Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:29, контрольная работа
На сегодняшний день четко выделяются факторы, обусловливающие необходимость непрерывного совершенствования и адаптации организации - это:
• рынок сбыта производимой или продаваемой продукции и вида услуг;
• рынок поставщика или рынок потребителя исходных материалов, энергии, товаров и услуг;
• финансовый рынок;
• рынок труда;
Введение.......................................................................................................... 3
Цели управления....................................................................................... 5
Миссия организации........................................................................... 5
Цели организации и их классификация............................................ 11
Управление по целям (результатам)................................................. 16
Задание. Построить дерево целей организации..................................... 21
Заключение..................................................................................................... 23
Список используемой литературы...........................
Миссия, которая ориентирована на рынок, определяет деятельность организации, учитывая его ориентированность на удовлетворение основных потребностей покупателей.
При определении миссии
"Содержание миссии может включать в себя следующие основные пункты:
Формирование миссии организации — это сложный длительный процесс, состоящий из нескольких этапов, в этот процесс вовлекаются все сотрудники организации, имеющие отношение к её управлению, помимо них консультанты по управлению, которые будут координировать этот процесс. Для того чтобы можно было реально считать, что в организации существует миссия, необходимо чтобы сформулированные в положении о миссии утверждения разделялись если не всеми, то большинством сотрудников организации. Организация обретает миссию тогда, когда члены организации согласны с ней и следуют ей.
1.2
Цели
организации и их классификация.
Цель организации - идеальное или желательное состояние субъекта (организации, индивида и т.п.), на достижение которого, преимущественно, направлена его деятельность и соответственно процесс управления.
"Общая цель организации образует фундамент для установления ключевых целей и разработки стратегии развития по таким важнейшим функциональным подсистемам организации, как маркетинг, производство, научно-исследовательские работы, персонал, финансы. Каждая из этих подсистем реализует свои цели, логически вытекающие из миссии как общей цели организации "9.
"Все то, что способствует достижению цели, называется средствами (ими часто на практике незаметно подменяют саму цель). Соответствие цели и средств является условием эффективности управления.
Цели либо официально провозглашаются высшим руководством как деловые установки и задачи проводимой политики, либо неявно подразумеваются в философии организации, основных принципах ее деятельности.
Поскольку благополучие участников организации напрямую зависит от степени достижения поставленных целей, они с той или иной степенью заинтересованности их реализуют"10.
Цели являются отправной точкой планирования; цели лежат в основе построения организационных отношений; на целях строится система мотивирования, применяемая в организации; цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.
"По установившемуся мнению, существует два типа целей с той точки зрения, какой период времени требуется для их достижения. Это долгосрочные и краткосрочные цели. В принципе, в основе разделения целей на эти два типа лежит временной период, связанный с продолжительностью производственного цикла. Цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла, — долгосрочные цели. Отсюда следует, что в различных отраслях должны быть различные временные промежутки для краткосрочных и долгосрочных целей. Однако на практике обычно краткосрочными считаются цели, которые достигаются в течение одного года, и соответственно долгосрочные цели достигаются через два-три года "11.
Помимо этого цели предприятия делят на экономические и неэкономические. "Неэкономические цели — это, например, улучшение условий труда, формирование имиджа предприятия и т. п. Экономические цели выражаются в показателях хозяйственной деятельности и подразделяются на количественные (например, увеличение доходов) и качественные (например, достижение технологического превосходства)"12.
В каждой организации устанавливаются свои собственные цели в зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии. "Однако, несмотря на ситуационность в выборе целей, выделяются четыре сферы, применительно к которым организации устанавливают цели, исходя из своих интересов. Этими областями являются:
• доходы организации;
• работа с клиентами;
• потребности и благосостояние сотрудников;
• социальная ответственность.
Как видно, эти четыре сферы касаются также интересов всех влияющих на деятельность организации субъектов, о которых говорилось ранее при обсуждении вопросов миссии организации"13.
Наиболее популярными направлениями, по которым в деловых организациях устанавливаются цели, являются следующие:
• прибыльность может выражаться в различных показателях, таких как объем прибыли, доход на инвестированный капитал, размер выплаты дивидендов на акцию, отношение прибыли к объему продаж и в ряде других;
• маркетинговые цели связаны с завоеванием тех или иных рынков сбыта, привлечением новых покупателей, клиентов, продлением жизненного цикла товаров и услуг, достижением лидерства в ценах и пр.;
• производительность - это выпуск определенного объема товаров и услуг, повышение их качества, увеличение эффективности производства, снижение себестоимости, экономное использование ресурсов.
• финансовые ресурсы - укрепление финансовой устойчивости предприятия, рост прибыли, увеличение рыночной стоимости акционерного капитала.
• мощности организации - производственное оборудование и площади, все виды производственных ресурсов, участвующих в выпуске продукции;
• разработка, производство продукта и обновление технологии, ориентирована на создании и внедрении в производство новых и усовершенствовании существующих образцов продукции, доведении их до уровня требований мировых стандартов.
• изменения в организации и управлении нацеливают на достижение высокой управляемости предприятия, полное взаимодействие сотрудников, хорошую их дисциплину, слаженность в работе.
• Социальные цели ориентируются на создании благоприятных условий труда, жизни и отдыха работников, повышении их образовательного и квалифицированного уровня и т.п. Например, ликвидация тяжелого и ручного труда, налаживания отношений социального партнерства, обеспечение персонала высококачественным медицинским обслуживанием и пр.
"В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Особенность иерархического построения целей в организации состоит в том, что, во-первых, цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения. Во-вторых, цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня. Иерархия целей в организации играет очень важную роль, так как она устанавливает структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений организации на достижение целей верхнего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в деятельность организации по достижению ею целей организации в Целом"14.
Так же для стратегического управления организацией одними из самых важных целей являются цели роста организации.
Эти цели отражают баланс между изменениями объема продаж и прибыли организации. От этого соотношения зависит то, каким будет темп роста организации. Он может быть быстрым, стабильным или может наблюдаться сокращение. В соответствии этим темпам роста устанавливаются цели: цель быстрого роста, цель стабильного роста или цель сокращения.
" Цель быстрого роста является очень привлекательной, однако и очень сложной для достижения. Организации, если у нее для достижения данной цели есть все необходимые предпосылки, следует отдавать предпочтение именно этой цели роста. Чтобы справиться с быстрым ростом, руководство организации должно обладать такими качествами, как глубокое понимание рынка, умение выбрать наиболее подходящую часть рынка и сконцентрировать свои усилия на этой части рынка, умение хорошо использовать имеющиеся у организации ресурсы, умение чутко ощущать ход времени и хорошо контролировать во времени протекающие в организации процессы. В случае быстрого роста организации, необходимо иметь опытных менеджеров, умеющих рисковать. Стратегия организации должна быть сформулирована очень ясно.
Цель стабильного роста предполагает, что при ее достижении организация развивается примерно таким же темпом, как и отрасль в целом. Данная цель не предполагает экспансии организации, а означает, что организация стремится сохранить неизменной свою долю рынка.
Цель сокращения ставится организацией тогда, когда по целому ряду причин она вынуждена развиваться более медленными темпами, чем отрасль в целом, либо даже в абсолютном выражении сокращать свое присутствие на рынке. Постановка такой цели отнюдь автоматически не означает, что у организации протекают кризисные явления. Например, после периода быстрого роста может возникнуть необходимость сокращения. Здесь проявляется одна из интересных особенностей трех данных целей роста. Являясь совершенно различными по своей направленности, они могут спокойно, последовательно совмещаться во времени, сменяя одна другую. При этом отсутствует какой-либо обязательный порядок в следовании этих целей одна за другой "15.
Цели абсолютно необходимы для успешной работы и выживания организации в дальнейшем будущем. Но если цели неверно или плохо определены, то возможно это может привести к очень серьезным отрицательным результатам для организации. И ещё цель должна быть обязательно достижимой, — чтобы служить повышению эффективности предприятия. Установление цели, которая превышает возможности организации либо из-за недостаточности ресурсов, или из-за внешних факторов, может привести к катастрофическим последствиям.
"Управление по целям — система управления организацией (или система методов управления), одновременно соединяющая как цели и задачи планирования, так и всю деятельность организации"16.
Управленческий персонал (независимо от ранга) обязан иметь четкие согласованные цели в рамках, возложенных на них обязанностей и ответственности с выбором видов работ, нужных для достижения поставленных целей.
"Райа описывает управление по целям как процесс, состоящий из четырех взаимозависимых и взаимосвязанных этапов.
1. Выработка четких, кратких формулировок целей.
2.
Разработка реалистичных
3. Систематический контроль, измерение и оценка работы и результатов.
4.
Корректирующие меры для
Первый этап - выработка целей. После разработки высшим руководством долгосрочных и краткосрочных целей для организации и для себя лично, эти цели формулируются для работников следующего уровня в нисходящем порядке по цепи команд.
Независимо от степени участия в их выработке, цели каждого подчиненного должны способствовать достижению целей его начальника.
Когда реализовывается процесс выработки целей, необходим двусторонний обмен информацией, чтобы обеспечить понимание каждым человеком его конкретных целей. Кроме уяснения ожидаемых результатов работы, двусторонний обмен информацией позволяет подчиненным сообщить руководителям, что им требуется для достижения поставленных целей.
Второй этап - планирование действий.
"Разработка планов действий дает следующие преимущества: