Формирование системы корпоративного управления организации в рыночных условиях на примере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:27, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования определяется постоянно усиливающимся влиянием крупного корпоративного капитала на экономические, политические и социальные процессы в России, где большинство российских предприятий ранее функционировали в системе, которая не была приспособлена к условиям рыночного хозяйства.

Содержание

Введение 6
Глава 1 Теория корпоративного управления. 10
1.1Понятие и признаки корпорации 10
1.2 Цели корпорации и типы корпоративного объединения 12
1.3Цели объединения предприятий в корпорации и процесс функционирование корпорации 15
Глава 2 Система корпоративного управления предприятием как объект исследования. Формирование Россиской систем корпоративного управления предприятием в рыночных условиях. 44
2.1Корпорация как организационно – правовая форма организаций бизнеса. 44
2.2Теоретические основы формирование системы корпоративного управлении 49
2.3 Проблемы становления и специфики задач корпоративного управления в рыночных условиях 54
2.4Анализ международного опыта функционирования систем корпоративного управления 64
2.5 Оптимизация структуры акционерного капитала предприятия и достижения баланса интересов участников корпоративного отношения 72
2.6 Достижение баланса интересов участников корпоративных Обеспечение эффективности корпоративного контроля над деятельностью менеджмента предприятий. 77
Глава 3 Корпоративное управление на примере ОАО «МТС» 87
3.1 История компании 87
3.2 Положение компании в рыночных условиях 88
3.3 Корпоративное управление 90
Заключение 96
Список литературы 99
Приложение 100

Работа состоит из  1 файл

диплом (1).docx

— 462.19 Кб (Скачать документ)
  • во-первых, другими предприятиями-участниками ТЦ для изготовления конечной продукции в рамках ТЦ;
  • во-вторых, внешними потребителями конечной продукции.

В этой связи продукция, производимая в рамках корпорации, может быть разделена на две части в соответствии с целями использования:

  1. Технологическая продукция (полуфабрикаты).
  2. Коммерческая продукция.

 При анализе технологической продукции оценивается ее качество и ассортимент. Работа по анализу коммерческой продукции производится в комплексе: оцениваются как сама продукция, так и спрос на нее. Делаются выводы о целесообразности производства того или иного вида коммерческой продукции и, как следствие, о целесообразности функционирования той или иной технологической цепочки.

Процесс анализа коммерческой продукции представляет собой систему  мероприятий и проводится по схеме с обратной связью. Суть оценки коммерческой продукции корпорации заключается в следующем. Оценивается объем платежеспособного спроса на продукцию, если производство эффективно, руководство корпорации принимает решение об организации технологической цепочки.

Рис.7 . Схема изучения продукции

Если производство продукции  неэффективно, то исследуется структура  спроса на виды продукции, производство которых можно наладить на имеющемся  оборудовании без принципиального  изменения технологии, анализируется  эффективность производства такой  продукции. В случае если такое производство не эффективно, изучается структура  спроса на продукцию смежных отраслей. И так далее – с помощью  метода последовательных приближений. Основной критерий отбора вида продукции  и организации ТЦ для его производства – это эффективность функционирования корпорации.

Анализ внутренней структуры 

Анализ внутренней структуры  корпорации проводится для выявления  тех внутренних резервов, которые  могут быть использованы для повышения  эффективности функционирования и  обеспечения выпуска требуемого количества коммерческой продукции.

Для проведения анализа внутренней структуры необходимо оценить потенциал  предприятий-участников корпорации. Оценку потенциала предприятия целесообразно  проводить по нескольким разделам.(приложение 1)

Для оценки потенциала могут  применяться различные экономические  расчеты. Например, для сравнения  качества управления на предприятиях корпорации можно соотнести сумму  чистой прибыли предприятия за конкретный период и сумму, выплачиваемую руководству  этого предприятия в качестве вознаграждения за труд (заработная плата, премии и т. Д.) за тот же самый период. В целом, подбор информации следует проводить по сопоставимым показателям, используя различные приемы и методы. Информация для укрупненного анализа возможностей предприятия может содержать данные об:

  • местонахождении предприятия;
  • степени известности;
  • производственном потенциале;
  • технологическом оборудовании;
  • длительности изготовления вида продукции;
  • качестве продукции;
  • персонала.

   Анализ внутренней структуры производится на основе перечисленной информации путем сопоставления значений соответствующих показателей конкретного предприятия со средне корпоративными показателями и показателями других предприятий-участников корпорации. Для изучения каждой из выше перечисленных составляющих внутренней структуры предприятия используется ряд показателей. Для удобства сопоставления, расчет некоторых показателей производится в стоимостном выражении.

Для оценки местоположения предприятия используется показатель местонахождения (П М ). Значение данного показателя позволяет сравнивать транспортные расходы предприятий-участников корпорации и более грамотно планировать процесс функционирования.

,

где

Ц i – цена доставки от предприятия до i-того транспортного узла;

n – количество транспортных  узлов, на которые может быть  доставлена продукция предприятия  для последующей отправки потребителям.

Показатель степени известности (С И ) позволяет в цифровом выражении оценить эффективность маркетинговой политики предприятия, а также долю занимаемого предприятием рынка выпускаемой продукции. Если значение показателя С И равно 1, изучаемое предприятие является монополистом по данному виду продукции. Степень известности измеряется по формуле:

,

где

Кп – количество предприятий, сотрудничающих с изучаемым предприятием;

Ко – количество предприятий-потребителей вида продукции, производимого изучаемым предприятием.

 Качество и количество производственного потенциала и технологического оборудования можно измерять с помощью показателя степени износа нематериальных активов и оборудования соответственно, а также с помощью коэффициента выбытия и коэффициента обновления соответствующих компонентов необоротных активов.

Длительность изготовления вида продукции определяется по технологическим  нормам изготовления единицы продукции, затем длительность изготовления единицы  умножается на количество единиц в  отгрузочной норме (вагон, контейнер  и т. Д.).

Качество продукции определяется коэффициентом возврата (К возврат ) и вычисляется как соотношение затрат на ремонт или замену продукции, возвращенной потребителями, как некачественной, и общей суммы отгруженной продукции.

,

где

Зр – затраты на ремонт некачественной продукции;

Зз – затраты на замену некачественной продукции;

ВР – выручка от реализации продукции.

Персонал можно оценить  по средней производительности производственного  персонала, а также по средней  выручке на одного работника. Уровень  расходов определяется по данным финансовой отчетности.

После анализа внутренней структуры предприятий корпорации следует так называемый анализ внешнего окружения, который включает изучение поставщиков и потребителей.

Анализ внешнего окружения В процессе анализа внешнего окружения готовится информация по всем аспектам, связанным с предприятиями поставщиками сырья и потребителями продукции корпорации. Изучение поставщиков сырья проводится с целью выявления наиболее выгодных по критерию «цена на складе предприятия-участника корпорации». Это связано с тем, что отпускные цены у различных производителей отличаются одна от другой. Но выбирать сырье только по отпускной цене ошибочно, поскольку она существенно увеличивается за счет стоимости транспортировки от склада поставщика до склада предприятия-участника корпорации. Таким образом, повысить эффективность производства можно за счет формирования четкой снабженческой политики.

С другой стороны, изучается  спрос на продукцию, производимую в  рамках корпорации. Поскольку, в рамках корпорации производится несколько  видов продукции, основная задача –  разделить продукцию на потребляемую оптовыми и розничными покупателями.

Это связано с различиями в стратегии маркетинга, зависящей  от типа потребителя. Однако и оптовых, и розничных потребителей можно  в целом разделить на несколько  групп (рис. 16).

Рис.8 . Группы потребителей вида продукции, производимого в рамках корпорации

При проведении анализа внешнего окружения также изучаются поставщики сырья, поставщики энергоресурсов, другие контрагенты, а также те аспекты  деятельности корпорации, которые в  основном зависят от внешних по отношению  к корпорации воздействий.

Результаты трех составляющих анализа возможностей используются на следующих этапах управления. В  частности результаты оценки потенциала предприятий-участников корпорации применяются  на этапе планирования, информация о доле рынка используется при  постановке задачи на создание ТЦ.

Таким образом, анализ возможностей корпорации – это начальный этап цикла управления, в соответствии, с результатами которого вырабатывается корпоративная стратегия деятельности.

После анализа возможностей, в соответствии с изученными потребностями  рынка планируются технологические  цепочки, этапу планирования предшествует отбор конкретных предприятий, которые  будут участвовать в производстве определенного вида продукции и составят технологическую цепочку.

Выбор предприятий – потенциальных  участников технологической цепочки 

Для управляющей компании, занимающейся реализацией цикла  управления эффективностью одним из главных аспектов организации ТЦ несомненно является процесс отбора предприятий-смежников в рамках ТЦ.

Отбор смежников (контрагентов) – это процесс изучения исходных данных о функционировании каждого  конкретного предприятия-потенциального смежника. Отбор контрагентов проводится в целях достижения максимальной эффективности функционирования конкретной ТЦ и, как следствие, корпорации в целом.

Для анализа используется информация, полученная в ходе анализа  возможностей, а также делаются вычисления необходимые с точки зрения сопряжения предприятий в технологическую  цепочку.

По результатам анализа  проводится конкурсный отбор контрагента  из числа потенциальных кандидатов. Цель отбора – включить в технологическую  цепочку те предприятия, которые  в совокупности дадут наибольшую эффективность функционирования. Таким  образом, если все корпоративные  технологические цепочки будут  иметь максимальную эффективность, то и эффективность функционирования корпорации будет максимальной. Для  отбора контрагентов используется набор  показателей, имеющих одну общую  черту – все используемые на данном этапе показатели базируются на изучении выручки от реализации.

Одним из основных показателей  является так называемое корпоративное  участие (КУ):

,

где

ВР – выручка от реализации продукции, которая может быть использована в рамках ТЦ;

З – затраты на производство продукции, которая может быть использована в рамках ТЦ (себестоимость) (руб.);

ДТЦ – длительность технологического цикла производства продукции, которая  может быть использована в рамках ТЦ (дни).

Таким образом, экономический  смысл КУ – эффективность участия  каждого предприятия в производстве продукции, которая может быть использована в рамках корпорации.

Для оценки эффективности  использования предприятием своего оборудования используется показатель фондоотдачи (Ф), который показывает количество выручки, полученное на единицу  стоимости основных средств.

,

где

ВР – выручка предприятия  от реализации продукции за исследуемый  период;

ОС СР – средняя стоимость основных средств за исследуемый период:

,

ОС НП – стоимость основных средств на начало периода;

ОС КП – стоимость основных средств на конец периода.

Наряду со значениями корпоративного участия и фондоотдачи руководство  корпорации должно иметь представление  о качестве управления предприятием – потенциальным участником ТЦ. Сделать это можно, оценив качество управления:

,

где

К УПР – коэффициент качества управления;

З УПР – совокупные затраты на управление.

Эффективность использования  оборотных средств характеризуется  их оборачиваемостью. Оборачиваемость  оборотных средств исчисляется  продолжительностью одного оборота  в днях (оборачиваемость оборотных  средств в днях) или количеством оборотов за отчетный период.

Анализ оборачиваемости  включает:

  • анализ оборачиваемости текущих активов;
  • анализ оборачиваемости текущих пассивов;
  • анализ “чистого цикла”.

Для анализа оборачиваемости  рассчитываются следующие показатели:

Оборачиваемость активов (Оа) – показывает, сколько раз за период “обернулся” рассматриваемый вид актива (А):

,

где

,

А НП – значение актива на начало периода,

А КП – значение актива на конец периода.

База для расчета оборачиваемости (числитель приведенной выше формулы) для каждого элемента текущих  активов может быть разная: для  дебиторской задолженности –  выручка от реализации, для товаров  – покупная стоимость реализованных  товаров, для незавершенного производства и запасов – себестоимость  реализованной продукции.

Период оборота активов (Поа) показывает какова продолжительность одного оборота актива в днях (срок “бездействия”):

.

Сумма периодов оборота отдельных  составляющих текущих активов, за исключением  денежных средств составляет “затратный цикл” предприятия.

Информация о работе Формирование системы корпоративного управления организации в рыночных условиях на примере