Курс лекций по финансовому менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:12, курс лекций

Описание

Цель и сущность финансового менеджмента.
Информационное обеспечение финансового менеджмента.
Организация и управление финансовым обеспечением предпринимательства.
Финансовое планирование и прогнозирование.
Управление текущими издержками и доходностью.
Управление активами.
Финансовая среда предпринимательства.

Работа состоит из  8 файлов

Лекция 1 по финансовому менеджмент..doc

— 101.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Тема 5.doc

— 542.50 Кб (Скачать документ)

Самыми  распространёнными в финансовом менеджменте являются показатели балансовой и чистой прибыли. Факторы, оказывающие влияние на балансовую прибыль, можно сгруппировать следующим образом:

    • изменение отпускных цен на реализованную продукцию;
    • изменения в объёме продукции;
    • изменения в структуре реализованной продукции;
    • изменение себестоимости единицы продукции;
    • изменение себестоимости за счёт структурных сдвигов в составе продукции;
    • влияние прочих факторов на прибыль от реализации;
    • изменение сальдо операционных результатов;
    • изменение сальдо внереализационных результатов.

В состав факторов, оказывающих влияние  на чистую прибыль кроме выше перечисленных, добавляются изменения налогов и платежей из прибыли.

Факторный анализ прибыли (убытка) от продаж всегда имеет ярко выраженную отраслевую специфику. Для сферы производства он может осуществляться в следующей последовательности:

а) предварительный этап. Расчёт общего изменения прибыли от реализации:

,

где - изменение прибыли; - прибыль от продаж отчётного периода; - прибыль предыдущего (прошлого) периода;

б) l этап. Расчёт влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию:                                                            ,                                                   (16)

где - изменение прибыли за счёт изменения отпускных цен; - выручка от реализации в отчётный период; - выручка от реализации в отчётный период в ценах прошлого периода;

в) 2 этап. Расчёт влияния на прибыль изменений в объёме продукции:

                                                                            

,                                          (17)

где - изменение прибыли за счёт изменения в объёме продукции; коэффициент , при этом - расходы, связанные с производством и реализацией продукции отчётного периода в ценах и тарифах предыдущего (т.е. прошлого) периода, - расходы, связанные с производством и реализацией продукции прошлого периода;

г) 3 этап. Расчёт влияния на прибыль изменений в структуре продукции:

                                                                                      ,                                      (18)

где - изменение прибыли за счёт изменения в структуре продукции; коэффициент , при этом - выручка от реализации в предыдущем (т.е. в прошлом) периоде;

д) 4 этап. Расчёт влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции:                                                                 ,                                                  (19)

где - изменение прибыли за счёт снижения себестоимости продукции; - расходы, связанные с производством и реализацией продукции отчётного периода;

е) 5 этап. Расчёт влияния на прибыль изменений в расходах за счёт структурных сдвигов:                                                                     ,                                            (20)

где - изменение прибыли за счёт структурных сдвигов;

ё) 6 этап. Влияние прочих факторов на прибыль от продаж:

                                                                                   ,                         (21)

где - изменение прибыли за счёт влияния прочих факторов.

Результаты  факторного анализа (вышеприведённые предварительный этап + 6 этапов) являются основой будущих управленческих решений.

 

4.2. В числе индикаторов результативности работы предприятия находятся показатели рентабельности, каждый из которых представляет собой относительный показатель как сопоставление одного из показателей прибыли с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон – либо ресурсы, либо совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности. Поэтому универсальная формула показателя рентабельности будет выглядеть так: . На основании этой универсальной формулы возникли две группы показателей рентабельности: рентабельность инвестиций (капитала) и рентабельность продаж.

К показателям  доходов (см. числитель универсальной формулы) можно отнести: 1) прибыль от продаж; 2) балансовую прибыль; 3) чистую прибыль; 4) чистый денежный поток (брутто-результат эксплуатации инвестиций) и т.п.

К величинам, включаемым в знаменатель универсальной  формулы вычисления рентабельности, можно отнести: 1) активы (имущество) по балансу; 2) чистые активы (активы за вычетом обязательств); 3) основные средства; 4) собственный капитал; 5) акционерный капитал; 6) выручка от продаж или товарооборот; 7) расходы, связанные с производством и реализацией продукции и т.п.

К наиболее важным и часто используемым относят следующие показатели рентабельности:

    • ;
    • ;
    • ;

Разновидностью рентабельности текущих затрат является рентабельность продукции (услуги), которая определяется следующим образом:

              (22)

 

Для диагностики работы предприятия  важно отслеживать влияние конкретных факторов на показатели рентабельности. Наиболее важные характеристики содержатся в факторных моделях показателей рентабельности активов и рентабельности собственного капитала. Первый отражает наиболее общие аспекты доходности бизнеса, а последний – эффективность инвестиций с позиции акционеров или учредителей. Эффективность основного вида деятельности характеризует рентабельность продаж.

Для рентабельности активов факторная модель может иметь следующий вид (предварительно обозначим символом «ЧП» чистую прибыль, а символом «А» - стоимость всех активов предприятия):

 

                     

                   (23)

 

То есть, чтобы получить факторную  модель, мы преобразовали формулу  определения рентабельности активов посредством умножения дроби на величину . В результате получили, что

                       

                             (24)

В этой формуле величина представляет собой ЧИСТУЮ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ (ПРИБЫЛЬНОСТЬ) ОБОРОТА, а величина представляет собой ЧИСТУЮ ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ АКТИВОВ.

 

Последняя формула называется моделью  Дюпона (компании «Дюпон»).

 

Первый фактор, то есть , в модели Дюпона характеризует среднюю долю прибыли в цене каждой единицы продукции.

Второй фактор, то есть , в модели Дюпона характеризует количество единиц продукции, производимое при имеющихся производственных мощностях (при таком объёме имущества) и установленной цене продажи продукции.

 

Модель Дюпона показывает возможности роста рентабельности производства. К ним можно отнести: 1) увеличение цены продукции; 2) снижение себестоимости производства продукции; 3) расширение объёмов производства при имеющихся мощностях. Их одновременная реализация маловероятна, но желательна, так как именно в этом заключается задача управления.

У формулы Дюпона есть и весьма полезная модификация, вводящая в анализ показатель чистой рентабельности (прибыльности, доходности) акционерного или, говоря по-другому, собственного капитала. Это, как уже говорилось выше, частное от деления чистой прибыли к собственному капиталу:

 

   

 

При сильном возрастании чистой рентабельности собственного капитала по этой формуле можно определить, за счёт чего это произошло: благодаря увеличению чистой прибыли на каждый рубль оборота? за счёт более эффективного использования активов? за счёт изменения или более рационального использования собственного капитала? за счёт сопряжённого воздействия этих факторов? и т.д.

Кстати говоря, сомножитель  показывает, во сколько раз чистая рентабельность собственного капитала при использовании кредита оказывается больше, чем чистая рентабельность собственного капитала в варианте опоры лишь на самофинансирование.

Вернёмся к формуле определения  рентабельности собственного капитала в следующей записи: 

,   то   есть

   

           .

Поскольку в последней формуле  сомножитель  (то есть равен рентабельности активов), а сомножитель (то есть равен обратной величине коэффициента автономии), то можно записать следующее:

 

                                                              (25)

 

Теперь можно увязать формулы (24) и (25), то есть подставить в формулу (25) вместо правую часть формулы (24). В результате получим новую многофакторную модель рентабельности собственного капитала. Таким образом, можно сформулировать модель, объединяющую 4 фактора:

                                           ,                                                (26)

где - рентабельность собственного капитала; - рентабельность продаж; Н – коэффициент использования внеоборотных активов (внеоборотные активы на 1 рубль выручки); М – коэффициент использования оборотных активов (оборотные активы на 1 рубль выручки).

 

Поскольку в формуле (26) присутствуют такие понятия из актива баланса предприятия (то есть из формы №1 бухгалтерской отчётности) как внеоборотные и оборотные активы, то для закрепления этих понятий посредством использования зрительной памяти студента мы решили показать баланс предприятия упрощенно в графическом виде ниже на рисунке 3. При этом на рис.3 показывается не просто один баланс, а ещё и процесс расчёта чистого оборотного капитала предприятия, который ещё называют работающим, рабочим капиталом, а в традиционной терминологии – собственными оборотными средствами. На рис.3 показывается, что чистый оборотный капитал предприятия можно с одинаковым успехом подсчитать посредством баланса двумя способами: «снизу» и «сверху». Как только студент убедится в этом (после анализа рисунка 3), он должен сделать вывод, что, производя эти операции, мы определяем величину оборотных активов предприятия, формирующихся за счёт собственных средств и долгосрочных заимствований. На рис.3 в активе стоит аббревиатура «ТФП». Напомним, в лекциях темы 3 (см. в электронном виде лекции темы 3, страницы 22 и 23) под аббревиатурой ТФП понимались текущие финансовые потребности предприятия, на природе которых и способе их регулирования концентрировалось внимание студентов, приводились соответствующие формулы.   

 

Б А Л А Н С 

 

 

 

           «Снизу»:

                

А К Т И В

П А С С И В

 

 

           «Сверху»:

 

Внеоборотные активы

Собственные

средства

Долгосрочные

обязательства

 

Чистый оборотный капитал =

Текущие активы  -  Текущие

                                  пассивы

Денежные средства

Т Ф П

Т   А

Е   К 

К   Т 

У   И

Щ  В

И   Ы  

Е   

 

Чистый оборотный капитал  =

(Собственные средства + Дол-

госрочные обязательства) – 

- Внеоборотные активы

 

 

 

Текущие пассивы

 
 

 

 

 

Эта часть оборотных активов  покрыта собственными средствами и долгосрочными обязательствами. Таким образом, чистый оборотный капитал – это собственные оборотные средства предприятия.

Собственные средства и долгосрочные обязательства превышают основные активы на эту величину: сумма превышения остаётся на формирование собственных оборотных средств.


 

 

Рис.3. Расчёт чистого оборотного капитала

 

Теперь вновь необходимо вернуться к рисунку 2 и сказать (если хотите, подчеркнуть), что на долю, показанной на рис.2 операционной прибыли, приходится в настоящее время 90 – 95% общей суммы балансовой прибыли (продолжите внимательный анализ рисунка 2). На многих предприятиях операционная прибыль является единственным источником формирования балансовой прибыли. Поэтому управление формированием прибыли предприятия рассматривается обычно как процесс формирования операционной прибыли или как процесс формирования НРЭИ.

Тема 6 Лекция.doc

— 361.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Курс лекций по финансовому менеджменту