Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:15, дипломная работа
Целью дипломного проекта является разработка мероприятий по повыщению эффективности функционирования предприятия на основе изменения ее технологий на примере ООО «Буренка». Для достижения цели решен ряд задач, а именно:
обобщены теоретические и методические принципы определения эффективности деятельности предприятия и управления развитием предприятия;
проведены ситуационный анализ и диагностика системы управления ООО «Буренка»;
выполнена финансово-экономическая диагностика предприятия;
разработан проект развития предприятия;
проведена оценка экономической эффективности проекта.
Для решения задач дипломного проекта использованы такие методы и инструменты, как SWOT – анализ, анализ с помощью матрицы портфельного анализа Бостонской Консалтинговой группы, конкурентный профиль, диагностический профиль, ПП Audit Expert, Marketing Mix (матрицы BCG), Expert Decide 2, Project Expert, Microsoft Office.
Введение 7
1 Теоретические и методические принципы определения эффективности современного предприятия 11
1.1 Понятие и сущность экономической и социальной эффективности 11
1.2 Показатели оценки экономической эффективности деятельности предприятия 19
1.3 Прибыль и рентабельность, как основные показатели эффективности торгового предприятия 24
1.4 Факторы, влияющие на экономическую эффективность деятельности предприятия 30
2 Диагностика системы управления ООО «буренка» 35
2.1 Краткая справка о предприятии 35
2.2 Анализ внутренней и внешней среды (STEP и SWOT) 46
2.3 Конкурентный профиль и анализ конкурентной позиции 51
2.4 Экспертный анализ системы управления и построение диагностического профиля компании 55
3 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 63
3.1 Анализ состава и структуры актива и пассива баланса 63
3.2 Анализ финансовых результатов деятельности 66
3.3 Анализ основных финансовых показателей 67
3.4 Анализ финансового состояния предприятия – заемщика 72
3.5 Комплексная оценка экономической эффективности деятельности ООО «Буренка» 74
4 Разработка проекта повышения эффективности ооо «буренка» 75
4.1 Постановка проблемы и объем рынка молочной продукции 75
4.2 Внедрение системы управления складом 79
4.3 Расширение ассортимента предлагаемой продукции 84
4.4 Оценка экономической эффективности проекта 89
заключение 95
Список использованных источников 99
Приложение А Баланс за 2009-2010 годы 101
Приложение Б Отчет о прибылях и убытках 102
Приложение В Диагностические таблицы 103
Приложение Г Ассортимент продукции ооо «калория» 107
Коэффициент
соотношения суммарных
Анализ финансовой
Рентабельность продаж, отражающая долю чистой прибыли в объеме продаж, увеличилась и составила 11,41%.
Рентабельность собственного капитала предприятия, определяющая эффективность использования вложенных в предприятие средств увеличилась, что является положительным фактом, и составила 121,56%.
Рентабельность текущих активов (отражающая эффективность использования оборотных активов и показывающая, какую прибыль приносит единица оборотного капитала предприятия) увеличилась, что является положительным результатом деятельности предприятия, и составила 98,56%.
Рисунок 3.5 – Структура капитала
Рентабельность внеоборотных активов (отражающая эффективность использования внеоборотных активов и показывающая, какую прибыль приносит единица внеоборотного капитала предприятия) увеличилась, что является положительной динамикой, и составила 5 552,87%.
Рисунок 3.6 – Показатели рентабельности
Значение рентабельности активов на конец анализируемого периода свидетельствует о достаточно высокой эффективности использования имущества.
Основные выводы: Валюта баланса предприятия за анализируемый период увеличилась на 4 072,00 тыс. руб. или на 165,19%, что косвенно может свидетельствовать о расширении хозяйственного оборота.
В конце анализируемого периода предприятие получило прибыль. Наличие у предприятия чистой прибыли свидетельствует об имеющемся источнике пополнения оборотных средств. Величина чистой прибыли имеет благоприятную тенденцию к увеличению.
Уменьшаются сроки погашения дебиторской задолженности, т.е. улучшается деловая активность предприятия. Растут товарно-материальные запасы, увеличивается их оборачиваемость, а это, скорее всего, свидетельствует о рациональной финансово-экономической политике руководства предприятия.
Рентабельность собственного капитала предприятия находится на достаточно высоком уровне, что говорит об эффективности его деятельности. Уровень заемного капитала находится на приемлемом уровне, что свидетельствует о нормальной финансовой устойчивости предприятия.
Основой платеже- и кредитоспособности заемщика, т.е. способности своевременно удовлетворять платежные требования в соответствии с хозяйственными договорами, возвращать кредит и проценты, выплачивать заработную плату сотрудникам, вносить платежи и налоги в бюджет, является его надежное финансовое положение.
Таблица 3.2 – Оценка финансового состояния заемщиков
Наименование строки | 2009
год,
тыс. руб. |
2010
год,
тыс. руб. |
Прирост,
тыс. руб. |
Прирост,
процент |
РИСК НЕЛИКВИДНОСТИ АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ | ||||
Промежуточный коэффициент покрытия - К1 | 0,33 | 0,78 | 0,45 | 136,92 |
Категория по показателю К1 | 3,00 | 2,00 | -1,00 | -33,33 |
Коэффициент текущей ликвидности (общий коэфф. покрытия) - К2 | 2,47 | 7,53 | 5,06 | 205,01 |
Категория по показателю К2 | 1,00 | 1,00 | 0,00 | 0,00 |
РИСК СНИЖЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ | ||||
Коэффициент обеспеченности собственными средствами - К3 | 0,59 | 0,87 | 0,27 | 45,76 |
Категория по показателю К3 | 1,00 | 1,00 | 0,00 | 0,00 |
Коэффициент
соотношения собственных и |
1,53 | 6,65 | 5,12 | 334,86 |
Категория по показателю К4 (для торговых предприятий) | 1,00 | 1,00 | 0,00 | 0,00 |
Категория по показателю К4 (кроме торговых предприятий) | 1,00 | 1,00 | 0,00 | 0,00 |
РИСК НИЗКОЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||||
Рентабельность продаж (для торговых предприятий) - К5 | 0,07 | 0,12 | 0,05 | 65,81 |
Категория по показателю К5 (для торговых предприятий) | 2,00 | 2,00 | 0,00 | 0,00 |
Рентабельность производства (для промышленных предприятий) - К5 | 0,08 | 0,13 | 0,06 | 74,57 |
Категория по показателю К5 (для промышленных предприятий) | 2,00 | 1,00 | -1,00 | -50,00 |
РЕЗУЛЬТАТЫ ДЛЯ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ | ||||
Сумма баллов | 1,31 | 1,26 | -0,05 | -3,82 |
КЛАСС ЗАЕМЩИКА | 2,00 | 2,00 | 0,00 | 0,00 |
РЕЗУЛЬТАТЫ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ | ||||
Сумма баллов | 1,31 | 1,05 | -0,26 | -19,85 |
КЛАСС ЗАЕМЩИКА | 2,00 | 2,00 | 0,00 | 0,00 |
По результатам расчета значений системы финансовых показателей анализируемый заемщик относится к 2-му классу кредитоспособности (для торговых предприятий) и к 2-му классу кредитоспособности (для промышленных предприятий).
Рисунок 3.7 – Динамика показателей оценки кредитоспособности
Класс заемщика был определен на основе сравнения рассчитанных значений основных оценочных показателей с нормативными.
При работе с данным заемщиком банк будет нести следующие риски:
Значения и динамика основных финансовых коэффициентов наглядно представлены на рисунке 3.7. Таким образом, данный заемщик может быть признан неустойчивым клиентом. При заключении кредитного договора следует предусматривать особые меры контроля за деятельностью заемщика и возвратностью кредита в части периодичности проверки обеспечения, условий залогового права, повышения процентных ставок и др.
В качестве обобщающей оценки эффективности хозяйственной деятельности ООО «Буренка» рассчитаем комплексные показатели по формулам, приведенным в первой главе работы (1.1–1.5). Результаты расчетов представим в таблице 3.3.
Таблица 3.3 - Комплексные показатели экономической эффективности ООО «Буренка»
Показатели | 2009 г. | 2010 г. | Изменение |
1. Показатель эффективности использования торгового потенциала предприятия | 2,72 | 2,63 | -0,09 |
2. Показатель эффективности финансовой деятельности | 0,29 | 0,52 | 0,23 |
3. Показатель эффективности трудовой деятельности | 4,89 | 4,93 | 0,04 |
4. Интегральный показатель экономической эффективности хозяйственной деятельности | 1,56 | 1,88 | 0,32 |
По
данным табл. 3.3 можно сделать вывод, что
в целом ООО «Буренка» работает достаточно
эффективно – интегральный показатель
эффективности хозяйственной деятельности
в отчетном году по сравнению с предшествующим
увеличился с 1,56 до 1,88 , несмотря на то,
что показатель эффективности торгового
потенциала за год снизился с 2,72 до 2,63.
Не смотря на то, что ООО «Буренка» является дистибьютером лидера российского рынка молочной продукции, организация испытала трудности во второй половине 2010 года.
Так крайне высокие температуры в России в июле-августе 2010 года значительным образом повлияли на продуктивность коров. За полтора месяца аномальной жары в среднем по стране произошло сокращение надоев на 15%. Снижение данного показателя привело к острой нехватке продукции и увеличению закупочных, а потом и розничных цен на молоко и цельномолочную продукцию.
Например, в августе 2010 года средняя потребительская цена за 1 л пастеризованного молочного напитка (2,5-3,2% жирности) составила 31,26 руб., что на 28% больше по сравнению с августом 2009г. Следовательно, стоимость стерилизованного молочного напитка (2,5-3,2% жирности) за год выросла на 14%, пастеризованного и стерилизованного молока (2,5-3,2% жирности) - на 13%.
Повышение цен на продукцию привело к сокращению объемов продаж, за счет выбора потребителями товаров более низкой ценовой категории.
Склады - важные звенья технологического процесса промышленных предприятий, а для оптовой и розничной торговли они служат фундаментом. Поэтому для эффективной организации работы складов предприятий, стремящихся опережать конкурентов, необходимы современная организация, использование новейших технологий, наличие квалифицированных кадров.
Основная составляющая оптимизации складских хозяйств - автоматизация связанных с ними бизнес-процессов, позволяющая эффективно управлять запасами, снижать затраты при планировании будущих закупок, оптимизировать использование складских площадей, повышать точность и оперативность учета продукции, а также производительность труда.
Внедрение системы класса WMS вызвано необходимостью рационального использования складских площадей, повышения точности и прозрачности данных о количестве товаров.
Склад представляет собой складской комплекс, оборудованный 3-4-уровневыми стеллажами. Общая площадь склада составляет около 4 тысяч кв.м. Ассортимент хранящейся на складе продукции насчитывает более 350 наименований, хранение которых происходит с учетом сроков годности. Основной тип хранения — паллетное на стеллажах. Текущий суточный оборот составляет 850-900 паллет. Ежесуточно склад обрабатывает около 250-300 заказов, с суммарным количеством позиций до 12 тысяч.
Пищевая продукция требуют соблюдения особых условий хранения.
Важной задачей так же является повышение скорости сборки, уменьшения устранения человеческого фактора, особенно в процессе сборки заказа, необходимо значительно снизить процент возвратов и повысить качество обслуживания клиентов. Также стоит задача пересмотра количества персонала, работающего на складе, с целью оптимизации его количества.
В сложившейся ситуации уредителями было принято решение о необходимости внедрения системы автоматизации склада и расширения ассортимента продукции.
Расширение ассортимента продукции должно повысить эффективность работы предприятия.
Целью данного проекта является сохранение позиций лидера на рынке молочной продукции Ростова-на-Дону и увеличение прибыли. Предприятие увеличит объемы продаж и завоюет новые сегменты рынка, вследствие чего чистая прибыль увеличится.
Основной задачей предприятия является анализ рынка молочной продукции Ростовской области, поиск альтернативных поставщиков, заключение договоров с выбранными поставщиками, обучение персонала, закупка и продвижение продукции. Для скорейшего получения прибыли необходимо данные этапы осуществлять в короткие сроки.
Для выбора новых поставщиков необходимо изучить рынок молочной продукции, спрос на те или иные товары, насыщенность рынка по видам продукции.
Объем рынка молочной продукции.
Россия входит в десятку мировых потребителей молока и молочной продукции и представляет собой крупный молочный рынок. При этом она остается одним из наиболее перспективных с точки зрения роста потребления молочной продукции, особенно в сегменте молочных продуктов с высокой добавленной стоимостью. Объем потребления молока и молочной продукции в натуральном выражении в России устойчиво растет в среднем на 9% в год на протяжении последних пяти лет. В тоже время, принимая во внимание низкий уровень потребления молока и молочных продуктов в целом по России и отдельно в крупных городах: Петербурге, Москве, Уфе, Новосибирске, Волгограде, Самаре, Ростове и Нижнем Новгороде, эксперты рассматривают сложившуюся ситуацию на рынке как долгосрочную возможность для увеличения емкости рынка и объема потребления молока и молочных продуктов. В частности, домохозяйства стабильно показывают неплохой спрос на йогурты, обогащенные молочные продукты и молочные десерты. Специалисты также ожидают дальнейшее увеличение потребления продуктов с долгим сроком хранения, включая стерилизованное молоко.