Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:27, дипломная работа
Актуальность темы исследования определяется постоянно усиливающимся влиянием крупного корпоративного капитала на экономические, политические и социальные процессы в России, где большинство российских предприятий ранее функционировали в системе, которая не была приспособлена к условиям рыночного хозяйства.
Введение 6
Глава 1 Теория корпоративного управления. 10
1.1Понятие и признаки корпорации 10
1.2 Цели корпорации и типы корпоративного объединения 12
1.3Цели объединения предприятий в корпорации и процесс функционирование корпорации 15
Глава 2 Система корпоративного управления предприятием как объект исследования. Формирование Россиской систем корпоративного управления предприятием в рыночных условиях. 44
2.1Корпорация как организационно – правовая форма организаций бизнеса. 44
2.2Теоретические основы формирование системы корпоративного управлении 49
2.3 Проблемы становления и специфики задач корпоративного управления в рыночных условиях 54
2.4Анализ международного опыта функционирования систем корпоративного управления 64
2.5 Оптимизация структуры акционерного капитала предприятия и достижения баланса интересов участников корпоративного отношения 72
2.6 Достижение баланса интересов участников корпоративных Обеспечение эффективности корпоративного контроля над деятельностью менеджмента предприятий. 77
Глава 3 Корпоративное управление на примере ОАО «МТС» 87
3.1 История компании 87
3.2 Положение компании в рыночных условиях 88
3.3 Корпоративное управление 90
Заключение 96
Список литературы 99
Приложение 100
Период оборота предъявленных счетов (кредит поставщиков) и период оборота авансов и предоплат (кредит покупателей) рассчитываются по формулам аналогичным периодам оборота активов. Период оборота прочих текущих пассивов определяется экспертным методом, исходя из частоты выплаты заработной платы и налогов. Сумма периодов оборота текущих пассивов составляет “кредитный цикл” предприятия.
Разность между “затратным циклом” и “кредитным циклом” составляет “чистый цикл”. “Чистый цикл” – важнейший показатель, характеризующий финансовую организацию основного производственного процесса. Рост этого показателя свидетельствует о росте потребности в финансировании со стороны внешних по отношению к производственному процессу источников (собственный капитал, кредиты). Отрицательное значение “чистого цикла” может означать, что кредиты поставщиков и покупателей с избытком покрывают потребность в финансировании производственного процесса и предприятие может использовать образующийся излишек на иные цели, например, на финансирование постоянного капитала.
Таким образом, после проведения анализа отчетности предприятий – потенциальных участников ТЦ можно из всей совокупности выбрать те предприятия, участие которых в ТЦ представляется целесообразным. После принятия положительного решения с контрагентом заключаются договора об участии контрагента в ТЦ.
ГЛАВА 2 СИСТЕМА КОРПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ КАК ОБЬЕКТ ИСЛЕДОВАНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОЙ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ.
2.1 Корпорация как организационно –правовая форма организация бизнеса.
Реформирование экономики
в Россий и интеграций в мировое
конкурентное рыночное пространство потребовали,
прежде всего, осуществить трансформацию
отношений собственности, так как
именно установление прав собственности
и изменение отношений
Один из наиболее ярких проявлений в ходе рыночной трансформаций российской экономики является развитие корпоративных структур, которые возникли после приватизаций и стали одной из несущих конструкций в хозяйственной жизни Россий. По нашему мнению, зрелость и организованность корпораций, а так же качество корпоративного управления в решающей степени определяют перспективы устойчивого развития отечественной экономики, обеспечение эффективного экономического роста, основанного на конкурентоспособности основных субъектов экономики.
В последнем десятилетие ХХ веке в российской экономике термины «корпорация» и «корпоративного управления», «корпоративный менеджмент» стал все чаще использоваться, постепенно формируя представление об одном эффективном управление в Россий.
Для начала целесообразно рассмотреть понятие корпорация, проанализировать принцип, присуще современным корпорациям и определять конкурентные преимущества корпоративной формы организаций бизнеса.
Понятие корпорация в России трактуются весьма неоднозначно.
Корпорация – организация, поставившая перед собой цели, действующая на общественное благо, обладающие определенными правами, являющиеся юридическим лицом, действующая на постоянной основе и несущая ограниченную ответственность.
История понятия «корпорация» происходит от латинского «corporation», что значит объединение. Для сегодняшней российских условий более подойдет, определение корпораций, данное американским писателем конца ХIX – XX
Абзом Бирсом : « корпорация хитроумное изобретение для получение личной прибыли без личной ответственности, особенности, когда акционеры – это ротозей, которые смотрят, как уплывают их денежки».
Причина здесь состоит, прежде всего, несформированном чувстве собственника как у владельцев, выполняющих одновременно функций высших управляющих, так и у мелких акционеров, которым присуще и профессиональная некомпетентность в вопросах видения бизнеса, и не желание глубоко вникать в проблемы работы корпораций.
По мнению ряда экономистов, корпорация характеризуется пятью основными признаками, по которым та или иная организация относится к группе корпораций и являются наиболее привлекательными для инвесторов:
Первые две характеристики проводят грань, отделяющею ответственность корпораций от ответственности ее отдельных членов. То, что принадлежит корпораций, может не принадлежать ее членам, и та ответственность, которую несет корпорация, может не быть ответственностью входящих в него лиц. Мера ответственности индивидуальных инвесторов ограничена объёмом их вклада в корпорацию; соответственно их возможные потери не могут быть выше их вкладов.
Распространение корпоративной формы ведения бизнеса позволяет инвесторам диверсифицировать риск инвестирования: чтобы не «класть все яйца в одну корзину», они могут одновременно установить в целом ряде компании. Благодаря этому, корпорации получают значительные финансовые ресурсы, необходимые при современных масштабах экономики, а так же могут принимать на себя риск, уровня которого недоступен для каждого индивидуального инвестора в отдельности.
Вместе с тем, преимущество ограниченной ответственности достигается за счет утраты части контроля за, деятельностью компании. Корпорации передают право управлять текущим операциями компании менеджерам, а потом акционеры компании делегируют право принимать решение по целому ряду аспектов деятельности корпораций директорам и менеджерам – за исключением решении принципиальной важности. В условиях значительной распыленности капитал корпораций, то есть когда корпорация основана большим количеством акционеров, каждый который владеет лишь незначительной частью капитала компаний, «уступка» акционерами рычагов контроля за ее деятельностью приводят к разделению функций владению и разделению. Для крупных корпораций открытого типа данная распыленность капитала является, скорее, нормой, чем исключением.
В США в настоящее время действует более 3 млн. корпораций, составляющих 20% всех фирм страны и охватывающих 90% совокупность объема товаров и услуг.
В силу того, что понятие «корпорация» не имеет официального оформление в Россий, отечественные исследование исследователи придерживаются различных взглядов на понятие рамки этого термина. Так, например, И. Храброва приводит ряд точек зрения, согласно одной из которых к корпорация относятся все коммерческие организации, основаны на членстве, другой – лишь хозяйственные общества и товарищества, третье – только акционерные общества, четвертой - хозяйствующие субъекты, образованными несколькими юридическими лицами.
В исследовании акционерное общество рассматривается как ограниченная и наиболее адекватная организационно – правовая форма существования и развитие корпорации, привлекающие акционерный капитал. Формально понятие «акционерное общество» и «корпорация» можно рассматривать как тождественные. Однако нельзя смешивать организационно – правовую форму и экономическое содержание корпоративного бизнеса. В связи с этим различают частные корпораций, существующие в форме закрытых акционерных обществ, и публичных корпорациях, действующие в форме акционерных обществ открытого типа. Корпорация как современная форма организации крупной бизнеса ограничено, связана с теми правовыми, экономическими и финансовыми возможностями, которые создают в рамках открытого акционерного общества.
В исследовании используются более широкая трактовка понятии корпораций, а именно: корпорация есть особая форма организации предпринимательской деятельности, регламентируемая специальным законодательством, которое закрепляет отделение ответственности корпораций от ответственности ее совладельца, то есть предоставляет корпораций статус и права самостоятельного юридического лица и обладающая как самостоятельный экономический субъект определёнными правами, привилегиям к обязанности.
В Российских условиях быстрое появление корпоративных форм бизнеса было связано с программой приватизаций государственных предприятий, обеспечивающая переход государственных собственности к частным лицам.
Конкурентные преимущества корпораций, которые способствовали их широкому распространению и обусловили доминирующую роль этой формы организации бизнеса в развитие страны. В современных условиях проявляется в следующем:
2.2 Теоретические основы формирования системы корпоративного управления.
В основе формирование системы корпоративного управления лежит теория агентских отношений, заключающая, что источником агентских проблем в современной корпорации является разделение фигуры предпринимателя на фигуру владельца или акционера компании и фигуру менеджера или управляющего делами компании. Принципом является акционер, а агентом – менеджер. Исследователи Ю. Фарам и М. Джонсон утверждают, что контроль за действиями менеджеров важен, тик как они инициируют и воплощают в жизнь решения, но не несут основной риск этих решений, в том числе финансовые.
Агентские теория строится на предложении, что агенты, нанятые принципалами, действуют так , чтобы максимизировать полезность для себя, а не для принципала. Это происходит в ситуации, когда последствия экономических действий агентов ложатся на них не полностью, существенная часть приходится на долю принципала, то есть агент делит риск своей деятельности с принципалом. Начало рассмотрения проблемы « принципал – агент» или, как ее еще называют, агентской проблемы было положено исследованиями конфликтов интересов агента и принципала через различие их функций полезности. В последствий в модель отношений агента и принципала было добавлено, что агенту для действий в интересах принципала нужно прилагать усилия, которые обладают для него отрицательной полезностью, что усилило конфликтность.
Конфликт интересов агентов и принципалов возможен лишь при условии информационной асимметрий или неполных контрактов между агентом и принципалом. Асимметричная информация означает, что агент обладая информационным преимуществом по сравнению с принципалом. Принципал не может в чистом виде вычленить и оценить усилия агента, а так же их последствия, например. Ответить на вопрос: в результате чего ухудшилось положение в компании – в результате действий менеджеров или объективных причин. Например, менеджеры прогнозировали улучшение конъектуры рынка и, исходя из этого, инвестировали значительные средства в расширение производства. Между тем произошло ухудшение, и инвестиции не окупились. Спрашивается, ошибка ли это менеджеров или тут сказались внешние обстоятельства, которые невозможно рационально прогнозировать? Что если, расчеты делались исходя из наиболее вероятного сценария развития, а реализовалась наихудшие? Как вообще можно оценить грамотность принятия решений в условиях неопределенности, когда используются вероятностные методы?
Итак, первая сложность состоит в том, что невозможно выделить ответственность агента в чистом виде. Соответственно, невозможно составить такой контракт между агентом принципалом, в котором вознаграждение агента зависело, было только от его усилий. Иными словами, в трудовом соглашении с менеджером нельзя записать, что его вознаграждение зависит от той части изменения цены акций компании, которая вызвана непосредственно действиями самого менеджера.
Вторая сложность в
том, что даже если действия
агентов и их последствия