовать силу воздействия операционного рычага как процентное изменение валовой маржи (или, в зависимости от целей анализа - нетто-результата эксплуатации инвестиций) при данном процентном изменении физического объёма продаж, то формула (1) может быть представлена в таком виде:
или , (2')
где К – физический объём реализации; - изменение физического объёма продаж; - процентное изменение физического объёма продаж; - процентное изменение валовой маржи; - процентное изменение нетто-результата эксплуатации инвестиций.
Формулы (2) и (2') помогают ответить на вопрос, насколько чувствительна валовая маржа, либо нетто-результат эксплуатации инвестиций к изменению физического объёма сбыта продукции. А дальнейшие последовательные преобразования этих формул дадут способ расчёта силы воздействия операционного рычага с использованием цены единицы товара, переменных затрат на единицу товара и общей суммы постоянных затрат:
=
= =
= (3)
Теперь раскроем скобки в уравнении (3):
=
Таким образом, мы имеем несколько способов расчёта силы операционного рычага. Заметим, сила воздействия операционного рычага всегда рассчитывается для определённого объёма продаж, для данной выручки от реализации. Изменяется выручка от реализации – изменяется и сила воздействия операционного рычага. Сила воздействия операционного рычага в значительной степени зависит от среднеотраслевого уровня фондоёмкости: чем больше стоимость основных средств, тем больше постоянные затраты. Вместе с тем, эффект операционного рычага поддаётся контролю на основе учёта зависимости силы воздействия рычага от величины постоянных затрат: чем больше постоянные затраты (при постоянной выручке от реализации), тем сильнее действует операционный рычаг, и наоборот. Это можно увидеть на следующей формуле:
= (5)
Когда же выручка от реализации снижается, сила воздействия операционного рычага возрастает как при повышении, так и при понижении удельного веса постоянных затрат в общей их сумме. Каждый процент снижения выручки даёт тогда всё больший и больший процент снижения прибыли, причём грозная сила операционного рычага возрастает быстрее, чем увеличиваются постоянные затраты.
Для каждого производства есть ситуация, когда . Этой ситуации соответствует порог рентабельности (или, иначе, точка безубыточности, окупаемости). Порог рентабельности – это выручка от реализации, при которой результат от реализации после возмещения переменных затрат в точности покрывает постоянные затраты, а прибыль равна 0. Формула определения величины порога рентабельности (ПР) выглядит следующим образом:
Ещё одна формула определения порога рентабельности выглядит так:
Пороговой выручке соответствуют пороговые значения количества производимой продукции и цены его реализации, которые обеспечивают безубыточность (пороговое количество продукта):
, (8)
где ПКТ – пороговое количество товара.
Учитывая, что предприятие производит чаще всего несколько видов продуктов, то прежде чем использовать последнюю формулу необходимо выделить ту часть совокупных постоянных затрат, которые приходятся на выпуск конкретного продукта.
Ещё одним пороговым параметром является цена минимальная , то есть цена, при которой прибыль равна нулю. Формула расчёта следующая:
При возрастании выручки от реализации, если порог рентабельности (точка самоокупаемости затрат) уже пройден, сила воздействия операционного рычага убывает: каждый процент прироста прибыли даёт всё меньший и меньший процент прироста прибыли (при этом доля постоянных затрат в общей их сумме снижается). Но при скачке постоянных затрат, диктуемом интересами дальнейшего наращивания выручки или другими обстоятельствами, предприятию приходится проходить новый порог рентабельности. Скажем ещё раз: порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но ещё не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, а прибыль равна нулю.
На небольшом удалении от порога рентабельности сила воздействия операционного рычага будет максимальной, а затем вновь начнёт убывать… и так вплоть до нового скачка постоянных затрат с преодолением нового порога рентабельности. Всё это оказывается полезным для:
Всё вышеизложенное убеждает в том, что сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.
Теперь, после овладения понятием порога рентабельности, перейдём к определению запаса финансовой прочности предприятия. Но прежде вспомним ещё раз, что
, (10)
или, по-другому:
Разница между выручкой от реализации и порогом рентабельности называется запасом финансовой прочности, то есть
где запас финансовой прочности.
Из рассмотрения последней формулы следует несколько правил:
1. При долгосрочной перспективе повышения спроса на продукт предприятия следует отказаться от жёсткой экономии на постоянных расходах, так как с увеличением их доли больше будет расти и прибыль.
2. В условиях постоянного
3. У
каждого предприятия
Показатель маржинального доход
Вопрос 3. Оптимизация объёмов продаж, издержек и прибыли в системе
операционного анализа. Пороговая цена и выручка. Пороговое количество продукции и товара. Пороговые переменные и постоянные расходы. Пороговая торговая надбавка
Выше
были рассмотрены формулы
Для розничной торговли
порог рентабельности находят, как правило,
относительно розничного товарооборота,
поскольку именно розничная цена товара
определяется в ходе маркетинговых исследований
и является следствием конкуренции продавцов.
Здесь порог рентабельности показывает,
какую сумму должны составлять поступления
от реализации товаров в розничной торговле,
чтобы обеспечить безубыточную деятельность.
В этом случае применяется следующая формула:
где - объём розничного товарооборота, при котором прибыль равна нулю; - постоянные издержки; - уровень покупной стоимости товаров (без НДС) в долях к розничному товарообороту; - уровень переменных издержек в долях к розничному товарообороту; КН – общая расчётная ставка косвенных налогов (на добавленную стоимость) в долях к розничному товарообороту (КН равно 0,1525 или 0,0909. При этом для субъектов, осуществляющих торговлю и освобождённых от уплаты НДС, ставка КН = 0).
Поскольку показатель является результатом воздействия 3-х переменных факторов – натурального объёма, цены приобретения товара и торговой наценки, - то большое значение с точки зрения практики управления прибыльностью имеет определение пороговых значений этих факторов. Они рассчитываются по следующим формулам:
где - количество единиц товара в закупаемой партии при окупающей себя сделки; - розничная цена товара, то есть цена реализации товара, включающая в себя косвенные налоги; - цена покупки единицы товара (без НДС).
где ПТН – пороговый уровень торговой надбавки к цене приобретения товара, %; КТ – количество товара в партии в натуральных единицах, шт.; - переменные издержки на единицу товара; - предполагаемый период реализации товара, дней; 30 – количество дней в месяце.
где ПЦТ – пороговая оптовая закупочная цена товара (без НДС); ТО – розничный товарооборот с учётом полной реализации партии товара.
Корректируя приведённые выше формулы, можно получить не только пороговые значения, но и значения выручки, розничного товарооборота; количества реализуемой продукции, товара; пороговые цены и торговой наценки, которые должны быть достигнуты для получения определённого планом размера прибыли.
Вопрос 4. Оценка влияния основных факторов на доходность бизнеса.
Модели рентабельности собственного капитала и рентабельности продаж.
Модель компании Дюпон
4.1. Факторы, влияющие на доходность бизнеса, можно условно разделить на три группы: производственные, коммерческие, финансовые.
Производственные факторы связа
Коммерческие факторы как бы подводят к финансовым факторам и охватывают в широком смысле понятие маркетинга: заключение хозяйственных договоров на основе самого пристального изучения действующей и перспективной конъюнктуры рынка, ценовое регулирование сбыта, его направление и организационно-экономическое обеспечение, реклама и т.п. Надёжность прогноза коммерческих факторов опирается, с одной стороны, на страхование рисков (в основном рисков утраты имущества, срыва поставок, отдаления или отказа от платежа), с другой – на привлечение солидных, платежеспособных клиентов (заказчиков, покупателей), что в свою очередь требует известных внепроизводственных затрат (представительских, на рекламу и др.).
Наконец, финансовые факторы, охватывающие и выручку от реализации продукции (услуг), и предпринимательский доход (прибыли) от всех видов деятельности. Здесь немаловажен принцип «время – деньги»: чем быстрее и полнее поступление доходов, тем эффективнее вся деятельность.
Получение прибыли – непременное условие и цель предпринимательства любой хозяйственной структуры. Прибылью (и её относительной модификацией – рентабельностью) оценивается эффективность хозяйствования, прибыль – главный источник финансирования экономического и социального развития; прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат, расходов, финансовых вложений. Таким образом, прибыль (и её относительная модификация – рентабельность) обрела важнейшую, ведущую роль в хозяйственном и финансовом механизме управления социально-экономическим развитием. Это – база финансовой устойчивости и обеспечения доходов предприятий, государства, населения.