Формирование системы корпоративного управления организации в рыночных условиях на примере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:27, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования определяется постоянно усиливающимся влиянием крупного корпоративного капитала на экономические, политические и социальные процессы в России, где большинство российских предприятий ранее функционировали в системе, которая не была приспособлена к условиям рыночного хозяйства.

Содержание

Введение 6
Глава 1 Теория корпоративного управления. 10
1.1Понятие и признаки корпорации 10
1.2 Цели корпорации и типы корпоративного объединения 12
1.3Цели объединения предприятий в корпорации и процесс функционирование корпорации 15
Глава 2 Система корпоративного управления предприятием как объект исследования. Формирование Россиской систем корпоративного управления предприятием в рыночных условиях. 44
2.1Корпорация как организационно – правовая форма организаций бизнеса. 44
2.2Теоретические основы формирование системы корпоративного управлении 49
2.3 Проблемы становления и специфики задач корпоративного управления в рыночных условиях 54
2.4Анализ международного опыта функционирования систем корпоративного управления 64
2.5 Оптимизация структуры акционерного капитала предприятия и достижения баланса интересов участников корпоративного отношения 72
2.6 Достижение баланса интересов участников корпоративных Обеспечение эффективности корпоративного контроля над деятельностью менеджмента предприятий. 77
Глава 3 Корпоративное управление на примере ОАО «МТС» 87
3.1 История компании 87
3.2 Положение компании в рыночных условиях 88
3.3 Корпоративное управление 90
Заключение 96
Список литературы 99
Приложение 100

Работа состоит из  1 файл

диплом (1).docx

— 462.19 Кб (Скачать документ)

               

  Количественные оценки, приведенные в таблице , дают представление об основных тенденциях перераспределения собственности в последние годы хотя и не учитывают отношении аффилированной  и сотрудничество между акционерами.

 Прежде всего, наблюдается  падение доли инсайдеров и  частичное занятие их места  внешними собственниками. В тоже  время удельный вес инсайдеров собственности занижено, так как часть внешних собственников аффилирована с руководством предприятий. Происходит увеличение концентрации акционерного капитала. В промышленности крупнейший акционер имел контрольный пакет акций более 50% на каждом пятом предприятие. По западным меркам, российскую акционерную собственность можно считать концентрированной.  

 Сочетание усиливающиеся  концентрации акционерной  собственности  с сохранением высокой доли  инсайдеров  косвенно свидетельствует  о том, что собственность сосредотачивается у менеджеров. По результатом анализа, падение доли собственности трудового коллектива в целом сопровождается незначительным ростом доли администрации предприятия. Фактически менеджеры предприятия контролируют значимые пакеты акций, скрытые в собственности аффилированных лиц. Как правило, руководитель предприятия (ведущий менеджер) – это средний или крупный его акционер, что влияет  на формирование модели корпоративного контроля в промышленности.

 Основная характеристика  сложившейся в российской промышленности  структуры  собственности –  совмещение в одном лице собственника  и менеджера. Поэтому стандартная  проблема теорий корпоративного  управления – взаимоотношения  собственников и менеджеров модифицируется. Один из собственников имеет существенные преимущества,  вытекающие из его положения в системе управления, а не из его имущественных прав. Тем самым относительно повышаются издержки внешних собственников по предотвращению оппортунистического поведения менеджеров. Статус собственника позволяет менеджерам, в свою, очередь, снизить издержки по своей защите и реализовать разнообразные возможности, предоставляемые оппортунистическим поведением.

 Наличие в Россий  аморфной, непрозрачной структурой  акционерного капитала предприятий  в условиях неопределенности  в сфере прав собственности. В результате исчезает персональная ответственность за состояние дел в компании, невозможно осуществлять контроль над лицами, ее несущими. В конечном счете, это приводит к отсутствию реальных инвесторов, разложению, банкротству и прекращению хозяйственной деятельности предприятий.

  Для преодоления дальнейшего влияния на корпоративный сектор указанных негативных явлений, вследствие непрозрачной структурой акционерного капитала, по моему  мнению необходимо проанализировать мотивы неоднозначного поведения инсайдеров, стремящихся к удержанию корпоративного контроля на доведенных ими до разрухи предприятие. Затем следует перейти к вопросу оптимизации структуры акционерного капитала как показателя распределения влияния в акционерном обществе.

 Главным побудителем  моментом данного процесса должна  стать мысль, что изменение  в структуре акционерного капитала  становятся положительным явлением  лишь тогда, когда приводят  к замене эффективного собственника  более эффективным. Отсюда следует, что процесс оптимизации структуры акционерного капитала через передачу функции управление предприятием от инсайдеров в руки стратегических внешних инвесторов имеет большое значение для эффективного управления и функционирования предприятия. В конечном счете позитивное изменение в этой области будут способствовать совершенствованию системы корпоративного управления на предприятиях.

  В этой связи, по моему мнению, исследование процесса оптимизации структуры акционерного капитала предприятий необходимо вести следующие направления.

  Во – первых, необходимо раскрыть рациональность экономическое поведение инсайдеров, стремящихся сохранить свое существующие положение на предприятиях, характеризующиеся закрытостью от внешней среды. Эти знания будут полезны потенциальным внешним инвесторам в диалоге с инсайдерами, так как для доступа к корпоративному контролю договариваться нужно именно с ними.

 Во – вторых, в условиях  неопределенности как внутренней, так и внешней среды предприятий одним из требований потенциальных внешних инвесторов является поучение корпоративного контроля на предприятие. Это процесс возможен только в случаях дальнейшей концентрации акционерного капитала у внешних акционеров – аутсайдеров.

Можно предложить, что переход  контрольного пакета, находящейся во владение инсайдеров, к стратегическим внешним инвесторам есть необходимое предварительное условие начало роста курса акций. Следует отметить, что результаты исследований подтверждает наличие статистических значений связи между увеличением доли акции в собственности внешних акционеров и масштабом сокращение персонала: по данным Дж Блузе, компании с большинством акций у инсайдеров увольняли в среднем на 10% меньше тех, у кого контрольный пакет перешел к внешним собственникам.

 В литературе корпоративному  управлению подробно описано  различные приемы, с помощью которых  менеджеры предприятий препятствовали  переходу акций к внешним инвесторам.

 В недавнем прошлом  некоторые иностранные инвесторы  закрывали глаза на слабость  корпоративного управления в  Россий. Поскольку были сильно  воодушевлены сильной прибылью, и инвестиционными возможностями,  которые казались им беспредельными. Сегодня из за высокого риска  ситуация изменилась. Поэтому необходимо существенно расширить круг потенциальных инвесторов путем привлечения внимания серьезных капиталов.

 

2.6 Достижение баланса интересов участников корпоративных отношений. Обеспечение эффективности корпоративного контроля над деятельностью менеджмента на предприятие.

По мнению исследователей проблем корпоративного управления базовым является расхождение интересов владельцев и управляющих. возникает такое явление, как конфликт интересов.

 Конфликт интересов  представляет собой процесс, при  котором нарушатся иерархия корпоративных интересов, когда от приоритетов выбора внутрикорпоративных управленческих решений зависит соблюдение или несоблюдение кооперативных интересов предприятия. Конфликт интересов – это ситуация выбора между интересами предприятия в целом и интересов отдельной группы субъектов, участвующих в акционерных отношений. Во избежание такого конфликта задача построения системы корпоративного управления состоит в том, чтобы управленческим, организационными, средствами предотвратить вероятность изменение иерархии интересов и целевых функций участников деятельности предприятия. Разные корпоративные интересы, сталкиваясь, постоянно ведут к модификации корпоративного контроля и целей корпоративного управления.

  Для того чтобы понять сложную природу отношений, которые призваны регулировать систему корпоративного управления, рассмотрим кто является участником корпоративных отношений.

  Во – первых, инсайдеры, включающие: администрацию предприятия в лице генерального директора и высших менеджеров предприятия, трудовой коллектив.

 Во – вторых, аутсайдеры: федеральные, региональные и муниципальные органы власти, российские и иностранные инвесторы, промышленные предприятия, физические лица, не работающие на предприятие.

Но основными субъектами корпоративных отношений являются владельцы корпорации и ее менеджеры. Их ключевая роль вытекает из того, что первые – акционеры либо инвесторы осуществили безвозвратные инвестиций, предоставив предприятию необходимую часть капитала. А от второй категории – менеджеров зависит то , как этот капитал будет использован.

  Крупные собственники заинтересованы в прибыльной деятельности компании, укрепление ее долгосрочных позиций в той сфере бизнеса, в которой она действует. Так крупные акционеры могут иметь коммерческие отношения с компанией, которые для них является гораздо выгодней. Такие акционеры заинтересованы не столько в повышение финансовых деятельности компании, сколько развитие отношений с ними. Владельце мелких пакетов акции заинтересованы, прежде всего, в росте их курсовой стоимости и уровня дивидендов.

  Местные власти ожидают от компании непосредственного участия в реализации интересов,  а не только создания прибыльных производств. Таким образом, различные группы участников корпоративных отношений имеют интересы, которые совпадают в одних сферах, но расходятся в других. Общие интересы заключаются в том, что в целом все участники корпоративных отношениях заинтересованы в стабильности прибыли в компании. Но в тоже время каждая группа пытается извлечь из своего положения часть выгоды. Сравнивая интересы основных групп участников корпоративных отношений можно выделить следующие различие между ними:

Менеджер:

  • Получают основную часть своего вознаграждения, как правило в гарантийной заработной плате. Многочисленные попытки привязать вознаграждение менеджеров к дивидендом на акции их компании встречали ожесточённое соперничество между менеджерами.
  • Заинтересованы прежде всего, в прочности своего положения, устойчивости компании и снижение опасных воздействий непредвиденных обстоятельств.
  • Реализуют свой основные знания, управленческие навыки в компании

Акционеры:

  • Могут получить доход от компании лишь в форме дивидендов, а так же за счет продажи акций.
  • Несут самые высокие риски:
    1. Неполучение дохода в случае, если деятельность компании, по тем или иным причинам не несет прибыль.
    1. В случае банкротства компании
  • Склонны к поддержки решений, которые ведут к повышению прибыли.
  • Имеют возможность воздействовать на менеджмент компании в основном двумя путями:
      1. При провидение собрание акционеров, через избрание того или иного состава директоров и одобрение или не одобрение компании менеджеров.
      1. Путем продажи их акций.
  • Непосредственно не взаимодействуют с менеджментом компании.

Иные заинтересованные группы (соучастники):

Кредиторы:

  • Получают прибыль, уровень который зафиксирован в договоре между ними.
  • Диверсифицируют свой вложения между большим числом компании.

Трудовой коллектив:

  • Заинтересован в устойчивости компании и сохранение своих рабочих мест.
  • Непосредственно взаимодействует с менеджментом.

Партнеры компании (регулярные покупатели, поставщики):

  • Заинтересован в устойчивости компании, ее платежеспособности , качеств товара и услуг.
  • Непосредственно взаимодействует с менеджментом.

Местные органы власти:

  • Прежде всего заинтересованы в устойчивости компании, ее способности выплачивать налоги, создавать рабочие места.
  • Непосредственно взаимодействует с менеджментом.
  • Имеют возможность влиять на деятельность компании через местный налог.

Проведенный анализ интересов субъектов корпоративных отношений показывает, что структуры, играют в корпоративном управление в Россий наименьшею роль.

 Государство, партнеры  компании, банки, менеджмент,, работники  и т.д могут выступать по отношению не только как акционеры. Их интересы как акционеров проявляются на ряду  с другими интересами покупателя, кредитора ,менеджера. Можно говорить присущим этим акционерам дуализм интереса. Характерная для большинства российских акционерных обществ низкая склонность выплате дивидендов.

В условиях Россий получение  дохода непосредственно от владения акциями весьма затруднено, поскольку нет склонности к выплате дивидендов. В этом случае условиях дохода от основной детальности, очевидно более важно.

Таким образом, можно утверждать, что акционерная собственность в российских акционерных обществах в основном носит подчинённый характер, являясь функций, априори существующих по отношению данного предприятия. Речь идет собственности, прежде всего необходимой для закрепления позиций. Акций приобретают не для того что бы получить дивиденды, они служат своеобразным страховым полисом для связи предприятия.

В случае менеджеров – акционеров процесс самоопределения то есть выбор главного экономического интереса. Главная цель, ради которого менеджер приобретает акций в ходе, приватизации заключается в сохранение своего статуса как управляющей предприятия. Стремление менеджеров заполучит крупный пакет акций, означает их готовность к иной экономической роли, чем роли просто наемных менеджеров.

Информация о работе Формирование системы корпоративного управления организации в рыночных условиях на примере